Часть 4. Урочище Покровка

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ. Часть 4

УРОЧИЩЕ ПОКРОВКА Вадского района Нижегородской области

Когда мы с Александром Гусихиным захотели продолжить цикл видеосюжетов о заброшенных храмах, перед нами встала проблема выбора. По всей России таких церквей тысячи. Даже если ограничиться Нижегородской областью, придётся посвятить проекту всю жизнь. Тогда мы приняли решение в первую очередь отснять храмы в урочищах – местах, где от села уже ничего не осталось... Нас ждали неожиданные открытия и чудеса... Но об этом расскажем в другой раз.

ВСТРЕЧА

Урочища Вадского района были первыми, куда мы с Александром поехали на съёмку вместе. Но если про Анненково сведений было достаточно, то про Покровку информации удалось найти крайне мало. Фотографии Покровского храма нас тоже не сильно впечатлили. И первоначально мы планировали объединить рассказ об этих двух урочищах в один сюжет. Но как говорится: человек предполагает, а Бог решает по-своему.
Именно в Покровке для нас по-настоящему состоялась «встреча». Встреча с тем духовным явлением, которое представляют собой заброшенные храмы. И недостаток исторических сведений дал нам повод поговорить об ощущениях и открытиях, которые человек может сделать, соприкоснувшись с этим чудом, выпав из времени и краешком глаза заглянув в вечность.
И ещё одно прямое Божественное вмешательство связано с фильмом о Покровке. Когда аудиодорожка была уже готова, и мы собирались приступить к монтажу видеоряда, обнаружилось, что весь отснятый материал исчез. Вероятно, мы случайно его удалили, когда чистили от мусора жёсткий диск. Ничего не оставалось, как снова выехать на съёмки. Тут-то и проявилась вся неслучайность происшедшего. Господь послал такое удивительное солнце, так волшебно подсветил в этот день Покровский храм, подарил нам такие удивительные ракурсы и кадры, что ни малейшего сожаления о потерянном времени и трудах не осталось. Только восторг и благодарность!

ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ

Изначально село называлось Новопокровское, потом превратилось в Покровское, а став урочищем, сократилось до Покровки.
Основание села людская молва связывает с походом Ивана Грозного на Казань. После победы великий князь возвращался через эти места. И то ли заложил здесь церковь, то ли посетил службу в уже существующем храме… Так или иначе история села насчитывает уже несколько веков. Но единственный исторический документ, который нам удалось найти – это Адрес-календарь Нижегородской епархии за 1904 г.
В нем говорится, что каменный двупрестольный храм был построен в 1790 г. Главный (холодный) придел освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а зимний (теплый) в честь иконы Неопалимая купина. Священником на тот момент был П.И. Безводинский 40 лет, псаломщиком Н.А.Тезавров 45 лет.
На содержание причта прихожанами выплачивалась руга 150 руб. в год. А самих прихожан насчитывалось 582 человека. Правда, к этому приходу были приписаны и жители соседней деревни Поляны.
Колокольню разобрали в первой половине XX века, а само село стало затухать в 60-х и сегодня кроме церкви и небольшого кладбища о нём уже ничего не напоминает.
Известно также, что в XIX веке Новопокровское принадлежало семейству Штевен, которое жило неподалеку в селе «Яблонка». Основатель рода Христиан Стевен, швед по происхождению, был пожалован за военные заслуги русским дворянством,  участвовал в войне 1812 года. Его младший сын Фёдор был лицейским товарищем Пушкина, а старший – Христиан Христианович стал учёным-ботаником, основателем Никитского ботанического сада.
Правнучка Христиана Стевена Александра Алексеевна Штевен – выдающаяся женщина-просветитель XIX века. В Нижегородской губернии она основала более 50-ти школ грамотности. Сейчас её именем названа Вадская центральная библиотека.
Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о прошлом этого места.

ВНЕ ВРЕМЕНИ

Если считать по прямой, то всего в 10 км от Покровки находится урочище Анненское, о котором мы рассказывали в прошлый раз. Когда-то эти два храма окликали друг друга перезвонами колоколов. Теперь они оба тихо угасают, навсегда унося с собой свои тайны.
В Нижегородской области, как, впрочем, и по всей России, доживают свой век множество заброшенных полуразвалившихся церквей. И при встрече с любой из них неизбежно возникает горькое чувство стыда и неловкости. Да, усилиями церковных властей, благотворителей и просто людей на местах многие храмы сейчас восстанавливаются. Но размеры бедствия огромны, а ресурсы весьма ограничены. И если храмы, рядом с которыми продолжают жить люди, ещё имеют надежду на возрождение, то для урочищ шанс обрести вторую жизнь совсем призрачен.
В бывших населённых пунктах, как правило, дольше всего сохраняются именно остовы храмов и кладбища.
Когда попадаешь в подобное место, возникает ощущение выпадения из времени. Вокруг почти не видно следов цивилизации, примет сегодняшнего дня. Тут легко представить себе и войска Иоанна Грозного и мордовские племена, когда-то обитавшие в этих краях.
Одинокий храм в безлюдном поле тоже напоминает заблудившегося путешественника во времени, корабль, затерявшийся где-то в тысячах километрах от океана. Его осыпающееся тело продолжает удивительным образом сохранять былое величие, хотя уже начинает как бы мерцать, всё больше превращаясь в призрак.
Но именно в урочищах можно ощутить, что вся эта немного жутковатая красота – не имеет ничего общего со смертью.

ЖИЗНЬ ДУХА

Внутри храма нет ощущения, что ты попал в склеп. Здесь зябко от гуляющих повсюду сквозняков, но это совсем не могильный холод. Не возникает ни малейшего сомнения, что храм наполнен дыханием, продолжает жить. Пусть какой-то своей, не до конца понятной нам жизнью.
Здесь царствует своя особая реальность.
Мы смотрим в пустые глазницы церкви, и вдруг обнаруживаем, что она тоже смотрит на нас. Мы можем даже посмотреть сквозь неё (ведь с каждым годом она становится всё прозрачней), и заметить, как преломляются при этом пространство и время. Как прошлое, настоящее и будущее вплетаются друг в друга.
Внутри храмов растут деревья. Природа входит в пространство творения человеческих рук. Но происходит это как-то удивительно деликатно. Это не вторжение, а взаимопроникновение, слияние.
И вот, попадая в храм, мы вдруг обнаруживаем внутри то ли остатки райского сада, то ли загадочный нарнийский лес.
Храм остается обиталищем Духа. И пусть материальное тело этой крепости истончается с каждым днем, она по-прежнему возвышается твердыней посреди всего мира. Наверное, именно поэтому кладбище рядом с Покровским храмом до сих пор живо (уж простите за невольный оксюморон). Здесь продолжают хоронить своих близких, убирают мусор, недавно даже поставили новые ворота.
Нам необходимо бывать в таких местах. Чтобы на своей коже ощутить бренность самых великих наших свершений, хрупкость человеческой памяти, относительность времени. И в то же время неизбежность нашего существования внутри истории, нашу сопричастность со всеми её событиями, со всеми людьми, что жили прежде нас, нашу растворённость, укоренённость в вечности.
Потому что жить надо именно с этим ощущением, чтобы не растратить отпущенные нам дни на глупую и никому не нужную суету.


Продолжение следует.

Фильм об урочище Покровка и другие сюжеты авторов можно посмотреть в группах ВКонтакте «Урочища Нижегородской области» и «Заброшенные церкви Нижегородской области».

Фильм об урочище Покровка на Рутуб: https://rutube.ru/video/8b73bd984f5a1f40f2e27ac07557c323/


Рецензии