Хочу учиться

      Школа в деревне Демьяновка была четырёхлетка. Учителей было двое. Первый и третий классы вела Татьяна Максимовна, а второй и четвёртый – Николай Иванович. Их семья приехала в деревню после войны. Где жили раньше никто не знал. Знали только, что Николай Иванович воевал. На войне был контужен, стал инвалидом, левая рука у него не сгибалась. Война отложила свой отпечаток и на его характер. В обычные дни он был сдержанным, трудолюбивым учителем. Но иногда, выпив лишнего, становился буйным и даже выгонял Татьяну Максимовну из дома. Она подолгу сидела на улице, потом шла ночевать к соседям, а утром возвращалась домой. Жители деревни Николая Ивановича не осуждали, говорили, что это война из него выходит. А вот учительницу жалели.  У Татьяны Максимовны было слабое здоровье, она часто простывала и у неё пропадал голос. Во время уроков она вынуждена была говорить шёпотом, и ученикам приходилось сидеть тихо, чтобы расслышать то, что говорила учительница.
      Первого сентября, когда начались занятия, старший братишка Нади Володька, пошёл во второй класс. Учился он у Николая Ивановича. Надю в школу не пустили, ей исполнилось только шесть с половиной лет и родители решили, что рано учиться. А Наде очень хотелось в школу. Первого сентября она проснулась раньше всех, ещё даже не рассвело. Она тихо лежала в кровати и прислушивалась к тому, что делали на кухне родители. Отец затопил печь, а мать приготовила завтрак – вкусную жареную картошку. Позавтракав отец, ушёл на работу. Разбудив старших братьев Нади, которые учились в соседней деревне, где была школа-восьмилетка, мама накормила их и те ушли. Потом подняла Володьку. Наказав ему не опаздывать на занятия, сама отправилась в школу. Она работала там техничкой и до занятий ей нужно было протопить печь и вымыть полы в классах.
      Дождавшись, когда все уйдут из дома, Надюшка встала, достала из-под подушки азбуку, доставшуюся ей от Володьки, быстро собралась и побежала к зданию школы. Уже начались занятия и во дворе школы никого не было. Надя в нерешительности постояла на крыльце, потом осторожно приоткрыла входную дверь. В коридоре было пусто. Девочка знала, где находится класс, в котором учила первоклассников Татьяна Максимовна и решительно направилась туда. Приоткрыв дверь, она проскользнула в класс и замерла у порога, прижимая к себе азбуку. Татьяна Максимовна повернулась на скрип двери и удивлённо посмотрела на замершую девочку.
      – Ты, Надюша, к маме пришла? – спросила она.
      – Нет, я пришла учиться!
      – Как учиться? – учительница нахмурилась, обвела взглядом притихших учеников и добавила: – Ведь тебя нет в списках первоклассников.
      – Я уже знаю весь алфавит, меня Володька научил! – девочка показала азбуку и звонким голосом добавила: – Я даже читать умею!
      Татьяна Максимовна улыбнулась и сказала:
      – Ну, хорошо, мы сейчас позовём твою маму и спросим у неё.
      – Не надо маму звать, она мне не разрешит, а я не хочу дома сидеть, я хочу учиться.
      Учительница вздохнула, подошла к девочке, погладила её по головке и открыв дверь, позвала:
      – Мария Семёновна, зайдите, пожалуйста, в класс.
      Надя со страхом смотрела на появившуюся в дверях мать. Увидев дочь, та строго приказала:
      – Ты зачем сюда пришла, немедленно отправляйся домой! – и взяв девочку за руку, потащила её к выходу.
      – Нет, не пойду! – закричала Надя, упираясь ногами.
      – Подождите, Мария Семёновна! – остановила женщину учительница. – Давайте, сделаем так. Пусть она останется сегодня в классе, посидит, посмотрит, послушает, а там видно будет.
      Неохотно отпустив руку дочери, женщина неожиданно согласилась.
      – Ладно, пусть посидит!
      Девочка проворно подбежала к первой парте, где было свободное место, села и, сложив руки перед собой, приготовилась слушать учительницу. Татьяна Максимовна кивнула ей и продолжила урок.
      Первый школьный день для Нади прошёл незаметно. Домой она бежала вприпрыжку, размахивая азбукой и весело крича, что она тоже учится в школе. Володька, шедший рядом, поддразнивал её, говорил, что ей быстро надоест учёба и скоро она опять будет сидеть дома, потому что маленькая ещё учиться.
     Родители тоже думали, что Надюшкины походы в школу быстро прекратятся. Но на другой день, едва рассвело, Надя была уже на ногах и вновь оправилась в школу. Так проходили день за днём, а девочка не бросала учёбу. Даже наоборот, училась с удовольствием. Через две недели Надю зачислили в первый класс. И уже к концу первой четверти она стала лучшей ученицей.
     В классе с Надей учился соседский мальчишка Колька Вяткин. Он был старше её почти на год. Учиться Колька не хотел. На уроках не слушал учительницу, мешал вести ей уроки, вертелся, разговаривал, задавал ненужные вопросы, рисовал на парте. А на переменах бегал, дрался с мальчишками, толкал девочек и дёргал их за косички. Татьяна Максимовна старалась не обращать внимания на поведение ученика. Но когда он изрезал пенал и сломал линейку, сидящего с ним мальчика, терпение учительницы кончилось. Она пожаловалась родителям, но те признались, что и сами не могут справиться с непослушным мальчишкой. Тогда она решила пересадить его на первую парту, где сидела Надя. Девочка училась хорошо, и учительница надеялась, что та сможет повлиять на хулигана положительно.
      Сидеть на первой парте Кольке не нравилось. Он раздражённо покосился на девочку, старательно выводившую в тетради прописные буквы и процедил сквозь зубы:
      – Малявка!
      – Сам такой! – огрызнулась Надя, продолжая писать.
      Колька пнул девочку ногой под партой и прошептал зловеще:
      – Я с тобой сидеть не буду!
      – Да и не сиди, очень надо! – Надя со всей силы пнула его в ответ.
      – Ай! – вскрикнул Колька.
      – Что случилось, Коля? – поинтересовалась учительница.
      – Ничего! – буркнул он и взяв в руки ручку начал старательно выводить прописи в тетради.
      Некоторое время слышалось только его сопение. Надюшка закончила свои прописи и повернувшись к мальчику стала смотреть в его тетрадь.
      – У тебя каракули, а не прописи! – презрительно прошептала она.
      – Это у тебя каракули! – не остался в долгу Колька.
      – Нет! – возмутилась девочка. – У меня самые лучшие прописи в классе!
      – Подумаешь, я тоже так писать могу!
      – Не можешь!
      – Захочу и напишу лучше тебя!
      – Не напишешь! – выкрикнула девочка, забыв, что идёт урок.
      Весь класс, затаив дыхание следил за спором, разгоревшимся за первой партой.
      – Что тут за шум? – подошла к ним Татьяна Максимовна.
      – Я прописи пишу, а она мне мешает! – пробурчал Колька.
      – Ты сам себе мешаешь! – поддела его Надя.
      – Как это я могу себе мешать? – Колька недоумённо уставился на девочку.
      – Ты всем мешаешь, поэтому ничего и не умеешь!
      – Я не умею?
      – Да, ты, не умеешь!
      – Да я, да я… – от досады у мальчика в глазах заблестели слёзы.
      – Тихо, ребята! – остановила перепалку учительница и приказала: – Надя, если закончила, то почитай пока букварь, а ты, Коля, пиши дальше!
      После школы Колька догнал Надю и помявшись немного, спросил:
      – А как можно научиться красиво писать?
      – Надо стараться, а не прыгать и мешать всем! – пояснила девочка.
      – Я не прыгаю, просто мне скучно! – мальчик помолчал и добавил: – А ты можешь научить меня писать также как ты?
      – А ты хочешь научиться?
      – Очень хочу!
      – Хорошо, – согласилась Надя. – Приходи сегодня к нам после обеда, будем вместе делать уроки.
     – Я поем и приду! – кивнул Колька, сворачивая к своему дому.
     С этого дня мальчик делал домашние задания всегда с Надей и быстро научился писать красивые прописи. А ещё ему очень понравилось читать. Надя брала у учительницы книжки, которые они читали вслух по очереди, а потом рассказывали о прочитанном друзьям и родным. Учиться им в школе было интересно, и они не заметили, как окончили первый класс.
     Летом, неожиданно для всех, Татьяна Максимовна и Николай Иванович из деревни уехали. Навсегда! Больше всех скучали по ним Надя с Колей.
 



Фото из Интернет


Рецензии