8. Колхозные рассказы. Местные

предыдущая часть http://proza.ru/2024/06/27/1183

Местные

Местное население, безусловно, заслуживает рассказа о себе. Первое, что бросалось в глаза - его малочисленность, почти четверть домов в деревне - с заколоченными окнами. Преобладают пенсионеры. Впрочем, нам сказали, что большая группа молодёжи послана на отдаленный таёжный сенокос. Несколько студентов отдыхали дома, иногда появляясь в "казарме", т.к. им было интересно поговорить с городскими людьми, да еще и работниками АН...
Я до этого знал нашу деревню только по книгам, фильмам и газетам и поэтому многим был поражён. Полнейшая бесхозяйственность в совхозе, полнейшее безразличие местных жителей (если они не принадлежат к начальству) ко всему совхозному.
В мелком и крупном хищении совхозной собственности никто не видел ни малейшего греха. Да и заработки в совхозе - небольшие по городским меркам. Впрочем, и запросы у деревенских - более чем скромные. Почти всё, что касается питания - своё. Кроме хлеба и водки (хотя, возможно, я и преувеличиваю, ведь и хлеб можно испечь в печи, и самогонный аппарат - не редкость).
Одеваются они гораздо хуже городских: телогрейки, кирзовые сапоги, валенки..., всё это носится многие годы и заменяется лишь тогда, когда уже не подлежит ремонту. Впрочем, даже на это совхозных заработков не хватает, без своего хозяйства не прожить, особенно с семьёй.
Работа в совхозе - лишь отработка ("барщина") дающая право на свое хозяйство (иначе не будет ни огорода, ни сенокоса)! Главное - своё хозяйство, ему и уделяется главное внимание, на него кладутся все силы.
Картошка, молоко и молочные продукты, сало, мясо, яйца, овощи - всё своё. Впрочем, выручает и тайга: ягоды, грибы, орехи, мясо (весной дикие козы часто забегают в деревню).
А работа в совхозе, в большинстве своём, невыгодна, иначе не нужны были бы шефы, подневольные люди. Задача работника совхоза - отбатрачить в совхозе как можно меньше, не очень устать на работе, ведь предстоит ещё настоящая работа дома! Впрочем, главное забыли, прихватить в совхозе чего-нибудь для своего хозяйства. Но, придя домой, совхозный батрак становится Хозяином. И фактически его хозяйство гораздо больше официально разрешенного.
Много «лишнего» скота, который не числится нигде. Гуляя по тайге собирая грибы и ягоды, я постоянно обнаруживал там самостоятельно пасущихся бычков и следы их пребывания. С весны до поздней осени они находились в тайге на подножном корме, а потом их мясо сдавалось на кооперативные приемные пункты. Деревенским это удобней, чем самим ехать на рынок в Иркутск. Это мясо через магазины потребкооперации попадёт на стол городских людей. Конечно, цена у него будет раза в два выше, чем в государственном магазине, но там давно его уже нет свободно (как раз в то время вводилась карточная система на мясопродукты).
С этого и покупаются мотоциклы, реже автомобили, строятся и ремонтируются дома. Это и есть настоящий заработок.
Начальство смотрит на это сквозь пальцы, ведь начальники такие же деревенские люди, у них у самих хозяйство не меньше, чем у простых людей. Кроме того, на район и каждый сельсовет спущен план по заготовке мяса по линии потребкооперации, а выполнить его, не нарушая давным-давно утверждённых норм невозможно.
К слову сказать, в скором времени было принято постановление ЦК КПСС по развитию личных подсобных хозяйств и их интеграции с общественным хозяйством. Государство сняло шапку перед селянами и просило их побольше работать и производить продукции в личных хозяйствах.
Как я уже сказал, молодёжи в деревне - немного. Пацаны, с которыми я работал на сенокосе, тоже собирались уехать в город, когда вырастут. Складывалось такое впечатление, что лучшая часть населения уехала.
Это и подтверждали многие местные жители. Повадился к нам в гости ходить один мужик, местный сварщик. Был он всегда немного навеселе и искал себе компанию для выпивки, впрочем, как правило, безуспешно (ведь все деньги шефы пропили в первые 3 дня). Завидев его издали, Вовка Чёрный говорил: "Опять Гришка идёт. Не люблю с пьяными разговаривать!", и уходил подальше.
"Хонти-монти - все на ремонте!" - громко приветствовал всех, входя в казарму, Гришка-сварщик, работавший с совхозной мастерской. О себе говорил: "Совсем я пропащий человек, горький пьяница! Потому и живу здесь". У него было среднее образование, что деревенских жителей его возраста редкость.
Он щеголял в разговоре знанием русской литературы, даже будучи навеселе (а трезвым его мы не видели) помнил, что "Евгения Онегина" написал Пушкин, а "Отцы и дети" - Тургенев, но почему-то в ответ на вопрос: "Кто написал 'Му-му'?", разражался страшными ругательствами. В его жизни было светлое пятно - флотская служба в молодости, он любил о ней вспоминать и часто повторял: "Моряк на суше не дешёвка!"
А вообще, Гришка был несчастным человеком: дочка его, из-за пьянства отца, страдала олигофренией и училась во вспомогательной школе в городе, где он её часто навещал. Осознавая свою вину перед дочерью, он с горя пил ещё больше...
Я долго не мог понять, зачем Гришка к нам ходит, но потом догадался, что ему просто хочется поговорить. Он очень любил, когда его о чем-нибудь спрашивали (если при этом не задевались его больные места), и всегда с радостью подробно отвечал. Как-то его спросили об его хозяйстве, и он с удовольствием рассказывал о корове, бычках, поросятах... Коснулся и того, что бычков он, как и прочие односельчане откармливает больше, чем полагается, добром помянув местное начальство, которое понимает, что это - не преступление. Впрочем, если бы не дурацкие законы, можно было бы развернуться по-настоящему, не прятать лишнюю скотину в тайге... Вот тогда бы он зажил!
"Да где тебе пьянице!" - сказал Миша, на что Гришка без всякой обиды ответил: "А я бы тогда пить бросил". Был тогда, напомню, 1980 год и никто из нас не поверил бы, если услышал бы предсказание о том, что через какой-то десяток лет развалится коммунистический режим, что закон позволит крестьянину работать, но одного закона окажется мало...
Как сейчас живет Гришка, да и жив ли? Крестьянствует или по-прежнему пьянствует? А может, совмещает и то, и другое?

продолжение http://proza.ru/2024/07/01/1116

Иркутск, 1996 г.


Рецензии
Здравствуйте, Григорий!
Страна географически очень большая и в регионах сложилась к началу восьмидесятых разная социально-экономическая ситуация, в том числе и на селе. В 1980 году у нас в районе во всех селах на центральных усадьбах уже были дома культуры, немало участковых больниц, стадионы, мемориальные парки, проходили районные смотры художественной самодеятельности, районные Олимпиады. В маленьких селах везде были фельдшерско акушерские пункты, сельские клубы, магазины. На животноводческих фермах и производственных участках создавались условия для приема пищи, отдыха, оборудовались так называемые красные уголки. После Пленума ЦК КПСС по мелиорации появилась возможность строительства орошаемых участков и, следовательно, появились водные котлованы, искусственные водоемы, возводилось жилье. В районах практически повсеместно центральные усадьбы были связаны с райцентром дорогами с асфальтовым покрытием.
Печально, но все это, что я перечислил, практически уничтожено. Развиваются только районные центры благодаря предпринимателям, которые платят налоги и которых правдами и неправдами обременяют на благоустройство территории.
И люди в селе одевались красиво, передовики сельского хозяйства ездили по платным путевкам и бесплатно, в качестве вознаграждения, за границу. Я уже не говорю о путевках в санатории и дома отдыха. Ребятишки на каникулах посещали коллективно города Советского Союза.
Это Алтайский край. Думаю, что в Краснодарском крае, Ставрополье, Омской области (Книга С. Манякина "Сибирь не понаслышке) селяне жили гораздо лучше.
Всего Вам доброго!
С уважением,

Сергей Химочка   13.08.2024 14:53     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Сергей!

Многое из того, что Вы написали, было и в нашей области. Тосно почти не было асфальтированных дорог в сельской местности. Они появились позже.

Но самое главное - в совхозах и колхозах царила полнейшая бесхозяйственность. Приходилось слышать от колхозников, что те корма, которые мы, горожане-шефы заготавливаем, в значительной степени просто сгнивают. Воровство - статья особая, но оправдание было такое, всё равно в колхозе впрок не пойдёт, а у меня дома всё сгодится.

А клубы были во всех колхозах/совхозах, фельдшера были, школы были, магазины были. Спору нет.

Григорий Рейнгольд   13.08.2024 15:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.