Якутия часть 4

Теперь о нарядах. Лето в Якутии короткое, но жаркое. Одежда из тканей там с древних времён очень ценилась, даже дороже меховой. Мех бегал по тайге прямо вокруг юрт. А вот лён и хлопок в Якутии не росли. В мехах летом жарко, а без одежды слепни и комары съедят. Выход один - покупать ткани и шить одежду из ткани.

По якутским поверьям можно носить одежду любых цветов, кроме чёрной и красной. Чёрный - цвет тьмы, а красный - цвет крови. Нося эти цвета ничего хорошего не ожидай.

Украшения нельзя делать из золота. Золото - огонь, который сожжёт тебя. Потому украшения делали из серебра.

Женский наряд - платок и платье.

Цвет чаще всего белый, но есть и другие цвета.
О платке ничего не скажешь. Это просто квадратный кусок ткани. Завязывают его на затылке.

А вот платье красивое. Оно скроено из оборок, которые пришиваются одна к другой, от этого платье плавно расширяется к низу.
Ворот глухой стоечкой. Рукава узкие на запястье, постепенно расширяются к плечу. Вшивается рукав со складочками, этаким фонариком.

Украшения из серебра, или эконом вариант - мельхиор, нержавеющая сталь. Ныне их начал активно штамповать Китай. Хотя, кроме Якутии такие специфические украшения нигде больше не носят. И рынок Якутии по китайским меркам микроскопический, а вот поди ж ты...

На голову надевают налобную повязку, украшенную бляшками чеканного серебра. В центре круглая побольше, остальные квадратные поменьше.

Из узоров преобладает крест сложенный из пяти ромбов, реже кресты с раздвоенными и загнутыми концами, или ромб, крестообразно разделённый на четыре ромба, или круг так же разделённый крестообразно.

По бокам от налобной повязки на висках свисают подвески , состоящие из круглого элемента, от которого свисают вниз подвески из сцепленных квадратных пластин.

На шее серебряная гривна, от которой свисают вниз подвески из сцепленных в цепочку квадратных пластин с узорами. На трёх, или пяти таких подвесках висит центральная круглая пластина, символизирующая солнце. Вниз от неё свисают ещё три, или пять подвесок, словно бы продолжают верхние подвески, идущие от гривны.

Эти подвески могут доставать до пояса, а могут и до лобка.
По бокам от этого комплекса свисают ещё по одному - двум рядам подвесок.

По спине, вдоль позвоночника иногда могут свисать ещё 3-5 рядов сцепленных серебряных пластинок, Видимо, чтоб женщину не сильно перетягивало вперёд весом металла.

На обеих руках браслеты - узкие и длинные - от запястья до середины предплечья.
На косах серебряные накосники. В косы вплетены длинные ремешки, унизанные серебряными бубенчиками.

Всё это гремит, бренчит, перезванивается, отгоняя злых духов. (ещё один привет злым духам).

Всё это очень красиво.

Иногда женщины носят кожаный пояс, украшенный квадратными серебряными бляшками с круглой пряжкой. С правой стороны на поясе, на шнурке висит маленький женский нож якутского образца, отличающийся от мужского только меньшим размером и местом ношения.


Но это максимальный - полный набор украшений. Большинство женщин носят неполный набор.

И даже бывает эрзац набор. Просто кожаное солнышко на груди на шнурке, от которого свисают подвески из двух-трёх цветных бусин, заканчивающиеся волосяными хвостиками.

Назовём это облегчённым комплектом.

Теперь о мужском наряде. Он уже не так красив как женский. Нечто вроде кафтана выше колен, с двумя рядами блестящих пуговиц. По бокам от пуговиц нашиты серебряные ромбы с традиционной чеканкой.
Рукав скроен так же как у женщин - узкий на запястье, постепенно расширяющийся кверху. Вшит фонариком.
Кожаный пояс с круглой пряжкой, украшен квадратными серебряными бляхами.

На поясе слева от пряжки наклонно подвешен якутский нож.
На ногах сапоги, верхний край голенища которых расшит кожаными квадратами с традиционным узором.

На голове маленькая шапочка - ермолка, плетёная из конского волоса, или чаще фетровая шляпа, лента которой украшена традиционным образом. Впереди круглая серебряная бляха, а вокруг квадратные - поменьше.

И мужской и женский костюмы дополняет нечто вроде веера. - конский хвостик на деревянной ручке. Конский волос натуральный. Это чтобы комаров отгонять.

Я пробовал - Отгонять этим приспособлением удобнее, чем веточкой. И лицо не поцарапаешь. В общем, подсмотрели способ защиты от гнуса у лошадей. Ручка этого веера может иметь ременную петлю, для ношения на запястье.

И последнее - якутский нож. Прямой узкий клинок. Лезвие плавно закругляется к острию. Вторая сторона - тупая.

Рукоять в форме простого обрубка шире клинка. Клинок прикрепляется способом забивания хвостовика в рукоять.

Ножны кожаные с деревянным вкладышем внутри. Клинок входит во вкладыш полностью, рукоять частично погружается в кожу.

Нож удобный для ношения, удобный в пользовании, простой в изготовлении.

Рестораны:
Треть блюд из оленины, треть - из жеребятины, треть - строганина.
Салат Индигирка - та же строганина, только кубиками.
Якутская лепёшка. Нечто мучное в форме пряника. На вкус просто хлеб - ничего особенного.

Вина и водка такие же как везде, только сильно дороже. Есть водка "Мамонт" Отличается только формой бутылки, которая сделана в виде бивня.

Исключение составлял ресторан на теплоходе при поездке на Ленские столбы. Но там работала бригада из Белоруссии.

Теплоход назывался Михаил Светлов.

Новый год в Якутии встречают 22го июня. Что по заранее спланированной случайности совпало с днём рождения моей жены. Потому общий праздник мы совместили с её юбилеем.

Это очень яркий праздник. Праздничная поляна украшена очагом и резными столбами на вершине которых искусно изваян либо резной орёл, либо резное изображение конской головы, либо шар, либо деревянная чаша. Чаши у них высокие, похожие на вазу для цветов, стоят либо на одной, либо на трёх ножках.

Все участники торжества одеваются в национальные одежды. Женщины в белых платьях бренчат и переливаются серебром. Девушки в накидках, имитирующих крылья, исполняют танец журавлей.

Жрецы жертвы духам через огонь. Обычно жертва - оладушки. На костре они не сгорают. Потом птицы их доедят. Вокруг очагов с жертвоприношением все танцуют в якутском хороводе, ритмично раскачиваясь с ноги на ногу движутся строго по солнцу и поют при этом.

После жертвоприношения вокруг очага поливают круг из кумыса. Каждому участнику обряда метят лоб сажей от головни костра в той же точке, где индусы.

Трудно объяснить, почему, но в начале праздника прилетели ястребы и красиво покружили в небе над праздничной поляной.


Рецензии