Народный календарь 24 - 30 июня

24 ИЮНЯ. ВАРФОЛОМЕЙ И ВАРВАРА. ДУХОВ ДЕНЬ.
«Варфоломей с Варварою ничего не сулят, ничем не грозят народу прАвославному: что бог даст, то и будет». (А. А. Коринфский)

Понедельник после Троицы называется: День святого духа или Духов день. А вся неделя после Троицы называлась в народе – русальной. Кое-где эта неделя была до троицына дня. Некоторые этнографы (С.В. Максимов) считают русальной десятую неделю после Пасхи, а иные (А.Н. Афанасьев) переносят её на июль перед Петровками (12 июля).
Как бы там ни было, по народным поверьям с наступлением устойчивого тепла и долгого светового дня русалки выходят из водоёмов, переселяются на деревья. Деревья у славян-язычников считались душами утопленниц, проклятых матерями детей.
Чтобы им не сидеть в воде? Тепло, светло, вольготно. Но в том-то и дело, что русалки, как и всякая нечисть, боятся света: в водоёме от солнца не спрячешься. Вот они и перебираются под густую тень листвы – на радость лешему и на печаль крещёному люду. Ни одна крестьянская девушка не пойдёт без подружек в лес в русальную неделю: встретит русалка – защекочет. Хотя, конечно, и есть средство-оберег: полынь, но всё равно опасно.
А мужикам – хоть бы что! Именно в эту самую пору «мужики принимаются «русальничать», т. е. гулять на все лады и пить целую всесвятскую неделю (неделя после Троицы) до самого заговенья на петровский пост (пост начинается со второго понедельника после Троицы)» (С.В. Максимов).

В народных поверьях русалок, жителей водоёмов, связывали с влагой и дождём, а значит, и с урожаем. «Где поводят хороводы русалки – трава лучше растёт».

Есть в крестьянском труде непостижимая городским человеком философия. А если в постижимая, то недоступная сердцу: земля и человек — едины:
Я — раб твой и хозяин.
И паства, и Бог;
у ног твоих замер,
А ты — у моих ног.
Тончайшие волоски нервных окончаний-начал в форме кореньев пронизывают и человека, и землю; жилы-стебли прокачивают жизнь сквозь плоть всего сущего: и человека и злака; нарушение равновесия и гармонии рвет общие жилы. Тысячелетия знает землепашец о существования этого незыблемого закона. А если не знает, то чует, как зверь, как неразрывная часть живого.
А потому и труд для него естествен. Труд — это жизнь, а радости идут параллельно. И накапливаются — в праздники, а потому и праздники не в тягость, они не бывают лишними. Праздники созревают, как колос, как жатва и плод.

25 ИЮНЯ. ПЁТР-КАПУСТНИК, СОЛНЦЕВОРОТ.
Всесвятская неделя (неделя Всех святых), следующая сразу после Троицы, совпадала с народным празднованием «ярилок». Гуляния проходили широко и повсеместно: в городах и сёлах. Провожали («хоронили») Ярилу.
Современная наука не нашла ему устойчивого места в пантеоне язычес-ких славянских богов. То он бог, то он дух и символ праздника. Но языческие гены народа сохранили его как символ плодородия и сексуальной мощи. Июньское растительное буйство связывалось именно с «работой» Ярилы. А сам Ярила представлялся этаким забулдыгой-повесой с легким характером, но целеустремленным и неукротимым в своем назначении: в оплодотворении всего сущего — растущего и живущего. «Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил» (из хороводной песни).
Появлялся Бог весной с венком полевых цветов на голове, в холщовой рубахе — босоногий, красивый, праздный. Никто не мог перед ним устоять. Ждали в томлении и нетерпении. И земля, и люди.

Время празднования «ярилок» зависело от местности и местных обычаев. Но обязательно «ярилки» проходили в июне, перед Петровым постом (начало поста — второй понедельник после Троицы). Вот как характеризовал этот народный праздник в 18 веке ярый борец против язычества и народных суеверий святитель Тихон воронежский: «А ныне праздник сей, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем, которое издавна началось и год от года умножается, так что люди ожидают его, как годового торжества. И когда он приспеет, убираются празднующие в лучшее платье. Начинается он в среду или в пяток по сошествии Св. Духа и умножается через следующие дни, а в понедельник первый поста сего (Петрова) оканчивается».

Ещё в конце 18 века родители отпускали своих дочерей «поневеститься» на ярилиных игрищах. А на этих гуляниях отношения молодёжи между собой было весьма свободным и носили «разнузданный характер». Церковь вынуждена была очередной раз «толерантно» отступить и подстроиться под обычаи народа. По сути – «ярилки» ведь проводы весны, как масленица – проводы зимы. И в 19 веке продолжалось празднование «ярилок», но уже более благопристойно: парни «высматривали» себе невест, а не «умыкали». Да играли «в горелки». «Чего горишь? – спрашивает какая-нибудь девица-красавица водящего. – «Красной девицы хочу!» - «Какой?» - «Тебя, молодой!» (А.А. Коринфский).
Теперь понятно, почему мужики уходили в «русальную неделю» «русалить».
В дни празднования где-то наряжали молодую красивую девушку Ярилой и водили вокруг нее хороводы; а где-то ряженый Ярила был похож на скомороха: в колпаке с бубенцами, набеленным и нарумяненным лицом.
Похороны Ярилы символизировали, по всей вероятности, окончание «работы» Ярилы: мавр сделал своё дела, мавр может уходить.
Свой буйный характер в городах праздник проявлял в пьянстве, кулачных боях, кончавшихся иногда убийствами. Буен Ярила.

«С Петра-поворота солнце на зиму, а лето — на жару». Целую неделю не уступало солнце ночи ни минуты. Теперь начнет отступать.
От нехватки рук ли, лени (что маловероятно), но есть запоздавшие с высадкой капусты и посевом огурцов. Понятно, что зелёных, сочных огурцов не жди от этого посева, но и без них крестьянский стол — неполный.


26 ИЮНЯ. АКУЛИНА-ГРЕЧИШНИЦА.
Посев гречи. Это время для средних и северных областей России. На юге — уже отсеялись. А основная Россия только приступала. «Сей гречу или за неделю до Акулины, или спустя неделю после Акулины».
В южных областях России, где греча уже зеленела на полях, срезали пучок гречихи и украшали им иконы.

На Акулину-гречишницу варили «мирскую кашу» (кашу для нищих и странствующих людей) из «осталой» (оставшейся) гречи. На такое угощение сходились бедные странники да калеки со всех сторон. Человек милосердный, оказывающий благотворительную помощь, всегда пользовался уважением односельчан. Зажиточность не была достаточным основанием для уважения; богатый, но скупой не пользовался уважением. Все русские сказки об этом.

27 ИЮНЯ. ЕЛИСЕЙ-ГРЕЧКОСЕЙ

28 ИЮНЯ. МОДЕСТ, АМОС.
Обращались к Модесту: «Пропусти с моей Буренки и скорби, и болести. Сестрица, сестрица, с ветру пришла — на ветер пойди. С лесу пришла — на лес поди. От злого человека — на того поди. От Господа Бога—здоровья давай. С воды пришла — на воду пойди. Во веки веков. Аминь».
Молились на случай падежа скота. «Пришел Амос — пошел в рост и овёс».

29 ИЮНЯ. ТИХОН.
Покатилось красно солнышко под гору, поворотило на зиму. Вон, точно над той березой показывалось утром солнце, а теперь — правее от березы. Садилось-опускалось за тот холм, а теперь за него слева. Почти незаметно, но дни становятся короче.
С именем Тихон и связывал крестьянин общее утишение: замедление, прекращение. "На Тихона солнце идёт тише". На Тихона певчие птицы затихают (кроме соловья и кукушки). Брачные игры у птиц к этому времени заканчиваются: птенцами заняты.

С Федора Стратилата (21 июня) до конца июня по России «толоки», «помочи» — взаимопомощь по вывозу навоза на вспаханные пустующие поля (поля «под паром»).
К этому же дню заканчивался повсеместно сев ярового (весеннего посева) хлеба.
К святому Тихону обращались за помощью от зубной боли: « Святой Тихон, утиши, господи, болезни и все недуги зубные!» И уж если не помогал Тихон, а боль сводила с ума, подходили к рябине, грызли ее, умоляли-грозили: «Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю тебя изгрызу». Помоги, Господи! Утиши боли наши!

30 ИЮНЯ. МАНУИЛ.
Празднование Ярилы, прощание с ним кое-где проходило за неделю до Ивана Купалы (7 июля). В Нижегородье, например, был торговый день и крестьянские гулянья, которые назывались в народе «Молодой Ярило». А следующий базарный день, который был перед самым Ивановым днём, назывался «Старый Ярило» (А. Ф. Некрылова). Проходили эти праздники по тем же правилам-обычаям, как и в других областях России.
Поздравляю именинников недели с днем ангела:
24 июня: Варфоломей, Ефрем.
25 июня: Анна, Арсений, Пётр, Степан.
26 июня: Акулина, Андрей, Анна, Антонина. Иван, Савва.
27 июня: Елисей, Мефодий, Мстислав.
28 июня: Григорий, Лазарь.
29 июня: Тихон.
Радости вам и праздника!


Рецензии