8. Колхозные рассказы. Местные

предыдущая часть http://proza.ru/2024/06/27/1183

Местные

Местное население, безусловно, заслуживает рассказа о себе. Первое, что бросалось в глаза - его малочисленность, почти четверть домов в деревне - с заколоченными окнами. Преобладают пенсионеры. Впрочем, нам сказали, что большая группа молодёжи послана на отдаленный таёжный сенокос. Несколько студентов отдыхали дома, иногда появляясь в "казарме", т.к. им было интересно поговорить с городскими людьми, да еще и работниками АН...
Я до этого знал нашу деревню только по книгам, фильмам и газетам и поэтому многим был поражён. Полнейшая бесхозяйственность в совхозе, полнейшее безразличие местных жителей (если они не принадлежат к начальству) ко всему совхозному.
В мелком и крупном хищении совхозной собственности никто не видел ни малейшего греха. Да и заработки в совхозе - небольшие по городским меркам. Впрочем, и запросы у деревенских - более чем скромные. Почти всё, что касается питания - своё. Кроме хлеба и водки (хотя, возможно, я и преувеличиваю, ведь и хлеб можно испечь в печи, и самогонный аппарат - не редкость).
Одеваются они гораздо хуже городских: телогрейки, кирзовые сапоги, валенки..., всё это носится многие годы и заменяется лишь тогда, когда уже не подлежит ремонту. Впрочем, даже на это совхозных заработков не хватает, без своего хозяйства не прожить, особенно с семьёй.
Работа в совхозе - лишь отработка ("барщина") дающая право на свое хозяйство (иначе не будет ни огорода, ни сенокоса)! Главное - своё хозяйство, ему и уделяется главное внимание, на него кладутся все силы.
Картошка, молоко и молочные продукты, сало, мясо, яйца, овощи - всё своё. Впрочем, выручает и тайга: ягоды, грибы, орехи, мясо (весной дикие козы часто забегают в деревню).
А работа в совхозе, в большинстве своём, невыгодна, иначе не нужны были бы шефы, подневольные люди. Задача работника совхоза - отбатрачить в совхозе как можно меньше, не очень устать на работе, ведь предстоит ещё настоящая работа дома! Впрочем, главное забыли, прихватить в совхозе чего-нибудь для своего хозяйства. Но, придя домой, совхозный батрак становится Хозяином. И фактически его хозяйство гораздо больше официально разрешенного.
Много «лишнего» скота, который не числится нигде. Гуляя по тайге собирая грибы и ягоды, я постоянно обнаруживал там самостоятельно пасущихся бычков и следы их пребывания. С весны до поздней осени они находились в тайге на подножном корме, а потом их мясо сдавалось на кооперативные приемные пункты. Деревенским это удобней, чем самим ехать на рынок в Иркутск. Это мясо через магазины потребкооперации попадёт на стол городских людей. Конечно, цена у него будет раза в два выше, чем в государственном магазине, но там давно его уже нет свободно (как раз в то время вводилась карточная система на мясопродукты).
С этого и покупаются мотоциклы, реже автомобили, строятся и ремонтируются дома. Это и есть настоящий заработок.
Начальство смотрит на это сквозь пальцы, ведь начальники такие же деревенские люди, у них у самих хозяйство не меньше, чем у простых людей. Кроме того, на район и каждый сельсовет спущен план по заготовке мяса по линии потребкооперации, а выполнить его, не нарушая давным-давно утверждённых норм невозможно.
К слову сказать, в скором времени было принято постановление ЦК КПСС по развитию личных подсобных хозяйств и их интеграции с общественным хозяйством. Государство сняло шапку перед селянами и просило их побольше работать и производить продукции в личных хозяйствах.
Как я уже сказал, молодёжи в деревне - немного. Пацаны, с которыми я работал на сенокосе, тоже собирались уехать в город, когда вырастут. Складывалось такое впечатление, что лучшая часть населения уехала.
Это и подтверждали многие местные жители. Повадился к нам в гости ходить один мужик, местный сварщик. Был он всегда немного навеселе и искал себе компанию для выпивки, впрочем, как правило, безуспешно (ведь все деньги шефы пропили в первые 3 дня). Завидев его издали, Вовка Чёрный говорил: "Опять Гришка идёт. Не люблю с пьяными разговаривать!", и уходил подальше.
"Хонти-монти - все на ремонте!" - громко приветствовал всех, входя в казарму, Гришка-сварщик, работавший с совхозной мастерской. О себе говорил: "Совсем я пропащий человек, горький пьяница! Потому и живу здесь". У него было среднее образование, что деревенских жителей его возраста редкость.
Он щеголял в разговоре знанием русской литературы, даже будучи навеселе (а трезвым его мы не видели) помнил, что "Евгения Онегина" написал Пушкин, а "Отцы и дети" - Тургенев, но почему-то в ответ на вопрос: "Кто написал 'Му-му'?", разражался страшными ругательствами. В его жизни было светлое пятно - флотская служба в молодости, он любил о ней вспоминать и часто повторял: "Моряк на суше не дешёвка!"
А вообще, Гришка был несчастным человеком: дочка его, из-за пьянства отца, страдала олигофренией и училась во вспомогательной школе в городе, где он её часто навещал. Осознавая свою вину перед дочерью, он с горя пил ещё больше...
Я долго не мог понять, зачем Гришка к нам ходит, но потом догадался, что ему просто хочется поговорить. Он очень любил, когда его о чем-нибудь спрашивали (если при этом не задевались его больные места), и всегда с радостью подробно отвечал. Как-то его спросили об его хозяйстве, и он с удовольствием рассказывал о корове, бычках, поросятах... Коснулся и того, что бычков он, как и прочие односельчане откармливает больше, чем полагается, добром помянув местное начальство, которое понимает, что это - не преступление. Впрочем, если бы не дурацкие законы, можно было бы развернуться по-настоящему, не прятать лишнюю скотину в тайге... Вот тогда бы он зажил!
"Да где тебе пьянице!" - сказал Миша, на что Гришка без всякой обиды ответил: "А я бы тогда пить бросил". Был тогда, напомню, 1980 год и никто из нас не поверил бы, если услышал бы предсказание о том, что через какой-то десяток лет развалится коммунистический режим, что закон позволит крестьянину работать, но одного закона окажется мало...
Как сейчас живет Гришка, да и жив ли? Крестьянствует или по-прежнему пьянствует? А может, совмещает и то, и другое?

продолжение http://proza.ru/2024/07/01/1116

Иркутск, 1996 г.


Рецензии
Здравствуйте, Григорий!
Очень интересный взгляд со стороны городского жителя на деревенскую жизнь и быт. В деревне моих родственников все трудились до седьмого пота и в колхозе и у себя. Молодежь рвалась в город, это правда. Деревня старела. Жаль....
С уважением,

Татиана Рет   09.12.2024 13:57     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Татиана!

Григорий Рейнгольд   10.12.2024 03:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.