Афина Дева

…. змийная, с множеством лиц, вдохновенная, чтимая славно,
в битве гигантов Флегрейских сразившая, мчащая коней,
дух, отвращающий зло, победительный, Тритогенея,
труд изобретшая всякий, царица со взором лазурным, денно и нощно к Тебе до последнего часа взывают.
                Орфический гимн к Афине (XXXIII)               
               
                перевод Ипполита Харламова


        Для каждой Девы из линии экстраверсии всегда будет верно условие – подвижность, гибкость, адекватность внешних проявлений в них сосуществуют с неподвижной консервативностью внутренних представлений. При этом чем больше архетип вовлекается во взаимодействие со средой, тем архаичнее его внутренней мир.

           Психическое строение Девы экстравертного Огня, представляет собою удивительный союз двух крайних состояний. В тени ее сознания пребывает и без того в глубь себя направленная интровертная стихия воды и чувства. Будучи функцией вибрационного единства и спонтанного, импульсивного  формообразования, чувство в ее случае соединяется с абсолютными глубинами ее бессознательного, отвечая формами на архаическую неопределенность содержания этого бессознательного. Этот чувственный резонанс не признается и не осознается дневным сознанием этой удивительной женщины, но как результат, придает восхитительную чувственность ее телесному облику.

         Странное состояние взаимодействия двух взаимно отталкивающихся магнитов внешнего и внутреннего, невидимый внутренний конфликт, является меж тем постоянным источником энергии Девы Огня, внутренним мотором, наделяющим свою обладательницу огромным потенциалом телесной силы и упорством в преодолении внешних препятствий.

То погружаясь в темноту, то выступая на свет эта форма женской индивидуальности попеременно транслирует и зов древнего желания, и ярость самоутверждения. Любовь, уязвимость и даже жертвенность борется в ней с желанием власти и воинственным стремлением к самоутверждению любой ценой.

          Основная цель мышления как рациональной функции - приобретение опыта в достижении результата, а экстравертность мышления подразумевает в эффективности действия еще и эстетику формы исполнения. Т.е. действие, коль скоро оно совершенно, должно поражать своей лаконичной красотой.

            Виртуальность Разума, его тяготение к миру образов, создают благоприятную среду для эстетического развития, и Дева Огня стремится быть экспертом эстетической организации пространства вокруг себя. Причем, чем значительнее вызов жизни, тем решительнее и эстетически более выразительным будет ее ответ.

           Всегда уверенная в своих силах, она представляет собою безупречного лидера действия и производителя общезначимых результатов.
 
           В то же время норма поведения, продиктованная для экстраверсии извне, путем отражения коллективных представлений, в случае ведущей функции мышления, как правило, оказывается предельно лишенной субъективности. Зачастую такое поведение производит впечатление чего-то пустого и механического. Но при этом механичность ответов позволяет этому женскому  Архетипу перейти на совершенно другую скорость взаимодействия с миром, обретая по сравнению с окружающими значительные преимущества, в достижении личных целей, быстроте суждений и деятельной организации жизненного пространства.
         
         Она стремится быть в самом центре событий и веяний жизни, чтобы лучше и точнее сознавать себя. Логическая четкость и мгновенная реакция, напористость и агрессивность ее разумного самоутверждения провоцируют ситуации, имея целью вызвать своим поведением неожиданный отклик среды, а следовательно, и новое понимание себя и новый свой образ.

        Способность жестко выстраивать свою позицию, приказывать, будучи полностью уверенной в своей правоте, не очень церемонясь с чувствами окружающих, конечно, не делают ее в общении очень приятной. Чувство такта не является врожденным ее качеством и приобретается ею лишь с годами. И все же она имеет шанс со временем сделаться воплощением истинной леди, благо ее природе вообще созвучны и элитарная чистота, и холодная светская утонченность, и несколько вызывающая чопорная чувственная отстраненность.

           Однако стихия чувства представляет для нее постоянную опасность и ее безупречная решительность поступков в нисхождении к своей собственной теневой чувственной основе, бывает крайне разрушительной, и в первую очередь, для нее самой. Она боится быть захваченной своим любовным чувством. Полнокровный, гармоничный образ ее самодостаточности при этом распадается. Сознание ее становится подобным полузатопленному, терпящему бедствие судну, отданному на волю волн. Разумная рациональность отказывается следовать за ядром сознания, погружающимся в чувственную темноту, она постепенно теряет контроль над собой и адекватность происходящему.

           Возможно по этой причине она и произносит: "Я вас люблю, но это не ваше дело! " Что может быть понято, как неприятие своей уязвимости, скрытой доспехами ее воинственности, потому что она – та, кто всегда побеждает!

           Ориентируясь в своих мнениях на общее мнение, буквально аккумулируя в себе умонастроения эпохи, являясь эстетом и стилистом массовых настроений и увлечений, она оказывается абсолютно безразличной к своему личному мнению и чувству и потому оказывается безразличной и к мнению чужому.

          К тому же воплощая собой разумное лидерство, она, в то же время, является абсолютной и непреклонной идеалисткой. Отвечая в жизни на практичность – практичностью, на хитрость – хитростью, внутри себя она остается ориентированной на некоторые наивно романтические и по-детски невинные образы и сюжеты. Этот зачарованный мир сказочного и нетронутого интересами жизни бытия, возможно выплескивается на страницы рукописи, полотно картины или же остается случайной строкой в записной книжке. Тот, кто неожиданно наткнется на эти поразительные перлы наивной чистоты и сопоставит их с образом создавшей их резкой и напористой дамы, будет весьма удивлен!

      Меж тем общение с этой странной женщиной, не смотря на ее холодность, всегда вселяет дух авантюры и приключений, а также возможности осуществления самых невероятных проектов.

       Своеобразие этого психотипа очевидно берет свое начало выше в потоке становления и если мы совершим восхождение в мир архетипов, то перед нами неизбежно предстанет величественный образ Афины - богини прекрасной и воинственной.

         Богиня появляется неожиданно, в сложном совершенстве своей идеи, в неумолимой прямоте и правде своих зрелых решений, в полном вооружении и с воинственным кличем. Она рождается из головы Зевса (сверхсознания), при помощи Гефеста (или Прометея), раскалывающего ему голову топором лабрисом (символом матриархального культа Великой Богини), дабы избавить его от страшной головной боли. Да, Афина изначально заявляет о себе владыке богов через боль, рождение любимой дочери было мучительным, возможно для Зевса самым мучительным за всю его историю.

          Афина родилась уже взрослой, но возникает вопрос, возможно она была ребенком внутри Зевса или же она навсегда осталась ребенком внутри себя самой? Во всяком случае постоянно повторяется что она Дева, равнодушная чувственным волнениям Афродиты и чей-то женой представить ее тоже невозможно.

         На суде Париса меж тем она претендует на звание Прекраснейшая, конкурируя с нежной Афродитой и лилейнораменной, волоокой Герой. Видимо красота ее заключена не в начищенных до блеска доспехах, но скрыта ими. Ее красота девственна и является для всех тайной.

          Но вот история ее странного появления - некогда Зевс узнал от деда своего и бабки, Урана и Геи, что сын Метиды, дочери Океана, богини мудрости, лишит его власти. Уже беременная от него Метида, metis - «мысль», «размышление», увлеченная игрой своих бесконечных превращений, по его просьбе, превратилась в капельку воды, которую он тут же проглотил во избежание появления от нее нежелательных сыновей. Но родилась дочь, которую размышление – Метида и сверхсознание – Зевс, по очереди рождают дважды, последовательно наделяя ее переизбытком своих сил. Кстати имя Прометея, помогающего Зевсу при родах, означает «пред- мыслящий», «предвидящий».

          Отделившись в рождении, Афина остается неразрывно связанной внутренне с Зевсом, переводя его сверхсознательные, абстрактные в своей чистоте идеи – формы, в плоскость рационального знания – умения, в действие воплощения задуманного. Зевс, космический промыслитель, полный неведомых никому замыслов и Афина, как его стратег, связанная с ним одним процессом, оказываются почти равны в значимости их мудрости и силы. Место в славе почитания Афины - ближайшее к Зевсу.
           Афина - это звучание имени образовано на основе измененного средневекового греческого алфавита, по древнегречески - ее имя звучит как Атхэнайа или Атена, в микенском произношении она Атана. В напряженном звучании А – тена, или А – тана есть ощущение мощи созидающей вибрационной силы, воли утверждающей – нечто сродни «Да будет так»! В тоже время начальное А говорит об отрицании и нам становится понятной головная боль Зевса рождающего, отделяющего от себя Атену.

           Андрей Кудрявец, в великолепной работе «Таинственная Афина», приоткрывает завесу тайны природы Афины, заключенной в имени богини. Он говорит, что обычно на античных монетах «представлена голова Афины в шлеме, тотем (сова), оливковая ветвь и краткое имя - ;;;».   
Иногда ее имя сокращено до – ;;.
 
Но ему удалось обнаружить монету, где имя Афины представлено одной графемой – ;.
 
«Один пример не отражает массовую практику хождения таких монет в античную эпоху, тем не менее его можно считать знаковым: для написания имени Афины древние греки могли обходиться двумя и даже одним символом, которым в Древнем Египте обозначалось солнце:
 


Этот же символ применялся в древнегреческом языке для буквы "тета". Оказывается, между древнеегипетским иероглифом солнца и древнегреческой буквой "тета" есть генетическая связь, благодаря чему с момента своего появления в древнегреческом алфавите она считалась сакральной.»
«В древнеегипетском языке бог солнца назывался "Ра", но в эпоху Среднего царства у него появился синоним - Атон (греч. ;;;;; вариант - I;;;):
 


Очевидно, для ряда правителей Древнего Египта имя верховного бога Ра было табуированным - вместо него дозволялось называть бога солнца именем "Атон", которое в переводе означает "Это". Значение имени раскрывалось с помощью детерминатива в виде символа солнца. Но для нас важно отметить, что подобные имена имели краткую форму - по аналогии с Амон=>Мин и Атум=>Тум, т.е. краткая форма имени Атон - это ;;; (Тен). Производные этого имени хорошо известны по таким именам и теонимам: Теон, Тион, Теона, Фиона и т.д. В конце этой морфологической цепочки (при переходе ;=>Z) стоит имя "Зевс" - глава древнегреческого пантеона.

Редуцированный вариант имени ;;; - это просто ;; или в крайнем случае - ;. Причём имя ;;, когда к нему было добавлено окончание мужского рода [-;;], стало нарицательным в значении "бог" (;;;;).

Таким образом, имена ;;;, ;; и ;, которые встречались нам на монетах - суть производные имени Атон (Итон) в значении "Афина". При этом, как мы видим, ; в виде символа солнца оказалась единственной значимой графемой в имени Афины.»            
И далее...

«Данный этиологический миф (миф рождения Афины из головы Зевса Х.Д.) имеет простое и логичное объяснение, которое кратко звучит так: Афина изначально и была Зевсом. Это обусловлено этимологией имени "Зевс", о которой говорилось в начале:               
               


Если быть более точным, то Афину и Зевса связывает общее происхождение посредством этимологической цепочки, но в какой-то момент имена-синонимы обрели плоть и каждое из них зажило своей жизнью. Этот пример показывает, как именно возник древнегреческий пантеон, и почему в нём так много вариаций этиологических мифов.»
                Андрей Кудрявец «Таинственная Афина»

«Слово Атон появляется в Древнем царстве как существительное, означающее "диск", которое относилось ко всему плоскому и круглому; солнце называли "диском дня", где, как считалось, обитал Ра. По аналогии, термин "серебряный атон" иногда использовался для обозначения луны.» 
               
                Википедия

       Андрей Кудрявец также делает вывод, что символ солнца,    и графема буквы «тета», достаточная чтобы указать на Афину, превращаются в материальный культовый объект, в «солнечную фиалу», как на статуе Афины Парфенос.
 
Со времен античности до нас дошло множество «солнечных фиал».
 
IV-III в. до н.э., Древняя Греция, золото.
«В ряде случаев мастера сознательно золотили шар в центре, чтобы подчеркнуть его эмблематический смысл, который заключается в том, что это символ солнца. Данная коннотация усугубляется формой фиалы или диска: если смотреть на них сверху, то можно увидеть знакомую букву ;. По сути, фиала и была задумана в качестве материального воплощения сакрального символа, чтобы использовать её в ритуальных практиках. Поэтому предмет в руке Афины с полным правом можно назвать "солнечная фиала" (СФ) или даже "Афина", исходя из её имени (см. выше). Причём, как можно видеть, Афина не выказывает желания использовать фиалу в качестве посуды "для возлияний" - она демонстрирует его зрителям в подтверждение того, что это она и есть. Амбивалентный смысл фиалы в том, что она играет роль сакрального символа и одновременно служит инструментом. Его применение можно видеть на следующем изображении, выполненном на древнегреческой вазе:
               
 
                Обрядовое возлияние Аполлоном на омфалос из "солнечной фиалы", ок.440 г. до н.э.»

«В античной иконографии омфалос широко представлен на монетах: на нём обычно восседает Аполлон, т.е., как и в случае с древнеегипетским холмом Бен-бен, высота омфалоса сопоставима с ростом человека:
 »
                Андрей Кудрявец «Таинственная Афина»

        К приведенным цитатам, в контексте нашего исследования, нужно прибавить, что в  стихии Огня, как и в других стихиях, есть разделение на женскую нисходящую пространственную форму и мужскую восходящую часть стихии, связанную с временной динамикой и ростом осознания. За пространственными формами стоит Абсолют, за временной материальностью - Хаос и их взаимодействие есть смысл существования пространственно – временного континуума во всех его жизненных проявлениях.

         Огонь, нисходящий из света - это Афина, огонь, восходящий к свету – Аполлон. Возлияние из солнечной фиалы некоторой освященной влаги, как то чистой воды, молока, или масла на омфалос, центр мира, посвященный Аполлону и находящийся в святилище бога в Дельфах, очевидно должен способствовать возбуждению и росту последнего как мужского принципа осознания.
 
       Этот момент священодействия на всех доступных пониманию уровнях можно до сих пор наблюдать в Шива пуджа – обряде  поклонения Шиве в форме шива-линги.
Ом (санскр. ;) или Аум — в индуистской и ведийской традиции — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной тримурти Брахмы, Вишну и Шивы. Используется в практиках йоги и техниках медитации.

В соответствии с ведийским наследием считается, что звук "Ом" был первым проявлением не явленного ещё Брахмана (Абсолюта), давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком.
               
                Викепедия               

        Ом – фалос с сидящем на нем Аполлоном, т.е. с акцентом на огненном очищении и как центр мира – мужская центроверсия, уравновешивающая энерго – материальные проявления женского пространства, выражает те же идеи что и шива – линга, в образе Шивы – вершине мужского восхождения в женском мире, понимаемом как пространственная йони.

       Афина – Атена, свет Разума, творящий из себя Огонь умения и познания, пробуждает физический и духовный рост, запускает процессы трансформации материала в организованное из внутреннего единства множество.

         Мера огня, это также мера мастерства – умения, можно приготовить, а можно и сжечь. Необходима мудрость и хитрость змеи, чтобы устранить все неопределенности в движении к цели, сохранив изначальный образ – идею для воплощения, обогнув подобно змее все препятствия, не поддавшись стихийным влияниям и своему собственному чувственному резонансу со средой. Афина, богиня искусств, наук и ремесел вся покрыта змеями -  безграничными знаниями - умениями, орфический гимн называет ее «пестровидной змеей».

         Богиня, знающая секрет меры, почитается также и через земледельческие праздники, в связи с прорастанием зерна, дарованием росы для посевов, созреванием плодов, отвращением засухи и началом жатвы.

             И если Атена - это женская форма Атона, то картина поклонения Атону добавит новый штрих, демонстрируя нам свет – тепло, в виде солнечных лучей, оканчивающихся ладонями рук, несущих благо природе и человеку. Змеи ремесленной хитрости, источаемые Атеной, богиней хитроумных греков, у Атона египтян представлены образно рукотворностью творения, как дара изобилия эманаций солнца.

               
               
В книге Марциана Капеллы, посвященной геометрии, автор начинает с молитвы к Афине Палладе. Эта Афина тоже объявлена "священным нусом", а также "умом судьбы" (VI 567). Афина – "единый ум для всех Муз, одна заполняющая девять" и дающая каждой из них ее оригинальную сущность.
                Лосев А.Ф. Итоги тысячелетнего развития

          Богиня мудрости, справедливой войны и военной хитрости, различных ремесел, духовный предводитель героев и философов, хранительница посевов, и множества иных процессов воплощения надпространственного и надвременного, насыщает мудростью текущий момент и хранит правильность решения в вечно длящемся здесь и сейчас.

         Одиссей в трудный момент взывает к Афине, как и все, кто познал внутреннее касание богини, как дар удачи в труде и решении, делающий человека прекрасным в жизненной мудрости :

    «Глас мой услышь, громовержцем рожденная! Ты, о богиня,
     Мне сопричастная во всяком труде: от тебя не скрываю
     Дум я моих; но теперь благосклонною будь мне, Афина!»
            
 
          На рисунке монады видно, что Афина, в границах своих проявлений, как экстравертной Афины Девы и интровертной Афины Матери, составляют вместе с вершиной в Зевсе, форму прямоугольного треугольника. Но мы также знаем из мифов, что она часто работает в кузне Гефеста и имеет с ним более чем дружеские отношения. Бог Гефест или римский Вулкан, представляет собою подземный огонь, огонь – разум, причастный миру подсознания и хтоническому миру Аида. В таком случае существуют отношения Афины Девы и Афины Матери, которые можно изобразить в виде опрокинутого прямоугольного треугольника, в котором присутствует как вершина Аид. Совмещение этих треугольников создадут квадрат внутри круга, как символ совершенной геометрии и женского рационального знания монады.

          Свет знания Зевса и потенции огня Аида разделены и в тоже время соединены границей обыденного сознания Посейдона, крайними точками которого являются Афина Дева и Афина Мать.

        Любопытно, что совершенного человека греки называли квадратным! В совершенстве образа самой Афины, оказывается, присутствует не только дневной свет солнца живых Деус – Зевс, творящий и действующий из единства, зовущийся по древне - русски Дий, Дый, а по латыни DEI  - Деи - божий. На груди ее символ солнца мертвых – голова Горгоны Медузы, лик которой также опутан змеями, как и эгида Афины. Кровь Медузы из одной половины ее тела убивает, а из другой оживляет, что отсылает нас к образу Богини жизни и смерти.

           Рядом с Афиной - «пестровидной змеей», всегда сова, птица ночи и характерные глаза ее, это также две буквы тета  . Сова оказывается знаком присутствия в мире богини сумрачного, лишенного ясного солнечного света мира Аида, в римском ключе двуликого Януса, таящего неопределенность и хаотическую раздвоенность всех символов. 
 
          Аид – Янус, бог проходов, привратник, любимое дитя материнского Хаоса, оплодотворяя женское пространство монады, запускает внутреннюю временную динамику и рост через разделение, бифуркацию линейных смыслов. Буйный весенний рост растений, изобилие цветов, листьев и плодов, все это проявление изобильной множественности, присущей подземному богу прародителю, изначальному и мощному быку.
           С разделения не двое начинается рост организма и собственно жизнь, как метаболизм круговых взаимодействий проявляющегося множества, но этот процесс постоянно ограничивается единством развивающегося смысла и пределами индивидуальной формы.

          Рядом с Аидом в восходящем потоке Реки Времени его супруга Дева Персефона, как быстро вращающийся годовой круг сменяющих друг друга четырех сезонов. Каждый сезон закручивается вихрем вокруг одного из четырех мужских логосов, мужских принципов стихий, как скажем весна - это пробуждение вод и логоса Диониса. Происходит первый опыт взаимодействия Абсолюта и Хаоса через взаимное желание, резонанс – чувство, опыт - знание и совместные фантазии друг о друге.
         За Персефоной следует Артемида, изначальная Дева, которую изображают в виде трех раскручивающихся спиралей или трех соединенных в центре маской Горгоны Медузы бегущих  ног. Артемида, богиня матка молодого пчелиного роя, раскрывает потоки восприятия, возбуждая и соединяя поля энергий следующих за ней: Афины Девы, Афродиты Девы и Уни – Астарты.
       
   
 
     Защитница неподвижности женского пространства, его девственности, Артемида, встречает мужскую динамику жутким ликом Медузы, все превращающей в неподвижный камень, но у следующей за нею Афины Девы, как всегда есть свое мнение.
 
          Неразумная, страшная голова Медузы срубается ведомым ею Персеем, чтобы открыть пути оживляющим мир энергиям. Маска Горгоны становится символом всеобщего изначального жизнетворения, а для Афины Девы базой, внутренним основанием, памятью сердца. Поэтому она и носит образ Медузы у себя на груди. На античных монетах часто на одной стороне Афина, а на другой Горгона Медуза.
   

            В разделении, возбуждении пространства возникает оживляющая и пробуждающая сознание энергия. По этой причине все Девы линии экстраверсии, т.е. энергетической составляющей пространства, внутренне раздвоены, находятся в бесконечном процессе выбора, возбуждая в пространстве своего окружения процессы, родственные своей стихие. Неограниченность, внутренняя свобода, присущие Девам, распространяется даже на супругу Аида Персефону, которая, несмотря на замужество, зовется Корой, т.е. девушкой. 
 
        Своим присутствием и деятельностью Афина Дева возбуждает качества рационального опыта в трансформации понятий, связанных с различными материалами и культурными процессами, ориентируясь на производство общезначимых результатов. Афина Дева взаимодействует с миром других архетипов через необходимость, точность и красоту труда как коллективного блага и взаимодействия. Существуя на Реке Времени, она должна передать свой импульс и это также ее цель, Афродите Деве, душе массовой культуры, объединяющей лучшие творческие достижения в стандарт совместного проживания.

       Принимает решения на основе множества рационального опыта и в соответствии с характером стоящих перед ней задач, Афина способна сдерживать и перенаправлять  движения по Реке Времени с Девичьего поля энергий на сторону Матерей, мыслить стратегически на основе рекомендаций, идущих от сверхсознания и вопреки общему мнению.

         На монетах в верхнем правом углу, а эта половина круга монады принадлежит интровертным богиням Матерям, находящимся под нисходящим патронажем Зевса, всегда изображена оливковая ветвь, на которой неизменно присутствуют два разделенных листика между которыми единичный плод - оливка.  Дерево Афины олива, также дерево судьбы, ведь и сама богиня названа очень точно Марцианом Капеллой "умом судьбы». Как мы понимаем, чья- либо судьба тесно связана с возможностью воплощения качеств и жизненной стратегией. Нити судьбы прядут богини культурной памяти Персефона и Деметра, основу предоставляет Артемида, чей символ ловчая сеть, но ткет полотно сама Афина.
 
       В статье о Дионисе и Аполлоне и их путешествиях по женским мирам, мы говорили, что Афина не случайно вооружена копьем и шитом. Шитом она сдерживает поток Реки времени, а копьем перенаправляет движение богов сыновей и героев по женским мирам. Представление древних о ней, как о мачте корабля, отражает ее перпендикулярность общему женскому смысловому течению, представленному Рекой Времени. Зная о ней, что она «змея» и «змея» парная, как Дева и Мать, можно вообразить соответствующий символ.
 

       В завершении несколько слов о тайне наготы Афины, ведь она приняла вызов, назвав себя Прекраснейшей из богинь.

       Артемида Дева, первая богиня раскрывающегося женского пространства, и граничащая еще с хаотической дикостью, увидевшего ее во время купания обнаженной Актеона обрекла на растерзание собственными собаками (собака животное хтонического множества – трехглавый Цербер). Афина Дева, следующая за ней на Реке Времени, наказывает Тиресия за аналогичный проступок – слепотой в физическом мире, но награждает даром духовного видения, пророчества и врачевания. Рядом с Тиресием, также как и с Афиной, всегда присутствует огромная змея. Статуи, познавшего в слепоте внутреннюю красоту богини, Тиресия и самой богини ясных глаз, часто ставили рядом. Характер их внутренней связи остается тайной. 



 

               


Рецензии