К заповеди о том, чтобы не судить и не осуждать

Слова Господа, названия разделов и фрагменты текстов, на которые следует обратить особое внимание, выделены ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ.

Евангелие от Матфея 7:1-5

НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ.

ИБО КАКИМ СУДОМ СУДИТЕ, ТАКИМ БУДЕТЕ СУДИМЫ; И КАКОЮ МЕРОЮ МЕРИТЕ, ТАКОЮ И ВАМ БУДУТ МЕРИТЬ.

И ЧТО ТЫ СМОТРИШЬ НА СУЧОК В ГЛАЗЕ БРАТА ТВОЕГО, А БРЕВНА В ТВОЕМ ГЛАЗЕ НЕ ЧУВСТВУЕШЬ?

ИЛИ КАК СКАЖЕШЬ БРАТУ ТВОЕМУ: "ДАЙ, Я ВЫНУ СУЧОК ИЗ ГЛАЗА ТВОЕГО", А ВОТ, В ТВОЕМ ГЛАЗЕ БРЕВНО?

ЛИЦЕМЕР! ВЫНЬ ПРЕЖДЕ БРЕВНО ИЗ ТВОЕГО ГЛАЗА И ТОГДА УВИДИШЬ, КАК ВЫНУТЬ СУЧОК ИЗ ГЛАЗА БРАТА ТВОЕГО.


Евангелие от Луки 6:37

НЕ СУДИТЕ, И НЕ БУДЕТЕ СУДИМЫ; НЕ ОСУЖДАЙТЕ, И НЕ БУДЕТЕ ОСУЖДЕНЫ…



Для удобства восприятия материал содержит следующие разделы:

ОБ ОСОБОЙ ТЯЖЕСТИ ГРЕХА ОСУЖДЕНИЯ

СУЖДЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ РОЖДАЮТСЯ ОТ ГОРДОСТИ, САМОМНЕНИЯ, САМОЛЮБИЯ И МАЛОВЕРИЯ

О ТОМ, ЧТО:
А) НЕ ВСЕМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СУДИТЬ;
Б) НЕ ВСЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СУДИТЬ;
В) НЕ ДОЛЖЕН ОСУЖДАТЬ ДРУГОГО ТОТ, КТО НЕ ИСПРАВИЛ СЕБЯ

МЫ НЕ МОЖЕМ ОСУЖДАТЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕ ЗНАЯ ТОГО, ЧТО О НЁМ ВЕДОМО ТОЛЬКО БОГУ

ЧТОБЫ НЕ ОСУЖДАТЬ ЧЕЛОВЕКА, НУЖНО НЕ СУДИТЬ ЕГО

КАК МЫ ВРЕДИМ СЕБЕ, ВПАДАЯ В ГРЕХ ОСУЖДЕНИЯ

ЧТО МЫ ПРИОБРЕТАЕМ, ЕСЛИ НЕ ОСУЖДАЕМ

КАК НЕ ВПАДАТЬ В ОСУЖДЕНИЕ

КАК ОЦЕНИВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ БЛИЖНЕГО, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ЕГО ОСУЖДЕНИЯ

ОБ ОСУЖДЕНИИ И ОБЛИЧЕНИИ

КАК, ОБЛИЧАЯ, НЕ ВПАСТЬ В ОСУЖДЕНИЕ

ЗАПОВЕДЬ О НЕОСУЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ВСЕХ, НЕЗАВИСИМО ОТ СОВЕРШЁННОГО ИМИ

В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ОСУЖДЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ И ДАЖЕ НЕОБХОДИМЫМ, ЧТО, ОДНАКО, НИЧУТЬ НЕ ОСЛАБЛЯЕТ КАТЕГОРИЧНОСТИ ЗАПОВЕДИ И НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ЕЁ ВСЕОБЩЕГО ХАРАКТЕРА


Для начала определимся с понятиями – что значит «судить» и что значит «осуждать». Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова:

Судить кого-либо, что-либо: оценивать кого-либо, что-либо, чьи-либо дела, поступки.

Осуждать кого-либо, что-либо: высказывать отрицательные, резкие и безоговорочные оценочные суждения о ком-либо, чём-либо, исходя из нравственных, духовных или эстетических оснований; порицать.

ОБ ОСОБОЙ ТЯЖЕСТИ ГРЕХА ОСУЖДЕНИЯ

Авва Дорофей: «…Знаете ли, какой тяжкий грех осуждать ближнего? Ибо что тяжелее сего? Что столько ненавидит Бог? От чего столько отвращается? Как и ОТЦЫ СКАЗАЛИ, ЧТО НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ ОСУЖДЕНИЯ. …Ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие или осуждение, или уничижение ближнего… Грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос… грех ближнего уподобил сучку, а осуждение – бревну. ТАК-ТО ТЯЖЕЛО ОСУЖДЕНИЕ, ПРЕВОСХОДЯЩЕЕ ВСЯКИЙ ГРЕХ.» («Душеполезные поучения», из Поучения шестого «О том, чтобы не судить ближнего»)

Антиох Палестинский: «ОСУЖДЕНИЕ БЛИЖНЕГО – НАИХУДШАЯ ИЗ СТРАСТЕЙ. Она не только обрекает виновного на страшные мучения, как похитителя божественного достоинства, самозванно объявившего себя Богом, но и лишает его божественного покрова и помощи, когда ОН ВПАДАЕТ В УЖЕ ОСУЖДЕННЫЙ ИМ ГРЕХ. А кого осуждают, тот избавляется от тяжести греха, если не сердится на осудившего. Осуждающий взваливает бремя его греха на себя…» («Пандекты»)

Феофан Затворник: «…Приговор Господа за этот грех строг и решителен. КТО ОСУЖДАЕТ ДРУГИХ, ТОМУ НЕТ ОПРАВДАНИЯ…» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия», Суббота)

Схиархимандрит Кирилл (Павлов): «…НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ ОСУЖДЕНИЯ. В Житиях святых повествуется о таком случае. Однажды к некоему подвижнику Иоанну пришел один старец из другой обители, чтобы взять у него благословение. И Иоанн спросил: “Ну как там живут собратья мои?” Тот отвечал: “Слава Богу, вашими молитвами” – “А как живет вот такой-то инок, о котором ходила нехорошая молва?” – “Худо живет и не исправляется, по-прежнему худо живет”. Тогда Иоанн воскликнул: “О! горе ему!” И с этими словами он впал в забытье, впал как бы в сон. Во сне он увидел, что стоит пред Голгофой. На Голгофе Спаситель – среди двух разбойников. Когда он хотел приблизиться, поклониться Спасителю, то Спаситель говорит Ангелам: “изгоните его, потому что ОН АНТИХРИСТ, ОН ОСУДИЛ БРАТА ПРЕЖДЕ МОЕГО СУДА”. И когда Ангелы стали его выгонять, то мантия его зацепилась и осталась там. Он быстро проснулся, проснулся в трепете, в страхе. Вздохнул и говорит: “Да, тяжек для меня сей день!” Брат спрашивает его, в чем дело. И он ему об этом сне рассказывает: “То, что мантия у меня там осталась, это говорит о том, что ЛИШИЛСЯ Я ПОКРОВИТЕЛЬСТВА И БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ ЗА ГРЕХ ОСУЖДЕНИЯ”. И он семь лет молился о прощении этого греха. Он не вкушал хлеба, в келию не входил, никого не принимал, ни с кем не разговаривал. И вот по истечении семи лет Господь в сонном видении явился ему, возвратил ему мантию, из чего он узнал, что Господь простил ему этот грех… Не считая осуждение за грех, мы и не думаем предохраняться от этого греха. А между тем ГРЕХ ОСУЖДЕНИЯ ТЯЖЕК – ОН ЛИШАЕТ НАС МИЛОСТЕЙ ГОСПОДНИХ И НАВЛЕКАЕТ НА НАС БОЖИЙ ГНЕВ.» (из проповеди о грехе осуждения)

Патриарх Кирилл: «Вне зависимости от того, осуждаем ли мы людей в качестве развлечения, заполнения пустого времени, или защищая самих себя, или просто изливая вовне свое тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем ГРЕХ, КОТОРЫЙ ВЛИЯЕТ НА НАШЕ ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ, А ЗНАЧИТ, НА НАШЕ СПАСЕНИЕ.» (православный журнал «Фома», 7 октября 2013 г.)

Иерей Филипп Парфенов: «ГРЕХ ОСУЖДЕНИЯ по справедливости СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ДУШЕГУБИТЕЛЬНЫХ И ОПАСНЫХ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА. О недопустимости его писали все святые отцы Церкви, ее подвижники и учителя с самого начала христианской истории, поскольку Евангелие ясно и многократно предупреждает нас об этом…» («Не осуждайте, и не будете осуждены, или как бороться с осуждением»,  «Православие и Мир», 5 июля 2007 г.)


СУЖДЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ РОЖДАЮТСЯ ОТ ГОРДОСТИ, САМОМНЕНИЯ, САМОЛЮБИЯ И МАЛОВЕРИЯ


Иоанн Лествичник: «ГОРДОСТЬ ЕСТЬ отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, МАТЕРЬ ОСУЖДЕНИЯ…» («Лествица», Слово 23)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «…Какая связь между осуждением ближнего и лицемерством? Эта связь очевидна. Осуждающий и уничижающий ближнего невольно выставляет себя праведником, может быть, не произнося этого словом и даже не понимая этого. Мы все грешники: ВСЯКОЕ ВЫСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ПРАВЕДНИКОМ, и прямое и косвенное, ЕСТЬ ЛИЦЕМЕРСТВО.» («Аскетическая проповедь»)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «…СУДОМ И ОСУЖДЕНИЕМ, воспрещенными господом, они (люди, А.М.) ЗАНИМАЮТСЯ непрестанно. По какой причине? по причине совершенного невнимания себе, ПО ПРИЧИНЕ ЗАБВЕНИЯ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ, по причине совершенного пренебрежения покаянием, ПО ПРИЧИНЕ САМОМНЕНИЯ И ГОРДОСТИ. Господь пришел на землю спасти грешников, а потому ОТ ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ НЕПРЕМЕННО ТРЕБУЕТСЯ СОЗНАНИЕ В ГРЕХОВНОСТИ; СУЖДЕНИЕ ЖЕ И ОСУЖДЕНИЕ БЛИЖНИХ ЕСТЬ ОТВЕРЖЕНИЕ ЭТОГО СОЗНАНИЯ И ПРИСВОЕНИЕ НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ СЕБЕ ПРАВЕДНОСТИ; из неё-то и производится суждение и осуждение: имя лицемера для всякого судящего и осуждающего ближних есть им самое свойственное.» («Аскетические опыты»)

Патриарх Кирилл: «…А почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего ПРЕБЫВАЕТ В СОСТОЯНИИ ГОРДЫНИ. Гордость — это порок, который особым образом обнажает саму сущность греха. В гордости человек видит только самого себя, самому себе служит, и поэтому малейшее возражение со стороны других, или образ жизни другого человека, или слова его, которые кажутся гордому человеку подозрительными, как бы сужающими пространство для его собственного «я», становятся причиной осуждения…» (православный журнал «Фома», 7 октября 2013 г.)

Протоиерей Павел Великанов: «…Можно смело сказать, что психологическая и даже духовная ПОДОСНОВА ВСЕЙ ПРОБЛЕМЫ ГРЕХА ОСУЖДЕНИЯ, о котором мы и говорим, — ЭТО ПОПЫТКА ЧЕЛОВЕКА САМОУТВЕРДИТЬСЯ. Но не в Боге, а В СВОЕЙ МНИМОЙ ПРАВЕДНОСТИ — пытаясь приподняться за счет унижения, умаления другого… (Между гордостью и осуждением) прямая зависимость! ЧЕМ ЧЕЛОВЕК БОЛЕЕ ГОРДЕЛИВ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ОСУЖДАЕТ ОСТАЛЬНЫХ… Мнение о себе является подосновой гордости, как и подосновой осуждения… Есть ли взаимосвязь между осуждением, видением себя и верой? Такая связь действительно существует. ЧЕМ ЧЕЛОВЕК МЕНЕЕ ВЕРУЕТ, чем он менее открыт для действия Бога, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН БУДЕТ ОСУЖДАТЬ. И наоборот, чем больше человек будет приближаться к Богу, — в действительности, а не в своем воображении, — тем сильнее его сердца касается Божественный свет, тем больше он видит своё непотребство. Даже если он живет порядочно, он начинает различать в глубине своей души «коряги» и «булыжники» — проблемы, которые без этого света невозможно увидеть. Для того чтобы не допустить отчаяния при видении бездны своего непотребства, нужна сильная вера… Бог — величайший педагог, поэтому Он человеку открывает меру его греховности в той степени, в какой человек может понести своей верой. И чем больше человек укрепляется в вере, тем больше ему открывается грехов. И наоборот. Когда человек ослабляется в вере, его грехи беспокоят его все меньше. Господь их прикрывает, скрывает, иначе человек впадет в жуткое отчаяние и безнадежность.» (православный журнал «Фома»)

Священник Валерий Духанин: «ПРИЧИНА ОСУЖДЕНИЯ КОРЕНИТСЯ В НАШЕМ САМОЛЮБИИ. Если мы любим себя больше, чем других, то, конечно же, видим в ближних в первую очередь недостатки, а в себе – только достоинства, иначе как признать, что мы лучше других.» («О том, как мы судим людей», портал «Православие.ру», 20 мая 2013 г.)


О ТОМ, ЧТО:
А) НЕ ВСЕМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СУДИТЬ
Б) НЕ ВСЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СУДИТЬ
В) НЕ ДОЛЖЕН ОСУЖДАТЬ ДРУГОГО ТОТ, КТО НЕ ИСПРАВИЛ СЕБЯ

Иоанн Златоуст: «Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? …Каким же образом… апостол в другом месте говорит: …«Согрешающих обличай перед всеми» (1 Тим.;5:20)? Равным образом, и Христос говорит Петру: «Пойди и обличи его между тобою и им одним. Если же не послушает, возьми с собою» другого, если же и при этом не уступает, «скажи церкви» (Мф.;18:15-17). И для чего Он поставил столь многих обличителей..? …Если, ведь, они не будут судить, то… всуе получили власть вязать и решать. …Всё (тогда) пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах и в семьях… Что же значит указанное изречение? Рассмотрим теперь внимательнее… Для имеющих здравый ум Спаситель хорошо изъяснил уже силу данного закона в следующих дальнейших словах: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»? Если же для многих, не так сообразительных, изречение Христово кажется все еще недовольно ясным, то я снова постараюсь изъяснить его. Именно – здесь, как мне кажется, СПАСИТЕЛЬ НЕ ВСЕ ВООБЩЕ ГРЕХИ ПОВЕЛЕВАЕТ НЕ СУДИТЬ И НЕ ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ, НО ТЕМ ТОЛЬКО, КОТОРЫЕ, САМИ БУДУЧИ ИСПОЛНЕНЫ БЕСЧИСЛЕННЫХ ГРЕХОВ, ПОРИЦАЮТ ДРУГИХ ЗА МАЛОВАЖНЫЕ КАКИЕ-НИБУДЬ ПОСТУПКИ. Мне кажется также, что Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи… Итак, можно думать, что Христос указывал и на них, желая предварительно упрекнуть их в том, в чем они, впоследствии времени, порицали учеников. Хотя последние ни в чем подобном не согрешили, но иудеям казалось грехом, например, что они не соблюдали субботы, ели неумытыми руками, возлежали с мытарями, о чем Спаситель и в другом месте говорит: «Оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф.;23:24)… «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза». Здесь Спаситель хочет показать великий Свой гнев к тем, которые осуждают ближних… Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку; и хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но на самом деле исполнен крайней злобы, поскольку подвергает ближнего напрасному поношению и обвинению, и восхищает место учителя, сам не будучи достоин быть даже учеником. Потому Христос и назвал его лицемером. Если ты так строг в отношении к другим, что видишь и малые проступки, то почему так невнимателен к себе, что не замечаешь и великих грехов? «Вынь прежде бревно из твоего глаза». Видишь ли, что СПАСИТЕЛЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТ СУДИТЬ, НО ПРЕЖДЕ ВЕЛИТ ИЗЪЯТЬ БРЕВНО ИЗ СОБСТВЕННОГО ГЛАЗА, И ТОГДА УЖЕ ИСПРАВЛЯТЬ СОГРЕШЕНИЯ ДРУГИХ? Всякий ведь свое знает лучше, нежели чужое, и лучше видит большее, нежели меньшее, и наконец, более себя самого любит, чем ближнего. Следовательно, если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему грех и очевиднее, и более; ЕСЛИ ЖЕ НЕРАДИШЬ О САМОМ СЕБЕ, ТО ЯСНО, ЧТО И БРАТА СВОЕГО СУДИШЬ НЕ ИЗ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА К НЕМУ, НО ИЗ НЕНАВИСТИ И ЖЕЛАНИЯ ОПОЗОРИТЬ ЕГО. Если же и должно быть ему судимым, то пусть его судит тот, кто ни в чем подобном не согрешил, а не ты… Не должен, говорит Он, судить других тот, кто сам в том же виновен… Если уж худо не обращать внимания на свои грехи, то вдвое или втрое хуже судить других, имея в собственных своих глазах бревно, и не чувствуя от того никакой боли; ведь грех тягостнее и бревна. Итак, СКАЗАННАЯ СПАСИТЕЛЕМ ЗАПОВЕДЬ ИМЕЕТ ТАКОЙ СМЫСЛ: КТО САМ ПОДВЕРЖЕН МНОГИМ ПОРОКАМ, ТОТ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СТРОГИМ СУДИЕЮ ПОГРЕШНОСТЕЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, И ОСОБЕННО КОГДА ОНИ МАЛОВАЖНЫ; СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОН НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ОБЛИЧАТЬ ИЛИ ИСПРАВЛЯТЬ, НО ВОЗБРАНЯЕТ НЕРАДЕТЬ О СОБСТВЕННЫХ ГРЕХАХ, И ВОССТАВАТЬ ПРОТИВ ЧУЖИХ. И это потому, что осуждение других много содействовало бы к увеличению зла, усугубляя порочность…»  («Беседы на Евангелие от Матфея», Беседа 23)

Афанасий Великий: «Господь… говорит это не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая сами себя… Ибо …готовы они утверждать, что не д;лжно судить и того, кто сделал смертный грех, потому что Господь сказал: не судите, да не судимы будете. Но если это действительно так, как утверждают они; то, без сомнения, подвергся бы осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братий. И Моисей, осудив собиравшего дрова в субботу, повелел побить его камнями вне стана (Чис. 15:33-36). И преемник его Иисус (Иисус Навин), осудив Ахана за татьбу, истребил со всем домом (Нав. 7:18-25)… И Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке (3 Цар. 18:40)… И Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву (Дан. 13:62). И Петр, прияв ключи небесного царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми (Деян. 5:1-10). И Павел осудил ковача Александра, сказав: да воздаст ему Господь по делом его (2 Тим. 4:14)… Итак, если все праведные судили, и не были сами судимы, более того – избраны на духовное служение; то почему же не д;лжно судить, как говорят еретики? ГОСПОДЬ СКАЗАЛ: НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ, НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МЫ ПОСТУПАЛИ В ЧЕМ ИЛИ ДЕЛАЛИ ЧТО БЕЗ СУДА, НО ИМЕЯ В ВИДУ ФАРИСЕЕВ И КНИЖНИКОВ, КОТОРЫЕ СУДИЛИ ДРУГ ДРУГА, НО НЕ ИСПРАВЛЯЛИ САМИ СЕБЯ. Так, например: убийцу по Закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же как кони женонеистовые ржали на чужих жен; татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеждали комаров, верблюдов же пожирали.» (из Бесед на Евангелие от Матфея)

Евфимий Зигабен: «…Но ЕСЛИ КТО-НИБУДЬ НЕ БУДЕТ ОСУЖДАТЬ СОГРЕШАЮЩЕГО, например, начальник – подчиненного, отец – сына, или господин – раба, ТО, НЕСОМНЕННО, ПОРОК БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ И ПРОИЗОЙДЕТ БЕСПОРЯДОК. Но здесь говорится не о таком осуждении, которое вытекает из любви к добру и имеет целью исправление зла, потому что дальше повелевается таким образом обличать и связывать: пойди, говорит, и обличи его (Мф.;18:15); и опять: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.;18:18). Эта речь относится не к начальникам, а к подчиненным, убеждая их НЕ СМОТРЕТЬ НА ЧУЖИЕ ДЕЛА И НЕ ОСУЖДАТЬ ДРУГИХ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ СМОТРЕТЬ НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ И ОСУЖДАТЬ САМИХ СЕБЯ. И апостол Павел говорит: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор.;11:31). Относятся эти слова и к тем, которые, погрешая в большем, осуждают погрешающих в меньшем…» («Толкование на Евангелие от Матфея»)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Господь воспретил не только осуждать ближних, но и судить их, когда не представляется необходимости учинить суд правильный для своей и общественной пользы. Последнего рода суд есть важнейшее в законе, по определению Господа (Мф. 23:23 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.»); БЕЗ ТАКОГО СУДА ДОБРО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕННЫМ ОТ ЗЛА, НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНОЮ И БОГОУГОДНОЮ. Этот суд редко встречается между человеками…» («Аскетические опыты»)

Димитрий Ростовский:  «…Не осуждай и не удивляйся человеческому согрешению, но лучше подивись тому, кто возможет избежать вражеских сетей нынешнего времени, подивись тому, кто возможет сохранить себя чистым пред Богом, когда сатана ходит, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8)… Итак, помни и ты свои согрешения, потому что, если и не хочешь, много согрешаешь и, что ненавидишь, то любезно творишь: волей-неволей ты в плену у греха, волей-неволей впадаешь в преступление. И кто же свободен от греха? Кто найдется ни в чем не повинным? …ЕСЛИ НЕ В ТОМ, ТО В ДРУГОМ, ЕСЛИ НЕ В ВЕЛИКОМ, ТО В МАЛОМ, НО ВСЕ СОГРЕШАЕМ, ВСЕ ПРЕСТУПНИКИ, ВСЕ ГРЕШНЫ, ВСЕ НЕМОЩНЫ, ВСЕ НАКЛОННЫ КО ВСЯКОМУ ГРЕХУ, все требуем милости Божией, все требуем человеколюбия Его…..» («Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского»)

Епископ Михаил (Лузин): «ЗАПРЕЩАЕТСЯ не простое суждение или благонамеренная и добросовестная оценка действий других людей, но осуждение образа действий ближнего, и притом ОСУЖДЕНИЕ НЕ ЗАКОННЫМ СУДОМ, КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМ ВО ВСЯКОМ ОБЩЕСТВЕ, А ОСУЖДЕНИЕ ЛИЧНОЕ, В ЧАСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ, когда осуждение происходит по большей части из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений, из тщеславия, гордости и т. п. …Некоторое тонкое различие между не судите и не осуждайте состоит в том, что под суждением разумеются пересуды незлобные, а под осуждением пересуды злобные, с намерением унизить и уязвить ближнего, с посягательством на доброе имя его.» («Толковое Евангелие»)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «И что же: запрещает ли Господь Иисус Христос говорить, что прелюбодеец грешит, запрещает ли говорить, что убийца, вор, грабитель достойны осуждения? Нет, не запрещает Господь всего этого. Господь Иисус Христос запрещает другое. Он запрещает то же, что запрещает и святой апостол Павел: "А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов" (Рим. 14:10). Видите, и святой апостол Павел решительно запрещает суд над братом своим, но он же в посланиях к Тимофею говорит: "Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением" (2 Тим. 4:2) и "Согрешающих обличай перед всеми" (1 Тим. 5:20). Вся 23-я глава Евангелия от Матфея – грозная речь обличения: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры" (стих 15). Господь Иисус Христос в довольно резких словах осуждал книжников и фарисеев. Господь осудил их, назвал лицемерами. Есть ли здесь противоречие, как кажется некоторым? Что же это значит, как примирить это? Разве может быть противоречие в Господе Иисусе Христе и в Его святом, блаженном апостоле? Противоречия нет, нужно вникнуть, что запрещает Господь… Господь Иисус Христос запрещает нам быть строгими судьями над братьями нашими, ЗАПРЕЩАЕТ ПОСТУПАТЬ, КАК ОБЫКНОВЕННО ПОСТУПАЕМ МЫ: СВОЕГО ТЯЖКОГО ГРЕХА НЕ ЗАМЕЧАЕМ, А сучек, маленькую соринку в глазу брата своего – НЕБОЛЬШОЕ ПРЕГРЕШЕНИЕ – ЗОРКО ВИДИМ И НАБЛЮДАЕМ. Будучи сами полны греха, судим брата своего, совершившего небольшое прегрешение перед Богом. Видим монаха не довольно скудно питающегося – судим его, что он не постится. А кто же эти осуждающие? Каждый день пьянствуют они, объедаются, а монаха, который не питается одним хлебом и водой, строго осуждают. Бревна в своем глазу не чувствуют, а сучек в глазу брата своего видят. Осуждают его, будучи сами достойны более строгого и тяжкого осуждения Божьего. Мы всегда чрезвычайно зорки в отношении грехов ближних наших, не замечая бревна в глазу своем…» («Спешите идти за Христом!» Сборник проповедей. На слова: «Не судите, да не судимы будете»)

Архиепископ Аверкий (Таушев): «ЗАПРЕЩАЕТСЯ не суждение о ближнем, а ОСУЖДЕНИЕ его, в смысле пересудов, происходящих, по большей части, ИЗ КАКИХ-ТО САМОЛЮБИВЫХ И НЕЧИСТЫХ ПОБУЖДЕНИЙ, ИЗ ТЩЕСЛАВИЯ, ГОРДОСТИ; запрещается злословие, злоязычие, злобное порицание чужих недостатков, проистекающее от чувства нелюбви и недоброжелательности к ближнему. Если бы здесь запрещалось вообще всякое суждение о ближнем и о его поступках, тогда Господь не говорил бы дальше: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6 – /здесь/ Господь предостерегает Своих учеников от проповеди Своего учения, этого подлинного жемчуга, тем людям, которые, подобно псам или свиньям, неспособны оценить его по своему крайнему окостенению во зле и которые, глубоко погрязнув в разврате, пороках и злодеяниях, с ожесточением и злобой относятся ко всякому добру); и не смогли бы христиане исполнять своей обязанности – обличать и вразумлять грешащих, что предписывается Самим Господом в 15-17 стихах 18-й главы Евангелия от Матфея. ЗАПРЕЩАЕТСЯ злое чувство, злорадство, но, НЕ САМА ПО СЕБЕ ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ БЛИЖНЕГО, поскольку, не замечая зла, мы бы легко могли начать и к добру относиться безразлично, потеряли бы чувство различия между добром и злом… ХРИСТОС ЗАПРЕЩАЕТ ПОРИЦАТЬ ЛЮДЕЙ ЗА ИХ НЕДОСТАТКИ, НЕ ЗАМЕЧАЯ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ И, ВОЗМОЖНО, ЕЩЕ БОЛЬШИХ НЕДОСТАТКОВ. Но тут нет речи о гражданском суде, как хотят показать это некоторые лжеучителя, и нет также речи и об оценке поступков человека вообще. Господь имел в виду гордых, самомнительных фарисеев, которые с немилосердным осуждением относились к другим людям, считая праведниками только себя….» («Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие»)


МЫ НЕ МОЖЕМ ОСУЖДАТЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕ ЗНАЯ ТОГО, ЧТО О НЁМ ВЕДОМО ТОЛЬКО БОГУ


Авва Дорофей: «…Есть у нас о чём заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. ОДНОМУ БОГУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЛАСТЬ ОПРАВДЫВАТЬ И ОСУЖДАТЬ, поскольку Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий. …Никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно. Действительно случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни: а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения… Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и ТОГДА КАК БОГ МИЛУЕТ ЕГО, ТЫ ОСУЖДАЕШЬ ЕГО И ГУБИШЬ ДУШУ СВОЮ… Ты видел грех, а покаяния его не видел…» («Душеполезные поучения», из Поучения шестого «О том, чтобы не судить ближнего»)

Иоанн Лествичник: «Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда НЕ ОСУЖДАЙ ЕГО; ИБО СУД БОЖИЙ НЕИЗВЕСТЕН ЛЮДЯМ. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.» («Лествица», Слово 10)

Анастасий Синаит: «Многие часто грешат так, что другие это видят, но тайно исповедуются Богу и получают отпущение грехов. Благоугодив Богу, они получают Святого Духа. Поэтому ТЕ, КОГО МЫ СЧИТАЕМ ГРЕШНИКАМИ, У БОГА МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ УЖЕ ОПРАВДАННЫМИ. Мы увидели грех, но ничего не знаем о добрых делах, которые тайно сделали эти люди. Поэтому не следует никого осуждать, даже если человек грешит на наших глазах.» (из книги монаха Павла Евергетиноса «Благолюбие»)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никакая праведность не дает права осуждать грешащего брата, которому Господь весьма удобно может даровать праведность существенную, несравненно большую той, которую мы думаем находить в себе…; КОГДА ЖЕ ОСУЖДАЕМ БЛИЖНЕГО, ТО ЭТИМ САМЫМ ОТВЕРГАЕМ ПРАВДУ БОЖИЮ, ЗАМЕНЯЕМ ЕЕ ПРАВДОЙ СВОЕЙ или, правильнее, недугом фарисейства…» («Аскетические опыты», т.1)

Схиархимандрит Кирилл (Павлов): «Что бы сделали мы с апостолом Петром, если бы увидели его в те мгновения, когда он трижды отрёкся от Христа? И с апостолом Павлом, когда он был лютым гонителем христиан? Как бы мы поступили с преподобной Марией Египетской или с преподобномученицей Евдокией, если бы увидели их в то время, когда они совершали худые дела? Пожалуй, мы бы строго их осудили. Но их искреннее, истинное покаяние и праведные деяния исходатайствовали им у Господа прощение, и наслаждаются они ныне в чертогах Царя Небесного. А наши ближние, соседи, знакомые, коих мы осуждаем, разве не могут они стать добродетельными и праведными? …Любители осуждения… вовсе не учитывают, нисколько не считаются с раскаянием, исправлением согрешающего. Может быть, человек, который согрешил, в тиши своего уединения перед Богом оплакал свои грехи, осудил себя. И пред господом он уже стоит более оправданным, нежели те хулители, которые его судят, подобно тому, как мытарь вышел из храма более оправданным, нежели осуждавший его фарисей. И потому фарисейский суд злоречивых людей всегда неправедный, всегда преступный, всегда самозванный и осудительный. … МЫ МОЖЕМ СУДИТЬ ТОЛЬКО ПО ВНЕШНЕЙ ВИДИМОСТИ, НО ЧТО ПРОИСХОДИТ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, ЭТО ОТКРЫТО ТОЛЬКО СЕРДЦЕВЕДЦУ БОГУ.» (из проповеди о грехе осуждения)

Схиархимандрит Кирилл (Павлов) о словах «одного проповедника»: «“Вот ближний пал. Но знаете ли вы его историю? Историю его рождения? Его среду, его окружение? Было ли его прошлое воспитанием благодатным, в доброй среде? Чувствовал ли он слезы, предостережение матери-христианки? Была ли это христианская среда? Открыто ли было ему Евангелие с самого начала? Всеправеднейший Господь праведно рассудит на Своих весах, кто из вас более должен отвечать и виновен: ты ли, который получил больше таланта, знания, или тот, который не знал ничего?”» (из проповеди о грехе осуждения)

Протоиерей Георгий Бреев: «Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но САМОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТЬ ТЫ НЕ СУДИ! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим –  такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога…» (православный журнал «Фома»)

Протоиерей Павел Великанов: «…Когда мы осуждаем человека, мы отождествляем его личность с тем осуждаемым нами поступком, который был совершен. Мы претендуем на знание глубинной внутренней сущности, сути это человека. Мы говорим, кто это: это не человек, это вор, блудник, хам… Если мы сказали, что он вор, отождествили два понятия (т.е. вора и этого человека, А.М.), соответственно, если он не будет вором, он уже не будет собой… Как разделить личность человека и его дела на практике? А просто надо заглянуть внутрь самого себя. Каждый сам себя очень сильно любит. И при этом мы часто ненавидим поступки, которые совершаем. В то же самое время это не приводит нас к искренней ненависти и отрицанию самого себя как такового. И если быть честным по отношению к самому себе, то дела человека и саму личность легко разделить… Очень важный момент: ХРИСТИАНСТВО СМОТРИТ НА ЧЕЛОВЕКА В ПОСТОЯННОЙ ДИНАМИКЕ. И ТАКОЕ ВИДЕНИЕ СРАЗУ В КОРНЕ ИСКЛЮЧАЕТ ОСУЖДЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮБОЕ ОСУЖДЕНИЕ — ЭТО ФИКСАЦИЯ, ОСТАНОВКА. А остановка у нас только одна — это Божий Окончательный — и потому Страшный — суд…» (православный журнал «Фома»)

Схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Как говорили древние мужи, прежде чем кого-либо в чем-то упрекнуть, надень его обувь, пройди его путь, споткнись обо все его камни и перенеси все тяготы, которые перенес он! Наверняка после этого нам не захочется осудить того, который минуту назад был страшно виновен в наших глазах!» («Осуждение: трудные вопросы», «Православие и мир», 21 октября 2011 г.)


ЧТОБЫ НЕ ОСУЖДАТЬ ЧЕЛОВЕКА, НУЖНО НЕ СУДИТЬ ЕГО

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Осуждение ближнего – признак лицемерства… ЧТОБ НЕ ОСУЖДАТЬ БЛИЖНЕГО, ДОЛЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СУЖДЕНИЯ О БЛИЖНЕМ, потому-то в Евангельской заповеди, воспрещающей осуждение ближнего, предварительно воспрещено суждение о нем… Сперва человеки ПОЗВОЛЯЮТ СЕБЕ СУЖДЕНИЕ О ДЕЛАХ БЛИЖНЕГО, А ПОТОМ НЕВОЛЬНО ВПАДАЮТ В ОСУЖДЕНИЕ. Не посеем семени – и не возрастут плевелы, ВОСПРЕТИМ СЕБЕ НЕНУЖНОЕ СУЖДЕНИЕ О БЛИЖНИХ – И НЕ БУДЕТ ОСУЖДЕНИЯ…» («Аскетическая проповедь»)

Протоиерей Димитрий Смирнов: «…Людей, которые способны обсуждать поступки других людей, не осуждая их, из семи миллиардов – человек пять. Может быть, шесть. Поэтому мы в это число не попадаем… ТОЛЬКО СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОБСУЖДАТЬ ЧУЖИЕ ПОСТУПКИ, НЕ ОСУЖДАЯ ЧЕЛОВЕКА. Это высочайшая степень духовного совершенства!» (Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова, выпуск 15, 4 сентября 2014 г.)


 КАК МЫ ВРЕДИМ СЕБЕ, ВПАДАЯ В ГРЕХ ОСУЖДЕНИЯ


Иоанн Лествичник: «С новоначальными ТЕЛЕСНЫЕ ПАДЕНИЯ случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но С ПРИБЛИЖАЮЩИМИСЯ К СОВЕРШЕНСТВУ они СЛУЧАЮТСЯ ТОЛЬКО ОТ ОСУЖДЕНИЯ БЛИЖНИХ.» («Лествица», предисловие к Слову 15-му)

Иоанн Лествичник: «…ЗА КАКИЕ ГРЕХИ ОСУДИМ БЛИЖНЕГО, ТЕЛЕСНЫЕ ИЛИ ДУШЕВНЫЕ, В ТЕ ВПАДЕМ САМИ; И ИНАЧЕ НЕ БЫВАЕТ.» («Лествица», Слово 10)

Авва Исаия: «Когда кто осуждает ближнего, …ЭТО ГУБИТ ПОДНИМАЕМЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ ТРУДЫ, УНИЧТОЖАЯ ДОБРЫЕ ПЛОДЫ ИХ.» (сборник «Добротолюбие», т. 1, Слово двадцать третье «О совершенстве»)

Антиох Палестинский: «Осуждать – хуже всего. Ибо те, кого мы думаем осуждать, – они-то от тяжести [того, в чем мы их осуждаем,] облегчаются, мы же вместо них несем [это] бремя и ОКАЗЫВАЕМСЯ ОСУЖДАЮЩИМИ САМИХ СЕБЯ. Посему со всяким усердием, возлюбленные, будем избегать осуждения кого-либо… Поскольку ЕСЛИ ОСУЖДАЕШЬ КОГО-ТО, ТО И САМ ОСУЖДАЕШЬСЯ В ТОМ, ЗА ЧТО ЕГО ОСУЖДАЕШЬ…» (Всеобъемлющее собрание /Пандекты/ Богодухновенных Святых Писаний, Слово 49 О том, чтобы не осуждать)

Протоиерей Георгий Бреев: «Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему – и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он – разэдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке – тут же БЛАГОДАТЬ ОСТАВЛЯЕТ ТЕБЯ. ОНА НЕ ТЕРПИТ ОСУЖДЕНИЯ, КОТОРОЕ СОВЕРШЕННО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДУХУ ЕВАНГЕЛЬСКОМУ.» (православный журнал «Фома»)


ЧТО МЫ ПРИОБРЕТАЕМ, ЕСЛИ НЕ ОСУЖДАЕМ

Иоанн Лествичник: «ОДИН ИЗ САМЫХ КРАТКИХ ПУТЕЙ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ НИКОГО НЕ ОСУЖДАТЬ…» («Лествица», Слово 10)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «В то время как ты воспрещаешь себе суждение и осуждение ближнего, на что не имеешь никакого права, – правосудный и милосердый БОГ УСТРАНЯЕТ ПРАВЕДНОЕ СУЖДЕНИЕ И ОТМЕНЯЕТ ПРАВЕДНОЕ ОСУЖДЕНИЕ, ЗАСЛУЖЕННЫЕ ТОБОЮ ЗА МНОГИЕ ГРЕХИ ТВОИ.» («Аскетическая проповедь»)

Патриарх Кирилл: «…Господь не только запретил нам судить. Он связывает наше отношение к ближним с нашей загробной участью: каким судом судите, таким будете судимы. Не судите, да не судимы будете, — БЛАГОДАРЯ ОДНОЙ ТОЛЬКО НАШЕЙ СПОСОБНОСТИ И ГОТОВНОСТИ НЕ СУДИТЬ ЛЮДЕЙ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕНЫ ОТ СУДА БОЖИЕГО, мы можем быть оправданы. Почему же такая милость от Бога за исполнение всего одной заповеди, всего одного Его предписания? А потому что если не осуждаем других людей, то не имеем гордыни; не осуждаем — не имеем злобы. А если нет внутри гордыни и злобы, то очень легко в таком сердце поселяется любовь.» (православный журнал «Фома», 7 октября 2013 г.)

Схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Все, наверное, знают случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли. ЭТОГО МОНАХА ВВЕЛА В РАЙ ОДНА ТОЛЬКО ДОБРОДЕТЕЛЬ НЕОСУЖДЕНИЯ. И если мы будем ей прилежать, то она введет в небесные обители и нас.» (Осуждение: трудные вопросы, «Православие и мир», 21 октября 2011 г.)

Протоиерей Павел Великанов: «В Евангелии от Матфея читаем: «Не судите и не судимы будете». То есть БЛАГОДАРЯ ОДНОЙ НАШЕЙ СПОСОБНОСТИ НЕ СУДИТЬ МЫ ОСВОБОЖДАЕМСЯ ОТ СУДА БОЖЬЕГО. Почему такая милость Бога за исполнение всего одной заповеди? …Любое наше осуждение, любая попытка взять на себя право Бога, удаляет нас от действия благодати Божией, ведь мы себя противопоставляем Ему: «У Тебя есть Твой суд, а у нас — свой. И нас мало интересует Твое мнение». А позиция неосуждения противоположна: мы полностью предаем и самого себя, и этого человека, и всю ситуацию Богу…» (православный журнал «Фома»)


КАК НЕ ВПАДАТЬ В ОСУЖДЕНИЕ

Иоанн Лествичник: «Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.» («Лествица», Слово 10)

Феофан Затворник: «Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто восчувствует себя таким образом, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: “Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!”».» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия», Суббота)

Патриарх Кирилл: «Осуждение должно быть под запретом. КАК ТОЛЬКО ВОЗНИКАЕТ МЫСЛЬ ОСУДИТЬ ЧЕЛОВЕКА, МЫ ДОЛЖНЫ ВСПОМНИТЬ О СУДЕ БОЖИЕМ…» (православный журнал «Фома», 7 октября 2013 г.)

Протоиерей Павел Великанов: «ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ ОСУЖДЕНИЯ – ЭТО ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ, понимание того, что нет такого греха, который бы ты не мог совершить, если для этого были бы созданы соответствующие условия… Очень часто любимым местом осуждения других в приходской жизни становится... исповедь. Здесь происходит недопонимание самой сути покаяния: человек приходит на исповедь не для того, чтобы принести некий вызревший плод переосмысления своего отношения к жизни, а пожаловаться Богу и священнику на то, какие вокруг него плохие люди; если бы вокруг были все хорошие, добрые, ласковые, прощающие, послушные, то и он бы никогда не совершил того, что совершил! Это тоже очень показательно. И я боюсь, что это одна из хронических болезней как людей, недавно переступивших порог Церкви, так и тех, кто находится в ней уже давно.» (православный журнал «Фома»)

Иерей Филипп Парфенов: «Но как же это возможно вообще – не судить? Быть может, это доступно бывало только великим святым, сердца которых исполнялись бесконечной любовью ко всякому грешнику, и вместе с тем им самим дано было видеть прежде всего свое собственное несовершенство и падшее состояние перед Богом, на фоне которого грехи других людей казались им сущими пустяками? …Но это – состояние совершенства, это добродетель божественного смирения, превышающая природные человеческие способности! И однако, к этому совершенству зовет нас всех Христос. НЕ СТОИТ ВНУШАТЬ СЕБЕ, ЧТО ЭТО ЗАВЕДОМО НЕ ДОСТИЖИМО ДЛЯ НАС, слабых, нерадивых и грешных, живущих в мирской суете… Ответ на это также дан в Евангелии: «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10)… А это малое выражено в «ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ» ПИСАНИЯ: «ИТАК, ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ; ИБО В ЭТОМ ЗАКОН И ПРОРОКИ» (Мф.7:12). И поскольку никто из нас не может жить без оценок, – иначе как христианину «уклоняться от зла и творить благо» (Пс.33:15) или «все испытывать, хорошего держаться» (1Фес.5:21), – но ОЦЕНКИ НАШИ В ОТНОШЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ могут быть весьма приблизительными, неточными или вовсе неверными, то здесь и нужно ИСХОДИТЬ ИЗ ЭТОГО «ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА» В ОТНОШЕНИИ К БЛИЖНИМ. То есть нет простого запрета – «не судите», – а есть важное дополнение к этому: «Ибо каким судом судите, таким и будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Апостол Иаков по этому поводу замечает: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). …Одни и те же слова «он гневлив» можно произнести по-разному… «Он гневлив!!» – произносимое с внутренней неприязнью, это будет в точности осуждением по преподобному Дорофею, но в то же время: «он гневлив.., Боже, помоги ему» – если говорится с сожалением и сочувствием, без малейшего возмущения, то это, конечно, осуждением не является, поскольку сказанное может относиться к хорошо известному человеку с замечаемой многими его слабостью.» («Православие и Мир», 5 июля 2007 г.)

Схиархимандрит Авраам (Рейдман): «…Из рассуждения о том или ином человеке не впасть в осуждение… очень трудно, а без содействия Божественной благодати, можно сказать, невозможно. Только благодать позволяет судить о человеке трезво и при этом его не осуждать. Поэтому НАДО МОЛИТЬСЯ, ПРОСИТЬ У БОГА ПОМОЩИ И ПО МЕРЕ СИЛ ПОНУЖДАТЬ СЕБЯ К ИСПОЛНЕНИЮ ЭТОЙ ЗАПОВЕДИ.» (Осуждение: трудные вопросы, «Православие и мир», 21 октября 2011 г.)

Протоиерей Михаил Самохин, настоятель Ольгинского храма г.Железноводска: (ответ на вопрос «как научиться не осуждать?»): «…Я знаю только один ОТНОСИТЕЛЬНО РАБОЧИЙ РЕЦЕПТ: ПОЖАЛЕЙ — И НЕ ОСУДИШЬ. Чем те, кого мы любим, отличаются от тех, кого мы не любим? Только одним: тех, кого мы любим, мы оправдываем. И переключатель с нелюбви на любовь находится где-то в области жалости… Тогда вместо того, чтобы осуждать, ты готов попытаться начать оправдывать. Это первый вариант, достаточно интересный, глубокий и рабочий. Второй вариант, более сложный: попробовать поставить себя на место этого человека и понять, почему он так поступил… Беда в том, что мы осуждаем практически на автомате. Вся тонкость духовной жизни заключается в том, чтобы успеть поймать себя за руку, УСПЕТЬ ОСТАНОВИТЬ ОСУЖДЕНИЕ ХОТЯ БЫ НА СТАДИИ МЫСЛИ… Поэтому остановить себя на уровне мысли — это важно. Чем, собственно говоря, и заняты большую часть своей жизни монахи: они отлавливают мысли-прилоги. Потому что не все мысли, которые крутятся в нашей голове, нашего производства — некоторые вкладывают в нас злые духи…» (православный журнал «Фома», 29 февраля 2024 г.)


КАК ОЦЕНИВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ БЛИЖНЕГО, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ЕГО ОСУЖДЕНИЯ


Иоанн Златоуст: «…Христос полагает здесь и общий закон о неосуждении… Итак, ДОЛЖНО НЕ ПОРИЦАТЬ, НЕ ПОНОСИТЬ, НО ВРАЗУМЛЯТЬ; НЕ ОБВИНЯТЬ, НО СОВЕТОВАТЬ; НЕ С ГОРДОСТЬЮ НАПАДАТЬ, НО С ЛЮБОВЬЮ ИСПРАВЛЯТЬ, – ПОТОМУ ЧТО НЕ БЛИЖНЕГО, НО СЕБЯ САМОГО ПРЕДАШЬ ТЫ ЖЕСТОЧАЙШЕМУ НАКАЗАНИЮ, КОГДА НЕ ПОЩАДИШЬ ЕГО, ПРОИЗНОСЯ ТВОЙ ПРИГОВОР О ЕГО ПРЕГРЕШЕНИЯХ. Что же, – скажешь ты, – если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал: не останавливай согрешающего, но: НЕ СУДИ, Т.Е., НЕ БУДЬ ЖЕСТОКИМ СУДИЕЮ; ПРИТОМ ЖЕ ЭТО СКАЗАНО НЕ О ВАЖНЫХ И ЯВНО ЗАПРЕЩЕННЫХ ГРЕХАХ, как уже мною было и прежде замечено, НО О ТАКИХ, КОТОРЫЕ И НЕ ПОЧИТАЮТСЯ ГРЕХАМИ. Потому Он и сказал: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего»? Многие и ныне так поступают: видя монаха, имеющего излишнюю одежду, обыкновенно представляют ему закон Господень, хотя сами постоянно только и занимаются хищениями и лихоимством; или видя, что он употребляет нескудную пищу, делаются жестокими обвинителями, хотя сами каждый день пьянствуют и упиваются, не зная того, что чрез это, при своих грехах, готовят для себя больший огонь, и лишают себя всякого оправдания…» («Беседы на Евангелие от Матфея», Беседа 23)

Схиархимандрит Кирилл (Павлов): «…Приведем несколько слов святого Василия Великого о том, когда и почему допускается говорить дурное о ближнем (А.М.: см. «Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах», часть 2, вопрос 25). Это – только в двух случаях. Во-первых, если мы хотим обратить, спасти согрешающего брата и приходим к опытному наставнику за советом, то тогда можем все дурное о брате ему рассказать. И во-вторых, когда мы хотим предостеречь кого-либо от пагубного влияния этого согрешающего брата. Потому что, находясь в сообществе с ним и считая его хорошим человеком, другой человек может подпасть под его дурное влияние. В этом случае, чтобы его спасти, можно сказать все дурное об этом брате, на которого он надеется и имеет другом. В остальных случаях, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ГОВОРИТ С НАМЕРЕНИЕМ ОСУДИТЬ, очернить, унизить ближнего, ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ И СУЩАЯ ПРАВДА, – ЭТО УЖЕ КЛЕВЕТА И ОСУЖДЕНИЕ. И человек за это сам подвергается осуждению.» (из проповеди о грехе осуждения)

Игумен Никон (Воробьев): «Других же людей не осуждать и судить надо, а если вспоминаете о них, то МОЛИТВЕННО ВЗДОХНИТЕ О СПАСЕНИИ ИХ И ТАК ЗАГРАДИТЕ ПОМЫСЛ ОСУЖДЕНИЯ.» (из духовного письма)


ОБ ОСУЖДЕНИИ И ОБЛИЧЕНИИ


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «…Что же, неужели нужно молчать, когда утопает в грехах брат наш, неужели мы должны равнодушно, молча наблюдать, как грешат люди? Нет, вовсе нет. Ибо вы только что слышали слова Павловы, в которых велит он обличать и запрещать. Это говорит он любимому ученику своему – Тимофею-епископу. Значит, ОБЛИЧАТЬ И ЗАПРЕЩАТЬ ДОЛЖНО, но дело в том, что ВЕЛИКА РАЗНИЦА МЕЖДУ ОСУЖДЕНИЕМ И ОБЛИЧЕНИЕМ. Мы нехорошо относимся к грехам ближних своих: видим, что согрешают и со злорадством становимся судьями их. Вот что запрещает Господь Иисус Христос, ибо можно поступить совсем иначе. Не должны мы молчать, но ОБЛИЧАТЬ ДОЛЖНЫ кротко, тихо, НЕ С ОСУЖДЕНИЕМ, а с любовью, С ЖЕЛАНИЕМ ИСПРАВИТЬ, БЕЗ ЗЛОРАДСТВА И ЗЛОБЫ. Так поступают те, у которых нет бревна в глазу их. Так поступают люди чистые сердцем. Кротко и тихо убеждают они грешников отстать от своих прегрешений. Это и есть обличение, ЭТО НЕ ОСУЖДЕНИЕ – ЭТО ЖЕЛАНИЕ СПАСТИ ИХ ДУШУ, ЭТО ЖЕЛАНИЕ ИСПРАВИТЬ ИХ. ЭТО ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНЕЙ. Господь велит: когда согрешит против тебя брат твой, – не трезвонь о грехе его, не обличай перед всеми, начни с обличения его наедине. Пойди с ним в отдельную комнату, поговори с братом своим и обличи его. Если послушает он тебя, приобрел ты брата своего: не только спасешь, исправишь ты его, но и приобретешь его сердце. Если не послушает он тебя, возьми с собой двоих-троих свидетелей. Не послушает их – скажи церкви, а если и церкви не послушает – да будет тебе как язычник и мытарь. Отвергни его, как язычника и мытаря, совсем отвергни. Видите, можно судить о грехах ближних своих различно: строгою мерою мерить, осуждать со злобою и раздражением, можно с любовью и кротостью обличать. Вот почему Господь Иисус Христос продолжил речь Свою: "Каким судом судите, таким будете судимы". Кто, где будет судить? Он Сам на Страшном Суде. Если поступать будем, как Господь указывает, то и Господь на Суде Своем этой же мерой будет мерить нам – мерою милосердия, любви и прощения….. А ЕСЛИ МЕРОЮ НЕДОБРОЙ И ЗЛОРАДНОЙ МЕРИМ МЫ ГРЕХИ БРАТЬЕВ НАШИХ, ТРЕЗВОНИМ О ГРЕХАХ ИХ, – ТО ПОЛУЧИМ ТЯЖКОЕ И СТРОГОЕ ВОЗДАЯНИЕ ОТ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, КОГДА БУДЕТ ОН НАС СУДИТЬ. Первая и важнейшая обязанность наша – видеть и замечать бревно в собственном глазу, видеть и судить собственные грехи; а в отношении соринки в глазу брата своего должны мы быть долготерпеливы, – тогда долготерпелив будет к нам Господь Иисус Христос в день Страшного Суда.» («Спешите идти за Христом!» Сборник проповедей. На слова: «Не судите, да не судимы будете»)

Митрополит Иоанн (Гемрекели): «Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь… Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека… ЦЕЛЬЮ ОБЛИЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫВЕДЕНИЕ БЛИЖНЕГО ИЗ ОШИБКИ И ЗАБОТА О ЕГО ДУХОВНОМ СПАСЕНИИ. Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство – красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод – искреннее раскаяние. Вот так мы должны отличать осуждение от обличения.» («Осуждение, обличение и рассуждение», интернет-издание «Православие.ру», декабрь 2010 г.)

Иерей Филипп Парфенов: «От осуждения следует отличать обличение. По внешней форме они могут быть весьма сходны, по внутренним мотивам, содержанию и результативности – совершенно различными, едва ли не противоположными. «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф.18:15). И обличающий, и осуждающий исходят из видения недостатков в ближнем. Но тот, кто осуждает, в лучшем случае констатирует сам голый факт недостатка человека, делая это с неприязнью к нему. ОБЛИЧАЮЩИЙ же ДЕЛАЕТ ЭТО исключительно из духовных побуждений, не ища при этом своей собственной воли, а ЖЕЛАЯ БЛИЖНЕМУ ТОЛЬКО ДОБРА И БЛАГА ОТ ГОСПОДА. Пророки Ветхого Завета обличали царей израильских или весь народ за попрание заповедей Божиих, за идолопоклонство, жестокосердие и т.д. Пророк Нафан обличил царя Давида за прелюбодеяние с Вирсавией, чем вызвал раскаяние Давида. ОБЛИЧЕНИЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, оно способствует исцелению и возрождению грешника, хотя и не всегда, поскольку многое зависит и от самого состояния его души и направления его воли. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притчи 9:8). Но осуждение никогда ничего подобного не вызывает – оно только лишь ожесточает, озлобляет или ввергает в уныние…» («Не осуждайте, и не будете осуждены, или как бороться с осуждением»,  «Православие и Мир», 5 июля 2007 г.)


КАК, ОБЛИЧАЯ, НЕ ВПАСТЬ В ОСУЖДЕНИЕ


Митрополит Иоанн (Гемрекели): «…Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. ОБЛИЧЕНИЕ БЕЗ ЛЮБВИ НИКОГДА НЕ ДАСТ ДОБРОГО ПЛОДА, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека. Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что ИСТИННОЕ ОБЛИЧЕНИЕ ТРЕБУЕТ ОТ НАС НАСТОЯЩЕГО ТЕРПЕНИЯ, ВЕЛИКОДУШИЯ И ЛЮБВИ. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением… Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов – имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. КОГДА ЧЕЛОВЕК СТЯЖАЕТ ДОБРОДЕТЕЛЬ РАССУЖДЕНИЯ, ТОГДА ОН БУДЕТ ЗАЩИЩЕН ОТ ОСУЖДЕНИЯ ДРУГИХ… Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.»  (там же)

Иерей Филипп Парфенов: «…Духовно слабому человеку, самому пребывающему в страстях, никак не подобает браться за обличение – он непременно сорвется на осуждение, повредив и себе, и тому, кого он взялся вразумлять. Тем более, что ВАЖНО ЗНАТЬ МЕРУ И ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ, когда что сказать ближнему своему о недостатках или же смолчать и потерпеть. А эта мера может быть открыта только Самим Богом, волю Которого ищет и чувствует чистое сердце.» (там же)


ЗАПОВЕДЬ О НЕОСУЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ВСЕХ, НЕЗАВИСИМО ОТ СОВЕРШЁННОГО ИМИ


Протоиерей Павел Великанов: «В словах Христа «Не судите, да не судимы будете» имеются в виду не только мелкие проступки, но и великие прегрешения. НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ — ОСУДИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ТО, ЧТО ОН СЛУКАВИЛ, ИЛИ ОСУДИТЬ СЕРИЙНОГО УБИЙЦУ, КОТОРЫЙ СТОЛЬКО ЗЛА ПРИНЕС ЛЮДЯМ. …Бог не перестает любить даже самого отчаянного маньяка. К такой безусловной любви Он призывает и нас. …Все мы схожи в одном – падаем, встаем и каемся, снова падаем, снова встаем, этот процесс динамичен. Вчера человек согрешил, а сегодня уже с болью в сердце вспоминает о своем проступке. Нельзя делать перенос с… действий человека на его личность, на саму суть, на «сердцевину» человека. ОСУЖДАЯ ЧЕЛОВЕКА — неважно, вашего друга или маньяка, – в своем сознании ВЫ ЗАКРЕПЛЯЕТЕ ЗА НИМ ОПРЕДЕЛЕННУЮ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ, ЗАПРЕЩАЯ ЕМУ БЫТЬ ДРУГИМ… Мне посчастливилось в жизни общаться с человеком, которого я мог бы назвать примером христианского отношения к грешнику — это покойный архимандрит Кирилл (Павлов). На протяжении многих лет он был духовником Троице-Сергиевой лавры. Общаясь с человеком, он не уделял внимание тому, что важно для нас — внешность, статус, греховность или праведность… Он обладал способностью переступить через то, что сделал человек, не заострять на этом внимание, не погружать человека в его грех еще больше. Напротив, даже в самой безнадежной ситуации, когда грешник был на грани отчаяния, старец всегда давал ему руку надежды. Отец Кирилл своим отношением показывал, что если человек жив, значит, у него еще есть возможность измениться и спастись…» (православный журнал «Фома», 30 января 2019 г.)

Протоиерей Михаил Самохин, настоятель Ольгинского храма г. Железноводска: (ответ на вопрос о возможности осуждения Гитлера и маньяков): «…Дело в том, что образ Божий все равно остается в человеке, а значит, остается и возможность его покаяния, то есть изменения… Да, Гитлер сделал все, чтобы отравить жизнь многих миллионов людей… Мы справедливо возмущаемся плодами его действий, осуждаем их, оплакиваем замученных и погибших. Но ТОЛЬКО БОГ ИМЕЕТ ПРАВО СУДИТЬ И ТОЛЬКО ОН ЗНАЕТ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ВЕЧНОСТИ…» (православный журнал «Фома», 29 февраля 2024 г.)


В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ОСУЖДЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ И ДАЖЕ НЕОБХОДИМЫМ, ЧТО, ОДНАКО, НИЧУТЬ НЕ ОСЛАБЛЯЕТ КАТЕГОРИЧНОСТИ ЗАПОВЕДИ И НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ЕЁ ВСЕОБЩЕКГО ХАРАКТЕРА


Схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Но может случиться так, что мы вынуждены будем и осудить. Например, праведный Иоанн Кронштадтский осуждал Льва Толстого — так откровенно и заявлял: «Я его решительно осуждаю». Я даже удивился такой его прямоте и дерзости. Но святой говорил так, потому что любил Церковь Божию, которую хулил этот человек. Да, Толстой был великим писателем, но вместе с тем — страшным врагом Церкви, растлившим целое поколение, в особенности интеллигенцию. Однако если отец Иоанн осуждал Льва Толстого, то это не значит, что он его ненавидел. Если бы он мог что-нибудь сделать для спасения этого человека, он бы, конечно, это сделал. И такую попытку, правда, окончившуюся неудачей, предприняли другие люди — оптинские подвижники. Надо думать, что и отец Иоанн, если бы к тому времени был еще жив (он скончался двумя годами раньше), поступил бы подобным образом. ОСУЖДЕНИЕ ТОЛСТОГО БЫЛО СПРАВЕДЛИВЫМ, ПОСКОЛЬКУ ЕГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОТДЕЛИТЬ ОТ СОЗДАННОГО ИМ УЧЕНИЯ; собственно, оно даже название получило по его имени – толстовство. ПО ЭТОЙ ЖЕ ПРИЧИНЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПРОКЛИНАЛИ ЕРЕТИКОВ НА СОБОРАХ. …Бывают случаи, когда не осудить невозможно, и если мы в подобных ситуациях не осудим, то тогда как раз согрешим. …Если мы не будем осуждать еретиков, не будем осуждать богохульников, не будем осуждать врагов Церкви, не будем осуждать развратников (именно как носителей и распространителей разврата), то получится, что мы их оправдываем. …Евангелие не состоит всего из нескольких слов — «нужно всех любить», в нем говорится и о многом другом. Поэтому НЕ НУЖНО ВИДЕТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ ЕВАНГЕЛИЮ В ТОМ, ЧТО В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ СУД НЕОБХОДИМ. Как, например, духовник сможет не судить тех, кто у него исповедуется и кается? …Да, НАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О СТЕПЕНЯХ ПОЗВОЛИТЕЛЬНОГО СУДА И ОСУЖДЕНИЯ, НО НЕ БУДЕМ ИСКАТЬ В ЭТОМ ОПРАВДАНИЯ СВОИМ СТРАСТЯМ. В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ НАМ НАДО СТАРАТЬСЯ ИМЕННО НЕ СУДИТЬ И НЕ ОСУЖДАТЬ, И ТОГДА ГОСПОДЬ НЕ ОСУДИТ И НАС.» (Осуждение: трудные вопросы, «Православие и мир», 21 октября 2011 г.)

Игумен Нектарий (Морозов), главный редактор журнала «Православие и современность», ссылаясь на приведенный выше отцом Кириллом (Павловым) принцип Василия Великого, определяющий,  когда допустимо сказать о человеке что-то негативное и не впасть при этом в грех осуждения, пишет: 

«Насколько мы можем здесь быть справедливыми? Насколько вообще может быть справедливым человек? Как говорил авва Дорофей, кривое правИило и прямое кривит. Всегда есть возможность ошибки. Но ДАЖЕ ЕСЛИ МЫ МАКСИМАЛЬНО ОБЪЕКТИВНЫ И СПРАВЕДЛИВЫ, ДАЖЕ ЕСЛИ НАШЕ СУЖДЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ СОВЕРШЕННО ПРАВИЛЬНО — У НАС ВСЕ РАВНО ОСТАЕТСЯ МАССА ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОГРЕШИТЬ. Например, мы можем говорить о человеке справедливо, но со страстью, с гневом. Мы можем быть совершенно правы, но в какой-то критической ситуации оказаться абсолютно немилосердными к виноватому человеку, и это тоже будет грехом. ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫВАЕТ ТАК, ЧТОБЫ МЫ ВЫСКАЗАЛИ О ЧЕЛОВЕКЕ СВОЕ МНЕНИЕ — ПУСТЬ НЕПРЕДВЗЯТОЕ, СПРАВЕДЛИВОЕ, ОБЪЕКТИВНОЕ — И У НАС НЕ БЫЛО БЫ НУЖДЫ ВЕРНУТЬСЯ К ЭТИМ НАШИМ СЛОВАМ, КОГДА МЫ ПРИДЕМ В ХРАМ НА ИСПОВЕДЬ.» (журнал «Православие и современность», №23 (39), 2012 г.)

Для лучшего уяснения нижеследующей формулировки заповеди представляется уместным заострить внимание на том, что святые говорят о греховности человеческого естества:

Апостол Иоанн Богослов: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:8, 10)

Апостол Иаков: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10–11)

А так комментирует эти слова апостола Иакова протоиерей Олег Стеняев: «Итак, мы все заключены под грехом, и нечем хвалиться друг перед другом. Как некоторые говорят: «Да, я грешил, но вот такого я не делал». Поистине нет разницы между грехами… Поэтому неприятно и даже противно бывает видеть, как один грешник обвиняет, обличает – другого грешника.»

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не осталось в естестве нашем никакой частицы, не поврежденной, не зараженной грехом: никакое действие наше не может обойтись без примеси зла. Когда вода смешана с вином или уксусом, тогда каждая капля ее содержит в себе подмесь, так и естество наше, будучи заражено злом, содержит примесь зла в каждом проявлении деятельности своей.» («Аскетические опыты»)


Формулировка заповеди:


Грех осуждения – один из самых душегубительных и тяжких, превосходящий всякий другой грех и закрывающий от нас спасение. Мы все согрешаем, все удобопреклонны ко всякому греху и, не исправив себя, не можем судить других в принципе – наша греховность, не позволит делать это объективно, непредвзято и беспристрастно. Крайне осторожно будем относиться к суждению о ком-либо, чтобы не впасть в пагубное осуждение. Один только Бог знает всё о человеке и его душе, одному только Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, нам же суд Божий неизвестен. Осуждая ближнего, мы присваиваем себе не принадлежащую нам праведность, явно противоречим воли Господа и губим свою душу, отвергая правду Божию и заменяя её своей правдой. При этом все добрые плоды наших трудов уничтожаются, а благодать Божия, не терпящая осуждения, становится недоступной. Кроме того, осудив, мы неизбежно впадаем в те же грехи, которые сами осудили. Будем помнить, что каким судом мы судим другого, таким и сами будем судимы судом Божиим, а также то, что мы можем быть освобождены от этого суда благодаря одной только нашей способности и готовности не судить и не осуждать людей. Чтобы воспитать в себе такие качества, нужно осознать свою греховность, а в своих мыслях и действиях исходить из «золотого правила» отношений между людьми:  «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Усвоим себе разницу между осуждением и обличением. Последнее допускается при условии, что оно будет не с осуждением, злорадством или раздражением, а с заботой о духовном спасении, с желанием вразумить и исправить, реализуемым, если уж не с кротостью и любовью, как это нужно делать, то, как минимум, тактично, непредвзято и объективно. Чтобы заградить помысел осуждения кого-либо, нужно молитвенно вздохнуть о его спасении.


Рецензии