Великая команда баю-бай! главы из книги

5 глава      «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
                или   УДИВИТЕЛЬНЫЙ  ФОКСТРОТ!»!

    Песенка, которую  ребята слушают каждый вечер, охотно подпевая, стала главной визитной карточкой программы "Спокойной ночи, малыши!". Меняются ведущие, куклы – персонажи, сказки, мультфильмы, но неизменно в конце передачи появляются на экране часы, мишка в кроватке, девочка, укладывающая куклу спать, и звучит ласковая песенка "Спят усталые игрушки", музыку которой написал композитор Аркадий Ильич Островский, а слова – поэтесса Зоя Алексеевна Петрова.
       "В 1963 году Островского и меня пригласили в детскую редакцию телевидения и попросили написать песенку для малышей, которая будет звучать ежедневно после вечерней сказки на сон грядущий. Мы согласились" – вспоминает поэтесса, член союза литераторов З.А. Петрова. "Островский задумался, как лучше писать? Сначала стихи или музыку? Вообще-то он писал по-всякому, но в нашей совместной работе он больше любил, когда я сначала писала стихи. И в этот раз он решил, что начинать буду я. Наверное, покажется странным, но эти стихи я писала довольно долго. Когда наконец  я пришла к Островскому, и он поставил их на рояль, то сразу что-то начал потихоньку наигрывать, одновременно продолжая разговаривать со мной и Матильдой Ефимовной своей женой. Поговорив с нами минут десять-пятнадцать, он сказал:
      - А теперь займитесь чем-нибудь на полчасика.
Дела у нас были, но мы ничего не успели  начать делать, как Островский позвал нас обратно. Песня уже была готова. Он ее сыграл, и мы пришли в настоящий восторг. На другой день мы с Аркадием Ильичом повезли песню на телевидение. Там ее очень ждали, сразу собрали редсовет и прослушали. Стихи всем понравились, а музыка вызвала возражение. Пожалуй, я впервые видела такое единодушие в оценке. Собственно говоря, музыка понравилась, но все без исключения считали, что для  колыбельной она не подходит: и сложная, и недетская, и вообще фокстрот!
    - Давайте попробуем еще поработать, - сказал музыкальный редактор мягко, улыбаясь, не желая обидеть композитора. – Может быть, другой вариант будет более удачным. А это мелодия скорее танцевальная, чем колыбельная"- всматриваясь в пожелтевшие фотографии и перелистывая музыкальные сборники, продолжает свой рассказ Зоя Алексеевна.
  " Аркадий Ильич улыбнулся ему в ответ, но слова его прозвучали для всех знающих его совершенно неожиданно:
     - А другого варианта не будет.
Все замерли, потом заговорили разом, зашумели, пробуя его уговорить. Он внимательно выслушал, спрятал ноты в портфель и, когда уже у всех сложилось впечатление, что он согласен на переделку, сказал серьезно и твердо:
          - Она останется такой, как есть. Детям нужна современная музыка. И эту песню они легко запомнят, легко споют, и будут очень любить!"
  Более полугода Островского уговаривали, звонили, приезжали. Однако при всей своей покладистости Аркадий Ильич твёрдо стоял на своем. Наконец решили провести эксперимент. И в премьерной программе вечерней сказки ( в то время ещё не придумали настоящего названия)  1 сентября 1964 года исполнили колыбельную без каких – либо изменений, чтобы убедить композитора, что песня никуда не годится и придет много отрицательных
писем.  Но произошло невероятное! Сразу после эфира шквал звонков в редакцию от восхищенных родителей. А вскоре пришли и письма. Сначала пятьдесят, а через полмесяца - мешок писем – и все до одного с благодарностью. С тех пор колыбельная "Спят усталые игрушки" так и идет без единой поправки.
            "С первого дня передачи Вашей музыки к "Спокойной ночи, малыши", - писал Островскому москвич С. Лаврецкий, - наш малыш, которому исполнился к тому времени только год, проявляет к ней какое-то уж чересчур приязненное отношение. Достаточно ему услышать первые звуки, как он срывается с рук матери, забывая об ужине, бросая все игрушки, бежит стремглав к телевизору и буквально застывает на месте". В конце письма Лаврецкий благодарит композитора "за абсолютно верный подход к душам детей…"
  Родился Аркадий  Ильич  Островский в Сызрани 25 февраля 1914г. в семье мастера музыкальных инструментов. Поэтому с утра и до позднего вечера их дом был наполнен необычной музыкой. Они с младшим братом Ромой даже придумали игру: кто больше звуков угадает, тот и получит все зеленые яблоки, добытые не без риска в соседнем саду. Только почти всегда выигрывал Аркаша. Отец говорил, что у сына абсолютный слух.
Однажды мальчик побывал с родителями на концерте симфонического оркестра, который приехал в Сызрань на гастроли. Исполняли увертюру к "Кармен" и "Вальс цветов" из "Щелкунчика". Островскому было пять лет. Он сидел так, что оркестр ему был не виден, а в его поле зрения был только дирижер. Потрясенный ребенок, думая, что всю музыку воспроизводит один дирижер, придя домой, перед зеркалом долго размахивал палкой и пел. А в семь лет Аркаша начал брать частные уроки фортепиано. Абсолютный слух и хорошая память позволили ему быстро сделать первые шаги. 
    В 1927г. семья Островских переехала в Ленинград, и здесь будущий композитор сразу же попал в благотворную среду. С Борисом Кессельманом – одним из братьев Кессельман, учеником знаменитого педагога и музыкального деятеля А. Савшинского, - Островский и начал заниматься частным образом по фортепиано. В 1929г. в его жизни произошел довольно резкий поворот. В связи с болезнью родителей и тяжелыми материальными обстоятельствами он поступил на кузнечное отделение фабрично-заводского училища при заводе "Электросила".
          Однако занятий музыкой юноша не оставил. Он продолжал их, опять-таки частным образом, с отличным педагогом – пианистом и теоретиком Иваном Михайловичем Белоземцевым. А когда по окончании ФЗУ Островскому пришлось пойти работать на завод "Электроприбор", желание посвятить себя музыке пересилило. И в начале 30-х годов он стал студентом  Центрального музыкального техникума.
В период обучения в техникуме Островский был очень стеснен материально. Белоземцев устроил его на работу в кинотеатр в качестве пианиста – иллюстратора. Будущий композитор все увереннее чувствовал себя в искусстве импровизации. А вскоре купил аккордеон и  довольно быстро завоевал популярность своей виртуозной игрой на нем.
Однажды, в 1940г, возвращаясь из Краснодара в Ленинград, Островский оказался в одном купе поезда с представительным, солидным мужчиной, который попросил его поиграть на аккордеоне. Много и долго  играл молодой музыкант перед своим единственным слушателем, не подозревая, что означает для него этот импровизированный концерт.
По приезду домой, спустя некоторое время пришла телеграмма: "Аркадий Островский зачислен в штат Госоркестра джаза Утёсова аккордеонистом и вторым пианистом. Срочно жду в Москве. Директор оркестра Рахлин Лазарь Петрович" – вот кем оказался "солидный мужчина".
Фортуна явно повернулась к Островскому лицом. До 1947г. Островский проработал в джазе Леонида Утёсова. Во время Великой Отечественной войны оркестр Утёсова постоянно выезжал на фронт с концертами. В этот период Аркадий Ильич в оркестре выполнял несколько обязанностей - пианиста, аккордеониста и инструментовщика. Именно в этот период молодой композитор написал первые песни и поверил в свои композиторские способности. А после войны, уйдя из оркестра Л. Утёсова, Островский целиком посвятил себя творчеству.
С будущей поэтессой З.А. Петровой уже маститый музыкант и известный композитор,  Аркадий Ильич познакомился в Крыму, где отдыхал со своей семьёй. С этой встречи началось долгое и плодотворное сотрудничество А.И. Островского и З.А. Петровой. Они подарили детям много песен: "Алешины галоши", "Песенка про носы", "До, ре, ми, фа, соль", "Белый кролик".  И, конечно,  блистательный фокстрот, визитную карточку программы "Спокойной ночи, малыши!" - "Спят усталые игрушки".
Сейчас трудно и перечислить все детские песни, написанные на стихи Зои Петровой.
Поэтесса сотрудничала со многими советскими композиторами, которые видели в ее стихах качества, необходимые для создания детских песен: упругость рифмы, удивительное проникновение в мир детского, образного видения окружающей природы, событий, ситуаций, предметов; легкость, певучесть языка, тонкое знание психологии и интересов ребят.
          Зоя Алексеевна родилась в 1921 г., в Сталинграде. В семье очень любили музыку, литературу и особенно поэзию. Отец, Алексей Михайлович Петров, прошедший суровую жизненную школу, в прошлом  партизан, писал стихи, играл на различных инструментах, прививая дочери вкус к музыке и к поэзии, к меткому слову и образному выражению. В доме существовала своеобразная игра, когда все, обращались друг к другу, говорили стихами; поэтому летучая, упругая рифма была усвоена Зоей Петровой с детских лет. А умение "складывать" стихи по любому поводу проявилось у нее уже в школе, и позже в театральном училище.
          Сталинградская эпопея – одна из самых мужественных страниц истории нашей страны. В 1942 г. пристальное внимание миллионов людей  было приковано к городу, где разыгрывалась величайшая битва Великой Отечественной войны. До последнего дня З. Петрова находилась в родном городе, работая в театре, со спектаклей которого зрители-солдаты ехали прямо на фронт, на трамвае.
 Когда огненное кольцо вокруг города сомкнулось, последние мирные зрители покинули Сталинград. Среди них была и Зоя Петрова.
          Свои первые песенные стихи она создала около 50 лет тому назад. Шел 1956 г. Собственно, Аркадий Островский заметив поэтическую одаренность актрисы, и открыл перед поэтессой возможность создания песен для ребят, убедил ее в том, что творчество для малышей почетно и уважаемо. Содружество с композитором стало для З. Петровой прекрасной творческой школой.   
   Вспоминая заветные слова композитора, Зоя Алексеевна говорит: "Детям мало одной, даже самой прекрасной, музыки, им нужен интересный текст. Слова песни должны занимать их, давать им возможность изобразительной деятельности в процессе исполнения. Они, как актеры, хотят проигрывать в лицах все то, о чем поют или что слышат в музыке" И немного подумав, добавляет: "Поэтому я поняла, что для детей надо писать коротко и очень точно. Мысль должна кончаться со строчкой, дети не терпят длиннот". Отсюда такой тщательный отбор создаваемых строф поэтессой, которые любил и высоко ценил Аркадий Ильич.
И, наверное, пока на свете будут дети, будет жить солнечное искусство замечательного композитора А.И. Островского и поэтессы З.А. Петровой. Будет жить лучшая колыбельная - "Спят усталые игрушки", которая и за столько лет не утратила своего музыкального обаяния, свежести и неподражаемого шарма.   


Рецензии