Царевичдмитристый Углич
Царевичдмитристый Углич
(Вариант с фотографиями: http://bouriac.ru/BT/RUSSIA/Uglich.htm )
Пардон, но моя первая мысль по поводу Углича была лёгким удив-
лением тому, что он ещё существует. Ну, таки не ушёл на дно како-
го-нибудь озера, как, скажем град Китеж. Соль в том, что Углич, в
отличие, например, от Суздаля, -- отнюдь не на слуху -- и фигури-
рует только в связи с бедненьким царевичем Дмитрием [который на-
поролся на ножик, подаренный Борисом Годуновым].
Для человека с поверхностной эрудицией типа моей Углич -- это
"город убиенного царевича Дмитрия" -- и не более того. Кто убил,
зачем убил -- уже надо напрягать память и соображалку.
Вдобавок Углич путается у меня с Галичем, хотя они даже рядом
никогда не стояли (но если смотреть из какой-нибудь Америки, то
они таки да, почти как [Буда и Пешт] Варна и Коварна, Измир и
Изник, Бергамо и Бергама, Бургос и Бургас, Тересполь и Тирасполь,
Самара и Саратов и т. п.).
Нет, я твёрдо помнил, в каком городе зарезали Дмитрия, но в мо-
их мысленных перетряхах плана поездки городок Галич эпизодически
тиснулся на место Углича.
Я в принципе почти не имел ничего против Галича (города), но
хотелось прежде всего в Углич (я там даже гостиницу забронировал)
и я радовался тому, что в Галич хотя бы не ходил автобус из Яро-
славля, иначе это для меня был бы тот ещё [соблазн] риск.
Если бы путешествия осуществлялись посредством дешёвых телепор-
таций, изрядная путаница наверняка обнаруживалась бы у многих, а
так все как бы умненькие, один лишь я [твёрдо] открыто и смело
путаю Углич с Галичем.
После того, как я однажды умудрился заехать на поезде вместо
Амстердама во Франкфурт-на-Майне, я перестал сомневаться в своих
огромных способностях и живу в хладнокровных ожиданиях своих
очередных эпических путаниц.
Прежде, когда я слышал слово "Галич", у меня всплывал в памяти
не Углич, а еврейский диссидент Александр Галич -- сценарист,
первец и алкоголик. А про то, что Галич -- это город, причём не в
Галиции, а чуть севернее Москвы, я, может, и узнавал эпизодичес-
ки, но потом забывал снова, пока не занялся планированием поездки
в Углич.
Мне кажется, что перепутать на автовокзале Углич с Галичем могут
не только кретины и недоучки. И говорю с гордостью: когда мне ука-
зывали на эту мою ошибку, я почти сразу же догадывался, о чём
речь.
Кстати, в Галиции город Галич тоже имеется. Чуть южнее Львова.
Это другой Галич. Почему так размножились Галичи -- хороший во-
прос. Понятно, почему множились, скажем, Новгороды и Александрии.
Но Галичи и Ростовы...
* * *
Я предлагаю говорить не "угличский кремль", а "угличский крем-
лёк", но и это будет некоторым преувеличением. Дело в том, что
кремлька (деревянного) давно уже нету (исчез начисто), и мощным
словом "кремль" тут называют всего лишь место, где кремлёк когда-
то находился. Но с такой широкой трактовкой кремлей я уже сталки-
вался в Суздале, поэтому не удивился и не огорчился. Кстати, Суз-
даль много зрелищнее Углича, и эта зрелищность процентов на 40%
обеспечивается речкой, через Суздаль протекающей. Речка там узкая,
очень извилистая, один её берег высокий, виды с него и на него
бывают очень недурственные. Волга же, струящаяся мимо Углича, в
этом отношении бесполезна. По ней, правда, приплывают в Углич
круизные суда -- и что-то привносят собой в зрелищность.
Это странно и смешно , но какая-то речушка, название которой
всякий раз вылетает у меня из головы, заткнула в Суздале за пояс
в эстетическом отношении аж Волгу в районе Углича. Причём заткну-
ла именно благодаря малости своих размеров: благодаря опущенности
до человеческого масштаба. Я это радостно констатирую как минима-
лист.
* * *
Планируя время на Углич, я исходил из двух вещей:
1) аналогии с Суздалем;
2) количества страниц в путеводителе по "Золотому кольцу", выде-
ленных на Углич, -- в сравнении с таковыми, выделенными на
Кострому и Ярославль.
Мне кажется, я слегка ошибся со своими четырьмя днями на этот
город: можно было уложиться и в три. (Ну, зато не надо было гнать
лошадей. И вообще, я предпочитаю осваивать всякие новые места не-
торопливо: присматриваться, ПРОПИТЫВАТЬСЯ.)
А ещё ж путеводитель "Золотое кольцо России" уверял меня в том,
что "Углич по праву считается одним из самых красивых древних го-
родов Верхнего Поволжья".
В реальности старинные достопримечательности в Угличе -- это
редкие вкрапления в массу очень посредственной позднейшей заст-
ройки, к тому же находящейся в довольно убогом состоянии. Вкрап-
ления сильно пострадали от советского эксперимента и вдобавок
частью пребывают в ремонтно-реставрационных лесах, хотя наверня-
ка ведь можно было починять их поочерёдно и быстро.
Не хочу обижать Углич (не мой это стиль), но к моему приезду
город мог бы подготовиться и потщательнее. Зрелищный потенциал
его реализован, наверное, лишь процентов на 40. Вместо того, что-
бы поучать хохлов в искусстве жизни, лучше бы Углич поправили. И
стал бы тогда этот город рассадником здравой русскости. И потяну-
лись бы в него иностранцы -- на пропитку руссизмом и на зачаровы-
вание себя Волгой. И потащили бы они в него свои денежки, ото-
рванные от родных пенатов. А не ломанули бы сюда туристы, так
хоть угличцам было бы тут хорошо. И выходили бы из их рядов вели-
кие государственные деятели, могучие научные работники, блиста-
тельно рукастые пролетарии и т. п. В подсознании у них был бы
заякорен благодатный Углич. Они бы на этот причёсанный Углич
равнялись в обустройстве собственной жизни -- и жили бы превос-
ходно. И слово "угличанин" звучало бы не менее веско, чем слово
["англичанин"] "москвич", "одессит" или "тбилисец".
Угличане -- в общем-то разновидность волжан, но по ним этого
не видно. Не так надо волжствовать, а ширше, эстетичнее.
Сегодняшний Углич -- это по большому счёту задрипанная провин-
циальная дыра, которая надолго (а может, и насовсем) застряла в
своей дырючести из-за имперских поползновений московских псевдо-
умников, замороченных величием столицы. Ясное дело, что менее ис-
торичные дыры, чем Углич, не столь привлекательные для туристов,
являют собой ещё более печальные места, способные воспроизводить
по преимуществу дефективный человеческий материал, да и тот -- в
режиме постепенного вымирания.
* * *
В величие Российской Империи охотно верится, если собирать впе-
чатления от этой империи по преимуществу в знаковых местах Москвы
и Санкт-Петербурга, избегая хрущоб, трущоб, задворок, пролетарских
окраин. Прекрасный образ Третьего Рима только укрепится в Угличе,
если заглянуть сюда лишь на несколько часов и пройтись по городку
с патриотично-энтузиазмичным экскурсоводом, а не с каким-нибудь
местным мизантропом, который немножко уже в летах. Но я-то тут
лазал основательно.
Посредственные виды воспринимаются как почти блистательные,
если идут под восторженный треск экскурсовода о том, что раньше
тут было ещё прекраснее. Экскурсовод не даёт туристической группе
сойти с правильного пути, расползтись по территории объекта и
увидеть то, что видеть ей не желательно, иначе в интернете поя-
вятся такие отзывы, что поток приезжающих сократится в разы.
Мне в Угличе, вроде, ни разу не удалось найти такое место, где
бы три здания, достойных фотографирования, стояли рядом: если
пара соседствующих строений была более-менее фотогеничной, то
третье -- всенепременно сарай сараем. Ну, не в турецком смысле,
а в нашем.
* * *
Почему Советская власть так яростно расправлялась с церковной
архитектурой и церковными художественными ценностями, я ещё не
вполне понял. Причины, похоже, были многочисленные и сложные:
- сверх-усердие благонамеренных дураков в борьбе с религией;
- дурное примитивное воспитание, невпаренность уважения к
старине и красоте;
- жлобское безразличие к базовым интересам общества;
- издевательские и разрушительские влечения ущербных личнос-
тей;
- еврейское пренебрежение к гойскому (но синагоги тоже стра-
дали);
- карьеризм, неразборчивость в средствах личного возвышения;
- выход "низшего" из-под контроля "высшего" в обществе;
- накопившаяся ненависть к "старому миру";
- потребность в ресурсах (помещениях, рабочей силе и пр.),
которые можно было отжать у церкви; потребность в церковных
драгоценностях для всяких закупок за границей;
- страх революционеров перед контрреволюцией; стремление лик-
видировать "материальную базу" и идеологическую подпорку
белогвардейщины;
- горячка боя, ожесточённость и радикализированность в усло-
виях Гражданской войны;
- вполне оправданное презрение к РПЦ как целому;
- оскомина от прежде навязывавшегося религиозного культа;
- неприязнь к религиозно-замороченным дуракам и невеждам;
- неспособность "перебодать" культурными средствами церковь
-- конкурента в борьбе за умишки (не за умы же!).
* * *
Углич был основан в 937 г. В 1937 г. аккурат можно было 1000-
летний юбилей справить, но было ж не до того. Ugly -- по-английс-
ки "мрачный". Но "Углич" -- скорее всего от "уголь". Или от
"угол".
С конца XVI века основное угличское краеведческое тра-та-та бы-
ло вокруг царевича Дмитрия. Царевич Дмитрий -- значит, Углич; Уг-
лич -- значит, царевич Дмитрий. Народ таки тяготеет к кровавым
историям шекспировского формата и склонен схематизировать.
Лично я по поводу убиения невинного царевича Дмитрия волос на
себе не рву: ну, убили, так убили. Мало ли детей невинно гибло на
Руси? Почему именно из-за того ребёнка должны были быть массовые
волнения? Я к классовым привилегиям отношусь резко отрицательно.
Потом, не известно ещё, кто бы из него вырос. Может, второй
Иван Грозный, а то и похуже. Ванечка Грозный ведь тоже начинал
свою жизнь наверняка милым ребёнком: возился с игрушками, старал-
ся радовать маму успехами в учёбе, аппетитом и прилежным поведе-
нием.
Кстати, "грозный" -- это ведь эвфемизм для "садиста" (ладно, на
Руси в те времена даже слов таких не ведали: максимум -- "Чудо-
Юдо"). Как же, "грозный" был царь: брови хмурил, стучал по полу
посохом, иногда даже повышал голос на подчинённых...
* * *
В Угличе у меня пропали ключи от квартиры, где деньги лежат.
Обнаружил я это после завтрака, когда собирался на прогулку. Я
ношу их в левом боковом кармане брюк на верёвочке, привязанной к
ремню брюк, пардон (а к чему ещё их привязывать?). И верёвочка --
достаточно длинная, чтобы при случае использовать её [для спуска
из окна] в качестве гарроты.
У меня нет привычки валяться на постели в тех же штанах, в ка-
ких я хожу по улице и куда только не присаживаюсь. Поэтому в гос-
тиничном номере я переодевался. На завтрак я ходил в гостиничных
штанах, а не в уличных, и домашних ключей я на гостиничные штаны
с уличных не перевешивал (и это была большая ошибка, вызванная
ленью!). А ремень у меня один на все походные штаны.
После тщательного обыска гостиничного номера, рюкзака и пр., я
призадумался. Тренированное воображение мигом нарисовало страшную
картину: как пить дать, преступная группка спёрла ключи, пока я
завтракал, и уже мчится в Минск выносить из квартиры [мебель] мои
любимые вещи. На reception ведь не просто так копировали ВСЕ стра-
ницы моего паспорта (якобы по заданию миграционной службы, а на
самом деле, может, местной шайки). Также возможна была учебная
операция ФСБ (таки надо ведь на ком-то натаскивать молодёжь).
В то, что я уже достаточно накропал в интернете гадостей про
[Путина] нынешнюю российскую власть, как-то не верилось: и не та-
кое строчат, а потом ходят неарестованные (но, может, это прово-
каторы).
Я срочно связался через Viber со своим семейством и попросил
удвоить [посты] бдительность. А ПОТОМ Я НАШЁЛ КЛЮЧИ. Они оказа-
лись в ЗАДНЕМ кармане надетых на меня уличных штанов. Это была
[клиника] классика моего жанра. Я этим почти горжусь. Вывод: с
[любимыми] ключами лучше не расставайтесь. А ещё с паспортом,
деньгами и планом поездки (в котором есть адреса и телефоны за-
бронированных отелей). Не ленитесь перекладывать это добро из
одежды в одежду, а потом вдобавок проверять его наличие.
Свидетельство о публикации №224063001332