Учитель - кузнец детских душ

Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека. Педагог – это инженер человеческих душ.
Михаил Калинин

Я недавно познакомилась с учителем биологии, химии и географии МКОУ «Хамавюртовская СОШ им. А.М.Аджиева» Хасавюртовского района Апатовой Гульзар Алимсултановной. Скажу честно, я в восторге от опыта её работы.
Несмотря на огромный стаж работы (41 год), Гульзар Алимсултановна и по сей день находится в творческом поиске. Она любознательна, доброжелательна ко всем.
Достоверно известно, что только мудрец умудряется учиться и у детей. А Гульзар Алимсултановне этот дар дан от природы. Она всегда прислушивается к потребностям учащихся, старается найти к каждому из них индивидуальный подход. Этому способствует и её работа, как учителя биологии, беззаветно любящего окружающий мир.
В экологической акции «День птиц!», прошедшей  с 15  по 20  марта 2019 года в образовательных учреждениях Хасавюртовского района, её ученики приняли активное участие. Такие мероприятия углубляют знания детей о пернатых, их роли в природе, формируют у детей желание беречь и заботиться о птицах, развивают экологическую грамотность детей, воспитывают чувства ответственности за окружающую среду.
Проводя экологический час «Всё о птицах», учитель биологии Гульзар Апатова отметила: «Нет на свете такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 8500 видов птиц. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Свою любовь к птицам мы доказали, изготавливая кормушки, чтоб помочь птицам выживать зимой. А летом они отблагодарят нас за нашу заботу. Ведь птицы охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти урожая, обгрызают плодовые деревья в саду. Птицы помогают сохранить плоды человеческого труда». Её работа освещена на сайте Управления образования Хасавюртовского района
https://xas-ruo.dagestanschool.ru/news/item/245
Говорят, обучая других, учишься вдвойне. В справедливости этих слов можно не сомневаться, глядя на результаты успеваемости учащихся МКОУ «Хамавюртовская СОШ им. А.М.Аджиева». Каждый год все классы, в которых работает Апатова Г. А.,  дают 100% успеваемость. Кроме того, она  является победителем заочного этапа республиканского конкурса «Лучший учитель сельской школы».
Вот что пишет Гульзар Алимсултановна на сайте Инфоурок:  «Работаю в сельской школе и ничуть не жалею. Я человек, кредо которого ПРИРОДА. Живу и наслаждаюсь природой и чистым воздухом сельской местности. Едим натуральные продукты, овощи и фрукты, выращенные в своем огороде. В селе все, как на ладони. Видишь своих близких родственников, учеников. Узнаешь от них новости.
Рядом протекает речка, которая орошает наши поля. Летом в ней купаются не только дети, но и взрослые. Жизнь в селе я не променяла бы на город. Мы, педагоги старой закалки, довольны своей жизнью». https://infourok.ru/user/apatova-gulzar-alimsultanovna2
В своём отчете за 2 четверть 2023 г., опубликованном на сайте Инфоурок, учитель биологии  Апатова Г.А. пишет: «В начале учебного года мною была составлена рабочая программа по биологии на основе федерального компонента государственного стандарта образования, примерной программы по биологии, федерального перечня учебников.
Работая  с детьми, стараюсь развивать их творческую активность, самостоятельность и инициативность ребят. На уроках стараюсь применять здоровьесберегающую и тестовую технологию. Стараюсь использовать физминутки с целью создания эмоционально благоприятной атмосферы. На уроке и во внеурочное время провожу беседы по гигиене, по профилактике заболеваний.
На уроках стараюсь устанавливать дружеские контакты с детьми. Наблюдаю и изучаю учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой.
Для улучшения качества знаний по биологии, часто применяю тестовую технологию. Цель тестовых работ – до  минимума сократить время проверки знаний учащихся при максимальном объеме заданий, позволяющих достаточно глубоко проверить уровень знаний учащихся по отдельным темам. Поэтому тестирование рассматриваю, как один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения учащимися ведущих понятий и биологических закономерностей.
Самостоятельно составляю контрольные и тестовые работы для проверки знаний учащихся. Метод тестирования приветствуется  и со слабоуспевающими учащимися. Для учащихся 9-11 классов стараюсь  включать в тесты задания по аналогии тестовых заданий ЕГЭ и ГИА.
На уроках применяю задачи и тесты на функциональную грамотность (ФГ). Учащихся заинтересовали тесты и задачи по ФГ. Были проведены игры на уроках ФГ, игры на темы экологии по распределению мусора в контейнеры. Дети с интересом распределили по контейнерам отходы. На уроках часто применяю групповые, индивидуальные формы обучения. Иногда использую разные формы уроков: уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки-игры. В этом году, в новой школе приятно работать с информационными технологиями, это поможет обеспечить техническую сторону педагогического процесса. Пока нет интерактивной доски, тем не менее, детям нравятся презентации. По биологии их очень много – почти по всем темам.
Стараюсь  использовать межпредметные связи:  (русский язык, история, физика, география, химия и др.)
Научить учащегося всему, что понадобится в жизни, нельзя. В связи с этим необходимо повысить эффективность урока, так как именно через урок можно достичь названных целей.
В предыдущие годы призовые по экологии и биологии постоянно занимали места.   У меня есть одаренная ученица, с которой я, как наставник, занимаюсь уже 3 года. Она участвует на всех олимпиадах, конференциях, слетах и Всероссийских платформах. При этом занимает призовые места».  18 мая 2023 года на базе ФГБОУ «Дагестанский ГАУ» состоялся региональный этап Всероссийского слёта «АгроСтарт».
Хасавюртовский район на слёте представил победителей муниципального этапа, среди других оказалась и  Атаева Зайнап, ученица МКОУ «Хамавюртовская СОШ им. А.М. Аджиева», занявшая заняла 3 место в номинации «Цветоводство и ландшафтный дизайн». Её наставником является Апатова Гульзар.
Атаева Зайнап два года принимала участие в конкурсе всероссийской открытой платформы «Большая перемена». Эта платформа дает возможность детям создавать свои проекты, расширять навыки и реализовать свои таланты. Данный конкурс входит в число президентской платформы «Россия – страна возможностей». Конкурс «Большая перемена» проводится при поддержке Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ. Участница конкурса всероссийской открытой платформы «Большая перемена» и ее наставница получили возможность отправиться в туристическое путешествие по Санкт-Петербургу на бесплатной основе. Атаева Зайнап ее наставница посетили Исаакиевский собор, Александровский сад, Дворцовую площадь, Троицкий мост и военно-исторический музей артиллерии и т. д.
Эта поездка вдохновила и ученицу, и ее наставницу на новые достижения. 
В успехах учащихся, несомненно, всегда есть заслуга и самого педагога. За кропотливую добросовестную работу её и любят ученики, их родители, уважают коллеги и близкие.   
Нам остаётся пожелать ей и её воспитанникам успехов во всех начинаниях!


Рецензии
Хорошая статья, полезная! Одно время работал тренером по легкой атлетике, было довольно много воспитанников... А призвание все-таки важннее образования, не так ли уважаемая, Айша?

Хорошего Нового года!

Александр Грунский   02.01.2025 15:12     Заявить о нарушении
Согласна. Рада, что мы понимаем друг друга.
Вам удачи и вдохновения в жизни и в творчестве!

Айша Курбанова 3   29.01.2025 14:24   Заявить о нарушении