Фантазии подпоручика Ромашова. Часть первая
Часть первая. Мысли Ромашова о себе в третьем лице
(на основе повести А.И. Куприна "Поединок")
«Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
(из стихотворения Михаила Кульчицкого)
В 1905 году была опубликована повесть Александра Ивановича Куприна "Поединок" [1].
Поединок… Что означает название произведения? На мой взгляд, это поединок между фантазиями и унылой прозой жизни, поединок между романтическим и прагматическим отношением к жизни, поединок между поэтичностью и циничностью в жизни, поединок между чувственностью и холодностью к людям, поединок между человечностью и жестокостью.
В повести Куприна весьма интересны мысли подпоручика Георгия Ромашова о себе в третьем лице. Эти мысли Ромашова говорят о нём как о романтической и творческой личности. Георгий любит литературу, молодой офицер читал немало произведений русских и иностранных писателей. Он часто вспоминает цитаты из произведений, мечтает написать свой большой роман.
«Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни. В уме всё складывалось отлично, — картины выходили яркие, фигуры живые, фабула развивалась и укладывалась в прихотливо-правильный узор, и было необычайно весело и занимательно думать об этом. Но когда он принимался писать, выходило бледно, по-детски вяло, неуклюже, напыщенно или шаблонно. Пока он писал, — горячо и быстро, — он сам не замечал этих недостатков, но стоило ему рядом с своими страницами прочитать хоть маленький отрывок из великих русских творцов, как им овладевало бессильное отчаяние, стыд и отвращение к своему искусству.»
Романтик Ромашов часто представляет себя литературным героем, думает о себе в третьем лице. Такие мысли свидетельствуют о его поэтическом восприятии действительности, а также о его литературных интересах…
Вот мимо Ромашова прошла дама, он посмотрел на неё, и она посмотрела на него. Георгию кажется, что эта дама посмотрела на него не просто так, а с интересом, «пристально, со вниманием», «с удовольствием».
«Дама тоже посмотрела на Ромашова, и, как ему показалось, посмотрела пристально, со вниманием, и, проходя мимо неё, подпоручик подумал, по своему обыкновению: «Глаза прекрасной незнакомки с удовольствием остановились на стройной, худощавой фигуре молодого офицера».
Когда во время строевого смотра на Георгии остановился взгляд корпусного командира, то, конечно, командир посмотрел на него «с удовольствием».
«И, глядя неотступно в лицо корпусного командира, он подумал про себя, по своей наивной детской привычке: «Глаза боевого генерала с удовольствием остановились на стройной, худощавой фигуре молодого подпоручика».
Георгий романтизирует свою «жалкую», «некрасивую» улыбку. Он представляет героя романа с «иронической горькой улыбкой».
«Ироническая горькая улыбка показалась на его тонких губах», — подумал Ромашов, но только подумал, потому что лицо у него в эту минуту было жалкое, бледное и некрасиво-почтительное.»
В глазах молоденькой девушки Кати Георгий видит себя опытным дуэлянтом с «добродушной улыбкой» на «суровом лице».
«Она вынула из-за своего керимона, прямо с груди, какую-то ладанку из синего шёлка на шнуре и торопливо сунула ему в руку. Ладанка была еще тёплая от её тела.
— Помогает? — спросил Ромашов шутливо. — Что это такое?
— Это тайна, не смейте смеяться. Безбожник! Зьой.
«Однако я нынче в моде. Славная девочка», — подумал Ромашов, простившись с Катей. Но он не мог удержаться, чтобы и здесь в последний раз не подумать о себе в третьем лице красивой фразой:
«Добродушная улыбка скользнула по суровому лицу старого бретёра».
Георгий мысленно представляет себя со стороны как чувствительного и весьма ранимого человека.
« — Ро-омочка, какой вы смешно-ой! — пропела она тоненьким детским голоском.
А подпоручик, покраснев, подумал про себя, по обыкновению: «Его сердце было жестоко разбито…»
Свои эмоциональные состояния Георгий часто описывает, думая про себя в третьем лице.
«Ромашов молча поклонился и пожал протянутую ему руку, большую, пухлую и холодную руку. Чувство обиды у него прошло, но ему не было легче. После сегодняшних утренних важных и гордых мыслей он чувствовал себя теперь маленьким, жалким, бледным школьником, каким-то нелюбимым, робким и заброшенным мальчуганом, и этот переход был постыден. И потому-то, идя в столовую вслед за полковником, он подумал про себя, по своей привычке, в третьем лице: «Мрачное раздумье бороздило его чело».
В повести «Поединок» Георгий Ромашов пишет повесть (или роман). Читатель не знает о поэтических возможностях молодого подпоручика.
А если представить, что Георгий во время службы в полку всё же писал стихи… Тогда в его голове могли родиться такие четверостишия:
1
Тучки на небе дождём не пролИлись,
Глаза незнакомки греющим лучиком
С удовольствием остановились
На фигуре того подпоручика…
2
За окнами хоть солнце и светило,
Помочь же ему не могло.
А мрачное раздумье бороздило
Его высокоумное чело…
3
«Какой вы смешной!» - фраза ею забыта.
Ах, как же он мал в её светлых очах.
Сердце его жестоко разбито,
И горечь улыбки на тонких губах.
Источники
1. А. И. Куприн Собрание сочинений в шести томах. Том 3. М.: Гослитиздат, 1957.
Свидетельство о публикации №224063000882