Родословные сюрпризы евреев. Модест Мусоргский

7.1     ОГЛАВЛЕНИЕ  РОДОСЛОВНЫЕ ТРЁХ ВЕЛИКИХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ С БЛИЗКИМИ ЕВРЕЙСКИМИ ПРЕДКАМИ.
   
   Модест Мусоргский
   Александр Даргомыжский
   Александр Серов

     Модеста Мусоргского легко и трудно представлять. Он величайший инноватор среди русских композиторов  и один из величайших гениев в классческой музыке всего мира.

         РОДОСЛОВНАЯ МОДЕСТА МУСОРГСКОГО.    

   1. Кузьма Филатьевич (Филатович) Евреинов Основатель рода. Крещёный еврей.
   2. Дочь 1. Анна Кузминична Евреинова + 2-й муж Юрий Юрьевич Голенищев-Кутузов
   3. Дочь 2. Наталья Юрьевна Голенищева-Кутузова (?-1814) + Иван Иванович Чириков
   4. Дочь 3. Юлия Ивановна Чирикова + Пётр Алексеевич Мусоргский (ок. 1798-ок. 1853).
   5. Сын 4. МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ (1839-1881).
   
      РОДОСЛОВНАЯ  АЛЕКСАНДРА ДАРГОМЫЖСКОГО.

   1. Яков Веселовский (17-18 века). Основатель рода. Крещёный еврей. Жена традиционно считается родной сестрой отца вице-канцлера Петра Шафирова.
   2. Сын 1. Павел Яковлевич Веселовский (?-1715). Жены: (1-я) Мария Николаевна Аршеневская (17-18 в). Аршеневские подобно Веселовским крещёные евреи.
   3. Дочь 2 от первой жены. Прасковья Павловна Веселовская (?- ?). 2-я жена муж князь Иван Борисович Козловский (1694-1762). Дети от неё.
   4. Сын 3. Князь Пётр Иванович Козловский (1728-1778).
   5. Сын 4. Князь Борис Петрович Козловский (1754-1809).
   6. Дочь 5. Княжна Мария Борисовна Козловская (1788-1851). Муж Сергей ревлизмаНиколаевич Даргомыжский (1789-1864).
   7. Сын 6. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813-18690).
 
      РОДОСЛОВНАЯ АЛЕКСАНДРА СЕРОВА.

   1. Иоганн Венцель Габлиц. Основатель рода. Уроженец Восточной Пруссии.  Крестился с семьёй в лютеранский протестантизм. Жена в крещении получила христианское имя Екатерина Елизавета Шульц.   
   2. Сын 1. Карл-Людвиг Габлиц (1752-1821). Жена неизвестна.
   3. Дочь 2. Анна Карловна Габлиц (?-1865). Муж Николай Иванович Серов
(1790-1856).
   4. Сын 3. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СЕРОВ (1820-1871).

   
   Мусоргский не первый и даже не второй по времени великий русский композитор с известными нам близкими еврейскими предками. Первым был Александр Даргомыжский, вторым Александр Серов. Даргомыжского советское музыковедение восхваляло.    Высокую оценку своим достижениям он заслужил. Даргомыжский продолжил начатое Глинкой создание национальной русской оперы, направив её по стизе реализма основанного на русском музыкальном фклоре. . В тоже время творчество Серова в СССР замалчивалось, что искажало подлинную историю русской музыки.  Ирония этой ситуации в том, что Серов знал русский фольклор гораздо лучше, чем любой из композиторов России. Он был не только композитором и музыкальным критиком, но и крупнейшим исследователем русского музыкального фольклора. 
 
   Достижения русской музыки ярко отражала опера- наиболее сложный жанр классической музыки. Во всём мире известна великая русская литеатура 19 века-национальная гордость России, но создание оперы мирового класса стало ещё одной весомой заявкой России на её принадлежность не только к потребителям высокой европейской культуры, но и к её ведущим создателям.


   Советские музыковеды изображали развитие русской оперы как этапы определённые творчеством великих композиторов в их движении к созданию истинно русской национальной оперы.

   Согласно их периодизации первым из создателей национальной оперы был Михаил Глинка, вслед за ним пришёл Александр Даргомыжский. Оба проложили путь для гигантов "Могучей кучки". Западные музыковеды не признали такую схему, отмечая новшества принесённые в русскую оперу Александром Серовым.  Англоязычная Википедия чётко передаёт мнение западных музыковедов о месте Серова в развитии русской музыки. "Александр Николаевич Серов — русский композитор и музыкальный критик. Он известен как один из самых важных музыкальных критиков в России 1850-х и 1860-х годов и как самый значительный русский композитор в период между «Русалкой» Даргомыжского и произведениями Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского".

   Одной из причин преуменьшения в СССР роли  Серова в создании русской музыки мирового класса было то, что его главное произведение опера "Юдифь" прославляла библейскую героиню еврейку Юдифь, рисковавшую своей жизнью ради спасения её народа. В начале прошлого века  "Юдифь" Серова была самой популярной оперой в России. Она не сходила со сцены русских оперных театров. Захватившие власть в стране фанатичные в ненависти к религии большевики изгнали "Юдифь" с русской сцены.

   С некоторым ослаблением советского атеизма, у великой оперы Серова появился новый противник - государственный антисемитизм, ставший одной из идеалогических основ тоталитарного советского режима. В СССР запрещались любые положительные упоминания о евреях. Опере Серова на сцену был закрыт, а самого Серова музыковеды объявили незначительным композитором далеко уступавшим в таланте официально признанным властями великим русским композиторам. 

   Отдают ли в постсоветской России должную дань гению Серова?  Среди  признаков положительного изменения недавно помещённый  на YouTube ролик из серии посвящённой важнейшим композиторам всемирной музыки "Великие Композиторы - Александр Николаевич Серов", но старые предрассудки и постулаты отмирают медленно.
https://www.tchaikov.ru/serov.html


   Кузьма Евреинов подъячий (в 1716), секретарь, асессор. Для человека без связей сделал хорошую карьеру на государевой службе. Подъячий — в России низший административный чин. Он не давал даже права на возведения в дворянство. Пётр I в своих реформах уравления страной отменил его. Бывшие подъячие стали называться канцеляристами,  секретарями и получали чины по табели о рангах. Кузьма Евреинов достиг чина коллежский асессор равного армейскому майору и давшему ему право на потомственное дворянство. В свете этого факта, неудивительно, что столбовой дворянин Голенищев-Кутузов женился на его дочери.

   О Кузьме Евреинове мы знаем очень мало. Были ли  у него другие дети кроме жены Юрия Голенищева-Кутузова? Создаётся впечатление, что он запомнился в истории лишь благодаря этому браку его дочери с Голенищевым-Кутузовым. Линия Голенищевых-Кутузовых от Кузьме Евреинова быстро вымерла, но они успели передать кровь Кузьмы Евреинова другим дворянским родам. Творения Мусоргского прославили музыку России. Его родственник по Евреиновым АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ БЕКЛЕШОВ (1743—1808), стал  не просто одним из высших сановников Российской империи в её золотой век Екатерины Великой и победы над Наполеоном. Он один из выдающихся неутомимых создателей этого величия. О нём будет написан отдельный очерк   

Jerrzy. Евреиновы.
Peter Trefilov and Mikhail Somov. Geni.cоm
https://www.rgfond.ru/rod/1575?open=/person/68256

О Двргомыжском смотрите на проза.ру Смбат Багратуни. "Случай с Даргомыжским. Подводные камни родословных"

  Источники.

   
Jerrzy. Евреиновы.
Peter Trefilov and Mikhail Somov. Geni.cоm
https://www.rgfond.ru/rod/1575?open=/person/68256
Н. П. Чулков, "Русское дворянство еврейского происхождения", Вестник архивиста, №4/5, 2002, стр. 299-300. https://www.angelfire.com/realm/gotha/gotha/kozlovsky.html Ivan, d.after 1753; m.Jekaterina Feodorovna Lazarev Марфа Дмитриевна княгиня Козловская (Потёмкина) (1702-1724).е


Рецензии