Я-достаточно интеллигентный и культурный человек

Олег Анофриев: «Во времена Брежнева я ещё не пел в Кремлёвском дворце!»

интервью

21 июля 2010

Актёр и певец Олег Анофриев давно является одним из любимых исполнителей нескольких поколений, а его визитной карточкой стала песня «Есть только миг». 20 июля этому прославленному артисту исполнилось 80 лет. Накануне юбилея с ним побеседовал наш корреспондент.

– Уважаемый Олег Андреевич, после окончания школы-студии МХАТ вы 5 лет проработали в Центральном Детском театре.
– Детский театр – это практически моя академия. Школа-студия МХАТ – лицей, а академия – Детский театр. Дело в том, что в те годы Детский театр, пожалуй, был самым сильным театром в Москве, его возглавляла Мария Осиповна Кнебель, и там в то время творили такие молодые и очень талантливые режиссёры, как Анатолий Эфрос и Олег Ефремов. Первый мюзикл, который ещё так не назывался, а именовался музыкальной комедией, я сыграл именно у Олега Ефремова. Он назывался «Димка-невидимка» и дал мне старт на всю оставшуюся жизнь.

– С 1962-го по 1973 г. вы проработали в легендарном Театре им. Моссовета. Как вам спустя многие годы вспоминается тот период?
– До Театра им. Моссовета я ещё годочек проработал у Охлопкова в Театре им. Маяковского. Дело в том, что когда я в Детском театре играл в пьесе М. Светлова, пришёл «лазутчик» из «Маяка», чтобы пригласить меня, как предполагалось, на роль Хлестакова. Я, естественно, дал согласие и ушёл из Детского в Театр им. Маяковского с тем, чтобы там сыграть Хлестакова. Но Николай Павлович Охлопков так и не поставил «Ревизора». Я два года ждал этой работы, потом понял, что не дождусь, – и ушёл в Театр им. Моссовета. Там я начал с очень «высокой ноты» – сыграл Василия Тёркина. Это была общесоюзная премьера и она имела огромный успех, а потом всё покатилось по «наклонной плоскости», так как я стал всё больше времени уделять кино и эстраде, а к этому в театре относились если не презрительно, то довольно прохладно. Это привело к тому, что я играл в театре всё меньше и меньше, а через некоторое время вообще ушёл из театра.

– Ваш кинодебют состоялся в 1955 году в фильме «Горы зовут», с тех пор у вас богатая и разнообразная фильмография: кого вы только не играли – продавец, пожарный, бомж, адвокат, шофёр, участковый милиционер.
– Всё верно, только первым фильмом был не «Горы зовут», а «Секрет красоты», где я играл стилягу (1954), который попадает в парикмахерскую на экзамен к своей возлюбленной, а она обезображивает его к концу фильма до неузнаваемости. Это была такая сатирическая комедия, где, кроме меня, снималась Тамара Носова, замечательный актёр Пётр Константинов, это первый фильм Васи Ордынского.

– В это же время вышел и фильм «За витриной универмага»…
– Это уже был 1957 год. В это время вышло два однотипных фильма «За витриной универмага» и «Девушка с гитарой», которые неудачно пытались повторить «Карнавальную ночь». Я там играл каких-то продавцов, пел песни и так далее.

– Дважды вы исполнили роль таксиста – в фильме «Хорошо сидим», а также в совместном американо-японском фильме «Назад в СССР» («Back in the USSR»). Можете рассказать об этом кинопроекте?
– Конечно же можно, почему нет? Это была незначительная работа, я играл пьющего и злого человека – роль, не свойственную мне. В те годы мы были нацелены на совместные фильмы, особенно с Америкой. Я тоже не стал исключением и снялся в этом фильме, кстати, не очень удачном.

– В 1969 году на свет появилось культовое произведение – мой ровесник – мюзикл «Бременские музыканты», к которому вы имеете самое прямое отношение. Что было первичным – мультфильм или пластинка?
– Сначала появился саундтрек, то есть пластинка…

– Я прекрасно помню, что в детстве у меня была пластинка с «Бременскими музыкантами». Она ещё не успевала закончиться, как я её ставил сначала и прослушивал подряд 2-3 раза…
– Наверно, не только вы так делали, а весь Советский Союз вашего возраста. Мы, конечно, не ожидали такого ажиотажа и успеха, и все были бесконечно рады популярности этой музыкальной сказки. А уже позже появился мультфильм.

– Насколько мне известно, в результате стечения обстоятельств, вы спели чуть ли не все музыкальные партии этого великолепного спектакля.
– Это произошло не совсем случайно, так как я к тому времени был не только очень популярным актёром, но и исполнителем песен. Я часто участвовал в различных детских передачах на радио и пел известные эстрадные песни. Когда ко мне пришли домой ребята – Вася Ливанов, Гена Гладков и Юра Энтин – и показали эту музыкальную сказку, то я сказал, что мне очень нравится данный музыкальный материал. В то время я очень увлекался «Театром одного актёра» и пытался сыграть несколько ролей в тех или иных спектаклях, и поэтому я потребовал исполнения всех ролей, за исключением Принцессы.

– При подготовке к нашему разговору я прочитал в Интернете следующий пассаж: «На концерте в Кремле Олег Анофриев вдохновенно распевал о том, как „нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы“, и сделал рукой жест в сторону правительственных трибун. Леониду Брежневу это страшно не понравилось. У Анофриева начались неприятности». Насколько это соответствует действительности?
– Это абсолютно не соответствует действительности! Во-первых, я – достаточно интеллигентный и культурный, как я считаю, человек, чтобы позволить себе такие «штучки», которые себе позволяют нынешние эстрадники. Мы все были, честно говоря, неплохо воспитаны и довольно в строгих традициях, чему я очень рад. Во-вторых, во времена Брежнева я ещё и не пел в Кремлёвском дворце съездов, это произошло гораздо позже, и не потому, что я был плох или хорош, просто тогда существовали другие «звёзды».

– Очень хорошо, что вы развенчали очередной миф! Вы несколько раз участвовали в музыкальной программе Первого канала «ДОстояние РЕспублики», где исполнили знаменитую песню «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова». Как вы думаете, эту песню в вашем исполнении одинаково воспринимают разные поколения слушателей?
– Я могу спокойно ответить на этот вопрос. В самой передаче я произнёс эти слова. Дело в том, что эта песня сродни молитве, и неважно, какая вера – православная или нет, но суть этих гениальных стихов именно в этом, а как молитву могут не любить разные поколения? Она – вечна, как «Отче наш» и не имеет возраста и каких-то границ.

– Последняя тема – Интернет. Вы идёте в ногу со временем, у вас есть свой сайт. Кому пришла в голову эта идея?
– Эта идея пришла мне – создать свой сайт, потому что все остальные источники проникновения на широкую эстраду и радио сопряжены с личным отношением тех или иных «звёзд» и с оплатой, чтобы попасть на передачи такого рода. С меня никто никогда не требовал денег, и я бы никогда не стал платить, потому что я себя уважаю! В принципе, чтобы быть совершенно независимым, я и завёл свой сайт, где находится огромное количество песен, стихов и так далее.

– Именно благодаря этому сайту я узнал, что вы ещё и литератор: пишете стихи и прозу…
– Раз мы заканчиваем, то я бы хотел в завершение прочитать своё небольшое стихотворение:

Какое счастье видеть звуки,
Какое счастье слышать цвет,
Как мысли осязают руки
И губы ощущают свет.
И верить в то, что невозможно,
Не верить в то, что всюду есть.
И быть в любви неосторожным.
И быть скупым на лесть и месть,
Гулять холодными ночами,
Совой сидеть при свете дня.
Вот Гимн и Герб, Присяга, Знамя,
Вот Свод Законов для меня.

– Большое спасибо, дорогой Олег Андреевич, за этот интересный разговор! Примите от нас самые лучшие пожелания, с юбилеем вас!

Беседовал Евгений Кудряц
опубликовано в газете "Русская Германия"

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/person/163/print/


Рецензии