Великая команда баю-бай! главы из книги
или "ПОЛОВЫЕ МИЗАНСЦЕНЫ"
- Натуличка, ты, когда Фил уходит, убирай свои уши,
- Жор, а ты провалиться можешь?
- Да, запросто!
- И поищите ноги Хрюну, он сейчас в кадр входит! А Каркушка под него подрабатывает! Ну, убрали всё! Не дышим! Мотор!
Прочитав этот странный диалог, кто–то подумает: "Вот народ прикалывается!" Но тот, кто хоть однажды имел счастье вживую слышать разговор между актерами - кукольниками, режиссерами и операторами, знает, что это не шутка.
И не прямой эфир из сумасшедшего дома. Это – съемки всеми любимой передачи для самых маленьких "Спокойной ночи, малыши!"
40 лет (уже 60) артисты вечерней сказки, работая в экстремальных, но для них нормальных условиях, профессионально играют в прятки. Команда режиссера оператору: "Режь актеру голову!"- самая обычная. Скрываясь от камеры, они прячутся под столом и за ширмой, в канавке и за скамейкой, под кустом и за забором. Лежат, сидят, скрючившись на корочках, ползут и даже висят на заборах и на деревьях, при любой погоде. Как – то всей командой "Баю – Бай" пришлось залезть под троллейбус, который стоял в луже, а дело было осенью. А в передаче о деревне Наталью Державину и Наталью Голубенцеву попросили постоять в навозной жиже. По сценарию Хрюша и Степашка брали интервью у коровы. Но больше всех повезло Гере Александровне Суфимовой – Каркуше, её "пытали" привязав к плакучей березе, чтобы птичка попила водички из речки и попрыгала с ветки на ветку. А Сергей Григорьев, однажды висел вниз головой на дереве, потому что одновременно работал Филей и управлял полетом воздушного шарика. И таких примеров много.
Когда смотришь передачу, то врядли придет в голову, что под крохотным столиком умещаются сразу двое – тетенька и дяденька.
А когда в предпраздничной программе по сценарию работают все куклы, то места распределяются между четверыми или пятерыми артистами. Борьба идет за каждый сантиметр! И главное, что хочешь, как хочешь, делай, а чтобы ни одной части тела не было видно в кадре:
- Чья коленка в кадре?
- Моя, сейчас уберу!
- Ничего, что я на тебя голову положу, а то локоть поставить некуда…?
Сами "мамы" и "папы" зверюшек, то, что творится под столом, называют "половыми мизансценами". Утверждая, что если этот процесс снимать отдельно и показывать взрослым, то получится весьма рейтинговое шоу. Ведь передача требует, чтобы артисты, исполняющие роли кукол, валялись прямо на полу.
В 1994г. в Париже редактор Людмила Ермилина на потеху французам лежала на тротуарах, управляя, то Каркушей, то Хрюшей. Кукловод Егор Абахов еле дотягивается до стола, чтобы самому не попасть в кадр.
Хорошо, что иногда выручал Тимур Кизяков из программы "Пока все дома". А Наталья Голубенцева и Сергей Григорьев в 1995-м в Севастополе, битых четыре часа, лежали "валетом" на обочине, да в шортиках, скрываясь от камеры за маленьким бетонным заграждением. Зато Хрюша и Филя в морской униформе очень живо вели свой репортаж с солнечного побережья.
"А теперь под юбкой тети Лины!" Шаболовка. 28-я студия. 80-е. Из личного архива И. Петрова.
А попробуй-ка, полежи так три съемки в день. И голова заноет, и шея затечет, и руки задеревенеют от напряжения. Да и пол холодный, не говоря уже об асфальте.
А вот мужчинам кукловодам сложнее всего. Перед ними постоянно стройные ножки ведущих. И не в брюках, а непременно в юбке! Сейчас, правда, в приоритете свободный стиль. И в модных джинсах, и в спортивном костюме, и в шортах вести передачи не запрещается, самое главное, чтобы одежда соответствовала жанру программы. Однако до конца 70-х телевизионным женщинам запрещалось приходить на работу в брюках. Поэтому первый "папа" Фили - Григорий Толчинский по этому поводу шутил: - "Я живу под юбкой тети Вали".
Исключения не было даже для актрис – кукловодов "Спокойных ночей": Н. Державиной – Хрюши, Н. Голубенцевой – Степашки, Г. Марченко – Мишутки, Г. Суфимовой – Каркуши и других. Они одевали юбочки поуже и подлиннее, и по-пластунски, никогда не жалуясь, а наоборот – только посмеивались. Вообще, актеры "Спокушек" неприхотливый народ. Однажды участвовала в съемках драматическая актриса – Лидия Александровна Тиунова. По сюжету куклы пекли пирожки и строили домики в песочнице. И вдруг одна из них начала судорожно дергаться. Режиссер в недоумении кричит: "Лидия Александровна, перестаньте куклой трясти. Держите туловище ровно. И что вы все время из кадра вываливаться!" Наконец интермедию сняли. И тут Тиунова встает и извиняющимся голосом говорит: "Извините, пожалуйста, но я в муравейнике лежала".
А когда 1987г. снимали цикл передач посвященных спасению на воде по заказу "ОСВОДа", молодому артисту Игорю Голуненко не раз приходилось с головой нырять, держа куклу на вытянутой руке.
Особенно артистами и ведущими "Споков" хорошо освоен язык жестов или условные знаки. Во времена "живого" эфира, вопрос диктора, помнят ли актеры текст, выражался толчком ногой сидящего под столом кукловода, а ответ "помним" – щипком ноги диктора. Но были и ляпы. Так Хрюша напрочь забывший как обходить трамвай (изучали правила дорожного движения), ответил: "Куда все, туда и я!"
Поэтому тексты, которые надо было произносить, нередко прикреплялись на спину партнера. Но это все секреты для взрослых, а дети уверены, что Хрюша – живое существо.
Вообще, "Спокойной ночи, малыши!" - это настоящее - ЗТО (Закрытое Тайное Общество любителей кукол). Все у них за семью дверями, да семью замками, под столом и за ширмочкой. Чуть ли не самая камуфляжная передача на нашем телевидении, которая вот уже почти пол века не выходит из под стола, а теперь совсем спустилась "в подземелье". Толи еще будет!
• 4 марта 2002г. любимая детская программа "Спокойной ночи, малыши!" справила свое новоселье на РТР. В связи с этим переездом у хвостовых и пернатых "Спокушек" новая квартира. Для них построили трансформирующуюся студию – подиум, сложной конструкции. Теперь актеров – кукловодов "СНМ", и в шутку, и в серьез называют – "дети подземелья". Новая мини – студия оклеена обоями пастельных тонов. В комнатах мягкая мебель, полочки для игрушек и книг, большой письменный стол, "плазма" – экран, на котором показывают мультики, кухня и много, много чего еще.
Свидетельство о публикации №224070101397