Воронка компетентности

       Скорость усвоения знаний, умений, навыков существенно зависит от их сложности. Особое значение имеют те знания и навыки, которые являются не элементарными и приобретаемыми одномоментно, а комплексными, позволяющими либо составить всестороннее представление об определённой сфере действительности (вопросы науки, искусства, философии), либо эффективно осуществлять разнообразную деятельность. Такие знания, навыки и умения будем именовать компетенцией.
       Обретение компетенции происходит нелинейно: между объёмом усвоенных знаний и качеств и затраченными для этого ресурсами нет прямой зависимости. Данную ситуацию вполне удачно описал принцип Парето, согласно одной из формулировок которого «20% усилий дают 80% результата, остальные 80% усилий – 20% результата». В дополнение к «правилу 80 – 20» хочется предложить ещё одну, более подробную модель, которая получила наименование воронки компетентности.
       Графическое изображение модели представлено на иллюстрации к тексту. Уровень компетентности, т.е. количественную и качественную совокупность знаний и умений человека в той или иной области, отражает вертикальная ось. Она, как мерный столб, приставлена к расширяющейся кверху воронке – первоначально пустому сосуду, который заполняется за счёт затрачиваемых ресурсов – главным образом времени и усилий. Чем выше заполнена воронка, тем выше уровень знаний, эрудиции, мастерства, навыков в определённой области, тем глубже человек постигает то или иное дело, сферу искусства или науки.
       Первоначально рост компетенции происходит максимально быстрыми темпами. Ширина воронки мала, затраченные ресурсы вызывают наибольшую фактическую отдачу. Так, овладение рядом базовых понятий, закономерностей в сфере науки заставляет по-новому взглянуть на значительную область действительности, открывает широкие горизонты для её дальнейшего постижения; уяснение правил игры позволяет стать её полноценным участником; понимание производственных операций позволяет влиться в рабочий процесс и т.д. На данном этапе в известном смысле происходит преодоление «порога незнания»: уяснение азов (будь то знание языка, игра на музыкальном инструменте, навыки вождения и др.) открывает для человека новую сферу жизнедеятельности, буквально раскрывает для него новую грань реальности. В то же время овладение новыми знаниями и умениями пока ещё является поверхностным и чревато их субъективной переоценкой, что иногда описывается как синдром второкурсника или эффект Даннинга – Крюгера.
       Далее следует основная часть накопления компетенции – длительный процесс обучения, освоения и шлифовки приобретаемых навыков. Воронка компетенции постепенно расширяется, что означает необходимость всё большего вложения ресурсов в последующий рост. На данном уровне располагаются среднестатистические специалисты (в широком смысле этого слова), которые затратили приемлемое для большинства количество усилий, получив взамен относительно достаточный, т.е. средний, объём компетенции.
       Чем шире становится воронка, тем больше усилий требуется для дальнейшего накопления компетенции и тем тяжелее это становится делать. После изучения основной литературы новые знания приходится собирать чуть ли не по крупицам. Для перехода на качественно новый уровень понимания проблемы требуется длительное и кропотливое изучение её отдельных нюансов, накопление эмпирических данных в ходе исследований. Столь же тяжело оттачивать до близкого к эталону состояния уже приобретённые умения и навыки, на что уходят многие годы. На данном этапе постигаются секреты ремесла, функционирует передний край науки, проявляет себя спорт высоких достижений и т.д. Для обретения настолько продвинутого уровня компетентности требуется столь много усилий, что это нередко становится делом жизни, занимающим основную часть времени.
       Вершина воронки обозначена пунктиром и не имеет краёв – как известно, совершенству нет предела, а даже если он есть, можно ли измерить, сколько ресурсов потребуется затратить, чтобы достичь его? И хватит ли для этого человеческой жизни?
       Как всякая схема, данная воронка представляет собой огрублённое отражение действительности и не учитывает ряда аспектов, таких как индивидуальные способности, эффективность обучающей методики и др. Её задача – лишь отразить общую закономерность, которую можно сформулировать таким образом: повышение компетентности требует всё возрастающего количества затрачиваемых усилий.


Рецензии
В жизни главное не знание, а счастье. Если знание ведёт к счастью - оно имеет смысл. Если же наоборот только очевидно увеличивает боль, одиночество и страдание, то какой в нем смысл тогда? Так думает огромное количество людей и добровольно отказывается от усилий приобрести новое знание. Особенно "отвлеченного" характера. Не видя в нем пути к счастью. И в безделии заходя в еще большее несчастье, скуку, неудовлетворенность, пустоту и духовное отупение.

Федор Родионов   30.06.2024 15:33     Заявить о нарушении
Знание может вызывать отрицательные чувства, но таких знаний крайне мало. При том что часть из них помогает человеку расти. А большинство отказывается от новых знаний всё же по другим причинам - всё-таки это труд, а труд требует усилий.

Альдер Ан   02.07.2024 05:35   Заявить о нарушении