Часть 2. Урочище Языково
После первого фильма про урочище Федотово, мы с Александром Гусихиным решили озвучить ещё один уже отснятый и смонтированный Сашей видеосюжет об урочище Языково Арзамасского района. На этот раз работа с материалом оказалась намного сложней. Сведений о Языкове в сети хватало с избытком, но они были противоречивыми и не всегда вызывали доверие. Пришлось сверять источники, проводить дополнительные изыскания, искать подтверждения в документах и краеведческих книгах. Однако, как выяснилось позднее, огромный массив информации все-таки был нами упущен. И в этой статье мы попытаемся отчасти восполнить обнаруженные пробелы.
УРОЧИЩЕ ЯЗЫКОВО Арзамасского района Нижегородской области
Название Языково, очевидно, происходит от имени первого владельца. Но никаких сведений о нём, как и дату первого упоминания Языкова найти не удалось. Однако сохранились ревизские сказки за 1719 год, в которых обозначено, что у деревни было уже четыре владельца, за которыми числилось 99 податных душ (т.е. крестьян мужского пола). А значит, скорее всего, деревня Языково возникла уже достаточно давно, где-то во второй половине XVII века. Своего храма не было, жители числились в приходе соседнего села Скорятино (Кавлеи).
В 1862 году деревня Языково вдруг исчезает из всех документов и вместо неё появляется деревня Ново-Языково. Откуда и почему она взялась до конца не понятно. Кто-то считает, что это совершенно новое поселение. Кто-то полагает, что деревня просто сменила название. Возможно, переименование было продиктовано каким-то хозяйственным спором или переделом земельных участков в связи с отменой крепостного права... Но удивительный факт – одновременно со сменой названия начинается постройка каменного храма. Может быть дело в том, что деревня должна была обрести новый статус, а, значит, и новое имя?
ТАЙНА ИМЕНИ
Итак, в 1862 году началось строительство церкви «иждивением прихожан», то есть за счет местных жителей. Правда, продлилось оно более 20 лет. Официальный приход был образован лишь в 1886 году. На тот момент в деревне было 95 дворов, 577 жителей, 8 ветряных мельниц, красильный завод.
И тут снова начинается путаница. На поклонном кресте, установленном рядом с алтарём, церковь именуется Никольской, т.е. посвящённой памяти святителя Николая-чудотворца. Адрес-календарь Нижегородской епархии за 1888 год тоже говорит о Никольской однопрестольной церкви (видимо, именно на этом основана надпись на поклонном кресте).
Однако, в Адрес-календаре Нижегородской Епархии за в 1904 год, – опубликованы другие сведения: «Село Ново-Языково. Храм каменный (1862 год); престолы: главный (холодный) – в честь Покрова Божией Матери, придел тёплый правый – в честь св. Николая Чудотворца, левый – Рождества Христова».
Причину противоречий проясняет «Ведомость о церкви в честь Покрова Божией Матери села Ново-Языкова Арзамасского уезда Нижегородской епархии» за 1903 год. Оказывается, к 1886 году главный Покровский престол ещё не был достроен, потому и церковь на тот момент именовалась Никольской, по имени уже действующего придела.
НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА
Одна их самых распространённых фамилий в Ново-Языково была Орешины.
А одним из самых ярких представителей этой фамилии был Андрей Арефьевич Орешин, Он четырежды избирался на должность церковного старосты (в 1886, 1895, 1889, 1900 годах); на 4-е избрание, ко дню святой Пасхи, его наградили золотой медалью "За усердие" на Станиславской ленте.
«Кто в должности сей (церковного старосты) находясь три срока, хотя бы то было не сряду, избран будет на четвёртое трёхлетие, то о таковых, – ежели токмо от духовного начальства будет засвидетельствовано об учинении ими в течение сего времени значащего приращения церковных доходов, – представлять (Его) Императорскому Величеству, для награждения их медалями для ношения на шее».
В 1897 г. Андрей Орешин на собственные средства (более 500 рублей) построил в Ново-Языкове новое школьное здание. А незадолго до смерти, в 1900 году Андрей заложил свою землю, на сумму 3170 рублей. Деньги нужны были на достройку новоязыковского храма, который хоть и был уже в то время открыт и освящён, но всё же стоял недостроенным.
Уже после смерти Андрея Арефьевича церковным старостой дважды становился его сын Иаков (в 1907 и 1910 годах).
ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР
Среди уроженцев села Ново-Языково есть герой Первой мировой войны, кавалер Георгиевского креста IV степени. «Сидоров Иосиф Иванович, Арзамасского уезда, Слизневской волости, село Новое Языково. Православный. Женат. Рядовой 38 пехотного Тобольского полка».
Тобольский полк был расположен в Нижнем Новгороде. Здесь происходило его пополнение новобранцами. После короткого пребывания в Нижнем они отправлялись в действующую армию.
15 октября 1914 г. Иосиф Иванович был контужен, но остался в строю. Произведён в младшие унтер-офицеры 10 роты.
Летом 1915 года была проведена 2-я Праснышская операция, проходившая в сложнейших для русских войск условиях. По замыслу германского командования планировалось окружить группировку противника в центральных районах Польши с тем, чтобы открыть дорогу в центральные районы России. По воспоминаниям очевидцев тяжёлых боёв, немецкие войска, превосходившие русских в разы, проводили атаки почти без передышки.
В гуще событий находился и Тобольский полк. Георгиевским крестом IV степени (№144083) Иосиф Иванович Сидоров был награжден за отличие в бою у деревни Добрый Ляс 7 июля 1915 года. Описание этого боя хранится в Центральном Архиве Нижегородской Области.
ПОСЛЕДНИЙ СВЯЩЕННИК
История сохранила имя последнего настоятеля церкви – иерея Павла Адамантова (1870 г.р.). Павел Семенович был сыном диакона кафедрального собора Нижнего Новгорода, он сознательно избрал путь церковного служения во времена нарастающего безбожия. Священнический сан принял в 1921 году.
Служение начал в Ново-Языкове, потом был переведен в село Худошино, где в 1930 году его арестовали в первый раз, но через месяц отпустили. Последним местом его служения снова стало Ново-Языково. Там он повторно был арестован 17 октября 1937 года. 1 ноября по приговору Тройки священника Павла Адамантова расстреляли.
ЗАКРЫТИЕ ХРАМА
Вскоре после гибели последнего новоязыковского священника 20 ноября 1937 года было проведено общее собрание жителей села, на котором из 413 человек присутствовали «280 мужчин и женщин». Согласно протоколу, на «мероприятии» выступили 16 активистов, убеждая верующих не противиться закрытию церкви. После чего собрание постановило:
«Мы колхозники и колхозницы и все граждане с. Ново-Языкова считаем, что пора покончить с религиозно-поповским дурманом. Мы убедились в том, что поповско-церковный дурман для народа являет вред, а также и для построения социализма в нашей стране, а поэтому имеющуюся в нашем селении церковь передать в пользование: 1) под школу, 2) под клуб. Ремонт произвести необходимо за счет колхоза, имеющиеся средства в церкви передать в колхоз для приобретения культ товаров для клуба».
В архивах хранится план переделки храма в клуб или школу. К нему даже была сделана смета расходов. Однако, добившись Постановления Облисполкома «О закрытии церкви в селе Ново-Языкове», о проекте перестройки забыли или не нашли необходимых средств для его реализации. По крайней мере, во внешнем виде храма не заметно следов переделки.
Но, судя по воспоминаниям жительницы села Андроновой Ю.Б. (1958 г.р.), школа в храме всё-таки была: «Я родилась в Ново-Языкове... В годы войны моя бабушка, Карпова Екатерина Ивановна, была председателем колхоза «Красная Нива». Церковь закрыли в 1938 году. Никто не грабил, а разобрали иконы по домам, не дав надругаться над святынями. В войну в церкви была школа, после хранили зерно. Её белили, последний раз дядя Коля Карпов и Алексей Иванович Грушов. А мы, ребятишки, любили играть возле церкви. Столько воспоминаний в сердце. Село было небольшое, но жили в нем люди с большим сердцем».
ЖИВОЕ УРОЧИЩЕ
В начале 1980-х село Ново-Языково постепенно исчезло с карты. Но меня не покидает ощущение, что оно всё ещё живо.
Попечение о новоязыковской Покровской церкви возложено на арзамасский Свято-Николаевский монастырь. Консервация её началась в 2021 году. Сейчас внутрихрамовое пространство и прилегающая территория очищены от зарослей и мусора, покрыта кровля.
С помощью сайта «Память народа» удалось найти 40 уроженцев села, принимавших участие в Великой Отечественной войне. У некоторых из них даже есть фотографии. Список, конечно, далеко не полный – но это уже целый бессмертный взвод.
24 декабря 1956 года в селе Ново-Языково родился Лев Геннадьевич Моралин – ныне митрополит Курский и Рыльский Герман. Это выдающийся миссионер, много лет посвятивший христианской проповеди в Якутии. В начале 90-х епископу Герману пришлось устраивать церковную жизнь в крупнейшей по площади российской епархии практически с нуля. Часто ему доводилось быть «и за священника, и за дьякона, и за псаломщика, а часто и за алтарника». За одиннадцать с половиной лет его служения в Якутии открылись 24 храма и молитвенных дома, созданы 50 приходов. Богослужение и Священное писание были переведены на якутский язык.
У бывшего села Ново-Языково есть своё небесное воинство, есть свои новомученики, праведники и подвижники. И хочется верить, что молитва о родном крае и о людях, когда-то населявших эту землю, не утихнет.
Продолжение следует.
Другие подробности об истории урочища Языково, видеосюжет о нём и другие работы авторов можно найти во ВКонтакте в группах «Урочища Нижегородской области» и «Заброшенные церкви Нижегородской области»
Фильм об урочище Языково на Рутубе: https://rutube.ru/video/abdedd83a9a276d1f37bcccdddab8f8e/
Свидетельство о публикации №224062900689