Откровение как образ духовного пути

Откровение, переданное через Иоанна, тиражируемое как «Апокалипсис» – не о «конце света», а о тяжкой борьбе с собственным эгоизмом и об этапах приближения к торжеству Христовой любви и истины в себе.
Откровение – оно о том, что нужно извергнуть из своей души дракона с мерзостью лжи, зверя гордыни и самости, и привнести в неё огонь и кровь самопожертвования, и чрез это жертвенно подарить себя – облечь себя в любовь.
И любовью победить сей мир, и получить от Христа блаженство и жизнь вечную.

Эта борьба будет вестись постоянно в каждом приходящем к вере. Откровение открывает возможность победы над служителями тёмных адских сил в себе …

Что же касается кончины самого мира, то об этом, как сказал Христос, не знает никто, кроме Отца, в том числе и Он сам! А дело людей – заниматься кончиной мира страстей в себе. А конечные судьбы мира оставить в руках Божиих: Отца, Сына и Святого Духа … Тем более, что и Сам Господь сказал нам: «Умаление страстей и умножение любви отдаляют кончину мира» …

Наше разумение ориентировано на плотское познание истории, отчего оно и видит в Откровении «Апокалипсис», «Книгу судеб» и прочее, повествующее «о будущем, которое ожидает мир и церковь в мире».
Откровение «изучается» с плотским любопытством, со стремлением разгадать смысл и значение «пророчеств». Такое и приводит к тому, что Откровение не становится как бы историей каждого человека, историей обретения им веры и трансформации веры в любовь.

Святитель Василий Великий сказал исчерпывающе: «Тот, кто понимает великие символические слова Писания прямо, в их буквальном прочтении, тот, вдаваясь в иудейские басни, так и состарится в совершенной скудости своих недостойных понятий о Боге…».

Но Откровение – это не пророчества. Это послание в помощь тому, кто строит свою духовную жизнь в борьбе с драконами мира сего. Его образность и таинственность как раз и вызвана необходимостью помочь правильно действовать в этом сложном процессе переформатирования себя, одухотворения.

Оно ускользает от нашего обременённого самостью и гордыней разума, чтобы мы были вынуждены принять его всем нашим существом и понять, что требуется не «изучать предмет», а входить в общение с Христом, обретать с Ним новое зрение и новое сердце, дышать с Ним новым воздухом – духом.

Что Сын Божий говорит нам этим Откровением?

Прежде Он указывает, что духовное состояние человека не зависит от «земли» – от материального, мирского, эгоистичного, от обеспеченности и благополучия. Оно зависит в первую очередь от «неба» и определяется мерой уподобления Христу – Его свойствам.

Именно от уровня подобия зависит гармония между душой и телом, и только наивысшее качество/состояние человека в нарисованном в Откровении образе ПОБЕЖДАЮЩЕГО определяет всю его будущность, не только в его временной жизни, но и в вечности.
Именно ВЕЧНОСТИ, зреющей в уверовавшем во Христа человеке уже сейчас, в этой его временной жизни, ПОСВЯЩЕНО ОТКРОВЕНИЕ.

Возращение Бога и божественного в реальность жизни происходит внутри конкретного человека. Действительную ценность имеют скрытые и таинственные процессы, которые протекают во внутреннем мире, в душе.
Это процесс рождения любви и обретения силы любви.

Содержание Откровения открывается человеку постепенно, только в той мере, в какой человек будет ПОБЕЖДАЮЩИМ своего собственного эгоизма под командованием гордыни, а это – по мере исполнения его души смирением, победы над этим миром и обретения силы любви. В этом и состоит тайна содержания и значения образов и символов Откровения.

Откровение начинается с единого Послания всей Церкви.
«Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр 1:20).
Семь церквей – библейский символ полноты человеческой природы, который «обнимает» собой и всю Церковь, и каждого из её членов, переживающего в разные этапы своего духовного состояния различный опыт искушений и внутренней борьбы.

И далее Откровение содержит символическое описание того, как проходит эта борьба, что человека ждёт, к чему ведёт и приведёт его духовная жизнь: «Итак напиши в книгу, что ты видел, и что есть, и что будет после сего» (Откр 1:11,19).

Образ Богосыновства несётся Духом лично каждому человеку – от лица Сына тому лицу, которое жаждет Богосыновства и Богоусыновления.

Сначала показывается образ Богочеловека, который есть «Альфа и омега, первый и последний … в сиянии семи золотых светильников, и подобного Сыну Человеческому посреди этого сияния, облечённого в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава и волосы его белы, как белая волна, как снег; и очи его как пламень огненный; и ноги подобны халколивану, раскалённые в печи, и голос словно шум многих вод» (Откр 1:10-15).

Он приходит ко всем, ибо желает всех объять, и первых, и последних! И не желает никого прогнать от Себя, разве что сам человек становится «сыном погибели», желая отступить от Него – «…не бойся; я сбираю и первых, и последних, и живых, и мёртвых; ибо сам: жил и умер, и восстал, победив смерть; и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр 1:17-18).

К чему призывает Сын Человеческий? К духовному очищению, а далее – к такому состоянию, когда человек бескомпромиссно судит самого себя, и при этом одновременно выступает священником для многих вокруг себя, и чем больше тех, кого он освящает – тем ближе он к Богосыновству.

Одновременно Откровение усиливает внимание к бедственному состоянию нашей природы, экстремально предупреждая каждого человека и всё человечество о том, что к любому отвергающего Христа приближается царство Антихриста. Он сам приближает это царство Антихриста – сначала в себе, потом и в мире.

«Второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа» – пришествие к каждому победившему свои греховные страсти человеку, а через него и всему миру. А «видение Суда Божия» завершает суд, который каждый вынесет самому себе.


Рецензии