Есенин. Собрание стихотворений
Все условия Есенина издательством были приняты, кроме одного: единовременной выдачи двух тысяч рублей. Летние месяцы — как известно время обычного затишья в сфере книготорговли — были трудными, и Госиздат вынужден был сокращать свои расходы до минимума. Через пару недель, 30 июня был подписан договор, которым поэт обеспечивал свою жизнь на много месяцев вперед. С июля началась выдача денег — по тысяче рублей ежемесячно. Факт заключения договора с Есениным — по наивысшей для того времен ставке рубль за строчку, никому из других поэтов до этого времени не назначаемой, — свидетельствовал как о высокой оценке есенинского творчества Государственным издательством, так и отдельными работниками этого издательства. Кроме того, Госиздат договорился с поэтом о печатании всех его вновь написанных стихотворений отдельными книжками, после предварительного их опубликования Есениным в периодической печати.
Общее правило поэзии всех времен и народов — стихи на рынке всегда идут плохо — эпоха наша равнодушна к стихам — и даже стихи Есенина, например, «Березовый ситец», шли плохо и медленно, тем не менее, Госиздат почел своей обязанностью издать его «Собрание стихотворений».
Надо было видеть ту редкую радость, которая зажглась в синих глазах Есенина, когда дело положительно закончилось во всех инстанциях.
В мае-июне 1924 г. Литературно-художественный отдел перебрался в Главное Управление Госиздата, на угол Рождественки и Софийки. Автор детальных воспоминаний о процессе издания собрания Есенина — Иван Васильевич Евдокимов — работал техническим редактором Литературно – художественного отдела издательства и так описывал процесс подготовки издания:
— Евдокимыч, — говорил Есенин в редакционном отделе техническому редактору Ивану Евдокимову — я написал тысяч пятнадцать строк. Я, понимаешь, отберу самое лучшее, тысяч десять. Этого довольно: будет три тома. Понимаешь, первое мое «собрание». Надо издать только хорошо. Я теперь примусь за работу.
Обращение Есенина к Евдокимову объяснялось тем, что главным образом именно ему было поручено и пришлось решать все технические вопросы в оформлении разных деталей издания по поручению заведующего отделом Н. И. Николаева.
Довольно скоро Есенин принес первую партию стихотворений, затем другую. Рукопись была в ужасном и хаотическом состоянии и состояла из отдельных рукописных листов, вырезок из журналов и газет.
— Это ничего, — смеясь говорил Есенин, — я, понимаешь, как-нибудь зайду, мы с тобой вместе и разберемся.
У Есенина не было никакого плана издания, рукопись была неудобна для набора, в разных местах дублировались одни и те же стихотворения, поэмы располагались вперемешку с ранними короткими стихотворениями и наоборот, истрепанные лоскутки старых газет лежали рядом с переписанными от руки стихотворениями, конечно, без соблюдения правил орфографии и пунктуации, — словом, смешение почерков, разных машинок, стилей, газет, вырезок из журналов, являли собой полную авторскую неразбериху...
Подготовка к изданию была отложена на неопределенное время до более благоприятного случая. А летом 1925 года внезапно, не сказав не слова , Есенин исчез — уехал в Баку. Причин для такого скоропостижного отъезда (как потом выяснилось и подтверждено документами) было несколько. Одна из возможных — предупреждение о надвигающемся аресте. В издательстве прождали поэта месяца два. В августе 1925 года Евдокимов написал Есенину официальное письмо, в котором, стремясь быть строгим и в деловом тоне, напомнил о невозможности производить набор по представленным Есениным оригиналам, об отсутствии всякого плана издания и просил обстоятельно подумать о том, в каком виде поэт представляет свое «Собрание стихотворений». Тут же было предложено несколько возможных видов издания: хронологический (по времени сочинения), размещение стихов по тематическим циклам, по родам и видам поэзии. Ответ от Есенина был получен телеграммой: «Приезжаю». 31/08.1925 г. Вскоре Есенин действительно появился в Москве. Жена поэта Софья Андреевна после рассказывала, что письмо из издательства Есенина встревожило и явилось весомым поводом уехать из наскучившего ему Баку, отменив ранее назначенную поездку в Тифлис и Абас-Туман.
По возвращении Есенин несколько раз появлялся вместе с женой в отделе издательства, и втроем, вместе с Евдокимовым, усевшись тут же за столом, работали над распланированием стихотворений.
— Я, понимаешь, Евдокимыч, хочу так, — говорил Есенин, появившись в первый же раз после приезда, — я обдумал... В первом томе — лирика, во втором — мелкие поэмы, в третьем — крупные. А? Так будет неплохо. Тебе нравится?
— Как ты хочешь, — отвечал Евдокимов, — это твое дело. Мы тебе не будем подсказывать никакого другого способа, лишь бы можно было скорее приступить к работе.
В итоге остановились на распределении по родам и видам поэзии. Есенин унес из отдела свою непричесанную кипу стихотворений, еще более растрепанную, чем принесенная им ранее, так как за время его отсутствия она неоднократно была читаема в отделах издательства разными лицами.
Недели через полторы стихи вернулись в более систематизированном виде, но, увы — и в таком обличье посылать их в типографию не представлялось возможным: рукопись была не пронумерована, без оглавления, на одном листе соединялось по несколько стихотворений без начала и конца, кое-где было по несколько дат, зачеркнутых и перечеркнутых, и опять восстановленных, не соблюдена строфичность, тексты не сверены после машинистки и т. д.
Нетрудно было рассердиться на другого, но на этого обаятельного человека, серьезно и детски синевшего глазами над тобой, сердится не было никакой возможности.
— Теперь, кажется, совсем хорошо, — торопливо суетился Есенин у стола, — тут вот — лирика, тут —поэмы. Я еще подбавлю. Соня переписывает.
Тогда и условились еще раз-два просмотреть рукопись вместе с Евдокимовым в отделе.
Поэт пил, скандалил. Краснея потухавшими глазами, он мельком заходил в издательство, раздраженно бормотал о каких-то и кем-то нанесенных обидах, собирался куда-то уезжать, а потом внезапно поднимался, обещал зайти — и не заходил. При таком же его состоянии работа над изданием была немыслима.
Вдруг как-то позвонила жена по телефону: и на второй, на третий день он пришел вместе с ней.
Кончина Сергея Александровича Есенина, последовавшая 28 декабря 1925 года в Ленинграде, поставила перед Государственным Издательством вопрос уже об издании всего написанного поэтом. В целях увековечения памяти одного из замечательнейших русских поэтов последнего десятилетия Государственное Издательство решило развернуть собрание «избранных стихотворений» — в полное. Вслед за первыми тремя томами вышел четвертый, дополнительный том, в который включены все стихотворения, оставшиеся в рукописях, а также стихотворения, не вошедшие в три предыдущих тома, опубликованная и находящаяся в рукописном виде проза, заметки, статьи и т. д.
Государственное Издательство, выпуская издание в 1927 году первый том «Собрания» без наблюдения за ним со стороны самого поэта, оставило в полной неприкосновенности все грамматические особенности языка Сергея Есенина, нередко идущие вразрез с установившимися правилами. Но поскольку поэт почти не следил за пунктуацией стихов, она сделана в общепринятом порядке. Некоторые хронологические даты создания отдельных стихотворений, проставленные Есениным, также сохранены в неприкосновенности, хотя нет твердой уверенности в их точности, поскольку иногда сомневался в них и сам поэт. В будущей работе над текстами стихотворений Есенина по рукописям эти сомнительные даты легко могут быть исправлены.
Изданию предпослана вступительная статья А. К. Воронского, освещающая творческий путь поэта, и автобиография, написанная Есениным специально для настоящего издания в октябре 1925 г.
Про одного из современных поэтов Есенин сказал однажды (это было в 1921 г.):
— Обратите внимание, что ему уже за сорок. Следовательно, поэтический возраст для него прошел. И вот последняя книга его стихов уже свидетельствует об упадке. Вообще, лирический поэт не должен жить долго.
Свидетельство о публикации №224063001536