РД. Уравнение в провале
"Обязательно вещи должны называться так как они должны называться. Очень большая проблема в мире что иногда вещи называются несоответственно своему внутреннему содержанию. Когда нибудь придётся заняться тем, чтобы пересмотреть названия, чтобы всё называлось так как оно должно называться".
"В государстве, которое идёт по правильному пути стыдно быть бедным и незнаменитым, в государстве, которое идёт по неправильному пути стыдно быть прославленным и богатым".
Конфуций.
У многих и даже большинства стран - есть свой девиз, слоган. Напр , у США - e pluribus unum, у других что-то своё. О немецком лозунге можно узнать из национального гимна - Freiheit und Gerechtigkeit.
У Дагъестана нет никаких официальных слоганов, но всё же он обнаруживается, как-бы читается между строк - "уравнение в провале".
Суть его в том, что мы - недоразвитые, ограниченные, безнадёжные без некой направляющей и руководящей роли старшего брата.
Отсюда столь жалкими выглядят местечковые дагъестанские поэты со своими местечковыми стишками по сути ни о чём.
У них всегда "аулы", "сакли", "годеканы", "бараны", аксакалы", "горянки", "чабанские собаки", "чираги", "чарыки" и пр. И вокруг всего этого набившего оскомину переводного туземного стихоплётства - культ. Затем культ бездарных стишков из мира творчества детдомовских детей с ограниченными способностями переносится и на самого автора. Типа, он -"великий" сказал однажды то-то и то-то. Но авторитет по-сути "дутый", липовый и стишки - не ахти что. И это вежливо выражаясь.
Весь советский период Дагъестана - брехня ни о чём. А есть что-то привлекающее внимание появлялось, то оно оказывалось у кого-то скопированным, а вовсе не оригинальным.
Когда мы попросили одну особу, гордившейся своим личным знакомством с четой Г@@-вых, прочитать хотя бы одно стихотворение на русском, то она озвучила лишь "Памятник Ильичу. Далалай-далалай"... Дальше, оказывается, следовало не по русски и мы,соответственно, - не поймём. Ну да, куда нам понять дагъестанские поэтические высоты!
Дагъестанские виршеплёты большую часть своей жизни прожили в городской местности, как правило, заканчивали высшее образование в Москве и....оказывались неспособны озвучить хотя бы одно стихотворение на русском. Даже за гораздо меньшее время какой-нибудь сенегалец, не лишённый поэтического таланта, проработав в Зап. Берлине смог бы между делом закручивая гайки на конвейере осчастливить нас собственными стихами на немецком. Причём он не считал бы это своим большим достижением.
Ещё одно опубликованное "талантливое стихотворное произведение другого автора гласит "Советияв солдат". Оно на ауарском, но заглавие говорит само за себя - автор не в ладах с собственной языковой культурой. Если бы оно было озвучено, например, воинам Шамиля, то они откровенно не поняли не только то, что хочет донести до них автор, но и сам язык.
После всякой рифмованной чернухи дагъестанских авторов невольно хочется прочесть им один из куплетов талышских сочинителей, правда, не претендующих ни на что:
"Эта жизнь надо жить осторожно,
У нас Астара есть свой таможня.
Ты Наташа, ешь свой манный каша, твой рейс -"Дубай, до свидания!
Ала, ты кто такой?
Давай, до свидания!"
Пишущие на родном языке вносят свою посильную лепту в национальную культуру того или иного народа. Какой вклад, кроме глупых неуместных "понтов" вносили дагъестанские поэты в национальную культуру? Советский период стихоплётсва в дагъестанской литературе можно обозначить как эпоху засилья евнухов по примеру с аналогичной эпохой в истории средневекового Китая. На все командно-административные должности были назначены евнухи и даже полководцем имперской армии был назначен евнух. В результате императорский Китай был на голову разбит в первом же бою.
Евнухи, вероятно, очень надёжны - они не мечтают осуществить перехват власти, ни к чему не призывают и... совершенно бездарны там где касается мужского достоинства. Зато мастера плести придворные интриги.
Когда некоторые историки пишут, что Сталин перед самой войной обезглавил армию лишив её многих способных представителей командного состава, то они не достаточно точны. Нет, Сталин не обезглавил армию накануне войны, он её просто кастрировал. Как отметил сам Сталин после войны в беседе с одним из известных советских кинорежиссёров: "Почему вы всё время твердите "мелкие лавочники"? Да эти "мелкие лавочники" били, били и гнали нас до самой Волги. Если они "мелкие лавочники", то мы с вами кто?"
Дело в том, что военная стратегия Кремля сводилась к "быстрой победе малой кровью на чужой территории", но психология евнухов, воспитание евнухами этому препятствовали. Армия репрессий большевистского начальства больше боялась чем вторгнувшихся немцев, При накале страстей, на пике первых же неудач советской армии, она проявила свою глубинную сущность - запуганные, неумеющие, неспособные. Во многом такую же армию евнухов били позднее афгъанские моджахеды. Когда их спрашивали:" а с советскими десантниками вы встречались?" Моджахеды отвечали:"Встречались. Это те, которые плачут".
Ни "шурави",ни американцы, ни западноевропейцы никак не хотели признавать, что они уступают афгъанцам, не смотря на колоссальную разницу в ресурсах и техническом оснащении. Потому что у них нет того самого, которым по мнению восточных поэтов, обладают львы - ДУХА ИСКРЕННОСТИ. Они рассуждали так: "Чем побеждает лев? Силой? Но она есть у многих крупных животных. Ловкостью? Но она тоже в избытке у других. Нет, лев побеждает духом искренности".
Вот этого духа искренности почти лишена дагъестанская литература. Соответствовать политическому заказу, кому-то угождать могут, кого-то копировать умеют, но у них нет духа искренности.
Советская армия начала крушить и опрокидывать врага тогда когда к ней вернулся дух искренности. И тому были соответствующие причины. Естественно, подобный настрой - преходящее состояние. Всё это как приходит, так и уходит.
У афганцев - прежде всего пуштунов- есть два источника, которые формируют их воинственный настрой и стойкость: 1. Религия; 2. Конфедеративный уклад - "джамаhир". Они единственные в мусульманском мире - традиционные конфедераты.
Большевизм сокрушил в гражданской войне приспешников царизма и сторонников Временного Правительства тем, что религию заменил левацкими, коммунистическими идеалами и декларировал по-сути конфедеративное переустройство страны. Так, что и нам всё это знакомо. Троцкий и Ленин тогда весьма нуждались в том самом духе искренности в рядах Красной Армии.
Что искажают, утрируют уравнители в провале в освещении дагъестанского исторического прошлого?
1. Традиции конфедеративного устройства Дагъестана. Им это или реально совершенно непонятно, или они делают вид, что не понимают. Почему, например, известный исламовед Михаэль Кемпэр сразу понял, что в Дагъестане были представлены не "вольные общества", а всё же федерации, конфедерации и даже союзы конфедераций, а дагъ. исследователям это как бы непонятно? Ведь вовсе не случайно, в источниках, этнический термин "дахи" всегда идёт в одной упряжке с "конфедерацией" - Дахская Конфедерация Племён. В неё, кстати, входили в том числе и предки современных пуштунов. И вот явные следы этого конфедератского прошлого:
Хлх.-мнг. ХОЛБОО "смычка, связь, ассоциация, федерация, конфедерация"; ав. hОБОЛ ( мн. ч. hалбал) "гость, кунак"; афг. ХПЫЛ "свой, близкий".
2. "Местечковый" Дагъестан с его "арыками", "чарыками", "аулами" и пр. - это не настоящий Дагъестан. Подлинный Дагъестан - "миллатский", спаянный в мусульманско-суннитскую общину.
В современном Дагъестане нет ни одной секты, а есть идейные течения. Одно из них "неоханбалиты", которые больше известны как "салафиты" и "ваххабиты". Это направление исламской мысли считается радикальным. Очевидно, что в РД оно получило распространение как протестное. Это из категории поисков прежней незамутнённой идейной чистоты.Они противопоставляют себя "новшествам". Царизм в своё время столь же опасным для себя считал "тарикъат", "мюридизм", который сегодня считается официальным исламом.
Сам имам Шамиль подходил ко всему с прагматичных позиций - если что-то, не выходящее за рамки ислама, работает, то - прекрасно.Он занимал "миллатскую" позицию над спорами. Приведём моменты где это очевидно:
1. Достигнув третьей ступени "посвещения" в тарикате - ma'arufat, он оставил дальнейшую карьеру мусульманского богослова, объяснив тем, что " а я понял, что мне этого больше не надо". Здесь заметен взгляд на "тарикъат" как один из инструментов чего-то для него более важного.
2. Имам Шамиль прохладно отнёсся к популярному тогда в Чечне "къадыризму" (тарикат кадырийа), но не имел ничего против того, что он распространён в Ичкерии. И здесь также заметно нежелание погружаться в схоластические споры, а подходить к таким вещам сугубо прагматично. И это - "миллатский" подход - не навредить, не допустить вражды и междоусобицы внутри воспринимаемой как единая идеологическая нация членов религиозной общины. Всё остальное - не играет существенной роли, пусть практикуют то, что им нравится. Как сказал как-то Хулагу, правивший империей Юань и близкий к тибетскому варианту будлизма: "Бог один, но путей к нему как пальцев много". Это была пощиция прежде всего государственного мужа, ответственного за своих граждан. А мусульмане - не буддисты тибетского толка и тем более обязаны учитывать фактор единства уммы правоверных мусульман.
Жизнь часто вносит свои коррективы в ту или иную идеологию. Для китайцев, например, все белые -это не более чем разновидность уйгъуров и даже христиане - "мусульмане с крестом". В американских же местах лишения свободы White Caucasians - это одно тюремное землячество. Всё это складывалось естественно, а не потому, что кто-то за это агитировал.
И "секты" в правоверном исламе - не неоханбалиты, а шиизм и крайнее шиитское направление "алиилаhи", они же "алеви". Они неоднакратно себя показали противниками правоверного ислама. И желают они вовсе не равенства, а доминирования, укрепления собственных еретических и неприемлимых для суннитской общины позиций.
На наш взгляд Саддам Хусейн начинал как арабский этнический националист (къаумийа), но в конце концов пришёл к миллатскому мировидению. Его судили и казнили представители шиитской общины Ирака. Впоследствии, с ними расправились точно таким же способом восставшие сунниты. Для них оказалось достаточным, что Саддам являлся членом их общины, а всё остальное - виски, сигары, ковбойские шляпы, любовницы и пр. - не имело принципиального значения, потому что он до концв показал верность исламу и умер как мученник. Даже на казнь он пошёл с Кораном и перед приведением приговора в исполнение просил передать его своей дочери.
Ещё один традиционный трюк "уравнителей в провале"- непризнание за наподами Дагъестана собственной государственности за исключением разве что христианской Кавк. Албании ( Агъвании). Однако как минимум в ауарском и чеченском языках присутствует свой собственный термин для обозначения "жалования, оклада".
Вдобавок ко всему изобретаются какие-то корявые определения,а реальные скрываются. Понятно, что если халифатские арабы знали о "кагане гор", значит и страну в целом можно обозначить как "кагъанат гор". Имам Шамиль нигде не называл контролируемую им территорию "имаматом", но "уравнители" называют мусульманские владения независимых норцев "имаматом", удивительно, что ещё не "чебуречной" или "чайханой".
А должно быть так: "Земля Трона - Кагъанат Гор" и "Горско- Кавказское государство", а не "маманаты" и пр. Потому что это навязанная нам чушь. В мусульманском мире не существовало стран с офиц. названием "имамат". Иранская конструкция власти предпологает наличие "верховного имама", но Иран же не называется "имаматом Хомейни".
"Уравнители в провале" пускаются во все тяжкие для с одной с одной стороны для приукрашивания "тюрьмы народов", а с другой - отрезания от нас нашей собственной истории. В Дагъестане она даже не преподаётся в школах, как впрочем и родной язык.
Свидетельство о публикации №224070100185