Религиозный элемент раннеамериканского образования
Джордж Герберт Бэттс
Bates G.H. The Curriculum of Religious Education. N.Y.,1924. P.48-59
Образование, созданное для служения
Современное образование - дитя Церкви. В процессе постепенной, но непрерывной эволюции современные школы произошли от систем обучения, восходящих к ранним векам христианства. Изначальная Церковь в первую очередь зависела от учителя, чтобы завоевать новообращенных в новую веру и обосновать им свои учения, как только они. приняли христианство. Во времена Карла Великого людей призывали ««прилагать усилия с настойчивостью, чтобы вы могли с большей легкостью и уверенностью проникнуть в тайны Священного Писания».
Коменский, один из величайших реформаторов образования всех времен, находился под таким сильным влиянием религиозных мотивов, что он желал, чтобы даже телесные действия детей, такие как движения их глаз, их рук и их ног, выражали почтение и восхищение невидимым Богом. Для него Священное Писание должно было быть Альфой и Омегой всякого обучения, контролирующим центром всей школьной программы. Джон Локк, чьи труды об образовании до сих пор представляют интерес, настаивал на том, что небеса - это наш «великий интерес и дело», и что подготовка к счастью в ином мире должна быть величайшим стимулом к усилиям в этом.
Лютер и его последователи, отвернувшись от церкви как от высшего авторитета в вопросах спасения, возвысили Библию как непогрешимое руководство. Более ого, каждый человек должен уметь читать Писание самостоятельно , поскольку никто не может встать между человеком и его Создателем, и тот, кто должен руководствоваться Библией, должен уметь ее читать. Доведенное до логического конца, это понятие означало, конечно, всеобщее образование для целей религии.
Раннее американское образование управлялось религиозными мотивами. Америка была основана в основном теми протестантами, которые приехали на новый континент, чтобы обеспечить себе религиозную или политическую свободу, в которой им было отказано на родине. Так появились пуритане Новой Англии, французские гугеноты Каролины, голландские приверженцы Кальвина, обосновавшиеся в Нью-Йорке, квакеры, основавшие Филадельфию, немецкие лютеране и другие группы, обосновавшиеся в Пенсильвании. Все эти различные общины были ярыми сторонниками образования как служанки религии. Естественно, что с их различным социальным, политическим и образовательным прошлым эти различные группы не были полностью согласны с политикой , которая должна была управлять их социальными институтами в новой стране. Поэтому они развивали свои школы по разным направлениям. Обязательное содержание и контролируемый государством тип школы Новой Англии предвосхитил нашу современную систему государственных школ. Приходские школы Нью-Йорка, Пенсильвании и Мэриленда послужили прототипами более поздней приходской системы лютеран и католиков. Частные школы и метод домашнего обучения Вирджинии и других южных колоний были предшественниками более или менее эксклюзивных и аристократических частных школ сегодня.
Колониальная жизнь была организована вокруг религии. Однако, каким бы ни был тип этих школ, или где бы они ни находились, все они были согласны в одном - они были в основе своей подчинены религиозной мотивации. Это было верно, потому что сама жизнь была организована вокруг религии и Церкви. Сегодня мы живем в атмосфере,
сильно пропитанной наукой, промышленностью и торговлей. Религия, по крайней мере для большей части нашего народа, является более или менее случайным объектом размышлений и интереса - темой для воскресений и особых случаев. Не так было с нашими колониальными предками, которые жили, переезжали и существовали в атмосфере, до предела пропитанной религией. Для них жизнь вращалась вокруг Слова
Божьего как ее центра. Библию не только читали ежедневно, но и свободно обращались к ней для решения деловых проблем, вопросов личного интереса или политики государственного управления. Она использовалась почти так же часто в зале суда, как и на кафедре. Примерно так же, как это происходит в Индии сегодня, «ни одна фаза интереса или заботы не лежала вне сферы религиозного опыта.
Для пуритан «главная цель человека» была «прославлять Бога», и благочестие было по праву величайшим благом. В ранних колониальных конституциях
правительство даже подчинялось церкви.. В 1638 году несколько поселений объединились в «одно Государство или Содружество», чтобы осуществить «Объединение и Согласие вместе, чтобы поддерживать и сохранять свободу и чистоту Евангелия нашего Господа Иисуса, которое мы теперь исповедуем, а также дисциплину церквей, которая, согласно
истине этого Евангелия, теперь практикуется среди нас». Священное Писание составляло непогрешимую платформу политики. Сквернословие и другие формы порока были
запрещены и наказывались не как вещи сами по себе низменные и социально нежелательные, а чтобы избежать неудовольствия и последующего наказания
оскорбленного Бога. Пожары, наводнения и неурожаи были наказанием тем, кто нарушил
кодекс суверенного Бога, например, выполняя работу в субботу или оставаясь вдали от церкви. Законы формулировались, а судебные решения принимались после
поиска в Писании повелений или прецедентов. Короче говоря, ничего не делалось, что делалось, ни публично, ни в личной жизни и поведении (за исключением отдельных невозрожденных), кроме как с осознанным и целенаправленным видением Божественного одобрения или неодобрения.
Говоря о существенном единстве концепций религии и образования в умах колонистов, Гораций Манн описывает этот ранний период как время, «когда несколько разбросанных поселений лежали почти погребенными в глубине леса, когда свирепый глаз дикаря был виден каждую ночь, когда люди ограничивали себя скудным подаянием - и среди всех своих опасностей две Божественные идеи наполняли их сердца: их долг перед Богом и потомством. Для одного они построили церковь, для другого они открыли школу». Закон Массачусетса 1647 года отвел школам и образованию важное место. Преамбула явно подчиняет образование религиозным целям, когда в ней говорится:
«Одним из главных проектов этого старого обманщика сатаны было удержать людей от познания Писания, как в прежние времена, удерживая их на незнакомом
языке, так и в эти последние времена, убеждая их отказаться от использования языков; поэтому, да будет определено...” - и далее следует положение об учреждении школ. Коннектикут и другие колонии Новой Англии, движимые схожими мотивами, вскоре основали школы похожего типа и назначения. Голландский фермер из Пенсильвании выразил мысль многих своих соседей, когда сказал: “Библия и сельское хозяйство - это все образование, которое я хочу, чтобы получил мой мальчик”.
Образование как средство достижения духовного благополучия было контролирующей целью во всех колониях, будь то Новая Англия на севере, средние колонии или поселения на юге. Концепция образования ради культуры или образования как инструмента эффективности в призвании еще не возникла. От учителей требовались религиозные квалификации и услуги. Естественно, в такой образовательной системе
существовала тесная, если не органическая, координация между школой и церковью. В течение ранней части, по крайней мере, колониального периода учитель стоял следующим по религиозной и этической значимости после священника. В ряде школ Новой Англии учитель должен был проводить некоторые церемониальные службы церкви, руководить воскресным хором, призывать к публичному богослужению и, в целом, выступать в качестве своего рода помощника или дополнения к священнику. Вот список обязанностей, обычно ожидаемых от магистра Новой Англии: действовать как посланник суда. вручать судебные повестки, проводить определенные службы церкви руководить хором по воскресеньям; призывать для публичного богослужения. копать могилы на церковном дворе, заведовать школой, выполнять другие необходимые обязанности (Boone R.G. Education in United States. N.Y.,1889. P.12)
В колонии Нью-Йорк учителям иногда предписывалось читать до четырех молитв ежедневно по катехизису школы и преподавать общие молитвы и катехизисы дважды в неделю, а также хорошо готовить всех детей к воскресным урокам в церкви. Указания, данные учителю, пункты его контракта и наставления, данные ему школьными советами и священниками, относятся почти исключительно к религии и едва ли вообще к образованию в современном смысле. Одной из главных функций учителя было задавать детям вопросы по проповеди предыдущего воскресенья, требуя от них запомнить текст, тему и выдающиеся разделы проповеди.
Правила, установленные для управления учителям школы Фритаун в Дорчестере (1645 г.), гласили: «Каждый день недели в два часа дня он должен читать катехизис своим школам по принципам христианской религии в каком-либо катехизисе, который должен предоставить смотритель». Также рекомендовалось: «И поскольку все человеческие усилия без благословения Божьего должны быть бесплодными и безуспешными, поэтому
главной частью религиозной заботы школьного учителя должно быть поклонение своих учеников и его трудам среди них Богу с молитвой утром и вечером, заботясь о том, чтобы его ученики благоговейно присутствовали в это время».
Известным среди ранних учителей был Иезекииль Чивер из Бостона, который жил практически весь XVII век и которого не меньше почитали за его силу руководства молодежью, чем за его ученость. Филлипс Брукс назвал его «образцовым человеком силы, человеком веры, человеком долга, человеком Божьим». Хотя качество учителей в государственных школах ухудшилось к концу колониального периода, предыдущие поколения из них сделали многое для создания прочных основ Церкви и государства.
Религиозная и церковная основа учебной программы
Одно из главных свидетельств религиозной цели раннего американского образования видно по характеру учебной программы - если это не слишком претенциозный термин для применения к узкому кругу преподаваемых тогда материалов. Вполне естественно, что колонисты обратились за предметом обучения своих детей к
тому, что они сами изучали и узнали. И все образованные люди того времени были погружены в Писание. С младенчества те, кто приехал из протестантской Европы, держали в руках Псалтирь. Они читали ее, заучивали наизусть, повторяли как ритуал в своих церквях, пели по ней. Но это была также эпоха доктрин. Церковные советы издавали свои постановления, ереси преследовались и наказывались, были обнародованы катехизисы. Расширяя эту основу, к Символу веры были добавлены Отче наш,
Десять заповедей и другие избранные разделы Библии. И все это воспринималось с торжественной и внушающей страх серьезностью.
Самым ранним по времени среди учебников, если не первым по важности
на определенном этапе американского образования, была Horn Book, первоначально ввезенная из Англии и позже переизданная много раз у нас. Строго говоря, Horn Book вообще не была книгой. Она состояла, в течение большей части своего правления, из одного жалкого листа бумаги, прикрепленного к тонкой доске в форме весла (и часто использовавшегося как таковое!). Страница была покрыта тонким листом рога, чтобы защитить драгоценный шрифт, отсюда и название. Хотя существовали различные «издания» Horn Book, было мало места для вариаций в скудных материалах, нагроможденных на одном листе. Типичным для них был следующий набор: буквы алфавита , как большие, так и маленькие: молитва Господня; Символ веры; апостольское благословение. Как только ребенок получал этот старт в чтении, он переходил к Псалтири, катехизису и Библии. Считается , что именно с помощью этого инструмента обучения Шекспир научился читать, а Франклин впервые прошепелявил свои письма. Добавьте к этому небольшое наставление в числах и зачатках навыков письма и сфера образования завершена для масс в течение первого столетия или более нашей истории.
. К концу XVII века Хорн Книга была дополнена Букварем Новой Англии и в итоге заменена этой работой, которая печаталась раз за разом лишь с небольшими дополнениями. Затем появились "Легкое и приятное руководство к искусству чтения", которое, как и Букварь, было в ходу больше века и, наконец, "Иллюстрированный катехизис", тираж которого достиг 3 млн.экземпляров. Эти издания составляли основу начального обучения в стране в течение приблизительно столетия. Букварь был построен по тем же религиозным принципам, что и Horn Book: даже алфавит преподавался моральными или религиозными двустишиями, как:
В Падении Адама мы все согрешили
Как бьется зеркало, жизнь человека проходит.
Моя Книга и Сердце Никогда не Разлучатся.
Закхей забрался на дерево, чтобы увидеть своего Господа.
После уроков азбуки дети должны были читать и учить благочестивые высказывания, например: «Мудрый сын радует отца, а глупый сын - огорчение для своей матери». «Храни свое сердце со всем усердием, ибо из него - источники жизни». «Помни Создателя твоего в дни юности твоей». Затем следовали молитва Господня и Символ веры, за которыми следовали Десять заповедей. После дополнительных нравственных стихов ребенок доходил до изображения сожжения на костре мистера Джона Роджерса,
«священника Евангелия в Лондоне, первого мученика в правление королевы Марии, который был сожжен в Смитфилде 14 февраля 1554 года. Его жена с девятью
маленькими детьми и одним у груди следовала за ним на костер, и с этим печальным зрелищем он нисколько не был устрашен, но с удивительным терпением мужественно умер за Евангелие Иисуса Христа». Письмо, которое Роджерс написал как раз перед казнью, состоит из советов, увещеваний и наставлений, данных его детям.
После этого довольно жесткого выбора следовал Краткий катехизис, который дети учились читать и заучивать наизусть, проверялись по нему учителем и часто священником во время его визитов в школу. Этот Катехизис, составлявший
основу Букваря Новой Англии, состоял из 107 вопросов и ответов, которые дети должны были запомнить, и по которым их постоянно тренировали как в церкви, так и в школе, а часто и дома. Эта мысль катехизиса была настолько важна, что не только
дети ее изучали, но и священники проповедовали ее, родители говорили о ней, и самая большая книга, напечатанная в Новой Англии до XIX века, была томом из 50 разъяснительных лекций, объясняющих Краткий катехизис Ассамблеи богословов После катехизиса в большинстве случаев следовал именно этот комментарий. Также был диалог в стихах между Христом, Молодостью и Дьяволом, в котором моральных и религиозных сентиментов, конечно, было предостаточно.
1 В чем состоит основное предназначение человека?
Основное предназначение человека — прославлять Бога1 и вечно радоваться в Нём2.
1 1 Кор. 10:31 Рим. 11:36 2 Пс. 72:25-28
2 Какой критерий дал нам Бог, чтобы указать нам, как мы можем прославлять Его и радоваться в Нём?
Слово Божие, которое содержится в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов1, является единственным правилом, показывающим нам, как мы можем прославлять Бога и радоваться в Нём2. 1 2 Тим. 3:16 Еф. 2:20 2 1 Ин. 1:3-4
3 Чему, главным образом, учит Священное Писание?
Священное Писание учит преимущественно тому, во что должен верить человек по отношению к Богу, и какие обязанности возлагает на него Бог1.
1 2 Тим. 1:13 2 Тим. 3:16
4 Кто есть Бог?
Бог есть Дух1, бесконечный2, вечный3 и неизменный4 в Своём бытии5, мудрости6, могуществе7, святости8, справедливости, благости и истине9.
Из этого краткого описания видно, что основное содержание «Букваря Новой Англии» имело отчетливо религиозный характер. Его материалы были почти наполовину
библейскими, а большая часть оставшихся касалась моральных добродетелей, подкрепленных религиозными соображениями. Начальная школа того времени имела,
таким образом, такую же полностью религиозную учебную программу, как и та, которая предлагается нашим воскресным школам сегодня. Нам говорят, что почти до
XIX века «по субботам выходил на свет желтый и тусклый Букварь Новой Англии; и все ученики читали молитву Господню, заповеди, гимны и фатальные последствия падения Адама».
Более поздние колониальные учебники для начальной школы
Даже когда Букварь Новой Англии начал терять свое влияние, учебники, которые его вытеснили, отличались от него больше по форме, чем по содержанию. Все более ранние учебники характеризовались тем, что в них содержались моральные
и религиозные материалы. Ярким образцом элементарных текстов второй половины XVIII века является « Наставник молодежи», напечатанный в Бостоне в 1757 году.
Типичным для его содержания является следующий вопрос и ответ на него: «Господи, что есть человек? Изначально прах, рожденный во грехе, рожденный в печали, беспомощный в младенчестве, дикий в юности, безумный в зрелости, дряхлый в старости. Его первый голос вызывает жалость; его последний повелевает горем».
Когда в этот период начали появляться школьные тексты, содержащие смесь арифметики, грамматики и орфографии, моральный и религиозный элемент все еще
сохранял свои позиции. До конца XVIII столетия учебник по правописанию в значительной степени стал введением ребенка в чтение, но вплоть до начала
национального периода библейские и моральные чувства сохраняли первое место. Например, орфографический учебник Бенезета состоял из 20 страниц (12 %) орфографии и 148 страниц (88 %) библейского и морального учения. Знаменитый старый Dilworth's
A Guide to the English Tongue (Бостон, 1793) был похожей мешаниной. Только когда Ной Вебстер пришел с последующими изданиями своеq знаменитоq Spelling Book в синей обложке (который поначалу был, однако, в основном увеличенным изданием The New England Primer), школьники отошли от библейского, морального и церковного преобладающего элемента в своих литературных начинаниях.
Религиозные цели в средних школах
Хотя по необходимости средние школы имели несколько более широкую учебную программу, чем начальные,pЗдесь также ярко проявился религиозный фактор.
Наряду с древними языками преподавались Священное Писание, катехизис и различные моральные принципы. Об Иезекииле Чивере, уже упомянутом как о знаменитом учителе, было сказано : «Он так постоянно молился с нами каждый день и катехизировал нас
каждую неделю, и давал нам святые советы; он использовал так много случаев, чтобы произнести перед нами речи, которые должны были заставить нас бояться греха и навлечь на себя страшные суды Божьи за грех, что я предлагаю его для подражания» (цит. по: Pray L.G. The History of Sunday Schools. Boston.,1847. P.195) .
Цели высшего образования.
Все колониальное начальное образование было направлено на колледж, и
главным делом колледжа было «спасение душ». Генеральный суд Массачусетса в 1642 году принял акт, касающийся Гарварда, конкретной целью которого было «содействовать колледжу в благочестии, нравственности и обучении». Почти половина выпускников Гарварда в течение первых двух столетий были священнослужителями. В ранних правилах Гарварда было положение, что в четверг грамматика иврита, библейская практика, восточные языки, Ездра и Книга Даниила и Новый Завет должны составлять основную часть работы, требуемой от студентов. В субботу были представлены занятия по богословию и катехизису. В дополнение к этому каждое утро были молитвы, которые все студенты должны были посещать. Законы Гарвардского колледжа на 1642 год содержали 19 правил, 14 из которых касались вопросов религии и поведения, внушая студенту, что «главная цель его жизни и учебы - познать Бога и Иисуса Христа». Студентам советовали или предписывали читать Писание дважды в день и держаться подальше от людей распутной жизни. Они также должны были повторять проповеди всякий раз, когда их вызывали для этого в Зале. Степень колледжа должна была выдаваться, когда студент был способен прочитать оригинал Ветхого и Нового Заветов на
латинском языке и разрешить их оригинально. Йель, Принстон и колледж Уильям и Мэри, другие колледжи более раннего периода, отличались от Гарварда только в деталях, а не по духу или цели. Учебная программа всех учреждений была запланирована для выполнения основной цели колледжа, которая заключалась в подготовке служения для церкви и продвижении дела религии среди общины.
Религиозное обучение в колониальном доме.
Также, думая о раннем американском образовании, мы не должны
забывать о доме, который в то время играл относительно большую роль в образовании детей, чем в настоящее время. В некоторых частях Новой Англии преобладал обычай требовать, чтобы родители обучали своих детей грамоте и, по крайней мере, основам чтения и счета, прежде чем они будут приняты в школу. Но, возможно, еще более важным было обязательство от церкви, свободно принятое ею, обучать детей религии. Букварь Новой Англии был почти такой же частью оборудования пуританского дома , как и сама Библия, и детей регулярно тренировали на его уроках. Катехизис декламировался, отрывки из Библии читались, и семейное богослужение практиковалось в каждом доме, который признавал притязания религии на него.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №224070201577