Говорите с детьми сегодня

 Сижу на диване. Смотрю в потолок, лениво пытаюсь думать. Анализ сегодня мне не под силу. Пробовала себя пожалеть. Ну как без этого! Пробовала попросить ответ у Господа. Но Он молчит. Не до меня Ему сейчас. Или проблема пустяковая. Но на душе-камень.

  Я богатая бабушка. Семь внуков подарили нам дети.Старшая приезжает уже редко.Младшая пока с мамой. Но сегодня я размышляю о трёх других. Мои подрастающие внучки - очень славные. Настя - шустрая, с красивыми, толстыми косичками до пояса, просто клад энергии. Любит быть в центре внимания: танцы, гимнастика, много читает. Может придумывать сказки. Это мы давно делаем перед сном. Она постарше. Еще год назад её миниатюрки проходили на ура, и малышки слушали истории про удивительных персонажей с открытым ртом. А сейчас кузины Изабель и Мария подросли, и уже тоже стали сочинять их наперебой.А мы с Настей слушали. Нельзя забывать русский язык.Изабель-помладше, характером другая: спокойная,с красивыми черными глазами, самостоятельная, рисует, играет на пианино- но ей трудно находить компромисс, если не захочет. И если кто-то покушается на её "свободу", может тихонько плакать в уголке так трогательно и нежно, что жалость проникает в душу. Дочь младшего сына Мария - очень напоминает мне папу: всех понимал, всем помогал, всех организовывал. Кудрявые, русые волосы Маши напоминают копну - корону, а черные глаза с хитринкой, точно знают, что надо маленькой хозяйке. Она, как и все, любит танцы, гимнастику, поделки рождаются в ее руках необычные и веселые. Да что говорить- это любят все внуки!

  Так повелось, что приезжают ночевать они все вместе: три девочки плюс два их брата: Кирил и Николай, неразлучные во всём.
 
 Все подросли незаметно, подросли и неожиданно для меня стала появляться трещинка в их отношениях. То Настенька с Марией играют, а Изабель одиноко стоит в стороне, то Мария играет с Изабель, а Анастасия неприкаянно наблюдает. Я наблюдаю тоже за ситуацией: пытаюсь незаметно переговорить с девочками. 

- Сейчас напишут родителям жалобы и их заберут. Вроде как не справляюсь. Троих детей вырастили с мужем, а тут никак по мирному не выходит. Обидно.

  И сказки про обезьянку маму им рассказывала - с неугомонными, как мои внучки, детьми, и примеры из моей жизни, из детства их родителей приводила. Не получается и все тут. Кто-нибудь да обижен.
 

- Ну какая это проблема? - скажите вы.- Они дети. 
И я соглашусь.
 
  Проблема в том, что ИХ мамы периодически обижаются тоже.
Дети приходят домой и у каждой своя удобная версия,где их пожалеть надо. Разумеется, что каждая бывает права. А трещина то становится все больше.

  Если раньше им было 4-5 лет. То сейчас 8-9.

  Нелегко быть бабушкой. Для тебя они все одинаково любимы. В них ты видишь своих детей, растёшь вместе с ними. И ты для них - объединяющее звено, соединяющее, если хотите, семью воедино.

   А тут получается, бабушка со своей ролью не справляется. Видишь, понимаешь, что семейные отношения под угрозой, но не знаешь, как поступить. Пробовала говорить с внучками - но у всех отговорки. Не виноват никто, и как достучаться пока не знаю.
   
- Девочки, мы живем в трудное время. Доброты на земле стало мало. Мы семья и должны держаться вместе. Разве не весело у нас на праздниках Нового года, и Заяц на Пасху приходит с подарками!

- Конечно, весело! Улыбаются все.

- Ваши родители воспитали вас добрыми. Вы любите животных. Вы делаете хорошие дела! Это замечательно. А между тем - сколько на земле войн! А всё почему, да потому, что люди не умеют или не хотят договариваться! Каждый считает себя правым. Люди перестали слышать друг друга. Понимать.

 Внуки молчали. Пытались догадаться:

-Куда баба клонит!

- Вот взять нас, например,как вы думаете- мы слышим друг друга, Настенька, Маша как вы думаете?
   
  Внучки не задумываясь ответили:

- Ну да! Мы все сделали, что ты сказала.

  Изабель обвела всех взглядом.Все думали одинаково.
 - Как бабушке пришел такой  вопрос в голову?

  Глаза светились добром, излучая тысячи искр - но подсознание
 искало доказательства.

- Мы ездили лошадей кормили, а еще черепах, мы давали вещи в церковь...

- А еще наша мама помогает людям тем, кто нуждается в правильном оформлении документов.

 Продолжил внук Кирил.

- А мой папа помог детскому дому...- вспомнил Николай. А еще, а еще...

- Я все это знаю, мои хорошие. Знаю, что Настя с Кириллом, с мамой ухаживают на кладбище за могилами советских воинов,погибших в фашистских застенках в 1941-1945 годах: моют памятники, сажают цветы.

- Баба, я один раз тоже был с ними!
 
  Дополнил список добрых дел Николай.

 Знаю, что  Колин папа на самолете доставил в Германию красную звезду, изготовленную в Казахстане, и сейчас она сияет на памятнике нашим погибшим воинам. Папа Изабель помогает тоже. Перечислял деньги на помощь больным детям.

 И это не приукрашено. Они важно смотрят друг на друга.

- Значит ли это, что вся наша семья хорошие люди?

  Внуки качали головами. ДА.

- Так скажите, мне бабушке, в чём причина ваших обид? Мы слышим друг друга или перестаём, когда нам хочется? Почему, когда вас просят помочь мамы - мы находим отговорки, чтобы не делать. Уроки делаем нехотя, Можем обижать друг друга. Вчера обидели Изабель! Писали гадость на сайте друг другу. Было такое? Было и не раз! Заблокировали. Снова открыли! Не пустили Настю, и толкнули - хотя она приехала к вам в гости!

  Я замолчала. Не переборщить бы, а то больше не приедут ночевать, мои солнышки. Стоят слегка нахмурившись.Как я вас люблю!


-  Ещё перечислять надо? Это поступки хороших людей?

   Не хочется их обижать, таких милых, долгожданных и любимых!
Ну хоть так. Их красивые лица( ну как иначе-я бабушка)словно застыли. Как хочется им найти оправдание.

- Баба, а мы вчера не были с девчонками - они без нас поссорились.

 Кирил и Николай торжественно посмотрели на меня, глаза Кирилла- небесного цвета, смотрят открыто. Николай оживился тоже.

- Как похож характером ты, внучек, на моего Сашу: рассудительный, умный, любознательный. - Защемило сердце.Уже шесть лет, как он погиб.Мальчишки оба учатся в гимназии.

Похоже им полегчало от этой мысли. Да, они постарше.

-  Я знаю. Вы не обижали девочек. Но вы и не помогли сестре, когда она горько плакала. Вы просто смотрели со стороны. Понятно, так легче жить. Моя хата с краю-ничего не знаю.

  Я замолчала. В их глазах уже была неподдельная грусть.

  Где то внутри моё желание иметь крепкую семью успокоилось: дети вроде честными, надёжными выросли. Внуки радуют. Хорошо учатся. Но эта современная жизнь путает сознание телефонами. Им трудно понять, где проходит граница между виртуальной и реальной жизнью. Блогеры сеют пошлую, непроверенную информацию, вековые, жизненные устои перекроили на свой лад. А родителям очень часто бывает некогда. Короткие, мимолётные разговоры не исправят ситуации.Такие разговоры бесполезны- этого мало- с детьми надо рассуждать чаще, основательнее и лучше, если это сделают папы. Сама была девочкой, помню папины наставления. Папа - мужчина: сильный, умный, правильный. Наверное, потому, что мужчины бывают редко дома. И мы почти не слышим от них сотни наставлений, как от мам,

"Умойся, ногти подстриги,не горбись, кровать заправь, не опоздай!

  Поэтому даже редкие беседы, тёплые слова, похвала от папы очень важны детям.

 Странно звучит, но мы должны  научиться слушать и слышать друг друга. Говорите с этими ангелами сегодня, сейчас. Завтра может быть поздно.

  Пройдет еще десяток лет и ваша жизнь начнет показывать вам плоды сегодняшних бесед. Меня, скорее всего, уже не будет. Это жизнь. Но я с замиранием сердца и с любовью верю: будет посреди лужайки стоять длинный стол, а за ним будут сидеть мои два сына, дочь, снохи- с внуками на руках, а мои взрослые внуки будут с нежностью ухаживать за всеми. И смех их открытых сердец будет долетать до звёзд, с высоты которых я и мой муж будем наблюдать за ними.
    


Рецензии
Вся благодать от Бога — это ВНУКИ!
Нет счастья большего, чем четверо внучат?
Так многое им хочется передать, но жизнь вносит коррективы. У меня старшему 16,среднему внуку 15, принцессе 8 и младшему внуку в августе исполнится годик. У меня несколько зарисовок о них http://proza.ru/2021/07/12/894 "мои внуки". С теплом.

Наталья Скорнякова   10.07.2024 09:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.