Тенерифе. Заозоновое удовольствие
Фото автора
Вдали от материка, посреди Атлантического океана находятся, прозванные островами Везения, знаменитые Канарские острова. Наполненная эндемиками восхитительная природа, неповторимая архитектура городов, органично бытующие народные традиции, и царящая в воздухе беззаботность, - привлекают сюда людей со всего света. Но первым интерес «проснулся» у испанских конкистадоров, разыгравших сценарий интенсивного перемещения к американским землям от прибрежных городов архипелага.
«Малиновые пиджаки»
Мой собственный интерес к островам долго находился буквально в подавленном состоянии. И подавили его «малиновые пиджаки», к которым, не принявшие в начале перестройки идеологию мгновенного обогащения, соотечественники относились с настоящим классовым презрением. Короче, в свое время «новые русские», с которыми прочно ассоциировался этот смехотворный прикид, нашли место для респектабельного выпендривания друг перед другом вдали от вчерашних стремительно нищавших товарищей. И в один ряд с «малиновым пиджаком», «Мерседесом» и «расселенной коммуналкой» неожиданно встали «Канары», дополнив собой набор штампов менеджеров некогда бывшей общенародной собственности. Именно это обстоятельство еще долгое время мешало мне взглянуть на «острова Везения» непредвзято, а со временем и вовсе решиться на поездку, не забыв побрюзжать по поводу того, что континентальную Испанию я люблю гораздо больше, чем ее заморские территории.
Материализованный рай
О том, что острова являют собой просто запредельное удовольствие, убеждаешься, как только попадаешь в напоминающий тропический оазис «Grand Hotel Bahia del Duque Resort», входящий в список лучших отелей мира. Это, исполненное в стиле традиционной архитектуры Канарских островов XIX века, чудо находится на Коста Адеже (Costa Adeje). Прямо над одним из лучших пляжей Тенерифе и всего в 15 км от южного аэропорта имени Королевы Софии, куда и приземлился самолет компании Islas Airways IF 402, которым я прилетел с Лансароте (см. в «Гостях у Дьявола»). Всего на Тенерифе два аэропорта. Второй аэропорт расположен в северной части острова. Это - печально известный Лос Родеос. Именно там произошла самая крупная катастрофа за всю историю авиации. 27 марта 1977 года в 17:06:50 по местному времени самолет авиакомпании KLM, совершая взлет, на скорости 250 км/час врезался в следующий ему навстречу по той же взлетной полосе лайнер авиакомпании «Пан Американ». В результате столкновения двух самолётов Боинг-747 погибло 583 человека!
Но не будем больше о грустном. Виллы отеля с тенистыми патио, гармонично расположенными на площади в 200.000 кв. метров (!) из которых 63.000 – это ухоженные тропические сады – «прячут» все горести этого мира. Здесь - материализованный рай. Чтобы не возникало сомнений, повсюду посыпаны лепестки роз и даже «большой белый брат человечества» не обделен этой милостью. Плавающие в унитазе цветы… Этого я не видел ни до, ни после, хотя «приходилось» останавливаться и в других гостиницах, где в качестве постояльцев бывали и Аристотель Онассис с Жаклин Кеннеди и Король Испании Хуан Карлос с семьей. Кстати, говорят, что Король вполне обходится без монарших закидонов, и иногда его можно увидеть сидящим за рулем собственного авто равно, как и обычного человека. Правда, за его машиной следует машина сопровождения с охраной.
Название Канарских островов происходит от латинского лова canis – собака, чему явным подтверждением служит герб с изображением четвероногого друга человека. А не от французского слова canard - утка, как это, на первый взгляд, может показаться любому франкофону, и уж совсем не от слова «канарейка», как об этом думали «малиновые пиджаки». Климатические условия на архипелаге противоположны расхожему выражению о собачьей погоде (кстати, собак на островах не видно вообще). На Тенерифе, самом большом острове архипелага, всегда вечная весна. Мягкий приятный климат со средней температурой 20 С зимой, 25 С летом и 300 солнечными днями в году! Правда, разница в температуре, даже в близкорасположенных друг к другу местах, может быть весьма существенной. Это зависит от высоты места и влияния пассатов. Например, в столице острова Санта-Крусе будет всегда теплее, нежели в Ла Лагуне (La Laguna), самом значительном историческом городе Канарских островов. Температурная разница между этими городами может достигать 10-15 градусов! Так что, собираясь после Санта-Круса в Ла Лагуну, не забудьте прихватить с собой свитер или ветровку - не помешает. Кстати, о расстояниях: расстояние от Тенерифе до Латинской Америки и от Тенерифе до Хельсинки – одинаковое. Чопорная Европа принесла на остров удобства «старого света». А континент, где наличие даже пол капли индейской крови не дает людям возможности работать хотя бы в пол силы, состояние перманентного праздника и разноцветные граффити на стенах домов. В объявленной достоянием человечества Ла Лагуне, такие стены не стесняются своего соседства со стенами дворцов и многочисленных церквей, представляющих собой особую художественную ценность.
Калатрава в Санта-Крусе. И: куда деваются китайцы?
Прошлое, настоящее и будущее Санта-Круса сливаются в захватывающей комбинации истории и прогресса. На набережной города, сохранившего очарование архитектуры модернизма, возвышается блестящее здание внушительных размеров. Его крыша словно парит в воздухе. Это - Аудиторио де Тенерифе. В навеянном мотивами моря и мореплавания детище Сантьяго Калатравы, проходят самые значимые музыкальные мероприятия. Есть и другие современные здания. Но в общем, Санта-Крус – типичный портовый город, щедро одаренный таким же сладким климатом, как биение его собственного пульса. Среди улиц с креольским и колониальным «привкусом» прячутся прохладные дворики и высовываются балконы с деревянными жалюзи, ограждающими от непреклонного полуденного солнца. В тенистых садах парка Гарсиа Санабриа Канарские пальмы сожительствуют со столетними драконовыми деревьями, фикусами и прочими субтропическими растениями, дарящими приют огромному количеству птиц. Суровые каменные здания XVII века, дворец Карта и церковь Непорочного Зачатия придают городу господский вид, но уже в центре приморского квартала, на площади Канделария, бурлит городская жизнь: именно здесь любят встречаться его жители.
Для нас же пришло время пообедать и сделать это лучше всего в одном из многочисленных ресторанчиков «гуачинчес», где можно попробовать традиционные блюда в сопровождении бокала местного вина, скажем молодого «Такоронте-Асентехо». Лучше белого, потому что в любом ресторане есть отменное рыбное меню. Из рыбных блюд наиболее ценятся блюда из рыб-эндемиков «ла вьеха», «сама» и «чернее» с деликатным белым мясом. Сардины и ставрида тоже пользуются вниманием гурманов. Среди мясных блюд просто необходимо попробовать маринованную свинину, которую на острове называют «праздничным мясом», и кролика в остром соусе сальморехо. На гарнир смело берите вареный в мундире нежный картофель «папас арругадас», подающийся вместе с зеленым или красным соусом «мохо».
NOTA BENE. Когда местные жители приглашают друг друга в китайский ресторан, то шутят, что «пошли есть китайца». Китайских ресторанов и самих китайцев на острове предостаточно, но на кладбищах почти нет могил никаких Ли, Вонгов или Джангов… Население находится в легком недоумении: «Куда деваются китайцы»? Понятно, что их сердце осталось на родине, о чем на Тенерифе безмолвно свидетельствует гениальный памятник эмигранту: человек с чемоданами в руках и с дыркой в левой части груди. Но куда девается все остальное?..
Взмыть в небо!
Тенерифе (площадь – 2057 км2) – то самое место, где оставляющие сильные впечатления природные красоты, поистине нескончаемы. Здесь – от золотых пляжей юга до черных песков северных заливов – самые завораживающие морские пейзажи. Ошеломляющие обрывы Лос Хигантес, где мощные каменные стены горного массива Тено стремительно кончаются и словно падают в океан с 600-метровой высоты, вызывают настоящее головокружение. Увидеть Лос Хигантес – это как взмыть в небо! А заодно представить, как выглядел остров до образования вулкана Тэйде. Недалеко от Лос Хигантес - этого неоспоримого символа юго-западной части Тенерифе, построен жилой комплекс, где теперь живут уцелевшие после лихих девяностых и приумножившие свой капитал «малиновые пиджаки». Каждый день от Лос Хигантес отправляются морские экспедиции для наблюдения за дельфинами и … китами. Обитающие на небольшом расстоянии от побережья в синих, полных жизни водах Атлантического океана 250 китов-пилотов, – настоящие звезды богатой океанской фауны, среди которой рыбы меро и медрегаль, анемоны, скаты и черепахи.
Еще одно равное по силе впечатление получаешь от вулкана Тэйде. С предгорий национального парка, носящего имя вулкана, величие, созданного могучей лавой и эрозионными процессами, необъятного пейзажа предстает во всей красе. Но красота требует жертв: перед «восхождением» на Тэйде (3 718 метров над уровнем моря) водитель бельгийка Шантель тяжело вздыхает и крестится. Спустя некоторое время, поднимаясь по серпантину все выше и выше, начинаешь понимать уместность и необходимость обряда, и я, в свою очередь, начинаю креститься и просить у Бога благополучного подъема и спуска по чертовски сложной дороге. И вот мы уже выше облаков. Никогда не смотрел на них сверху стоя на своих двоих! Но впечатляют не только облака. Огромная горная котловина Лас Каньядас, размером 12 на 17 км демонстрирует множество вулканических форм: десятки слоев лавы различного возраста, состава и цвета, невероятные каменные скульптуры, как Рокес де Гарсия, загадочные равнины, как Уканка и многое другое. И все это в сочетании с любопытнейшей местной растительностью, среди которой выделяется особый вид вереска с желтыми цветами, красные и синие тахинасты, маргаритки Тенерифе и прекрасные фиалки Тэйде – единственное растение, способное жить здесь на высоте более 3500 метров. Сельские пейзажи изобилуют прелестными деревушками в горах, покрытых кустарниками и цветами. Табайба, бресо, кодесо, асебиньо… Сотни особых видов разноцветных растений. И, конечно – драцена или «драконовое дерево», чей обильный красный сок высоко ценили коренные жители Канар гуанчи, готовившие из него свои целебные напитки. Нельзя не упомянуть и о знаменитой канарской сосне, использовавшейся для строительства кораблей и богатых домов. В знаменитом Доме с Балконом в городе Оротава полы из канарской сосны не менялись на протяжении трехсот лет. Но огонь может запросто уничтожить самый стойкий материал. Памятные всем пожары оставили свой след, запечатлела его и моя фотокамера.
Чтобы подняться на саму вершину Тэйде, можно воспользоваться подвесной канатной дорогой, которая в безветренную погоду ежедневно работает с 9 до 17 часов. Вот где наступает настоящее заозоновое удовольствие! Вместе с ним приходит окончательное прозрение и восстановление светлого имени Канарских островов, запятнанного грубой малиновой краской.
Но пора, в самом что ни на есть прямом смысле, спускаться с небес на землю: на Тенерифе еще немало любопытных мест. Какие именно? Те, которые вы выберете сами, исходя из своих временных возможностей. Кстати, о времени, которого почему-то всегда не хватает. По прилете в Мадрид не забудьте перевести часы на 1 час вперед. Иначе можете опоздать на стыковку в огромном аэропорту испанской столицы, перемещение по которому больше напоминает спортивное ориентирование. Да, еще не забудьте купить Канарские сигары. Удивительно мягкий вкус! Жаль, что я бросил курить.
2006
Свидетельство о публикации №224070200673
И как тебя мама, такого недоумка в лётчики отпустила??? Это я по памяти пытаюсь сделать "литературный перевод" того, что высказал тогда мне командир полка в течение моего первого, а потом и второго полёта. Его рот не закрывался даже во время руления. (Читателям для эрудиции - тогда существовала научно "обоснованная" теория, что мат инструктора в полёте закаляет психику курсанта. Якобы, он потом меньше теряется при отказах авиационной техники в воздухе)...
Так вот, дав "козла" на взлёте и услышав реакцию на него командира полка, я как-то сразу понял, что вылететь самостоятельно сегодня меня уже никто не пустит, какую бы супер совершенную технику пилотирования я дальше не показывал. И именно непоправимость случившегося сделало меня враз спокойным, как наевшаяся до отвала корова... Сразу унялись мандраж и волнение, и если первые минуту - две я ещё как-то воспринимал "фольклёр" командира полка, то в дальнейшем всё его "красноречие" мне стало "по барабану". Я просто наслаждался предоставленными мне двумя полётами. Выполнил посадку, потом взлёт и ещё посадку, даже не особенно стараясь показать чистоту полёта, и тем более не слушая, что там произносит вслух полковник Букотин относительно моей "прабабушки с дедушкой".
После отлично выполненной второй посадки (так мне показалось со "своей колокольни") командир полка наконец замолчал. Мне даже непривычно как-то стало. Я зарулил на стоянку, выключил двигатели и быстро покинул кабину, т.к. несколько раз приходилось видеть, как инструктор вместо разбора полётов с нерадивым курсантом сразу начинал его "воспитывать кислородной маской" по голове прямо из задней кабины, что тому не оставалось ничего другого, как шустро отбежать подальше, дав инструктору остынуть и взять себя в руки после очередного "недотёпы-курсанта". К самолёту сразу подошёл мой Виктор Фёдорович, который без сомнения наблюдал мой первый "геройский" взлёт. Я как-то сразу успокоился, при инструкторе бить не будут...
Командир полка, не торопясь, вылез из кабины. По науке я должен был проглаголить: "Тов. полковник, разрешите получить замечания". Но у меня язык присох к горлу. Я боялся услышать: "Лётчика из него не получится". Зато получилось другое. Ещё со времён Петра первого воинский устав гласил: "Когда обращается начальник, подчинённый должен иметь вид лихой и слегка придурковатый, дабы разумением своим не смущать внимание начальства". Именно такой вид мне удалось принять. Поскольку пауза в молчании затянулась, мой инструктор произнёс вместо меня:
"Командир, разрешите получить замечания за курсанта Чечельницкого". Полковник Букотин посмотрел на мой "образцовый" вид и произнёс фразу, которая и по сей день стоит у меня в ушах: "Дай этой жопе ещё два полёта для отработки взлёта и пускай летит сам", - после чего пошёл, не оглядываясь, в сторону столовой. Так у нас называлась будка, в которой лётчикам привозили так называемый стартовый завтрак прямо на аэродром.
Блин, а к чему это я такое длинное "лирическое отступление" заделал? Мысль потерялась, причём - "умная"! Ах, да - для обоснования "матершинного" слова "Блин". Так вот, Вадим, у нас с Вами сегодня двойной праздник. Во-первых, Вы мой 200 000-ый читатель. В ночь их общее число перевалило через этот, в чём-то исторический для меня рубеж. А во-вторых, одна моя "знакомая" каждую зиму проводит на Тенерифе - http://proza.ru/2024/08/08/1296 - но о самом острове почти ничего не пишет, тем более, о происшедших там авиационных катастрофах (или о них не знает, или "щадит" мою "легко уязвимую" лётчискую психику - смеюсь).
А Ваш рассказ о Тенерифе, Вадим, написан со знанием дела, прочёл с удовольствием и узнал что-то новое для себя - Спасибо, как, впрочем, и за прочтение рассказа о Викторе Розове, который мог стать моим "кумиром", но, увы, рано ушёл на Небеса... Отдаю должное Вашей интуиции. Кстати, Ваша Рецензия на мой опус о "самом безопасном спортсмене мира" у Вас пока первая и единственная из Вами написанных!
Короче, у нас НЕТ ПОВОДА СЕГОДНЯ НЕ ВЫПИТЬ за знакомство!!! (так мне почему-то кажется, а Вам?) - http://proza.ru/2024/08/08/1281 - если первая ссылка, которую дал на случай "бессоницы" покажется Вам утомительной, пробегите глазами эту. Отдаю должное Вашему фото - Браво!!!
"Написал длинно - коротко писать нет времени", - Карл Маркс в письме Энгельсу.)
Жму кисть, с уважением, ВВЧ.
Полковник Чечель 20.12.2024 11:15 Заявить о нарушении
Для настроения нашел вам цитату классика советской и российской журналистики Валерия Аграновского, которую использовал в своей книге "Журналистика: секреты успеха-3" по поводу первого абзаца: "Помню, когда я был на военных сборах в авиационной школе, и в один прекрасный день, как и мои товарищи по эскадрилье, решил доверить свою жизнь кусочку мануфактуры, то есть парашюту, инструктор серьезно сказал нам, уже готовым к прыжку и стоящим у самолета: «Главное, без волнений. Если не откроется основной парашют, открывайте запасной. Не откроется запасной, тоже не беда: придете на склад, я вам обменяю оба». Первый абзац довольно часто «не открывается».
Что касается "блинов" и прочего, то мне тоже это очень хорошо знакомо, потому что служил в армии рядовым (тоже в авиации)в самые гнилые для нашей армии годы (1982-1984), наполненные уродливой дедовщиной и офицерским произволом. Подробно описал это в своей книге "Мне.ru", у которой есть еще и аудиовариант с музыкой моих друзей из каультовых московских рок-групп "Мартин" и "СС 20".
http://ridero.ru/books/mne_ru/
Синопсис книге есть на Прозе.
Жму вашу мужественную руку. Пошел за коньячилой.
Вадим Пересветов 20.12.2024 11:51 Заявить о нарушении