Несколько мыслей об Иране и об индоевропейцах
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
«Иран» означает (через переходную форму «Эран», происходящую от «Арьян») «страна ариев (арийцев)». Что же значит «арий» («ариец») ? Это понятие восходит к исконному значению данного слова в употреблении его древними индийцами и иранцами. У обоих близкородственных народов господствующий слой, древняя военная знать, именовалась «ариями» («арийцами») , то есть «связанными единой, общей кровью сородичами», в противоположность рассматриваемому в качестве расово неполноценного, туземному населению земель, которыми завладели арии. Особенно это характерно для индийцев, говорящих о светлом, «арийском цвете», противопоставляемом ими темному цвету плосконосых туземцев. Иранцы связывают понятие «арийский» с благородным происхождением. Великий персидский царь Дарейявош* (Дарий I) называет себя «арийцем от арийского семени». На скульптурных изображениях, представляющих его самого, его сородичей и дружинников, мы видим персов , мидян (мидийцев) и скифов (саков) как людей с ярко выраженными чертами северной расы (см. фото в заголовке настоящей миниатюры). Выражение «арий» относится и к мидянам (Геродот, VII, 62) , и, вероятно, к скифам, со временем переходя также на их потомков – аланов, имя которых, иным путем, тоже произошло от слова «ариан» («арьян») , и, наконец, на оттесненных на Кавказ, являющихся продолжением аланов, осетин, по сей день именующих себя «ирон» («иронцы») , т. е. «иранцы».
Издавна образовывались также имена собственные, начинающиеся с частицы «ари-» и указывавшие, в первой своей части, на древность происхождения носителя имени, например - Ариарамна (так звали деда Дарейявоша), или Ариапиф (так звали царя скифов, упоминаемого древнегреческим историком Геродотом) . Одного из сыновей Дарейявоша звали Арьямен – это имя очень близко имени древнего, общего иранцам и индийцам бога Арьямана, бывшего, что характерно, изначально богом (чистокровного, равнородного) брака. В Индии Арьяманом называли также жениха, а в Иране, кроме того, еще и сородича. Бог Арьяман почитался и как сведущий в искусстве врачевания целитель-священнослужитель; в последующие времена он почитался у индийцев как предводитель предков, и уже в песнях священного канона индоариев - «Ригведы» - говорится, что его путь пролегает по небесам. Таким образом, преемственность знатных, арийских, родов велась от мира небесного света. Именно в этом смысле Дарейявош именовал себя «арийцем (арием) от арийского семени». Поскольку употребленное им слово «семя» означает, собственно говоря, «искра света»; согласно общеарийским представлениям, семя есть жидкая форма небесного огня. Эти идеи были столь влиятельными, что, через находившийся под арийским и иранским влиянием Восток, еще долгие столетия спустя отражались в сознании и родственных по происхождения народов кельтов и германцев. Доказательством чему служит существование у германцев имени Ариовист, что означает «происходящий от арийского семени» (это имя носил князь свебов, неудачно сражавшийся с Гаем Юлием Цезарем) , и имя гота Ариобинда, что означает «связанный с ариями» (или «союзный ариям») , жившего в V веке п. Р. Х. Оба имени во второй своей части – германские, и образованы таким образом, что свидетельствуют о полном понимании и первой части. Индийцы и иранцы, скифы (саки) на территории позднейшей Южной России, а также пруссы, летты (латыши) , литовцы, славяне, принадлежали к восточной ветви великой группы народов, чью западную ветвь образуют греки, фракийцы и фригийцы, италики, кельты, иллирийцы, германцы. Всех их вместе взятых объединяют, по именам двух наиболее удаленных друг от друга представителей данной группы народов – индийцев и германцев, искусственным названием «индогерманцы» или «индоевропейцы». Долгое время считалось, что родственный и общий всем этим народам народ-прародитель в конце третьего или начале второго тысячелетия до Р. Х. обитал в регионе между Балтийским и Черным морями, со значительными «вкраплениями» своего ареала вглубь Средней Европы. Предполагалось, что в языковом, духовном и расовом отношении этот гипотетический пранарод был единым. Правда, ни один серьезный исследователь и во времена господства «индоевропейской» теории не верил в возможность безусловного и полного расового единства племен, живших на столь большом удалении друг от друга. Однако древнейшие свидетельства отдельных народов, переселившихся впоследствии в свои позднейшие, известные из мировой истории, места обитания, долгое время истолковывались в пользу одинаковых расовых признаков, по крайней мере, у представителей высшего правящего слоя. Считалось, что им соответствовали, например, представления о красоте, характерные для древнейших стихотворцев этих народов, а их произведения изобразительного искусства вплоть до поздних времен весьма точно отображают эти идеалы красоты. В Германии, Австрии и некоторых других странах эта раса именовалась нордической (северной) , поскольку, по мнению многих тогдашних ученых, группа индоевропейских народов, олицетворяющая в наиболее чистой форме и почти что исключительно эти идеалы, в соответствии с изложенными выше соображениями, вероятнее всего еще до начала III тысячелетия до Р. Х. зародилась на Севере Европы (хотя в настоящее время ее обычно размещают на территории обширного прибалтийско-причерноморского региона или даже в степях Центральной Азии, на «арийском просторе», «Арьянам Ваэджа») . Однако по мере своего распространения эти народы в новых местах своего обитания вовлекали в процесс своего развития автохтонные, весьма различные в расовом и языковом отношении, группы местного населения, селились между ними или покоряли их.
Согласно господствовавшим долгое время представлениям, центр тяжести, основное ядро, наиболее активную часть индоевропейских народов составляла изначально не их восточная, проникшая далеко в степи, близкая к странствующим пастухам, или кочевникам-скотоводам, и более молодая в языковом отношении группа, их западная, уже покончившая с застывшими в своем развитии и пришедшими в упадок культурами неолитических земледельческих народов Европы и пробужденная их наследием к новой жизни, чтобы вскоре после этого в образе различных отдельных народов, италиков, греков, фракийцев и фригийцев, а частично – также иллирийцев, проникнуть еще глубже на восток и на юго-восток. Соответственно, роль юго-восточных индоевропейцев столь же важна для мировой истории. Они вторгаются в области одряхлевших городских культур юго-востока и древнего Востока, обновляя их и вселяя в них новую волю.
От восточной группы индоевропейцев первыми отделились индийцы (если не считать их отколовшиеся еще раньше поселившиеся в Хеттском царстве и в других областях Древнего Востока влиятельные группировки, о конкретной роли которых пока что известно все еще не слишком много) . Одно из их племен – «(х) ари» («белокурые») появляются на Ближнем Востоке в 1400 году до Р. Х. в качестве союзного хеттам народа. Однако их соприкосновение с Древним Востоком не было продолжительным. Их основная масса около 1000 года до Р. Х. , судя по всему, продвинулась с северо-запада через Кавказ севернее соляной пустыни (Дешт-и-Кевир) в Афганистан, дойдя до озера (Х)амун, воспетого в древнейших стихотворных частях «Ригведы» и «Авесты», а уже оттуда они завоевали Семиречье. Между тем около 1000 года до Р. Х. первые иранцы, продвигаясь, опять-таки через Кавказ, вдоль Каспийского моря, сокрушили царство Халди (Урарту) у озера Ван (Урмия) и постепенно расселились на всей территории Загроса. Это были мидяне (мидийцы) и персы. Основная группа мидян создали крупные по тем временам государственные образования. Образовались северное мидийское царство со столицей в Рагах (Рее, близ сегодняшнего Тегерана) и южное мидийское царство со столицей в Хагбатане** (современном Хамадане) . В то время как персы еще в 830 года обитали севернее мидян и лишь в начале VIII века до Р. Х. пришли в область, названную по ним Персидой (Персией, Парсуа) . Этому продвижению иранцев то препятствовали, то способствовали вторжения других народов. За иранцами следовали киммерийцы (гимирру, гимиррай) , вытесненные из своих мест обитания у Боспора Киммерийского (Керченского пролива) скифами, а затем, около 670 года до Р. Х. – возглавляемые Прототием (Партатуа) скифы (саки) , оставвившие по себе память в виде таких названий областей Малой Азии, как Сакасена, Скифена и др. Только что сделанное, путем территориального захвата, новым центром дальнейшего распространения арийских племен, Иранское нагорье сразу же оказалось надежным оплотом, на базе которого его отважными обитателями была основана обширная, мировая держава персидского царя Куруша (Кира) II Великого. Уже к 539 году до Р. Х. она простиралась от Индии до Египта и Эллады. Камбуджья II (Камбиз) на некоторое время завоевал также Египет. После кончины Камбиза в Персидской державе вспыхнуло восстание, однако Дарейявошу быстро удалось его подавить (к 519 году до Р. Х. , согласно Багистанской надписи) , надолго обеспечив тем самым существование и единство нового государства.
За быстро сменяющими друг друга внешними событиями, приведшими к этому результату, крылось внутреннее противостояние арийских народов с исконными жителями страны и их одряхлевшей культурой. Хотя иранцы, аналогично индийцам, были не только кочевниками-коневодами, но и земледельческими народами, обладавшими собственной выдающейся культурой и приступившими к покорению новых земель со всем своим движимым имуществом, погруженным на повозки, однако они не знали ни городов, ни царских дворцов, ни изображений богов и разнузданных культов, ни письменности, ни всего , что с этим связано. Напротив, народы Древнего Востока уже на протяжении тысячелетий обладают всеми этими учреждениями. В Междуречье, на Ниле и на Инде, еще в раннеисторический период, что означает, в данном случае, частично еще до наступления IV тысячелетия, возвысили земледельческое поселение до уровня города, из которого царь-священник, от имен городского бога, правит страной и пытается подчинить все соседние города. Царь, жрецы, воины, чиновники, торговцы, ростовщики порабощают горожан, низведенных до уровня подданных, слуг, а земледельцев сельской округи – до уровня крепостных. В метрополии культура давно уже окостенела, превратившись в цивилизацию, в то время как исходившее некогда из этой метрополии могучее движение медленно, но безостановочно на протяжении уже более чем двух тысячелетий распространилась на все средиземноморские земли вплоть до далекого Запада, и, хотя и еще медленнее – вплоть до Севера. В Италии только зарождаются города, когда италики врастают в них; в Эгеиде они еще процветают, когда ими овладевают греки-дорийцы, на Древнем Востоке они уже одряхлели, когда иранцы вдыхают в них новую жизнь. Однако во всех трех областях завоеватели, в сущности, сталкиваются с аналогичными расовыми наслоениями. Ибо через Альпы и Балканы простирается область расселения динарской расы, через Малую Азию, Кавказ и Загрос – близкородственной динарской, переднеазиатской (кавказской) расы, а за этим оборонительным валом на западе располагаются народы преимущественно средиземноморской, на Востоке же – близко родственные им народы ближневосточной (семитской) расы. Однако чем дальше на восток, тем выше внутренняя сплоченность масс пришлых народов, несравненно более могущественных, чем туземцы; иранское, а еще в большей степени – индийское проникновение уводит своих участников несравненно дальше от их исконных земель; пропасть между земледельческо-воинской культурой иранцев и мощной, несмотря на все признаки охватившего ее упадка, городской культурой древнего Востока колоссальна. Рим не мог представляться германцам издалека столь же новым и чужеродным, как персам – Сузы, не говоря уже о Вавилоне. Ибо Рим возрос на основе италийского индоевропейского духа и потому был, несмотря на все различия, в сущности, во многом ближе германцам, в то время как на Древнем Востоке индоевропейские народы до иранского завоевания и создания иранской государственности не успели укорениться. Скорее можно привести в сравнение испанское вторжение в древнюю Америку. Однако почувствуйте разницу! Испанцы, ревнители мрачного христианства, оказались совершенно равнодушными к блеску и величию древнеамериканских культур, разрушенных ими, одержимыми беспощадной алчностью, в то время как иранцы с пониманием и терпимостью отнеслись к иным народам и их культурам, пощадили их и сумели подчинить их своей властной воле, превратив в опоры своей державы.
Здесь конец и Господу Богу нашему слава!
*Наиболее распространенная русскоязычная транскрипция этого имени – Дарайява(х) уш.
**Или Хагматане; грецизированная форма данного топонима - Экбатаны (Экбатана).
Свидетельство о публикации №224062800685