Про главу О белизне кита в Моби Дике Г. Мелвилла
Мелвилл говорит о потустороннем влиянии, которое оказывает на наши души Белое море, об ужасе, внушаемом мраморной бледностью покойника, о людях альбиносах, чья внешность отталкивает без каких бы то ни было прямых устрашающих ассоциаций, как в случае с белым медведем или акулой альбиносом, которые уже одной своей ни с чем не соотносимой белизной, добавленной к общему безобразию и жути, способны пошатнуть человеческую храбрость: "Мертвенная белизна придает торжествующе-плотоядному облику этих бессловесных тварей ту омерзительную вкрадчивость, которая вызывает ещё больше отвращения, чем ужаса".
Мне кажется, именно двойственность белизны делает её столь таинственной. Ведь, если задуматься, даже воздушные облака, сквозь которые мы пролетаем на самолете, визуально душат своей неопределяемой призрачностью. Белый - традиционный цвет траура в китайской культуре. Если остаться в пустой комнате наедине с бледнолицыми стенами, ведь и здесь ужас испытаешь ("Иуда быстро повернулся к стене и захохотал в ее белое плоское лицо" - "Иуда Искариот")
"Итак, какие бы возвышенные и добрые идеи ни связывал с белизной человек в определенном настроении ума, все равно никто не сможет отрицать того, что в своем глубочайшем, чистом виде белизна порождает в человеческой душе самые необычайные видения".
Думаю, такую зловещую белизну можно расценивать как гнетущее воплощение Ничто. В любом случае, чудовищный, аномально белый Моби Дик, обитающий в бездне океана, символе темной стороны души человека, и правда не может не вызывать страха не только у членов команды Пекода, но и читателя.
Свидетельство о публикации №224062900912