Зеркало
Сядь в канун Рождества или Новый год в полночь перед зеркалом между двумя зажженными свечами, расчесывай волосы гребнем и всматривайся в зеркало. Если все сделала правильно, в зеркале появится образ будущего жениха…
В темной комнате поставь два зеркала друг против друга, между ними зажженную свечу, увидишь бесконечный зеркальный коридор. Задай вопрос о будущем и смотри в «коридор». Там, в глубине, появятся образы, которые подскажут ответ на вопрос...
Вечером поставь на стол зеркало и перед ним миску с чистой водой. Зажги свечи, чтобы освещали зеркало и воду. Смотри в воду на отражение зеркала. Задай вопрос. В отражении воды и зеркала появится ответ. Как увидишь, хлопни по воде, чтоб не вышел дух наружу в наш мир, и трижды плюнь через плечо.
Так гадали издавна на Руси. Ну, или так мне сказали. Ведь все, что касалось гаданий и обрядов, я узнала еще в детстве от маминой родни. С маминой стороны у нас очень большая, активная и веселая семья, праздновали все: от светских праздников до церковных, соблюдали все традиции: дни рождения, именины, языческие обряды и переходы. И, конечно, гадали. Помню истории про то, как рождественской ночью в коридоре между зеркалами при свете свечи кто-то кого-то видел, кто-то что-то слышал (а может, это были рассказы из книг Пушкина и Толстого). Мы, дети, просились гадать, нам обещали, но засыпала я раньше, чем доходило до дела. А потом были пионерлагеря, где пионеры-атеисты тоже в последнюю «королевскую» ночь смотрели в зеркало через пламя, стараясь не моргнуть. И всегда-всегда кого-то там видели… Или не видели, но это неважно.
Гадание на зеркале для получения видений или ответов на вопросы – один из самых древних способов заглянуть в будущее. Это инструмент, используемый в различных культурах. Любое гадание объединяет две идеи: символизм и наши способности интерпретировать увиденные образы и символы.
История зеркала
До изобретения зеркал люди видели своё отражение в водоёмах, но это было неудобно, поэтому они искали другой способ видеть себя. И нашли: археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота и платины, относящиеся к эпохе Бронзы. Современная история зеркал идет с 1279 года, когда итальянский монах Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.
Сначала зеркала были чрезвычайно дороги (как сегодня дорого ценится способность самопознания). Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. Самое дорогое зеркало в мире принадлежало французской королеве Марии Медичи (конец XVI века) и сейчас хранится в Лувре.
Роль зеркала в становлении самосознания людей огромна. Так, полуторагодовалые дети впервые открывают себя, глядя в зеркало, и этот опыт потрясает ребенка, ужасая и приводя в восторг одновременно. Эта смесь чувств относительно своего отражения на протяжении жизни для человека остается прежней, снижается лишь ее накал. Не удивительно, что зеркало как символ самопознания на протяжении истории человечества используется в культуре: мифологии, литературе, кино. И, разумеется, в психотерапии.
Архетипические значения зеркала
Архетип зеркала отражает множество аспектов человеческой психики и культурных символов. В различных культурах и мифологиях зеркало ассоциируется с истиной, самопознанием, иллюзией и магией.
Рефлексия как отражение истины
Зеркало – важный инструмент в процессе самоанализа и личностного роста, так как дает возможность увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Мы видим в нем не только свою внешность, но и внутренние состояния в попытке понять себя лучше. В психологии зеркало может символизировать процесс саморефлексии и осознания своих действий, мыслей и чувств.
Истина и иллюзия
В мифах и сказках зеркало часто выступает как объект, показывающий правду, которую не хочется видеть обычными глазами. Например, в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина на вопрос мачехи: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?" – зеркало отвечает, что молодая падчерица прекраснее. В книге о Гарри Поттере отражение показывает истинное сокровенное желание того, кто смотрит в зеркало. В то же время зеркало может быть символом иллюзии, обмана и двойственности. Оно отражает мир, но не всегда правдиво, создавая иллюзорные образы.
Портал в иной мир
В различных культурах зеркало рассматривается как портал в другие измерения. Оно может быть средством общения с духами и видениями, как это представлено в сказках и мифах. Например, в фольклоре существует поверье, что в зеркало нельзя смотреться ночью или в полнолуние, чтобы не увидеть привидение или не вызвать беду. Зеркало часто символизирует переход между мирами – материальным и духовным, сознательным и бессознательным. В этом контексте оно выступает как граница между реальностью и мистикой. В ритуалах зеркало используется как символический проход между профанным и сакральным измерениями, для предсказаний и общения с духовным миром.
Архетип Двойника, или Тени
В юнгианской психологии зеркало может представлять архетип Тени – тех аспектов личности, которые человек не осознает или не хочет признавать. Взгляд в зеркало позволяет человеку встретиться с этими скрытыми аспектами и интегрировать их в сознание. Зеркало, отражая точную копию человека, дает возможность вообразить иное Я, проживающее иную жизнь в альтернативной реальности.
Зеркала в мифологии
В греческом мифе взгляд Медузы Горгоны превращал людей в камень. Персей смог убить ее, пользуясь блестящим щитом как зеркалом. В современной культуре Медуза олицетворяет жизненную чувственность и силу, угрожающую мужчинам.
В другом мифе Нарцисс видит в реке своё отражение и влюбляется в самого себя, причем так сильно, что не может больше расстаться со своим отражением и умирает от голода и страдания. А на этом месте вырастает красивый цветок нарцисс – в знак памяти человечества о необходимом в становлении личности периоде юношеской гордыни и самовлюбленности.
Зеркала в литературе
Тема зеркала в литературе неисчерпаема, и я выбрала лишь несколько примеров, чтобы проанализировать, как символика зеркала находит отражение в человеческих историях. Это «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролла, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К. Роулинг, «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена.
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла
В сказке Льюиса Кэрролла зеркало играет центральную роль как символ и портал в фантастический мир Зазеркалья. Для Алисы оно становится ключом к альтернативной реальности, где законы физики и обыденные представления перевёрнуты, правила и структуры функционируют в обратном порядке или совсем иначе. Этот фантастический контраст подчёркивает тему двойственности личности Алисы в сложный переходный возраст, в ней уживается и Алиса-девочка, зависящая от воли взрослых, и та Алиса, которая в Зеркальном мире становится центральной фигурой и, пройдя инициацию (шахматную доску), из пешки становится Королевой.
Тема самостоятельности, непослушания, взросления проходит сквозь весь сюжет, Алиса становится другой, зазеркальный мир – это и есть Альтер Эго Алисы, непослушное, делающее все наоборот, совсем как ребенок в кризисе развития.
Вот как Алиса еще до перехода в Зазеркалье описывает его:
«Я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный дом. Во-первых, там есть вот эта комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, Китти, только все там наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в Зеркало, она видна мне вся, кроме камина. Ах, как бы мне хотелось его увидеть! Мне так интересно узнать, топят они зимой камин или нет. Но в это Зеркало как ни гляди, камина не увидишь, разве что наш камин задымит – тогда и там появится дымок. Только это, верно, они нарочно – чтобы мы подумали, будто и у них в камине огонь. А книжки там очень похожи на наши – только слова написаны задом наперед. Я это точно знаю, потому что однажды я показала им нашу книжку, а они показали мне свою! …Ах, Китти, как бы мне хотелось попасть в Зазеркалье!»
И одновременно с этим Алиса снова становится маленьким ребенком:
«Давай играть, будто мы туда можем пройти! Вдруг стекло станет тонким, как паутинка, и мы шагнем сквозь него! Посмотри-ка, оно, и правда, тает, как туман. Пройти сквозь него теперь совсем не трудно…»
И вот она уже ЗА зеркалом и празднует свою безнаказанную автономность:
«Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье. Прежде всего она заглянула в камин и очень обрадовалась, увидев, что в нем жарко пылают дрова; огонь был настоящий, совсем такой же, как дома!
– Здесь никто не станет меня гнать от камина. А вот будет смешно, когда наши увидят меня здесь – им ведь меня не достать!»
В Зазеркалье Алиса встречает зеркальных персонажей, отражающих её собственные неинтегрированные черты и аспекты личности, отражающие ее внутренний конфликт и провоцирующие развитие её характера. В этом контексте зеркало из физического предмета превращается в проводника для путешествия внутрь себя и помощника в трансформации.
«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда
Это история о Дориане Грее, который с годами остается юным и красивым, несмотря на свою безнравственную жизнь. Художник пишет его портрет, который волшебным образом стареет вместо него и по мере того, как реальный Дориан погружается в мир разврата, становится все более уродливым.
Дориан «… подолгу стоял с зеркалом в руках перед портретом, глядя то на отталкивающее и все более старевшее лицо на полотне, то на прекрасное юное лицо, улыбавшееся ему в зеркале. Чем разительнее становился контраст между тем и другим, тем острее Дориан наслаждался им. Он все сильнее влюблялся в собственную красоту и все с большим интересом наблюдал разложение своей души. С напряженным вниманием, а порой и с каким-то противоестественным удовольствием разглядывал он уродливые складки, бороздившие морщинистый лоб и ложившиеся вокруг отяжелевшего чувственного рта, и порой задавал себе вопрос, что страшнее и омерзительнее: печать порока или печать возраста?»
После того как Дориан совершает свои первые аморальные поступки, он замечает изменения в портрете:
«...лицо на портрете показалось ему изменившимся. Выражение было какое-то другое, – в складке рта чувствовалась жестокость».
Это искажение становится символом двойственности человеческой натуры и лицемерия. Дориан решает уничтожить портрет, не выдержав взгляда на свою Тень:
«Дориан схватил нож и вонзил его в портрет. Раздался громкий крик и стук от падения чего-то тяжелого. Этот крик смертной муки был так ужасен, что проснувшиеся слуги в испуге выбежали из своих комнат…Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это».
Таким образом, в романе портрет служит символическим зеркалом, отражающим не физическую, а моральную и духовную сущность героя. Кроме того, роман Оскара Уайльда является ярчайшей иллюстрацией человеческой целостности – нельзя уничтожить неприглядную часть себя, не разрушив целого; все, что может человек, – это осознать свою Тень и интегрировать сколько возможно.
«Гарри Поттер и философский камень» Джоан Кэтлин Роулинг
В романе «Гарри Поттер и философский камень» есть волшебное Зеркало Еиналеж, которое отражает самые заветные желания того, кто в него смотрит. Так, сирота Гарри Поттер видит в нем своих умерших родителей, что усиливает его глубокую тоску и желание узнать о них больше.
Зеркало создаёт иллюзию реальности, смешивая грани между желаемым и реальным. Однако от профессора Дамблдора Гарри узнаёт, что зеркало не изменяет реальность, а лишь отражает внутренние мечты человека. Это подчёркивает опасность зависимости от иллюзий и важность различия между реальностью и мирами, которые мы создаём в своём воображении.
Зеркало Еиналеж также играет ключевую роль в спасении волшебного мира благодаря способности Гарри видеть истинную реальность за отражением. Когда Гарри узнаёт, что Волдеморт ищет философский камень, он использует зеркало, чтобы скрыть камень от тёмного мага. Гарри видит в зеркале, что камень находится в его кармане, так как именно это его истинное желание. Он умело вводит Волдеморта в заблуждение, что спасает мир от тёмных сил.
Таким образом, Зеркало Еиналеж в "Гарри Поттере и философском камне" не только символизирует желаемое и потерянное, но и помогает раскрыть внутренний мир персонажей, подчёркивая их самые глубокие желания и их влияние на сюжет и развитие персонажей. Этот момент в романе подчёркивает важность различия между иллюзией и реальностью, а также мощь самопознания и честности перед собой.
«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина
В этой истории классик использует зеркало, чтобы показать внутренние процессы юной девушки, растущей без матери, в ее инициации – важнейшем переходе из детства во взрослую жизнь, и сепарации от отца, против воли которого она идет в выборе партнера. Эти процессы столь сложны, но при этом тонки и неуловимы, что диалог возможен только с деликатным собеседником, каким и выступает зеркало.
Так, зеркало – первый собеседник Лизы с утра. И этот собеседник говорит девушке "мужским голосом": ты прекрасна!
"Лиза проснулась оттого, что утренний солнечный лучик, выбившийся из-за занавески окна, добрался-таки до ее лица. Лиза сморщила носик, звонко чихнула и распахнула глаза.
– С добрым утром! – сказала она себе, отодвигаясь от солнца, потом потянулась сладко, обнажив по локоть руки из-под широких рукавов шелковой ночной сорочки, и взглянула на себя в зеркало у противоположной стены спальни.
Зеркало было овальным, огромным, в темной дубовой раме. Оттуда посмотрело на Лизу ее заспанное личико – посмотрело с любопытством и предвкушением какого-то озорства.
– Здрасте-пожалуйста! – ответила из зеркала сама себе Лиза почему-то басом и в тот же миг, откинув одеяло, уселась на кровати, свесив босые ноги из-под длинной сорочки».
А вот девушка играет с зеркалом в излюбленную игру: примеряет разные личности в поисках себя:
«Принимать позы у зеркала была ее любимая игра. Она встала подбочась, потом ловко накрутила на голову тюрбан из полотенца, скорчила несколько гримасок – победительную, удивленную и удрученную. Затем, поискав глазами вокруг, увидала тарелку, полную слив, схватила, не задумываясь, сливу и мигом съела. Косточку выплюнула на пол. Какая-то мысль пробежала по ее лицу, она взяла с тарелки еще две сливы и засунула за щеки. Посмотрела в зеркало – физиономия изменилась значительно».
И, наконец, именно с зеркалом она проводит символический обряд гадания на суженого еще до знакомства с ним:
«Этого Лизе показалось мало; она схватила сурьмяной карандаш и ловко нарисовала себе усы.
…Лиза взглянула на себя на этот раз в зеркало умывальника, слабо улыбнулась, провела пальчиком по черным усам. … Лиза мылила ладони и смывала с лица нарисованные усы. Внезапно она обернулась к Насте.
– Я загадала на усы!
– Чего-чего? – удивилась Настя.
– Ничего. Загадала – и все! Лей пуще!
И вновь наклонилась к умывальнику. Настя метко направила изгибавшуюся дугой струю в желобок на тонкой девической шейке и забормотала, припоминая:
– Усы чешутся к гостинцам, к лакомству, к свиданью, к целованью…»
Зеркало в данном контексте символизирует не только сам процесс гадания, но и отражение внутренних желаний и страхов Лизы. Для неё оно становится мостом между мирами – миром детских фантазий и взрослых чувств. Как мы помним, "Барышня-крестьянка" – светлая повесть "с хорошим концом" о том, как девушка находит свою любовь, причем получает одобрение и благословение отца.
Сцена гадания у зеркала отражает русские народные обычаи и верования XIX века. Гадание у зеркала было распространённой практикой среди молодёжи, и хотя здесь оно не напрямую влияет на сюжет, но имеет символическое значение, углубляя образ Лизы и подчёркивая её решимость встретить своё будущее с открытым сердцем. Этот момент не только добавляет глубину рассказу, но и иллюстрирует внутренний мир героини, который балансирует между социальными ограничениями и личными желаниями.
Из-за конфликта между отцами молодых людей Лиза не может открыто встречаться с Алексеем. Поэтому она придумала переодеться в крестьянку и познакомилась с ним тайно. Героиня вынуждена «раздваиваться» на две идентичности: Акулину, девушку из народа, и Лизу – дочь поместного дворянина. Отец Лизы – прогрессивный западник – представляет новаторский взгляд на жизнь, в который не вписывается вера в мистику и народные обряды. Лиза демонстрирует готовность, оставаясь дочерью своего отца, рискнуть пойти своим путем. Это двойственность и обыграна в повести, составляя ее главную прелесть. Зеркало в произведении играет в идее этой двойственности важную роль.
«Снежная королева» Г. Х. Андерсена
В начале сказки злой тролль создаёт зеркало, которое разбивается на осколки, попадающие в сердца и глаза людей, заставляя их видеть только плохое. Осколки зеркала попадают в глаз и сердце мальчика Кая, и тот начинает обесценивать все то, что любил. Этот мотив зеркала показывает, как искаженное восприятие может влиять на отношения, делая их холодными и безразличными.
Однако тролль недооценил силу человеческой любви и дружбы. В итоге зло было побеждено, когда главная героиня сказки, Герда, смогла противопоставить влиянию злого зеркала свои чистые чувства и преданность своему другу Каю.
В сказке «Снежная королева» Андерсен ненавязчиво, понятно и доступно с помощью образа зеркала доносит до детей сложный постулат: перед каждым человеком в каждый момент жизни стоит выбор между искажением реальности и важностью истинных чувств.
Зеркало в кино
Использование темы зеркала в кинематографе, пожалуй, еще более популярно, чем в литературе, учитывая возможности визуализации зеркальных эффектов и символики. Так, в фильме «Зеркало» Андрея Тарковского зеркало служит символом памяти, самосознания и рефлексии. Фильм исследует личные и исторические воспоминания, смешивая реальность и субъективные переживания.
В фильме «Матрица», когда Нео касается зеркала, оно начинает «течь», символизируя переход из одной реальности в другую, более истинную.
Сериал «Черное зеркало» использует «черное зеркало» (экран выключенного устройства) как символ саморефлексии и критики современного общества и технологий.
В мультфильмах «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А. С. Пушкина зеркало говорит правду той, что жестоко карает за конкуренцию с младшим поколением, раскрывая ей реальность, которую хочешь не хочешь, а придется принять.
«Королевство кривых зеркал»
На этом детском фильме-сказке, снятом Александром Роу по одноименному роману Виталия Губарева в 1963 году, остановлюсь подробнее.
Девочка Оля, пройдя через зеркало, попадает в сказочное королевство. В этом мире она встречает своего двойника, девочку Яло, внешне похожую, как близнец, но демонстрирующую отрицательные качества Оли: лень, беспечность, рассеянность и т. п. Оле приходится вырабатывать более зрелое поведение, чтобы пройти испытания и победить отрицательных героев, поработивших королевство. Это король Йагупоп (попугай) и его подданные: Анидаг (Гадина), Нушрок (коршун), Абаж (жаба).
Двойники Оля и Яло символизируют две стороны одного человека: Оля – это реальная девочка, а Яло – её отрицательный двойник в волшебном мире. Вместе девочки борются против несправедливости и зла, а психологический смысл этого действа заключается в том, чтобы идти к своей цели, невзирая на двойственность нашей «черно-белой» природы, которая только благодаря этой двойственности составляет нашу целостность. Их взаимодействие показывает процесс самопознания и осознания своих недостатков и достоинств.
Зеркала в живописи
Использование художниками зеркал в живописи подчиняется тем же законам, что и в других видах искусства: зеркало – это символ, показывающий скрытые пласты реальности.
Так, на заднем плане картины «Портрет четы Арнольфини» Яна ванн Эйка (1434 г.) изображено зеркало, в котором отражаются художник и свидетели, что символизирует многослойность восприятия: каждый волен домысливать значение этих второстепенных фигур.
Не менее интересна история знаменитой картины Диего Веласкеса «Менины», согласно сюжету которой пятилетняя инфанта Маргарита Тереза в сопровождении свиты решила посмотреть, как Веласкес будет писать портрет её родителей – короля Филиппа IV и его супруги Марианны Австрийской. Они отражаются в зеркале, в то время как сам художник с кистью в руках стоит рядом с принцессой. Веласкес осмелился написать автопортрет, в котором поставил себя рядом с членами королевской семьи. Никакому придворному живописцу подобное никогда не позволялось, тем более учитывая его происхождение из обедневшей и не очень знатной семьи. Зеркало задает дерзкую альтернативу, смену плана: тот, кто занимает второстепенное положение в жизни, теперь главные герои, в то время как монаршие особы лишь размытое отражение, бледные силуэты в сюжете жизни художника.
В контексте символики зеркала нельзя не упомянуть картину «Метаморфозы Нарцисса» Сальвадора Дали, в которой автор играет с многочисленными отражениями Нарцисса, каждое из которых задает новые смыслы. Примечательно, что Дали писал эту картину под влиянием идей З. Фрейда и даже встречался с ним в 1938 году, привезя с собой именно эту картину как доказательство своей причастности к теме, но Фрейд разочаровал его. Рассматривая картину Дали, знаменитый психоаналитик прокомментировал: «В классических картинах я ищу бессознательное, но в ваших картинах я ищу сознательное».
Игру сознательного-бессознательного, реальности-иллюзий удобно изображать с помощью зеркала. Картина Пабло Пикассо «Девушка перед зеркалом» показывает девушку, которая смотрит в зеркало и видит не только своё отражение, но и свои внутренние переживания и эмоции.
Фольклор и традиции
Я начала главу с описания гадания на зеркале. Хочу остановиться на смыслах, приписываемых зеркалу в фольклоре.
Предсказание будущего
Так, многие культуры используют зеркала для предсказания будущего, особенно в связи с любовными и свадебными вопросами. Например, гадание на Святки, когда девушка может увидеть в зеркале своего суженого.
Портал между миром живых и мертвых
Закрытие зеркал: В некоторых культурах принято закрывать зеркала после смерти человека, чтобы дух не застрял в них, что подчеркивает веру в зеркала как порталы между мирами.
Зеркала и вампиры
Вампиры в различных культурных традициях часто не имеют отражения в зеркале. Это мотив часто встречается в литературе и кино. Например, в романе Брэма Стокера «Дракула» говорится, что граф Дракула не отображается в зеркалах. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Римский угадывает в своем коллеге Варенухе вампира по отсутствию тени. Это связано с идеей о потере души вампира как существа, лишенного духовного отображения. Либо, на языке психоанализа, Вампир и так отражает лишь теневые стороны личности, он сам Тень, а не Персона, а потому и не отбрасывает Тени.
Зеркала также ассоциируются с защитой от вампиров. В различных мифологиях считается, что вампир не может пересечь порог, за которым находится зеркало, или что отражение в зеркале способно исцелять или отражать зло (вспомним еще раз миф о Медузе).
Этот мотив символизирует не только потерю человечности вампирами, но и их зависимость от живых существ и мира живых. В литературе и фильмах использование зеркал в качестве элемента сюжета помогает подчеркнуть темные и амбивалентные черты вампиров как персонажей.
Научные и философские концепции
Психология и психотерапия
Зеркало – символ саморефлексии и осознания внутренних конфликтов. В юнгианской аналитической психологии оно используется для исследования архетипов и Тени. Жак Лакан предложил концепцию «зеркального Я», утверждая, что стадия зеркала, возникающая в возрасте от 6 до 18 месяцев, играет важную роль в развитии самосознания у ребёнка. Дети воспринимают своё отражение как цельный образ, что вызывает у них восхищение и чувство конкуренции. Лакан считал, что этот процесс формирует первичную идентификацию, создавая воображаемое чувство целостности и господства, но также приводит к напряжению и агрессии из-за осознания своей несовершенности. Взрослый, поддерживающий ребёнка в этот момент, играет роль «Большого другого», подтверждая его идентификацию. Лакан указывает на конфликтную природу человеческой идентичности и показывает, что «Я» является продуктом непонимания и иллюзий.
Неврология
Исследования показывают, что зеркальные нейроны в мозге активируются при наблюдении за действиями других людей, что символически можно связать с идеей зеркала как отражения внутреннего и внешнего мира.
Философия
В основополагающем эссе «Бытие и ничто» Жан-Поль Сартр использует зеркало как метафору для исследования самосознания и того, как люди видят себя глазами других.
Работа с зеркалом в психотерапии
Я впервые узнала упражнение «Зеркало» в детстве. Поскольку в советские годы гаджетов еще не было, время в очередях и транспорте тянулось крайне долго. Мои родители играли со мной в разные игры, одна из которых называлась «Зеркало». Нужно было просто повторять за тем, кто «ведет» все его жесты и мимику. В зависимости от принятых правил, выигрывал тот, кому удавалось повторить все, что делал ведущий, либо тот, кто не засмеется в процессе.
Через много лет я встретилась с этой практикой в психотерапевтической группе. Коротко опишу методику.
Методика «Зеркальное взаимодействие» (работа в случайных парах)
Члены группы объединяются в пары случайным образом, садятся друг напротив друга. Один из них начинает выполнять какие-то действия, а второй должен зеркально копировать жесты или мимику. Далее обмен ролями.
По завершении упражнения проводится шеринг. Как правило, люди делятся своими состояниями в процессе выполнения движений и копирования чужих. Многие признаются в скованности вначале и в последующем расслаблении по мере выполнения.
Алексей и Мария, случайная пара
Мария: Когда я начала делать движения, я чувствовала себя немного уязвимой. Но когда ты начал копировать меня, я почувствовала, что ты действительно понимаешь меня.
Алексей: Для меня это было упражнение на внимательность. Я понял, как важно смотреть на движения и скорость человека, чтобы понимать его лучше. Мне было сложно поймать твой ритм, но когда получилось поднять руку вместе с тобой, у меня было ощущение, что это не я тебя копирую, а что мы поднимаем руку ВМЕСТЕ.
Мария: Да-да, у меня тоже мелькнула такая мысль, что это МЫ поднимаем руку!
Анна и Иван (случайная пара)
Анна: Я чувствовала себя немного скованной, когда ты копировал мои движения, как будто я могу ошибиться, и это собьет тебя с толку.
Иван: Так и было, я сначала совсем не понимал твоей логики, как будто натыкался на какую-то преграду, а потом понял, что это ты не понимаешь, как меня вести. Тогда я разрешил себе опаздывать, немного отставая, чтобы ты была ведущей и все наладилось.
Анна: Для меня это про то, что я в жизни не привыкла к инициативе, и когда мне надо кого-то вести, я просто сбиваюсь и жду. Мне понравилось, что ты не перехватил инициативу, и я смогла освоиться.
Иван: А мне понравилось видеть, как мои движения влияют на тебя. Это заставило меня задуматься о том, как мои действия в реальной жизни могут воздействовать на других. Не слишком ли я жестко подталкиваю людей?
Терапевт: Как это упражнение может помочь вам в повседневной жизни?
Анна: Я хочу научиться быть более открытой и не бояться показывать свои намерения даже перед незнакомыми людьми.
Иван: Я хочу быть более внимательным и чутким к чувствам других людей, даже если они не мои близкие.
Елена и Дмитрий (случайная пара)
Елена: Когда я начала делать движения, я чувствовала себя уверенно. Но когда ты начал копировать, это заставило меня почувствовать ответственность за то, что я делаю.
Дмитрий: Я понял, как важно быть синхронизированным с партнером, чтобы создать гармонию в общении.
Елена: Мне понравилось, что мы как будто оба знали движения, словно кто-то третий подсказывал извне.
Анализ упражнения «Зеркало»
Отражение – форма копирования как способ общения. В человеческом поведении оно проявляется через перенимание поз, жестикуляцию и интонацию. Мимика включает жестикуляцию, перемещения, язык тела, выражение лица, тон речи, движение глаз, дыхание и подбор слов. Оно происходит само собой в разговоре, когда слушатели улыбаются или хмурятся в ответ на слова собеседника. Это похоже на танец, где совпадающие движения образуют композицию. Прямое отражение и тесный контакт оказывают сильное воздействие и используются между людьми с близкими отношениями. Перенимание позы собеседника, когда одна сторона тела одного человека «повторяет» противоположную сторону другого, позволяет установить прочный раппорт и сопереживание. Когда мы «зеркалим» друг друга, это усиливает раппорт и делает беседу более доверительной.
Методика «Зеркало» в случайных парах помогает случайным людям сблизиться, осознать и понять свои действия и реакции в контексте взаимодействия. Это упражнение способствует развитию эмпатии, улучшению взаимопонимания и поддержки в межличностных отношениях. Обсуждение ощущений и мыслей, возникающих в процессе, помогает клиентам связать опыт с реальной жизнью и сделать полезные выводы для личностного роста и улучшения коммуникации в повседневной жизни.
«Спина к спине»
А для меня, наверное, самая красивая иллюстрация опыта «зеркального проживания» случилась на мастер-классе по резонансной терапии психотерапевта Сергея Петрушина на одном психологическом фестивале. Мастер-класс был на развитие экстрасенсорики, и упражнение немного отличалось от описанного выше тем, что, объединившись в случайные пары, мы встали спиной к спине. Один в паре инициировал движения, а второй повторял.
Моей партнершей стала девушка Юля, я видела ее раньше на фестивале, но не общалась с ней до этого мастер-класса, так как я тоже ведущая фестиваля, а она была участницей. Ведущие и едят, и держатся немного отдельно от участников между тренинговыми занятиями. Здесь же обе мы были участницами, и мой главный страх был, что ей неловко и страшно вставать со мной в пару из-за того, что я ведущая. Я чувствовала неловкость и скованность, выполняя это упражнение. Однако когда мы решили для контроля записать на видео наши движения, оказалось, что мы выполняем их совершенно синхронно, как будто это один человек! Это поразило и обрадовало нас.
Сергей рассказывал про резонанс, возникающий во взаимодействии, про ощущение энергии, но мы УЖЕ видели чудо сами. И это было куда убедительнее слов – то, как люди устанавливают связь, НЕ ВИДЯ друг друга.
Так что же первично: копирование как дальнейшая подстройка или сонастройка и – как результат – синхронизация? И случайно ли мы с самого начала попали в эту двойку – или уже сонастроились ранее и потому совпали? Не знаю, но мне теперь совсем не удивительно, что все эти годы после фестиваля мы продолжаем общаться с Юлей, синхронно появляясь в одних и тех же местах, делая одни и те же вещи, однако оставаясь при этом каждая собой.
Зеркало в арт-терапии
Можно использовать работу с зеркалом и в арт-терапии. Например, использовать как инструмент саморефлексии. Инструкция:
1. Клиент смотрит на своё отражение в зеркале и рисует автопортрет.
2. По завершении рисунка клиент обсуждает с терапевтом свои ощущения и мысли о процессе и результате.
"В зеркале я старая"
Маша, 47 лет.
– Я предлагаю тебе посмотреться в зеркало и нарисовать свой автопортрет.
– Я чувствую сильно волнение и неприятие, я перестала смотреться в зеркало и фотографироваться, чувствую себя молодой, а в зеркале отражаюсь и на фото получаюсь старой.
– Совсем перестала? Я вижу, что у тебя накрашены ресницы, ты сделала прическу, как тебе это удалось без зеркала?
– Ну, не все так плохо, все же, чтобы как-то выглядеть, зеркало мне необходимо. Вот я под задачу и смотрюсь. Кусочками: задача – ресницы, смотрю на них, делаю лучше, крашу. Задача – волосы: расчесала, пошла. Но в целом я расстроена изменениями своего тела с возрастом. Хочу снова себе нравиться.
– Я предлагаю тогда смотреть в зеркало по кусочкам и рисовать так же по кусочкам свой портрет. Задача: глаза. Посмотрела нарисовала. И так дальше.
– Хорошо. Попробуем (смеется) Тревоги точно уже поменьше.
– Готово. Закончила.
– Давай обсудим, как ты себя чувствовала в процессе рисования. Какие эмоции возникали?
– Вначале было сложно и неприятно. Я постоянно думала о морщинах и о том, как изменилась с возрастом. Но потом я сосредоточилась на других деталях, например, на глазах и улыбке.
– И что ты заметила в своих глазах и улыбке?
– Глаза красивые, как раньше, живые, цвет тот же. И моя улыбка, хоть и изменилась, всё еще моя.
– Как ты считаешь, почему изначально ты подумала не о глазах и улыбке, а о морщинах и возрастных изменениях?
– Думаю, это из-за того, что общество придаёт большое значение молодости и внешности. Если женщина пожилая, это идет вперед ее глаз и улыбки.
– Идет к кому?
– К обществу. Оно такое: о, бабуля, да какая разница, как она там смотрит и улыбается, она уже не годится.
– На что и для кого именно?
– Да конечно, думаю сейчас о мужчинах. Помнишь, как знаменитая супермодель 90-х Паулина Поризкова сказала, что после 45 ты вдруг становишься невидимкой? Именно это я сейчас и чувствую. Улыбка и глаза у меня есть, но они невидимы для мужчин.
– Для всех-всех на свете?
– Нет, ну, те, кто меня знают, конечно, разглядят и глаза, и улыбку, но новых привлечь теперь гораздо сложнее, чем было в юности.
– А скольких тебе нужно привлечь?
– Ну, чтобы выбирать, как минимум 5-10 надо привлечь.
– И скольких ты выберешь?
– Одного, конечно, ты что, за кого ты меня принимаешь?!!
– За женщину, которая привлечет 10 мужчин, выберет одного, а у остальных 9-ти не будет разглядывать глаза и улыбку.
– Вот как повернулось! Так это я, что ли, так жестко веду отбор? Но я же не имею в виду, что 9 других плохие, просто мне нужен только один, его глаза и улыбка.
– А можешь ты допустить, что тем, для кого ты невидимка, тоже просто нужна другая женщина, ее глаза и улыбка. При этом твои остаются при тебе и их не выбрали вовсе не из-за их старости, просто потому, что ты попала в 9 невыбранных женщин?
– Нет, я хочу, чтобы меня выбирали ВСЕГДА!
– И все?
– ДА! (смеется). Раньше было именно так.
– … и это было…
– И это было прекрасно! Я чувствовала себя нужной, желанной и привлекательной.
– Нарисуй свое юное отражение.
Рисует.
– Готово!
– Посмотри на эту женщину, сколько ей лет?
– Ну, лет 25, нет, 30, она уже знает, как справляться с мужчинами, в отличие от юной.
– Что ты имеешь в виду?
– Ну, как не впадать в зависимость от любви, как прекращать неприятное взаимодействие, напористость…
– И такое бывало?
– Что ты! Иногда просто пачками приходилось отшивать слишком наглых.
– Ну, хорошо, посмотри не нее, что ты видишь?
– Сильная, красивая, уверенная.
– Скажи ей это.
– Ты сильная, красивая, уверенная, в обиду себя не дашь. Ты нравишься абсолютно всем мужчинам.
– Что чувствуешь?
– Зависть.
– Попробуй теперь побыть ею. Возьми этот рисунок, приложи к себе. Тереть тебе 30, ты сильная, красивая, уверенная, в обиду себя не дашь. Ты нравишься абсолютно всем мужчинам. Я завидую тебе.
– Гордость, радость. И немного скуку. Дело в том, что мне ведь на самом деле 47. Иногда такие идиоты клеились, только на тело велись.
– А у тебя что-то еще есть, кроме тела?
– Да! Вообще-то у меня есть два высших образования, огромный опыт работы, путешествий, я была везде, умею делать все, я троих детей вырастила, а мне тут какой-то парень будет про мою фигуру говорить. Не надо мне таких, это в 47 утомительно – пачками отшивать! Энергию хочется поберечь.
– А для кого?
– Не знаю, для кого-то достойного, такого же, как я, равного.
– Опиши его.
– Мужчина… ну, лучше, если младше меня и красавчик, но я же понимаю, что то, что я требую от него, в 30 лет еще невозможно. И, пожалуй, ему все равно на мои морщины. Ведь и он ищет не ту, которая только на внешность повелась.
– То есть ты видишь в людях не только внешность?
– Нет, внешний вид, безусловно важен. Но я смотрю теперь не на то, что дала природа, а на то, что к нашему возрасту человек из этой данности делает. И если это совпадает с моим видением образа жизни, мне такое походит.
– А как же вечная молодость?
– Да вот тут-то и есть ловушка. В молодости по внешнему виду совсем непонятно, что за образ жизни выбирает человек, все в молодости прекрасны. Но и отношения с молодыми парнями так же мимолетны, как юность. Когда человек уже взрослый, то видно не только то, что дала природа, но и то, как он этим даром распорядился.
– Ну, да, и паттерн поведения у человека обычно один для всего. То есть он и с тобой будет так же обращаться.
– Да, я это заметила. Что я как себя строго оцениваю, так и партнера жестко выбираю. Ты знаешь, теперь я чувствую себя намного лучше. Осознание того, что мои глаза и улыбка остались прежними, помогает мне видеть в себе что-то хорошее, несмотря на возрастные изменения, а осознание того, что мне в других не только юность интересна, оставляет надежду, что и я понравлюсь именно такая, как есть, и именно тому, кто мне подходит.
Анализ сессии "В зеркале я старая"
Рисование своего отражения в зеркале позволяет клиенту как бы дважды диссоциироваться от собственного Я: сначала при помощи отражения, а потом – отразив это отражение на рисунке. Когда человек дважды отсоединяет от себя то, что ему может быть болезненно или неприятно в себе видеть, он символически освобождается от этого признака и уже со стороны может рассмотреть это, не будучи во власти мучительных чувств.
Действительно ли то, что он не принимает в себе, так ужасно, или, возможно, это не его решение, а чья-либо проекция? Марии зеркало помогло как бы «разделить» себя на фрагменты, чтобы потом вновь собраться воедино. Также в процессе сессии клиентке удалось вернуть себе свою проекцию жесткого отбора на основании совершенно не ее идеалов. В данном примере показаны современные социальные стереотипы о том, что молодость – первейшее качество для выбора партнера. Однако в процессе сессии Марии удалось увидеть, что то, что ей нравилось в молодости, совершенно не подходит ей теперь. Более того, она видит это утомительным и бессмысленным. Вернув эту проекцию себе, Маша смогла осознать чего же хочет она САМА, и перестать быть объектом чужого выбора.
Свидетельство о публикации №224070200676