О чем говорил Заратустра? Зороастризм

Фравахар (Фраваши) — главный символ зороастризма.    Атар- Вечный огонь зороастрийцев

В конце 1958 года, я бвл назначен старшим помощником на танкер Житомир". Первый рейс, после постройки. танкер совершил в  Индию, в порт Боибей. Сейчас это Момбаи. В Индии я был впервые.  В Бомбее, выгрузка заняла два дня.
Для желающих 1-й пом. капитана (помполит), за культфонд организовал экскурсию по Бомбею. Гидом был индус-переводчик. Нам показали Ворота Индии –Триумфальную арку,  которая была построена в 1924 году в честь визита в Индию короля Георга V и королевы Марии, на холме Малабар - парк «Висячие сады», «Башню молчания», где парсы (выходцы из Ирана) хоронят своих умерших. Согласно зороастризма- религии парсов тела умерших людей, являются источниками нечистот, из-за чего они не должны  соприкасаться с огнём и землёй. Поэтому парсы помещают тела умерших в специальные круглые башни, которые называют дахмы или башни молчания. Там тела разлагаются и поедаются падальщиками-грифами. Уже впоследствии я прочитал книгу
Елены Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», где подробно описывались «Башня молчания» и ритуал похорон.

Дахма круглое башенное сооружение, используемое в зороастрийской религиозной традиции для погребальных практик. В просторечии также именуется «башня молчания». На вершине таких башен выставляются трупы, которые обычно
расклёвывают хищные птицы. Строительство башен молчания связано с положением в зороастризме,  согласно которому «нечистое» мёртвое тело не должно предаваться ни земле, ни огню.
Зороастрийцы верят, что земля, огонь и вода являются священными элементами, и поэтому не загрязняют их, хороня, сжигая или отдавая своих умерших воде. Вместо этого они кладут свои мертвые тела в башню молчания, позволяя стервятникам пожирать трупы. В центре башни находится яма, известная как Остудан, куда помещают оставшиеся кости после того, как с них  сняли плоть. Эта практика была запрещена в Иране с 1966–1967 годов. С тех пор в башне молчания не помещают ни одного тела.

 Зороастризм — одна из древнейших религий.  Свое название она взяла по имени основоположника пророка Заратушты.
Древние греки знали его как мудреца — астролога и стали называть его Зороастра (в переводе с греческого» астрон» — «звезда»), а его учение зороастризм.
Его учение зафиксировано в Авесте, считающейся одним из древних  восточных священных писаний.
В древнем мире это была официальная религия Персии (Древний Иран).
Зороастризм (от имени Зороастр — греческая передача имени Заратуштры) — древняя религия иранских народов, зародившаяся в первом тысячелетии до нашей эры и распространившееся на территории Ирана и в сопредельных областях Афганистана и
Средней Азии. Сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. до нашего времени.
Гебры; (перс, gabr, от араб. kalr., kafir - неверный). 1) огнепоклонники, последователи персид. мудреца Зороастра.
2) так магометане назыв. всех, кто не исповедует их религии. Парсы — последователи зороастризма в Индии . Группа иранских зороастрийцев эмигрировала из Персии, спасаясь от религиозных преследований со стороны мусульманского большинства после арабского завоевания.

Заратуштра
Заратуштра (авестийский Zara;u;tra,  или Зороастр (от греческого ;;;;;;;;;;, латинский Zoroaster) — легендарный основоположник  зороастризма. Первые упоминания о Заратуштре находят при царе Дарий Гистаспе (в начале V века до нашей эры),  который сделал зороастризм государственной религией Персии.

Известно, что Заратуштра происходил из бедного и незнатного рода Спитама. Его имя означало «обладающий золотистыми (жёлтыми) верблюдами» («зар» — «золотой, жёлтый» и «уштра» — «верблюд»). В пехлевийской литературе продвигается божественное происхождение Заратуштры. Несмотря на признание его рождения от земных родителей, данные источники рассказывают, как божество, олицетворяющее божественную благодать, спустилось на Землю, соединилось с будущей матерью Заратуштры и оставалось в ней до дня рождения ребёнка.

О себе Заратуштра упоминает в Гатах как о священнике. То есть, по обычаям того времени, Заратуштра должен был начать обучение «священству» (в восточном понимании — учительству, навыкам духовного руководства для людей) в семь лет и заучивать  наизусть основные обряды, положения веры, изречения мудрецов прошлого, так как на рубеже второго-первого тысячелетий до нашей эры письменности у иранских племён не было. С наступлением зрелости, в пятнадцать лет, Заратуштра стал «священнослужителем-жрецом», и его последующая жизнь, по легенде, была наполнена поисками истины.
Он странствовал по миру, был свидетелем несправедливости, при которой чувствовал своё бессилие. И это породило его желание установить божественный порядок, одинаковый для всех, как для сильных, так и для слабых. В 30 лет он обосновал свою веру.

Последователи зороастризма верят в божественное  возникновение учения. В одной из Гат сказано, что Заратуштра, участвуя в весеннем празднике, отправился на рассвете к реке за водой для приготовления священного напитка. Он вошел в реку, чтобы взять самую чистую воду из середины реки, и оттуда увидел идущего по берегу сияющего мужчину, который открыл себя как «Благую Мысль» и велел ему идти за ним на собрание «Бессмертных Святых». Когда Заратуштра приблизился к ним, то увидел исходящее от них очень яркое сияние. «Бессмертные Святые» посвятили его в новую веру.

Десять лет Заратуштра проповедовал среди соплеменников. Первоначально ему последовал лишь его брат, но потом к ним присоединились и другие люди. Представители старой веры стали его активно притеснять, в итоге Заратуштра был вынужден уйти в соседнюю страну (к предкам персов), где местный правитель иштаспа принял его новую веру.

Заратуштра не призывал к аскезе, а самым действенным оружием против всех злых сил он считал молитвы[ Он имел трёх  жён и бесчисленных потомков[ Погиб Заратуштра, по легенде, в 77 лет от удара в спину кинжалом, который нанёс ему  враждебный жрец, противник новой веры.

Среди античных и, позднее, византийских авторов авторитет Заратуштры был достаточно высок. Его имя на греческий манер (Зороастр) стало ассоциироваться со звездой («астрон»). В античных источниках Заратуштра изображается мудрецом-астрологом и звездочётом. Также известно большое количество сочинений по астрологии, магии, философии, земледелию, которые их авторы приписывали Заратуштре, чтобы увеличить престиж своих творений в глазах читателей.

Авеста
Авеста - это священное писание зороастрийцев. Название «Авеста» происходит от среднеперсидского «араstак», п-е «awastay» — «основа» (по другим толкованиям, «установление», «предписание», «восхваление») Основа Авесты представляет собой набор из 5 поэтических песен (гимнов), которые называются Гаты. Их создание приписывают самому Заратуштре[. Постепенно вокруг Гат накопилось много других текстов, которые также на протяжении многих веков передавались изустно. Когда зороастризму был придан статус официальной религии, потребовалась их ё письменная фиксация. Для записи Авесты использовалось письмо, которое восходило к арамейской графике и обслуживало среднеперсидский язык. Провозглашённый культ авестийских текстов позволил кодифицировать (придать статус нормы) язык Авесты[.
Авеста считается не только священным писанием зороастрийцев, но и зафиксированным источником права (уголовного, гражданского, семейного, военного, административного), в первоначальном виде возведенного в ранг божественных законов, которые затем приобрели статус закона государственного].

Боги в зороастризме.
Агура Мазда – бог мудрости и воплощение всего светлого, что есть на свете. Согласно верованиям зороастризма он абстрактная всесильная сущность, как бог в христианстве. И точно так же имеет антагониста – злого духа Ангро Майню. Первый правит на небесах, а второй – под землей.
Основная идея зороастризма — зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, жизни и смерти. Олицетворением положительного начала является Ахура-Мазда, отрицательного — Анхра-Майнью.  Ахура Мазда как верховный бог в зороастризме предстает как Мудрый Творец, создающий мысли и сознание. По канонам зороастрийцев, Ахура Мазда создал всё вокруг, разделив духовный и материальный миры.  Агура Мазда создал 6 бессмертный святых духов, вместе с которыми он создал 7 творений, из которых сложился мир: огонь, воду, землю, воздух, растения, животных и людей.

Человек в этой борьбе является личностью, обладающей свободой выбора, способной влиять на торжество мировой справедливости. Праведный образ жизни признаётся главным долгом человека и основным средством для достижения индивидуального спасения в будущей жизни. В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты. Она превозносит брак, осуждает аскетизм и посты так же, как и блуд или прелюбодеяния[.

Учение Заратуштры было не просто религиозным учением, а универсальным, ориентированным на реформу общины в целом.
Оно упорядочивало комплекс проблем мировоззрения и структуры жизнедеятельности общества той эпохи.
В Х главе книги «Яшты» приводятся суждения, касающиеся таких традиций, как почтительное и уважительное отношение к женщинам, их правам, неприкосновенность семьи, долг родителей перед детьми, заключающийся в подготовке их к созданию
 семьи и собственного хозяйства. Согласно установкам зороастризма, холостяцкая жизнь не приветствовалась. Судьба потомства считалась долгом как для мужчины, так и для женщины. Особо отмечалось, что каждый мужчина лично ответственен перед
обществом и семейным коллективом. Осуществляя заботу о семье, человек должен неустанно трудиться на своей земле, добывать всё необходимое честным трудом.

Согласно учению Заратуштры, изложенному в Гатах, существует Даэна — олицетворение внутреннего духовного мира человека или общины в целом (можно сказать, что Даэна — некий дух, сопровождающий человека и имеющий отдаленное сходство с
библейским понятием «душа»). После смерти каждый человек встречает свою Даэну при входе в загробный мир, и она предстаёт в виде прекрасной девы или уродливой старухи, — в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни.
В более поздней древнеиранской традиции, в частности в Младшей Авесте, вместо Даэны упоминаются духи предков (Фраваши).

Теоретически посмертная участь человека жёстко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших принято молиться и совершать богослужебные обряды. Согласно учению Заратуштры, блаженная
«вторая жизнь» наступит на земле, где будут править справедливые цари (саошйанты)[

Три морально-этических принципа зороастризма выражаются тремя авестийскими словами: Хумат — «Благая мысль», Хукст  «Благое слово» и Хуварст — «Благое дело». Эти три слова определяют три вселенских начала, лежащих в основе мира, и связаны
с тремя формами мира: миром духа (Меног), миром души (Ритаг), миром физических тел (Гетиг). Для праведного человека, ведущего борьбу со злом, обязательными являются три правила: Добрая мысль, Доброе слово, Доброе дело.

В зороастризме существует легенда о Спасителе, который родится от семени пророка, хранящегося в глубинах одного горного озера.
 Когда приблизится «конец времён», в этом озере искупается смертная девушка и забеременеет. Родившийся таким образом Спаситель и перевесит чашу весов в пользу добра.

После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). При этом зороастризм вбирал в себя элементы других религий. Восстановилось почитание некоторых древних богов (Митра, Анихита), которым вновь стали приносить жертвы.
Хотя сам Ахура-Мазда по-прежнему считался великим богом, возвышающимся над другими богами.
Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553—330 до нашей эры), получила отражение в позднейших частях Авесты[30]. В это время религиозные тексты, передававшиеся изустно, стали записывать.

Поход Александра Македонского на Восток привёл не только к падению ахеменидской империи, но и распространил идеи эллинизма на её землях.
При Селевкидах (323—248 до новой эры) и парфянской династии Аршакидов (248 до новой эры — 224 новой эры) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке[31]. С начала новой эры зороастризм начал постепенно приобретать свой законченный вид, формируясь в борьбе с эллинистическим язычеством и иудаизмом. В то же время,
 влияние иранских культов, в частности культа Митры, проникло далеко на Запад. Эти культы были довольно популярны в языческом Риме.

При Сасанидах (226—652 нашей эры) зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на
пехлевийском языке[ Считается, что именно в этот период было завершено становление зороастризма, по всей стране воздвигались зороастрийские храмы и алтари огня.

В VII—VIII веках Сасанидский Иран был завоеван арабами-мусульманами, включившими его территорию в состав Арабского халифата.
С IX века аббасидские халифы начали тотальную насильственную исламизацию населения.
Изменилась вся культура Ирана, включая язык (новым языком стал фарси, заменивший собой среднеперсидский язык Авесты).
В X веке часть уцелевших зороастрийцев бежала в Индию, где их колония сохранилась и по сей день. В Индии их стали называть «парсы»  (то есть «выходцы из Фарса» — центральной иранской провинции).

В Иране зороастрийцы были объявлены неверными («гербами»). Большинство из них были убиты или обращены в ислам.
В XI—XII веках их общины сохранялись в городах Йезде и Кермане, а также в районах Туркабада и Шерифабада.
Однако в XVII веке шахи Сефевидской династии выселили зороастрийцев из большинства этих районов.
Кроме того, зороастрийцам было запрещено заниматься целым рядом ремёсел. После исламской революции в Иране и принятия в 1979 году исламской конституции зороастрийцы были официально признаны религиозным меньшинством. В настоящее время, несмотря на существование многих ограничений в политической жизни, община в целом не подвергается преследованиям.
роастризм в настоящее время является национальной религией небольшой группы людей, в мире сегодня насчитывается не более 130 тысяч последователей зороастризма. Большинство из них проживает в Индии (80-100 тысяч). Часть образует замкнутую этно-религиозную группу в Иране (12-50 тысяч). Небольшая колония парсов находится в Пакистане (5-10 тысяч).
В англоязычных странах проживает около 3 тысяч зороастрийцев, в Шри-Ланке — около 500 человек. Также существуют зороастрийские общины в Европе, Латинской Америке и некоторых других странах.

Зороастризм оказал влияние на все мировые религии. По христианскому преданию, упомянутые в Евангелии волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу, были именно зороастрийцами. Некоторые из традиций зороастрийцев прижились и в новых
 исторических условиях, например, празднование нового года, Новруза, которое приходится на 21 марта.

Гёте, посвятил зороастризму раздел в сборнике стихов «Западно-восточный диван». Элементы персидской культуры и непосредственно зороастризма упоминал Томас Мор в романтической повести «Лалла-Рук», написанной в 1817 году.
Зороастру посвящена одноимённая опера Жана-Филиппа Рамо (Zoroastre, 1749), ставшая первым воплощением зороастрийской  легенды на оперной сцене.

Философ Фридрих Ницше использовал идеи зороастризма и элементы древнеиранской культуры в своём философском романе «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», написанном в 1883—1985 годах. В романе главный герой носит имя
пророка Заратустры. Под впечатлением от книги Ницше немецкий композитор Рихард Штраус сочинил одноимённую симфоническую поэму.

Зороастрийские мотивы есть в различных произведениях современной культуры, не только в узбекской или таджикской, но также и в западной: например, в фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» в качестве саундтрека используются отрывки
из симфонической поэмы Штрауса «Так говорил Заратустра». Элементы верований зороастрийцев включены в сагу «Игра Престолов» Джорджа Р. Р. Мартина. Легендарный герой-мессия из серии книг носит имя Азор Ахай, вдохновленное зороастрийским богом Ахура-Маздой. Ещё одно произведение массовой культуры, связанное с зороастризмом — серия комиксов Marvel о вымышленном герое Конане за авторством Роя Томаса. В 11-й части комикса «Giant-Size Conan» были впервые представлены язаты — персонажи из персидской мифологии, младшие боги-порождения Ахура-Мазды в зороастризме. Некоторые современные бренды также берут свои названия из зороастрийских верований. Например, японская автомобильная компания Mazda названа в честь бога Ахура-Мазды, а французский дом моды ;;Zadig & Voltaire получил свое имя в честь повести Вольтера «Задиг, или Судьба»[34].

В русской литературе герой поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах» (1915) называет себя проповедующим «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой», а в романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» Остап Бендер бросает фразу: «Набил бы я тебе рыло,… только Заратустра не позволяет».

Обряды
Наиболее важными ритуалами и праздниками зороастризма являются обряд принятия зороастризма (сэдрэ пуши), ежедневное пятикратное чтение молитв (гахи), свадебный обряд (гавахгиран), обряд посвящения (нозуди), зороастрийская литургия (ясна),
новый год (новруз) и другие. Большое значение уделяется ритуальной чистоте, которая достигается посредством ряда специальных ритуалов и омовений. Обряды очищения существуют практически для каждого случая жизни[24].

Символы зороастризма

Фравахар (Фраваши) — главный символ зороастризма. Это изображение святого духа, присущего каждому живому организму. Изначально представлял собой «окрылённое солнце».

Огонь
Вечный огонь зороастрийцев  храниться в Храме Огня в Йезде, Центральный Иран
Мнение, что зороастрийцы огнепоклонники (то есть поклоняются огню, как богу) ошибочно. Солнце они почитают как наиболее
прекрасное после человека творение, а огонь — как чистейший из всех элементов[25]. Зороастрийцы видят проявление бога в мире
в огне, причем разновидностей этого огня для последователей религии существует много. Огонь, который есть в человеке, огонь в
растениях, огонь домашнего очага, огонь молнии, наконец, священный огонь, который помещают в алтарь и которому поклоняются. Издавна строили храмы огня, в некоторых он поддерживается уже столетия. Храмовый огонь имел особую святость и побуждал верующих к глубокому почитанию. Огонь — вечный символ жизни и смерти, возникновения и разрушения форм, символ той силы, которая порождает жизнь во всем её многообразии, во всей её сложности и красоте.

Белая рубаха
Символом зороастрийца является нижняя белая рубаха (седре, судра), имеющая 9 швов, и тонкий пояс (кошти), сплетённый из 72 шерстяных нитей. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Белая рубаха символизирует защиту души от зла и соблазнов, а пояс — связь с Ахура-Маздой и всем его творением. Зороастризм предписывает носить рубаху и пояс,  по возможности, всегда, и постоянно поддерживать их в чистоте. Допускается наличие сменного комплекта.


Духовный центр зороастризма  находиться  Иране, в городе Йезд, там же находиться храм огня иранских зороастрийцев-ь .Аташкадех (перс.  Ateshkade-e Yezd)  В нём хранится священный огонь--  Аташ Бахрам священный огон  зороастризма
Священный огонь горит уже более 1500 лет.  Изначально он был привезён из Атешкаде Кариян в Ларестане (провинция Фарс) в город Агда (провинция Йезд) и находился там в течение 700 лет. В 1143 году из Агды был перевезён в город Ардокан (провинция
Йезд) и находился там в течение 300 лет. В 1473 году огонь перевезли в город Йезд, где он сначала хранился в доме известного зороастрийца по имени Мубад Тирандаз Азаргошасаб. В 1934 году огонь был перевезён во вновь построенный Храм огня
(Аташкадех). Храм огня , предназначен  для отправления культа в зороастризме. Священный огонь в зороастризме (атар) является символом ритуального очищения, целью которого и являются многие священные ритуалы зороастрийской религии.
За сохранность огня несёт ответственность специальный сотрудник храма «хирбод» или «хербед». С древних времён эти люди были допущены к исполнению зороастрийского ритуала . Чтобы огонь горел, он ежедневно добавляет сухие куски дерева таких пород, как миндальное и абрикосовое деревья.
В Йезде действует Музей истории и культуры зороастрийцев.

Материал из «Знание.Вики»


Рецензии