Народный календарь
«Федул на двор заглянул: пора серпы зубрить, к жнитвам готовиться загодя».
Сенокос... На юге уже идет, в Центральной России начинается, а на Севере к нему готовятся.
Несколькими днями тут не обойдешься. И собирались крестьяне на сенокос как в поход, выезжали семьями, с детьми, с продуктами — дней на двадцать. Ставили все шалаши рядом — станом, табором,
Около каждого шалаша подвешивался котел для варки пищи, и начиналась сенокосная страда.
„Страда означает: «трудная, изнурительная работа". Так оно и было. Но при всем притом сенокос превращался в праздник. «При благоприятных условиях, уборка сена считается одною из приятнейших сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье посте утомительного зноя, благоуханный воздух лугов — все вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу» (М.М. Громыко).
По окончании сенокоса устраивался праздник всей деревни. Выделяли часть луга, а сено с нее продавали. Вырученные деньги были общими. На них покупали чай, баранки, водку и устраивали «мирскую» (общую) выпивку-праздник. На луг сбегалась вся деревня: пели, плясали-гуляли.
2 ИЮЛЯ. ЗОСИМА.
Наступил июль — макушка лета. Июль противостоит в году январю.
А значит, погоды похожи. И вспоминал крестьянин, каким не был январь. Спорили у сенокосных шалашей, вечерних костров: разваливать завтра копны сушить или будет дождь и копны не надо трогать? Уточняли более близкими приметами: на рог молодого месяца еще неделю назад можно было повесить (мысленно) ведро с водой, и оно не соскальзываю, не опрокидываюсь. Приходили к выводу: посмотрим утром, будет туман стелиться по воде — будет хорошая погода, будем копны разваливать, А тут новость от пасечников-пчельников приходила: пчелы сидят на стенках улья — быть сильной жаре.
Зосима и Савва — покровители пчел. А пчела самая почитаемая человеком Божье создание: и трудяга, и умна, и справедлива. «На что хитра гад-змея подколодная, а пчелка, Божья пташка, и ее перемудрит!» «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает!» Даже сам грозный Илья-пророк не может громом-молнией ударить в пчелиный улей, даже если за ним укрывается нечистый дух. А ведь человека гроза в поле убивает именно потому, что в него в этом время спрятался нечистый от Ильи. И Илья жертвует человеком ради истребления нечистой силы. Так полагали в народе.
Зосима. Пчелы работают. Пчелы мед запасают.
3 ИЮЛЯ. МЕФОДИЙ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК.
Охота на перепелов больше барское занятие. Но и крестьяне походя и умело занимались этим промыслом: и силки поставят расчетливо, и из ружьишка не пальнут попусту.
Перепела к этому времени сытые, тяжелые — взлетают неохотно и, пролетая несколько метров, снова садятся. Замечали перепелятники: где много тенетника-паутины, там много перепелов.
А крестьянин-земледелец заме¬чал: спрятал паук тенета — быть дождю, «штопает» дыры в паутине или новую вьет — к хорошей погоде.
Хоть и сенокосная пора, но дожди в это время ох, как нужны. «Просите, дети, дождя до Ивана Купалы, а после Ивана я и сам упрошу! — говорили крестьяне.
От первой весенней капели до Ивана Купалы — большой срок. И вмещает он в себя много праздников, обрядов, обычаев, связанных с возрождением и продолжением жизни растений, животных, людей. Завершает этот весенне-летний цикл обрядности Иван Купала. Но есть канун этого праздника.
6 ИЮЛЯ. АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА.
Вечером, перед Аграфеной, девушки некоторых поселений России собирались «толкли в ступе ячмень», чтобы рано утром сварить из этого ячменя «обетную» кашу. Есть эту кашу будут после бани, как и все на Руси в этот день.
Рано утром, когда трава еще в росе, шли собирать травы для лечения. Рано же утром парились в банях. Для исцеления от болезней и в надежде помолодеть. Хитрецы преклонного возраста парились вениками из «лютых кореньев», да еще банную печь топили жгучей крапивой, а не соломой. В такой же бане парили больных и хворых людей.
После бани на «обетную» кашу сзывались почетные, уважаемые старики и старушки. Во многих областях России в этот день варили еще и «мирскую кашу». Чем отлича¬лась «обетная» каша от «мирской»? «Обетная» (обрядовая каша) варилась из общей (вскладчину) крупы для всех «пащиков». «Мирская» каша готовилась для нищих и убогих зажиточными людьми. «Мирская» каша — это благотворительная каша. Многосострадательные люди сами носили эту «мирскую» кашу в дома бедных и даже в тюрьмы.
После бани и каши ходили купаться в реки и водоёмы: пели пени, играли, пировали.
Крестьяне в этот день заготавливали банные веники на целый год, удачно сочетая открытие купально¬го сезона с делом. Веники заготавливали из берёзы. Но иногда из разных пород деревьев: ольхи, ивы, липы, рябины, калины, черёмухи — по одной-две веточки в веник. Да ещё ввяжут в него разные цветы: попариться таким веником — чистое наслаждение.
Подтыкали жгучую крапиву под окна — от ведьм. Девушки в лучших нарядах ходили по домам и просили: «Умойте!», то есть одарите чем-нибудь; выкатывали передок телеги (два передних колеса от телеги, соединенные осью), садились на ось, впрягались в оглобли и с песнями носились по селу, а к вечеру выезжали в поле и умывались для здоровья первой вечерней росой.
Наступала ночь. Ночь накануне Ивана Купалы.
7 ИЮЛЯ. ИВАН КУПАЛА. ИВАНОВ ДЕНЬ.
«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах кладов» (С.В. Максимов). Самые отважные охотятся за цветком папоротника, который «цветет только в Иванову ночь, точнее, в самую полночь под Иванов день» (А.А. Коринфский).
Ведьмы в эту ночь садятся на помела и слетаются на Лысую гору (под Киевом) на шабаш.
Жуткая ночь!
А потому старались не спать: молодёжь гуляла, гадала, старики, добыв «чистый» (трением дерева о дерево) огонь, зажигали от него костёр, вели беседы у костров, попивая винцо; старушки сжигали одежду больных детей в «чистом» огне.
Через костры «чистого» огня прогоняли скот, чтобы не болел; прыгали сами — порознь и вместе.
Ждали рассвета.
Утром «купались» в росе, а затем и в реке. Женщины собирали утренние купальские росы чистой скатерью, отжимали росу в сосуды и хранили эту влагу «от болестей».
Кто не успел наломать берёзовых веников для бани на Аграфену, делал это сегодня.
Баня, купание в реках и росе имели неожиданный вариант днем на Купалу. Деревенские парни, обрядившись в старые грязные одежды, отправлялись с вёдрами и Кувшинами на реку. Набирали самой мутной грязной воды или грязи, возвращались в деревню и обливали всех встречных и поперечных. Те в отместку делали то же самое, и начиналась цепная реакция шалостей. Заканчивалось все общим купанием в реке в одежде.
Наступал вечер, и вновь на межах полей, на холмах и берегах рек зажигались купальские огни. Девушки и парни бросали венки в воду: гадали. Обматывали колёса, зажигали их и пускали под гору к реке. «Колесо с горы — солнце на зиму, а лето на жары», прощай, Иванов день, прощай, весна! Да и лето под уклон пошло...
Я поздравляю именинников недели.
1 июля: Леонтий.
2 июля: Зосима, Иван.
3 июля: Глеб, Мефодий.
4 июля: Терентий, Юлиан, Юлий
5 июля. Евсей, Ульяна.
6 июля. Артём, Герман, Леонтий, Святослав.
7 июля: Антон, Иван, Яков.
С днём ангела вас!
Свидетельство о публикации №224070100986