Рейс на передовую

О награждениях лётного состава частей гражданского воздушного флота в годы ВОВ

23 июня 1941 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР гражданский воздушный флот (ГВФ) был передан в оперативное подчинение Наркомату Обороны СССР. Все его служащие и рабочие были объявлены мобилизованными. Решено было сформировать авиационные группы ГВФ особого назначения. Тогда же для выполнения специальных заданий командования Красной Армии была создана Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН). Местом ее базирования был определён аэродром Внуково.

Всем территориальным управлениям ГВФ был отдан приказ о выделении лучших экипажей и самолётов для укомплектования новых формирований и участия в боевых операциях Красной Армии на важнейших участках фронта.

К 27 июня были сформированы ещё пять авиационных групп: Белорусская, Киевская, Прибалтийская, Северная и Юго-Западная, а также три отдельных авиационных отряда ГВФ по обслуживанию Северного, Балтийского и Черноморского военно-морских флотов.

Выполняя боевые приказы, подразделения и отдельные экипажи ГВФ доставляли на фронт боеприпасы, вооружение, горюче-смазочные материалы, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, поддерживали связь между штабами, вели воздушную разведку, бомбили вражеские объекты. Они оказывали всестороннюю помощь партизанам, участвовали в воздушно-десантных операциях, летали в глубокий тыл противника.
 
Яркими страницами боевой летописи частей и подразделений ГВФ стали подвиги личного состава в битве под Москвой, при оказании помощи блокадному Ленинграду, в сражениях под Сталинградом, в Крыму, на Северном Кавказе, в Заполярье и на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, в решающих сражениях по разгрому войск агрессора в Германии и взятии Берлина.

Лётные экипажи ГВФ выполняли боевые задания Красной Армии в боях за освобождение от гитлеровцев народов стран Восточной Европы – Польши, Чехословакии, Албании, Болгарии, Румынии и других. Особенно отличались аэрофлотовцы, оказывая помощь патриотам Югославии.

С огромным напряжением в годы войны работали для фронта авиаподразделения ГВФ, находившиеся в тылу. Они перевозили военные грузы, запасные части к танкам, боевым самолётам, вооружение, боеприпасы, горючее, перегоняли по воздушной линии Красноярск-Уэлькаль боевые самолёты из США на фронт по лендлизу.

По мере развёртывания боевых операций на фронтах и увеличения объёма боевой работы авиагруппы ГВФ пополнились личным составом и самолётами из тыловых управлений и авиашкол ГВФ.

В дальнейшем исходя из условий на фронтах и на основе полученного боевого опыта авиагруппы и отдельные отряды ГВФ были переформированы в отдельные авиаполки и авиадивизии ГВФ.

За успешную боевую работу, за стойкость, дисциплину и героизм личного состава ряд фронтовых авиачастей и соединений ГВФ преобразованы в гвардейские, награждены орденами и удостоены почётных наименований [1]. Многие авиаторы были отмечены боевыми наградами. Расскажем о нескольких из них в этой статье.
 
Лейтенант Сергей Игнатьевич Андреев был мобилизован на основе приказа Народного комиссариата обороны СССР «Об использовании Гражданского воздушного флота в военное время» от 9 июля 1941 года. В 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ он служил в должности командира корабля – так в те годы именовалась должность командира воздушного судна. За 1941-1942 годы С. И. Андреев налетал 648 часов, совершил 39 вылетов в тыл противника и «всегда выполнял боевые задания на ОТЛИЧНО».
 
О подвиге, совершённом Сергеем Игнатьевичем, рассказывает наградной лист: «Во время проведения операции на Северо-Западном фронте на одном из боевых вылетов самолет т. АНДРЕЕВА был обстрелян зениткой, а сам т. АНДРЕЕВ был тяжело ранен в руку и ногу. Истекая кровью, проявил исключительное мужество и отвагу, не потерял самообладания и благополучно довел самолет в ночных условиях на свой аэродром, тем самым спас экипаж и дорогостоящую материальную часть. Боевое задание выполнено на ОТЛИЧНО».

7 февраля 1943 года лейтенант Андреев был награждён орденом Красного Знамени. В дальнейшем пилот был отмечен медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу офицер завершил в звании капитана.
 
Лейтенант Иван Павлович Кныш состоял на службе в РККА с 1938 года. В 4-м отдельном авиаполку ГВФ он служил в качестве штурмана звена. К концу 1943 года он произвёл 81 успешный боевой вылет в глубокий тыл противника, налетав 279 часов 54 минуты. Ещё 15 вылетов штурман совершил на линию фронта по заданию штаба партизанского движения Ленинградской области и разведывательных отделов НКВД и Ленинградского фронта.
 
Результаты этой работы были перечислены в наградном листе: «Самолеты, водимые штурманом-лейтенантом КНЫШ, И. П., сбросили в тыл врага 197 человек десантников-парашютистов, 29 418 кг. вооружения, боеприпасов, продовольствия и снаряжения и 580 кгр. листовок».
 
За успешное выполнение заданий штаба партизанского движения Ленинградской области Иван Павлович был отмечен медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, а 29 февраля 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при выполнении вылетов в тыл противника и на линию фронта – орденом Красного Знамени. Однако, за неделю до издания приказа о награждении орденом, Иван Павлович Кныш пропал без вести.
 
Младший лейтенант Анатолий Георгичевич Журавлев был призван в действующую армию в феврале 1943 года. Будучи лётчиком в 4-м отдельном авиаполку ГВФ, за 1943 год он совершил 62 боевых вылета днём и 50 боевых вылетов в тыл противника ночью. Общий налёт Анатолия Георгиевича составлял 842 часа, из которых 149 часов 13 минут – ночью.
 
Пилот выполнял полёты на различных типах самолётов: многоцелевом биплане Р-5, легендарном «кукурузнике» У-2 и его модификациях: санитарном С-3 и трёхместном СП.

Анатолий Георгиевич доставил партизанским отрядам Ленинградской области 3600 килограммов продовольствия, вооружения и боеприпасов, сбросил на боевые порядки противника 4950 килограммов бомб.
 
В наградном листе говорилось: «В Июне 1943 года при бомбардировке карательного отряда немцев, расположенного севернее 3 км. болота Тушинский Мох, им, лично, уничтожено до 10 солдат и офицеров, что подтверждено партизанами-разведчиками отряда Григорьева».

При выполнении заданий А. Г. Журавлев «неоднократно подвергался зенитному обстрелу и прожекторам противника, благодаря правильным действиям оставался невредим».
 
29 февраля 1944 года младший лейтенант Журавлев был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Гвардии старшина Андрей Арсентьевич Зотов начал лётную работу в сентябре 1942 года. Спустя год он был призван в армию по мобилизации Аэрофлота. Лётчик прибыл в 120-й отдельный гвардейский авиаполк ГВФ.
 
Андрей Арсентьевич летал на самолётах Р-5 и У-2 (По-2). К концу войны он имел общий налёт в 428 часов, из которых 304 часа – на фронте. На счету старшины было 255 заданий по поддержанию связи между фронтовыми частями. Во время Восточно-Прусской операции пилот выполнил 151 задание.
 
В наградном листе давалась следующая характеристика лётчика: «При выполнении заданий тов. ЗОТОВ проявляет смелость, отвагу и решительность. Умело подбирает посадочные площадки с воздуха, что составляет особую трудность в Литовской ССР и в Восточной Пруссии, вследствие пересеченной местности».

25 апреля 1945 года гвардии старшина Зотов был отмечен орденом Красной Звезды. Военную службу лётчик закончил 28 января 1947 года в звании лейтенанта.

Источники

1. https://www.aex.ru/docs/1/2015/4/21/2219/
2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682527. Д. 1.
3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 3436.
4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 4829.
5. ЦАМО. Шкаф 6. Ящик 25. 
6. ЦАМО. Шкаф 72. Ящик 25.
7. ЦАМО. Шкаф 662. Ящик 951.


Рецензии