28. Кто виноват?
Ну как же, скажут, смотрите сколько в школе разных проблем. И то, и это...
Подождите. А вам не кажется, что главная проблема в том, что от школы много хотят. Кому-то хочется, чтобы в школе было тепло, кому-то, чтобы были хорошие учителя, третьему не нравятся нынешние ученики, четвертому ЕГЭ, пятому хочется, чтобы в школе кормили, шестому, чтобы не били и не унижали, седьмому, чтобы не задавали домашку, восьмому, чтобы двоек не ставили, девятому, чтобы привозили и увозили, десятому, чтобы больше платили... Причем каждому от школы нужно что-то свое.
Ерунда это все, скажет человек с неутраченным здравым смыслом, школа нужна, чтобы дети получали знания, которые им потом пригодятся в жизни. Если в расписании есть Химия, то должны быть знания по этому предмету, а также по всем остальным, заявленным в расписании.
Что ж, скажу я, это самая серьезная претензия к школе, сравнительно с предыдущими, но смехотворная сама по себе.
Потому что школа не бывает плохой. Она всегда хороша, более того, оптимальна.
Упсс...
Объясню.
Человек, общество противоречивы по своей сути. Иногда мы сознательно говорим, не то, что хотим или думаем, чтобы скрыть свои истинные намерения. Иногда мы сами не подозреваем о своих намерениях. И часто, глядя на дела рук своих, мы не можем поверить, что это получилось не случайно, а мы этого добивались.
Однажды, когда я был молод, мне прочили блестящее будущее в области теоретической физики, и я никак не мог заподозрить, что оно, мое будущее, окажется тусклым настоящим простого школьного учителя математики, я попал на лекцию по антропонике. Не буду сейчас объяснять, что это такое. Лектор (довольно известная личность, которую я также не буду называть, чтобы не поднимать волны ни здесь, ни там) объявил антропонику альтернативой школе. Все его рьяно поддержали, ибо «школа не справляется со своими задачами». Тогда лектор мягко возразил, что это невозможно. Что именно невозможно? – Чтобы школа не справлялась со своими задачами. - ??? - Школа всегда такая, какая нужна данному обществу, ни больше ни меньше. Она делает как раз то, что желает общество и не делает того, что обществу противно. – То есть миллионы неучей каждый год - это заказ общества? – не выдержал один из слушателей, бородатый профессор. – Да, - ответил лектор.
Как мы, молодые, смеялись над незадачливым дедушкой, который буквально задохнулся от негодования. И не только он. Провокационным тезисом возмущались все слушатели постарше. Я не знаю, каких взглядов на данный вопрос тот лектор (а он жив и здоров) держится сегодня. Возможно, и тогда он сказал то, что сказал, лишь для того, чтобы встряхнуть аудиторию. Но сегодня, достигнув возраста бородатого профессора, я вынужден признать, что дело обстоит именно так.
Школа и общества, две несовпадающие общности, связанные между собой миллиардами невидимых связей. Я бы даже сказал, что школа — это нечто служащее консервации общества. Здоровое общество индуцирует здоровую школу. Общество с отклонениями закрепляет их с помощью школы. Люди хотят жить вечно. Или хотя бы создавать вечные порядки. То, что некоторые видят в школе инструмент для реформ, ничего не меняет. Это нормальное противоречие, которых не счесть в мире, тем более современном. Кванты противоречий поглощаются и испускаются вовне любой общественной системой. Иногда они материализуются и возникают, к примеру, «Мона Лиза» или «Минитмен». Удобно думать, что в первой зашифровано стремление к миру, а во втором тяга к войне. Но может все обстоит ровно наоборот? Господи, как во всем этом разобраться?! Народ художников и музыкантов изобрел фашизм, а нация философов и ученых построила лагеря смерти и придумала концепцию ракетно-ядерного оружия.
Негодование бородатого профессора, фронтмена образованной публики, – ярость Калибана, видящего себя в зеркале. Но, возможно, Калибан считает, что он прекрасен, и негодует, не видя в зеркале своего отражения. Отражения, которое он считает своим.
Свидетельство о публикации №224062900402