2. 11. Антикварные часы. Опасный вояж
Мадам Юварт Крыскина в галерее по телефону договорилась с некоторыми хозяевами личных, старинных украшений о проведении художественной экспертизы. Интересным был разговор с Юлю Азиз, молодым художником, который настоятельно приглашал её посетить его мастерскую и обсудить возможность совместной работы. Он убедительно рассказал о своем творчестве:
- Я очень рад, что имею возможность говорить с Вами, я прошу Вас не отказывайтесь, посмотрите мои работы, они выполнены не в рамках каких-то традиций, они имеют декоративно-украшательский стиль. Я чувствую, я просто уверен, что мои произведения Вам будут интересны, и даже понравятся, как специалисту с хорошим, тонким художественным вкусом. Я готов оплатить нашу встречу и обсудить совместные проекты.
Мадам Юварт-Крыскина была приятно удивлена хорошей, профессионально наглостью и убедительной напористостью молодого художника, но главное её внимание привлекли слова о «декоративно-украшательском стиле», который действительно близок её творчеству. И она согласилась зайти в мастерскую к Юлю Азиза вместе с её другом и художником Орхан Гюлье.
Хорошо, что ателье находилось в том же районе, где и галерея современного искусства. Художник Юлю Азиз явно готовился к встрече, он сразу предложил: чай, десерт, фрукты и конверт с деньгами, которые он обещал в качестве оплаты за работу искусствоведа. Художник радостно «заливался» сладкими словами, хвалил творческую манеру живописи Органа Гюлье.
Мадам Юварт-Крыскина, удобно устроившись в кресле, закинув ногу на ногу, достала из своей красивой сумочки кисет, извлекла из него старинный мундштук и вставила сигарету, закурив, она начала рассуждать о современном искусстве:
- Турецкие художники, начиная с конца 19 века, хорошо освоили европейскую художественную школу, так сказать - прорубили окно в Европу, но постепенно, со временем турецкое искусство стало работать на европейского потребителя, на вкус среднего туриста. Поэтому в содержании произведений стало преобладать рафинированная «вкусовщина» на темы турецкой экзотики и турецких видовых пейзажей, подражая разным художественно стилистическим направлениям. Сегодня можно встретить и местных Пикассо, и турецких псевдо-импрессионистов, фото-реалистов и всяких «…истов». А хотелось бы видеть самобытных авторов, не подражающих известным мастерам, не работающих на туристический бизнес, а отражающих по-настоящему, глубинное мировосприятие, тем боле, здесь имеется база, вековые историко-культурные традиции, древнейшие истоки азиатской цивилизации.
Так вот, если Вы, молодой человек, продемонстрируете свои работы в этом самобытном направлении, тогда я с большим удовольствием буду с Вами работать, а если будет коммерческое искусство для туристов, то я встану и уйду, потому что с такими работами никакой проект создать невозможно. Нет, я, конечно, понимаю, что и такое искусство кому-то нужно и художник должен зарабатывать, и я искренне им пожелаю успехов, но такое творчество не побуждает к экспериментам, созданию нового художественного проекта. Вот такие у меня взгляды.
Наступило некоторое молчание, молодой художник не стал ни возражать, ни оспаривать, ни отстаивать своё мнение перед арт-специалистом, а начал поочерёдно ставить на мольберт свои картины. Одна работа…, общее молчание…, вторая работа, третья, четвертая.… Неожиданно мадам Юварт-Крыскина встала, подошла ближе, потрогала пальцами живописный слой, покрутила картину к свету, прищурившись, внимательно рассматривала издалека. Она молча продолжила просматривать другие произведения, потом произнесла:
- Стоп, пока достаточно. Верните предыдущую работу. Пожалуйста, налейте мне бокал холодного, несладкого белого вина. Спасибо!
Итак, молодой человек! Я скажу, что Вы, по-хорошему меня удивили! В Ваших работах есть нечто индивидуальное, а самое главное, есть настроение, чувственность. Мне это импонирует.
Орхан Гюлье согласился с мнением искусствоведа и отметил:
- Да и я скажу, что мне интересны новые технико-художественные приемы, какая-то многослойная живопись, невероятная глубина получается из-за просвечивания слоев, а при ярком освещении заметно какое-то мерцание. Хочется внимательно рассматривать, хотя на первый взгляд по композиции работы весьма простые, но много мелких деталей и это привлекает. Молодец, трудоёмкая техника.
Мадам Юварт-Крыскина продолжила:
- Сегодня арт рынок направлен больше на инсталляции, видео и новые медиа средства, традиционная картина уходит в какой-то степени в прошлое, поэтому нужно подумать как совместить эти направления. Что мне нравится, что меня привлекает? Я вижу определенные исламские эстетические традиции, осмысленные с позиций современного искусства. Данная работа привлекла моё внимание, потому что вижу общую большую квадратную форму, который напоминает Каббу, мусульманскую святыню. А в другой работе – трёхчастное разделение композиции свидетельствует о древней модели мироздания. В самой первой картине просматриваются сферические формы, отправляя нас к божественному, к купольному храму святой Софии.
Вы, Юлю Азиз, можете стать дорогим художником, в прямом смысле и других, косвенных. Но я не буду рассказывать, высказывать свои идеи и замыслы, потому что знания – это товар, который тоже стоит, и даже дороже, чем полученный продукт деятельности. Я работаю только на договорной основе, через несколько дней я продумаю проект и договор, если Вы согласны на такие условия, тогда я согласна с Вами продолжить работу и на начальном этапе я готова внести денежные средства на приобретение качественных и дорогих материалов. Через несколько дней я жду с Вами встречу, и не забудьте сделать хорошие фотографии со всех работ, даже с тех, которые на Ваш вкус, не являются удачными.
Спасибо за приятно проведенное время. Да, кстати, Вы неправильно определили свой стиль, как «декоративно-украшательский», нет, я бы назвала по-иному, но говорить не буду, только после заключения контракта.
Вечером Мадам Юварт-Крыскина говорили с Орханом Гюлье о молодом, начинающем художнике Юлю Азиз, обсуждала перспективы его творчества. Орхан опять был удивлён её художественному нюху и коммерческому чутью, и сказал:
- Удивительная у тебя смелая и сильная «хватка», ты так быстро соображаешь, у тебя какой-то внутренний дар предвидений, для меня непонятный, а главное, ты сразу решаешь, не откладывает на завтра. И почему же я на тебе женился раньше?
- Если бы я вышла за тебя замуж, то не стала бы такой уверенной, меня жизнь сделала такой, самостоятельной и решительной, потому что я с детских лет была представлена сама себе, я и сделала сама себя, какой захотела. Мне интересно жить, я живу как хочу, жаль только, что жизнь немного короткая, чуть-чуть бы еще десяток лет хочется пожить, ведь столько знаний накопила, профессиональный опыт есть, но, когда-то у всех наступает период завершения, и переход в другой образ и в другое, вечное пространство… Обрати внимание, я не говорю, что у всех наступает «конец».
Орхан почему-то поинтересовался у мадам Юварт-Крыскиной:
- Юлия, а почему у тебя такая странная фамилия? Я давно хотел спросить тебя об этом.
Юлия ответила Орхану шуткой, что ты спрашиваешь как в сказке про красную шапочку:
- Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы? А У меня двойная фамилия, первая от моих родовых корней по линии отца, деда - это фон Юварты, известный европейский, а точнее балканский род. А вторая часть фамилии от матери, это её девичья фамилия, она, из старинного русского дворянского рода Мышкиных и вместе с родителями оказалась в Парижской белой эмиграции. По причине путаницы с документами в родовой больнице ей неправильно перевели фамилию и сделали мою маму «Крыскиной», естественно, и я стала носить эту фамилию. Чтобы вернуть прежнюю фамилию «Мышкина» или совсем убрать, нужно было много бумаг, решение суда и больших денег. Никто не стал с этим возиться. Мои родители и братья – Юварты, сестра замуж вышла за француза вышла и теперь она де Машерон, одна я – Крыскина, замуж не выходила, фамилию не меняла.
Но меня это не смущает, мама в детстве звала Юлечкой, а в школе дразнили, кличка была - «Крыса». И я привыкла, во-первых, быстро запоминается, во-вторых, в фамилии скрыта память о маме, в третьих, мое поведение в жизни стало соответствовать фамилии, я как крыса тащу всё к себе, интересуюсь всякими старыми предметами, люблю работать в архивах, музеях, библиотеках, можно сказать, что «грызу гранит науки». Но, как ты заметил, что я быстро соображаю, наверное, эта мудрость тоже идет от крыскиной фамилии, ведь известно, что «крысы» - умные животные, способные выживать в любых условиях, и умеют чувствовать беду, первыми убегают с тонущего корабля, а я пока не вижу «тонущий корабль», если что, то быстро убегу.
Орхан вспомнил:
- Я помню, как в Париже, мы - студенты тебя тоже звали «крыской» или Юля, Юлья, Юлия, а кто-то даже называл тебя Йлья, Йлуа.. Как давно это было. Кстати, а какой проект ты задумала с молодым художником Юлю Азиз?
- Так тебе всё и расскажи, да, я и сама до конца ещё не понимаю. Знаю, что работы мне понравились, они мне близки по духу, настроению и какой-то внутренней тематике к моей новой концепции в рамках экспозиции ювелирных изделий для мусульманских стран. Я планировала выставку-подиум в Дубае, а теперь начну с Турции. Работы этого молодого художника я хочу использовать в своих целях, не переживай, хорошо заработает, имя раскручу, авторство он своё сохранит, а последующие персональные выставки будут мне приносить определённый процент с каждой выставки, с каждой продажи его работ, даже, когда меня уже не будет, он будет переводить мне на счет деньги для поддержания моего музея, обучения мастеров и содержание ювелирной компании «Юварт и К».
С удивлением Орхан Гюлье, как опытный американо-турецкий художник заметил?
- Ну ты и хитра, попалась тебе в сети талантливая рыбка, которая тебя будет кормить.
- Нет, я знаю, что он не прокормит сам себя, его кто-нибудь сожрал бы, или в лучшем случае, стал бы писать картинки для туристов. А быть непризнанным художником - это удел большинства талантливой молодежи. Поэтому Юлю - молодец, он правильно оценил обстановку, и понял, что ему нужен меценат, арт-дилер, арт-менеджер, арт-директор. Называй как хочешь, но мудрая крыса чувствует кусочек сала, даже, если он и в клетке. Крыса голодной не будет!
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224063001327