Извозчики ваньки. голубчики. лихачи
Начало тут: http://proza.ru/2024/06/27/1169
Извозчики- прообраз будущего такси. Они подчинялись "Правилам". Их обязывали сотрудничать с полицией и доставлять в участки буйных нетрезвых пассажиров. А так же содействовать в поимке преступника, если за ним гналась полиция.
Это делалось бесплатно.
На снимке - Знаменская площадь. Теперь площадь Восстания. Кто приезжает на Московский вокзал теперь вместо храма видит " Банку" . Так петербуржцы называют павильон станции метро "Площадь Восстания", который построен на месте храма и на его основании.
На площади множество экипажей. Извозчики знают расписание прибытия поездов. И ожидают своих клиентов.
Площадь пережила множество преобразований. Там был установлен памятник императору Александру 3, издевательские стихи про него ходили в народе:
"Стоит комод, на комоде бегемот,
"На бегемоте обормот..."
Теперь эта скульптура стоит во дворе Мраморного дворца.
Потом там был очаровательный скверик с кустами сирени и скамеечками.
А теперь стоит гранитная стелла- обелиск " Городу-герою Ленинграду" .В народе прозванный "отвёрткой" за его форму.
Давно уж нет извозчиков .
Но в обиходе сохранилось слово ЛИХАЧ.
Как оно возникло?
Легковые извозчики -кучера подразделялись на три категории:
1. «ВАНЬКИ» - это простые крестьяне, пришедшие из деревень в город на заработки.Они приезжали в город на своих лошадях и телегах.
Безлошадные, по бедности своей, взять в аренду могли только самый простой экипаж. Ездили на простых санях и дрожках.
Лошади у них были старые и не очень быстрые. Поднимались Ваньки в 5 утра.Чистили лошадей и готовили экипаж. А на "станцию"- (к арендодателю) возвращались за полночь.
Они стеснялись грубить и сквернословить, цену спрашивали небольшую,обычно в 20 копеек. Их экипажи были самыми простыми и дешёвыми.
Почти все заработанные деньги Ваньки были вынуждены отдавать хозяину. Так ещё их обирали городовые, следящие за порядком на дорогах. Они могли потребовать оплатить штраф по какой-то выдуманной причине.
«Ваньки» были «шатущими», т.е. не имевшими места. В отличие от «стоичных» – Лихачей и Голубчиков – имевших постоянное место на бирже.
У В.И. Даля:
«На Ваньке далеко не уедешь!»
2. «ГОЛУБЧИКИ» были классом повыше. Голубчики – тЕ же извозчики , но как бы начальные лихачи. И самые популярные.
Они имели пару лошадей в упряжке. Одна в оглоблях, другая пристяжная.
На своих экипажах - пролётках «голубчики» навешивали колокольчики. А звались так по их любимому окрику;
«Эй! Голубчик!»
Лошадки у них были получше. Их ещё называли «голуби со звоном» потому что они часто покрикивали на лошадок:
«Эх! Голуби!»
Запрягали одну или пару лошадей. Их услугами пользовались зажиточные люди, не имевшие своего экипажа.
Эти извозчики были услужливы, аккуратны. Экипажи содержали в идеальном состоянии.Часто желали украсить свои упряжки ярко и броско. В связи с этим даже был утверждён регламент, ограничивший украшательство.
Зимой они пересаживались на красивые сани, а пассажирам предоставляли медвежью полость, чтобы те не мёрзли. И стоили подороже - не 20 копеек в час, а 35 копеек.
3. И, наконец, те самые ЛИХАЧИ
Эта категория была частниками. Работали в основном только с богачами. Лошади в упряжках были ухоженные, сытые. С причесанными гривами и хвостами.
Коляски, покрытые лаком, на дутых шинах.
Кучер хоть и был одет в армяк с кушаком, но побогаче и пофасонистее. А кроме того, должен был если не разговаривать, то понимать - минимум два, а то и три иностранных языка.
Это входило в зачёт.
Господа ведь изъяснялись на французском или английском. А могли и по - немецки разговаривать. Петербург – город столичный. Иностранцев тоже немало. Куда везти – это ж понимать надо!
А ещё лихачу полагалось в сундучке книжки держать. На случай если господа ожидать в экипаже кого изволят. Чтобы не скучали.
На работу лихачи выезжали в 3 или 4 часа дня. В отличие от Ванек, которые от темна и до темна были на работе. Ехали шагом, чтобы сберечь блеск лакированного экипажа. Коляска на пневматических шинах и с поднятым кожаным верхом имела щегольской вид.
Армяк у лихача был летней одеждой. И шился из добротного тёмно-синего сукна. По вороту и борту полы нашивался чёрный или цветной кант, либо бархатная тесьма, или витый кант.
А ещё в любое время года за шёлковый кушак лихача были засунуты белоснежные замшевые перчатки.
Зимой лихач надевал «волан» с лисьей меховой опушкой. Воланом называлась одежда сильно утепленная ватой на спине. С одной стороны вата утепляла, а с другой – оберегала спину от бесцеремонных пинков подвыпивших седоков. Особенно грешили этим купцы. Удар их сапог - «бутылками» был ощутимей барских заграничных ботинок и козловых сапог от бельгийской фирмы Пироне.
Видимо, ватный горб, поднимавшийся волной на спине, дал название этому одеянию.
У гостиницы Европейская на Михайловской улице и «Большая северная» на Знаменской площади, (теперь это площадь Восстания, а гостиница носит название отель Октябрьская****), по требованию градоначальника, стояли извозчики с породистыми лошадями и приличными экипажами. Это же требование распространялось на театры, фешенебельные рестораны и клубы.
Там, где простой извозчик согласился бы везти за 20 копеек, лихач не повезёт и за рубль. Услугами лихача пользовались люди состоятельные.
Особый спрос на лихачей был с целью развлечений в пору цветения и белых ночей. Излюбленное место гуляний – «Острова».
С Невского проспекта через Троицкий мост по Каменноостровскому проспекту и далее.
Тут уж лихачи не терялись. И поднимали цену в 2-3 раза! В лихачи набирали сынков или родственников хозяев - извозопромышленников. Это было престижно
ВЕЙКИ
В окрестностях Петербурга и на окраине жили и русские, и чухонцы(эстонцы) и финны.
Современную Выборгскую сторону называл в обиходе Карельской.
Это была промышленная часть города. Здесь было много заводов на которых они работали. Кроме того, тут были лавки и магазины. И жители этих мест разговаривали на своём языке.
Нынешнюю Выборгскую сторону называли даже маленьким Гельсингфорсом. (Хельсинки по- современному) Очень популярны среди финнов были две профессии:
Трубочист и извозчик.
Извозчиков называли ВЕЙКИ.
По - фински " вейко" означает браток, дружок, товарищ.
Особенно популярными становились вейки в масленничную неделю. Чухонские лохматые лошадки у них были справные. Санки финны украшали лентами и бубенчиками.
Про особенно франтоватых и пёстро наряженых, в народе с осуждением говорили:
"Ишь, вырядился ( расфуфырился), как вейка!"
Всем известен "горячий" темперамент финских парней. я в подтверждение нашла в интернете такой рассказ:
" Вейки славились невозмутимостью.
-- "Рицать копеек"- лаконично называл цену вейка.
Вёз молча, даже не оборачиваясь.какая бы разудалая кампания не села в экипаж.
Если же удавалось сторговаться за 25 копеек, радоваться было рано.
Потому что вейка мог остановиться на полдороге со словами:
"СЁ! Лезай! Вацать копеек!"
его "таксометр" останавливал движение. А тронуться с места можно было только силой денег, конечно же!
.http://proza.ru/2024/07/03/1505 заходите.
Свидетельство о публикации №224070201132
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 02.07.2024 18:01 Заявить о нарушении
Такси, даже извозчичье, - оно такое.Хотя, согласитесь, газеты всегда ищут "жареные" факты. А на хорошее люди не часто отзывы пишут. Зато на плохое - без задержек"
Вы наверное в курсе, что теперь за рулем в такси в основном люди с непривычными нашему слуху именами. И грешат такими непотребствам, о каких вы говорите. Конечно же, это из ряда вон выпадающие и возмутившие общественное мнение случаи, что в прошлом, что в нынешнем времени.
Но вспомните, выше я написала, что извозчиков, нарушивших "Правила" били кнутами и даже приговаривали к каторжным работам.
Про наше время я и упоминать не стану. Нарушителя легко вычислить, потому что такси вызывается в основном с мобильного приложения.
Всегда Вам рада.С дружеским приветом
Галина.
Галина Санарова 02.07.2024 18:26 Заявить о нарушении