Ася на пасеке

       - Ася, ты сладкое любишь?
       - Как сказать, а что именно? Я за фигурой слежу, стараюсь себя ограничивать.
       - Тогда так, проверь, в машине холодильник работает или нет. Сейчас купим молока и свежий, с румяной корочкой батон, огурчики и чай, черный, в пакетиках, баночку растворимого кофе. Атамана берем с собой, ему интересно будет. Обязательно поводок,  Захвати лекарство от аллергии, мало ли что.
Ася, как коренная москвичка, даже предположить не могла, что её ждет в самом ближайшем будущем.

Банка с парным молоком охлаждалась в холодильнике, пакет с горячим хлебом смущал своим запахом Атамана, мирно дремавшего на заднем сидении автомобиля, а Мэтр вез Асеньку навстречу новым приключениям, никогда ранее, в таких мероприятиях не бывавшую.

Горячий ветер путал её волосы, пыль от проселочной дороги постепенно заполняла кабину автомобиля, а рядом по обочине разбегались в разные стороны сурки – байбаки. Небольшие пушистые зверьки, чем-то похожие на Атамана. Иногда они стояли совсем рядом, как свечки, и держали в лапах травинки, а потом пулей ныряли в свои норки. Вместе со взрослыми суетились забавные малыши, теплые даже на вид, желто-коричневые пушистые шарики с острыми зубками.

Впереди машины то вверх, то вниз порхал удод со своим предсказанием «Худо тут – худо тут». Люди не очень любят удодов за их пессимизм.
        - Без тебя знаем, где у нас худо, а где хорошо.
Так обрывали на полуслове его предсказания.

Дорога перешла в затяжной подъем, и машина грелась, недовольно урча от напряжения. Рядом зеленела посадка, постепенно переходя в густые заросли клена и дубка. С другой стороны зеленели поля с подсолнечником, главной надеждой на богатый взяток местных пчеловодов. Изредка попадались липы и акации.
 
Мэтр привез Асеньку на пасеку. Ася никакого впечатления на пчел не произвела, даже нежный аромат духов не привлек их внимания. Выгружаем припасы, берем пустые ведра и идем по воду к роднику, стараясь поменьше привлекать к себе внимание полосатых тружениц. Инструктаж пчеловода был краток:
        - Руками не махать, внимания не привлекать, вести себя тихо и незаметно, иначе беда. Смотреть можно, дышать осторожно. Жалятся больно, терпите.
У пчел разгар рабочего дня. Погода теплая, им не до нас, они заняты своим делом. На пасеке стоит негромкий устойчивый гул: У-у-у-у, пчелы летают туда-сюда, изредка задерживаясь у летков или на посадочных площадках. Мы с Асей вышли за изгородь и стали спускаться по извилистой тропинке между вековых дубов и тополей. Небольшой деревянный сруб с плотной крышкой сверху, защитой от мух и комаров, которые летают в изобилии. В кринице жирная лягушка-холодушка, своим длинным языком ловит комаров. Когда мы зачерпывали воду, она нырнула вглубь. Вода такая холодная, даже зубы ломит, можно только маленькими глотками пить, чтобы не заболеть. Рядом поляна полевых и лесных цветов, зачем их рвать, пусть цветут и пахнут, а пчелы будут собирать нектар. На поляну вышла из леса пугливая косуля с детенышем, в тени прячется колючий ёжик:
        - Фр-фр-фр.
И топ-топ-топ перебирает маленькими ножками.

В лесу, если присмотреться, можно встретить разных птиц, зайцев, хитрых лисичек, бурундуков. Бурундуки иногда поселяются в ульях и наносят немало вреда своим присутствием, пчелы их согревают своим теплом, а бурундуки пачкают ульи отходами, такое неравноправное сотрудничество. Атаман не отходит от нас ни на шаг. Ему интересно и одновременно страшно в новой обстановке – большие деревья, журчащий ручей, летающие пчелы, дым костра, тлеющие угольки. Юный познаватель мира радовал нас своим восторженным лаем.

         - Ася, а не сварить ли нам кулеш?
         - А из чего он состоит?
         - Все, что найдешь в походном шкафчике. Чисти картошку, лук, морковку, ставь закипать котелок с водой, промой пшено.
Мэтр любил варить суп чужими руками, и в этот раз не отказал себе в таком удовольствии. Ася занималась подготовкой ингредиентов, Атаман с важным видом наблюдал со стороны, а Мэтр получал удовольствие от кулинарного процесса. Пчеловод, делая ревизию в очередном улье, нашел «бороду» - отросток из свежего светло-желтого воска с капельками меда. Он аккуратно собрал его на тарелку и предложил попробовать. Нет ничего вкуснее свежего первого меда, он самый нежный и полезный, из разнотравья и акации, с примесью цветущей липы и клена татарского.

В кипящую воду была отправлена домашняя тушенка из гусятины, пшено, картошка. На сковородке жарилось ароматное сало, потом пассировался лук с морковкой. По всей пасеке распространялся потрясающий запах, приглашая к обеду друзей-пчеловодов. В щелку забора просовывала любопытную рыжую мордочку непрошеная гостья, лиса. Ася, смешивая в котелке все ингредиенты, добавляла туда зелень и специи, пробовала на соль. Обед на свежем воздухе завершался ароматным чаем или кофе, а Асенька по совету Мэтра вкушала мед с молоком и хрустящим батоном. Атаману досталась его доля – миска молока и сухарики, он был совсем не против такого полезного блюда.
Василиса, дочь пчеловода, в ответ на вопрос: «Почему ты дома не ешь, а тут требуешь добавки?» сказала фразу, которую Мэтр запомнил навсегда:
        - В лесу вкуснее!!!
Атаман, вылизывая последние капли из миски, благодарно урчал, а нас ждала обратная дорога мимо бескрайних полей полевых цветов и стоящих на задних лапках пугливых сурков-байбаков.
        - Ты знаешь, Мэтр, а я теперь заболела всей этой красотой, домиками, в которых живут пчелы, родниковой водой, мне нравится кулеш. Когда ты привезёшь меня сюда опять?
Она потрепала по пушистому животику Атамана:
        - Вот это разноглазое чудо нравится, а ещё мне нравишься…
Она больше ничего не сказала, только грустно посмотрела в глаза, сидящего рядом Мэтра.


Рецензии