Размышления над Казачьими синодиками

Трехтомный «Казачий словарь-справочник», составленный казаками-эмигрантами Г. В. Губаревым и А. И. Скрыловым, явился знаковым событием в жизни Казачьего Зарубежья. Он был издан в США, в 1966 — 1970 годах. В этом словаре-справочнике нашли отражение национальное самосознание казаков и Закон о пленённых нациях № 86-90, принятый Конгрессом США в 1959 году. В тексте его, среди этнических государств, порабощённых коммунистической Россией, фигурирует страна КАЗАКИЯ! Коммунисты, великорусские шовинисты и пУтриоты третируют это государство как некую "химеру". Тогда как в действительности Казакия есть юридический синоним Юго-Восточного Союза, созданного 3 ноября (21 октября) 1917 года, по инициативе Атаманов А. М. Каледина и М. А. Караулова, столпов Белого движения. К сожалению, формально-антикоммунистический Конгресс русских американцев (КРА) уже на протяжении четверти века пытается пробить отмену Закона № 86-90!

Долог был путь словаря-справочника на многострадальные земли Казачьего Присуда! Лишь в 1992 году на Привокзальной площади Волгограда, в ИПК «Царицын», сделан был репринт «Казачьего словаря-справочника». И в том же году отдельные его статьи были воспроизведены в газетах «Донские войсковые ведомости» и «Терский казак». Это случилось на подъёме казачьего возрождения в России, со всей его неопытностью, неоднозначностью, с глубокими внутренними противоречиями... А ведь мало кто знает, что Георгий Витальевич Губарев на тот момент был ещё жив! Маститый донской патриот окончил свои дни в 1994 году, в возрасте 100 лет. Сколько драгоценных знаний мог БЫ он передать молодым казакам — если б не многочисленные препоны, воздвигнутые сотрудниками КГБ, внедрившимися в казачье движение, чтобы своротить его с благого пути!

Одна из статей III тома КСС посвящена важному историческому документу, утверждённому казачьими организациями не позднее 1969 года (когда был набран этот том, изданный годом позже):

«СИНОДИК КАЗАЧИЙ — список имен выдающихся Казаков, атаманов, вождей и героев, погибших в годы освободительных войн. Их принято поминать во время торжественных заупокойных Богослужений в День Казачьей Скорби 11 февраля по нов. ст. (день смерти атамана Каледина) и в Казачий Траурный день 1 июня (выдача в Лиенце). В эти дни Казаки поминают и молятся за упокой душ всех известных и неизвестных по имени единоплеменников, Казачек и невинных детей, сотнями тысяч погибших во время борьбы за Казачью Идею; героев павших в боях; от ран скончавшихся, при выдачах в Австрии, под пытками, в тюрьмах, в ссылках, в лагерях умученных, от искусственно созданного голода смерть приявших и без обряда погребенных, а в их числе: Алексея Каледина, епископа Гермогена, Анатолия и Ивана Назаровых, Евгения Волошинова, Митрофана и Африкана Богаевских, Петра Краснова, Сергея Павлова, Лавра Корнилова, Григория Семенова, Андрияна Гусельщикова, Константина Мамонтова, Семена Краснова, Андрея Шкуро, Хельмута фон Панвица, Эммануила Семилетова, Федора Назарова, Кузьму Крючкова, Виктора Краснушкина, Федора и Петра Крюковых, Романа Кумова, Ольгу Каргину, Ирину Кочетову, Кондрата Бардижа, Николая Галаева, Николая Рябовола, священника Алексея Кулабухова, Татьяну Бархаш, Николая Бабиева, Михаила Бабыча, Михаила Караулова, Льва Медяника, Эльмирзу Мистулова, Александра Дутова, Ивана Калмыкова, Матвея Мартынова, Бориса Анненкова, Ивана Бирюкова, Ивана Акулинина, Василия Кабаева, Тихона Краснянского, Виктора Зборовского, Николая Краснова, Георгия Татаркина, Сергея Улагая, Сергея Топоркова, Ивана Гулыгу, Луку Быча, Сергея Бочарова, Гурия Фомичева, Ивана Радионова и с ними всех тех, о ком просят помянуть молящиеся.»

Мы должны знать и помнить наших героев, в особенности — героев-мучеников, ибо, как писал анонимный казачий поэт:

Тот по крови казак, кто суровою памятью крепок —
Не простит тех вовек, кто родные станицы терзал!

Примечательно, что если I и II тома КСС были переизданы в Царицыне тиражом 75 000 экземпляров, то III том (РАА — ЯТОВЬ) — всего 20 000. Впрочем, в 2008 году КСС был нефаксимильно переиздан в Москве под названием «Энциклопедия казачества». А поскольку появилось и несколько электронных версий КСС — текст Казачьего синодика 1969 года в настоящее время является общедоступным. Жаль, что так поздно это произошло.

Мы должны знать и помнить наших героев, знать и помнить причины и виновников их страданий. 30 мая 1971 г. на Свято-Владимирском православном кладбище в штате Нью-Джерси была воздвигнута казачья крипта. На мраморной плите начертано:

«Вечная Память Казакам и их семьям, убитым и насильно выданным английскими войсками в мае и июне 1945 г. из города Лиенца в Австрии в СССР»

10 декабря 1974 года казаки Донской станицы им. Атамана Платова в городе Патерсон (Нью Джерси) установили здесь же памятную плиту большего размера «Об упокоении казачьих атаманов и вождей». Помещённый на ней список атаманов, вождей и героев во многом совпадает с Казачьим синодиком 1969 года, но есть и существенные отличия. Анализ надписи привёл меня к выводу, что она является самостоятельным эпиграфическим документом, утверждённым станицей им. Атамана Платова ВНЕ какой-либо связи с синодиком 1969 года.

Основания для такого вывода суть следующие:

1). Различается написание фамилии последнего Кубанского наказного атамана: Бабыч / Бабичь.
2). Различается написание имени генерала Мистулова: Эльмирза / Э. Мурза.
3). Различается написание инициала имени генерала фон Паннвица: Х(ельмут) / Е.
4). Различается написание инициала отчества Кондрата Бардижа: Л(укич) / Я.
5). В КС-1969 Донской атаман Анатолий Назаров упомянут вместе с младшим братом Иваном. В КС-1974 Иван Назаров отсутствует.

Итак — имеются два Казачьих синодика, официально утверждённых организациями казаками-эмигрантов. По моим сведениям, ни один из них не был опротестован ни одной казачьей структурой. И в общем и целом, эти документы выдержали проверку временем.

В 2021 году, в бытность свою судьёй Всеказачьего Общественного Центра, я выступил с предложением утвердить ОБЪЕДИНЁННЫЙ Казачий синодик.

Для него я разместил имена казаков и казачек в алфавитном порядке (ни в КС-1969, ни в КС-1974 алфавитный порядок не соблюдён) — а не в порядке их значимости (каковая будет порождать бесконечные споры) и не в хронологическом порядке (который принципиально неразрешим в тех случаях, когда один из современников родился раньше, а умер позже другого).

Не поднялась у меня рука включить в объединённый синодик имена Тимофея Доманова и Ивана Кононова. Они имеются только в КС-1974. В КС-1969 их нет, и это правильно. Ибо из мемуаров Ольги Ротовой известно, что Тимофей Доманов был в 1945 году разоблачён Андреем Шкуро как агент НКВД. Относительно же Ивана Кононова существуют серьёзные подозрения, что он в период своей службы в РККА участвовал в подавлении Тихорецкого восстания 1932 года (а потом тщательно скрывал этот факт от казаков). Есть и другие тёмные пятна в его биографии.

Итак, мой вариант ОБЪЕДИНЁННОГО Казачьего синодика:

«Помолимся за упокой душ всех известных и неизвестных по имени единоплеменников, казачек и невинных детей, сотнями тысяч погибших во время борьбы за Казачью Идею; героев павших в боях; от ран скончавшихся, при выдачах в Австрии, под пытками, в тюрьмах, в ссылках, в лагерях умученных, от искусственно созданного голода (Голодомора) смерть приявших и без обряда погребенных, а в их числе ОСОБО помянем:

Ивана Акулинина (КС-1969 и КС-1974),
Алексея Николаевича, Наказного Всех казачьих войск атамана (КС-1974),
Бориса Анненкова (КС-1969 и КС-1974),
Николая Бабиева (КС-1969 и КС-1974),
Михаила Бабыча (Бабича) (КС-1969 и КС-1974),
Кондрата Бардижа (КС-1969 и КС-1974),
Татьяну Бархаш (КС-1969),
Ивана Бирюкова (КС-1969 и КС-1974),
Митрофана и Африкана Богаевских (КС-1969 и КС-1974),
Сергея Бочарова (КС-1969),
Евгения Букановского (КС-1974),
Кондрата Булавина (КС-1974),
Луку Быча (КС-1969),
Герасима Вдовенко (КС-1974),
Евгения Волошинова (КС-1969 и КС-1974),
Николая Галаева (КС-1969 и КС-1974),
Гермогена, Патриарха Хорватского (КС-1969),
Ивана Гулыгу (КС-1969 и КС-1974),
Андрияна Гусельщикова (КС-1969 и КС-1974),
Александра Дутова (КС-1969 и КС-1974),
Ермака Тимофеевича, Атамана и князя Сибирского (КС-1974),
Даниила Ефремова (КС-1974),
Виктора Зборовского (КС-1969 и КС-1974),
священника Мокия Кабаева, яицкого крестоносца (КС-1969 и КС-1974),
Алексея Каледина (КС-1969 и КС-1974),
Ивана Калмыкова (КС-1969 и КС-1974),
Михаила Караулова (КС-1969 и КС-1974),
Ольгу Каргину (КС-1969),
Ивана Климова (КС-1974),
Лавра Корнилова (КС-1969 и КС-1974),
Ирину Кочетову (КС-1969),
Николая Краснова (КС-1969 и КС-1974),
Петра Краснова (КС-1969 и КС-1974),
Семена Краснова (КС-1969 и КС-1974),
Виктора Краснушкина (КС-1969 и КС-1974),
Тихона Краснянского (КС-1969)
Ивана Крюкова (КС-1974),
Федора и Петра Крюковых (КС-1969),
Кузьму Крючкова (КС-1969),
священника Алексея Кулабухова (КС-1969),
Николая Кулакова (КС-1974),
Романа Кумова (КС-1969),
Николая Ляхова (КС-1974),
Константина Мамантова (КС-1969 и КС-1974),
Матвея Мартынова (КС-1969 и КС-1974),
Льва Медяника (КС-1969 и КС-1974),
Эльмирзу Мистулова (КС-1969 и КС-1974),
Василия Морозова (КС-1974),
Анатолия (КС-1969 и КС-1974) и Ивана (КС-1969) Назаровых,
Федора Назарова (КС-1969),
Василия Орлова (КС-1974),
Ерофея-Сергея Павлова (КС-1969 и КС-1974),
Гельмута фон Паннвица (КС-1969 и КС-1974),
Матвея Платова (КС-1974),
Петра Попова (КС-1974),
Ивана Родионова (КС-1969),
Николая Рябовола (КС-1969),
Григория Семенова (КС-1969 и КС-1974),
Эммануила Семилетова (КС-1969 и КС-1974),
Владимира Сидорина (КС-1974),
Михаила Соломахина (КС-1974),
Михаила Татаринова (КС-1974),
Георгия Татаркина (КС-1969 и КС-1974),
Константина Татарникова (КС-1974),
Владимира Толстова (КС-1974),
Сергея Топоркова (КС-1969 и КС-1974),
Сергея Улагая (КС-1969 и КС-1974),
Николая Успенского (КС-1974),
Александра Филимонова (КС-1974),
Гурьяна Фомичева (КС-1969 и КС-1974),
Василия Харламова (КС-1974),
Василия Чернецова (КС-1974),
Андрея Шкуро (КС-1969 и КС-1974).»

(в скобках даны ссылки на Казачьи синодики 1969 и 1974 годов)

Мною было установлено, что под Василием Кабаевым следует разуметь яицкого старообрядческого священника Мокия Кабаева. А епископ Гермоген Максимов, на момент его казни титовской бандой, имел сан Патриарха Хорватского.

Примечательно, что в обоих синодиках перечислены имена легендарных знаковых героев, которым я посвятил книгу «Пятеро Избранных» (Кимры, 2023). Это — Главковерх Корнилов, Атаманы Каледин, Дутов и Караулов и министр Бардиж. В СМИ последнего двадцатилетия их имена снова подвергаются всевозможным нападкам. Со стороны коммунистов, доморощенных монархистов, нео-имперцев... и даже со стороны некоторых национально мыслящих казаков предпринимаются попытки их развенчания.

Но будем твёрдо помнить, что для казаков-эмигрантов эти великие имена борцов за Казачью Идею священны!


* * *


Текст включён в книгу: Кирилл Козубский «Казачьим Героям Слава!» (Кимры, 2024)


Рецензии
За каждым именем — целый пласт истории.
Неужели там, у Бога, примирились они со своими врагами, простили убийц?
Трудно представить, остаётся только молиться.

Иван Жемакин   30.06.2024 19:48     Заявить о нарушении
А убийц можно и не прощать. Ведь Евангелие учит прощать за себя, но не за убийство своих близких. И тем более нельзя прощать врагов Божиих.

Кирилл Козубский   01.07.2024 23:36   Заявить о нарушении