Китайский сервиз
Вот уже попадаются небольшие рощицы смешанного леса, первые берёзы и посадки клёна, далее среди берёз можно заметить редкие дубы, а вот уже за окном и целые дубравы. При появлении первых холмов, по их склонам как часовые стоят молодые сосны. Ближе к Сызрани лесной покров становится гуще, поезд несётся по зелёному коридору, образованному зарослями сосен, берёз и дубов.
По скалам первых уральских отрогов, затянутым со стороны железной дороги металлической панцирной сеткой, попадаются ели, заросли которых становятся всё гуще и гуще. Наш поезд быстро проносится мимо старых, полуразрушенных станционных построек бывших разъездов и полустанков.
В плацкартном вагоне чисто и прохладно, тихонько позвякивают ложечки об край гранёных стаканов, вставленных в фирменные подстаканники. За время поездки меняются и наши попутчики. Это и капитан дальнего плавания едущий, после длительного рейса, домой, это и волонтёр студентка Башкирского Государственного университета.
В Самаре шумной толпой погрузились футболисты молодёжной команды в сопровождении своих подруг. Теперь понятно, почему наш футбол в пролёте. Ещё играть толком не научились, но уже устроили в вагоне пьяный ночной дебош – проводнице, после неоднократных увещеваний распоясавшихся «футболистов», пришлось вызывать охрану поезда. После этого вся команда сидела тихо до самого Челябинска.
После Уфы количество пассажиров в вагоне сильно уменьшилось, следующая ночь прошла без шумных попутчиков. Ранним утром мы прибыли на станцию старинного купеческого города Кунгур. По сравнению с Астраханской областью здесь довольно прохладно и зябко.
На небе переменная облачность, временами выглядывает солнышко, но прогноз обещает после обеда дождь. Дождь здесь лил уже целую неделю, но из-за особенностей грунта луж совсем немного, так что мы без труда добрались до квартиры наших родственников.
Очевидно, что-то перепутав, нас тут ждали только через сутки, поэтому наш приезд вызвал некоторую суету и небольшой переполох. Мы же, пока позволяет погода решили, не откладывая в долгий ящик, пройтись по городу и посмотреть его достопримечательности.
Мне нравится бродить по этому городу с богатой историей в прошлом, много знаменитых и уважаемых людей родом отсюда. Проживают здесь и потомки выходцев со Слобожанщины, которые с войском Ермака переселились на Урал, а не как мои предки на Волгу.
Проходя по городским улицам Кунгура, рассматриваю старинные купеческие дома, в которых до сих пор живут люди. Дома ещё в приличном, ухоженном состоянии, с болью вспоминаю руины точно таких же купеческих домов в Капустином Яре, угробленных равнодушием и безразличием местной власти. В Кунгуре почему-то они сохранились и на многих видны следы свежего ремонта, видимо деньги на их содержание местная администрация находит. Видимо эта традиция была заложена ещё первыми поселенцами, купцами и меценатами города Кунгур.
Нам посоветовали посетить местные музеи, намекнув на то, что там имеются интересные экспонаты. Кунгурские купцы вели своё дело не только в пределах Российской империи, активно велась торговля с далёким Китаем, где приобретались различные товары и поставлялись туда товары местных производств. Советовали обязательно не обойти вниманием и посмотреть представленный в музее китайский сервиз, узнать необычную историю его обретения.
С огромным любопытством посетили Музей истории купечества, основанный в 2007 году в красивейшем историческом здании Малого гостиного двора, которое построил в 1874 году купец М.И. Грибушин. Вначале это здание имело двенадцать входов, вся его территория была поделена на двенадцать арендных лавок, где торговали сахаром, чаем и сопутствующей чайной церемонии товаром.
Проходивший через город Кунгур Большой Сибирский тракт, соединяющий центральные районы Российской империи с Дальним Востоком, способствовал развитию торговли и производства. С давних пор в Кунгуре было развито кожевенное производство, здесь освоили выделку шкур, снабжали всю Россию красной юфтью, отправляли в Китай сафьян. Местные мастера шили сапоги, коты, ботинки и башмаки, тонкие гетры и элегантные гусарики, изготавливали кожаные саквояжи, а из обрезков шили рукавицы и перчатки, толстые кожи шли на шорный товар.
Кожевенное производство благополучно пережило ряд революций, коллективизацию и войны, но не смогло пережить перестройку – было разрушено до основания. Даже вместо красивейшего Дома культуры Машиностроителей построили какой-то безликий сарай, больше напоминающий склеп. Клуб обувщиков вообще канул в Лету.
Когда-то огромным кожевенным предприятием с историей, начиная с 1793 года, были заводы владельцев В.Е.Фоминского и Л.И. Сартакова. Их мастера могли выделывать чёрные и белые кожи, шагреневые, лакированные и замшевые. Из них изготавливали, в том числе и модельную женскую обувь, которую хорошо продавали на ярмарках по городам России.
Распродав товары кожевенного производства, купцы везли из Китая огромные партии чая. Чтобы китайский чай стал популярным, а главное доступным для простых людей, купец Алексей Губкин в 1840 году открыл свою фирму, имевшую чаеразвесочное оборудование и торговавшую чаем.
Имея товарооборот более 6 миллионов рублей, Губкин не прятал их в мошне или за границей, а занимался общественной деятельностью и благотворительностью. Так в неурожайном 1877 году целый год более 600 кунгурских семей получали бесплатно хлеб закупленный Губкиным. Кроме того, в этот же год он основал первое на Урале техническое училище, потратив на это больше миллиона из личных средств.
В память о своей умершей четырёхлетней дочери Лизе, основал Кунгурский Елизаветинский Дом призрения для маленьких девочек-сирот из беднейших слоёв населения. Чтобы обеспечить содержание этого дома и в дальнейшем обеспечить выпускниц небольшим приданным, Губкин положил в банк на счёт этого заведения значительную сумму, проценты с вклада служили источником средств на нужды Дома призрения.
По заложенной традиции, меценатством продолжили заниматься наследники и потомки Губкина. Его внук – Александр Григорьевич Кузнецов продолжил чайное дело деда, реформировал в торговый дом, а затем в Товарищество по продаже цейлонских чаёв. Его магазины были открыты во всех крупных городах Российской империи и за рубежом.
Созданное Товарищество, председателем которого, за длительную и верную службу приказчиком у А.С. Губкина, был избран А.Е. Владимиров, располагало заводом по производству прессованных чаёв в городе Ханькоу непосредственно в Китае. Их торговые агенты жили и прудились на благо Товарищества во многих китайских городах и на острове Цейлон.
Кроме Губкина, торговавшие сахаром и чаем знаменитые купцы Грибушин, Пономарёв и Кузнецов открыли свои конторы по всему Китаю и в Лондоне, большие партии чая закупались прямо с плантаций и на лондонском чайном рынке. Там же приобретались и сопутствующие товары, такие как столовые приборы и чайные сервизы из китайского фарфора.
В Кунгуре есть красивейший Свято-Никольский собор, он построен Кузнецовым над могилой своего деда А.С. Губкина. На средства Кузнецова издавались книги, строились биологические станции в Севастополе и Виллафранке (Италия), возводились храмы по всей империи.
Во время летнего отдыха мы посетили Форосский храм Воскресения Христова на Красной скале и обнаружили там небольшой памятник гласящий, что этот храм возведён стараниями и на средства Александра Григорьевича Кузнецова. Оказывается, Кузнецов купил в Крыму в небольшой деревне Форос участок земли, куда организовал проведение телефонной и телеграфной связи, электричества, построил там небольшой, но роскошный усадебный дворец, создал при нём Форосский парк, возвёл рядом пристань, что послужило толчком для развития всего Фороса. Именно в этом дворце отсиживался печально известный Горбачёв.
Экспозиция Музея истории кунгурского купечества занимает немного места – всего один, протяжённый зал, да и экспонатов не слишком много, но сохранена доброжелательная, уютная атмосфера. Особенно запомнился один из экспонатов выставки – китайский фарфоровый сервиз, особенно его история находки.
Что такое фарфор? Это особый вид керамики, который делают из смеси белой глины, кварца, полевого шпата и нескольких других компонентов. Когда эту смесь обжигают при высокой температуре, она становится белой, как снег, и немного прозрачной, при этом очень прочной и не пропускающей воду. Поэтому, с давних пор, его используют для изготовления столовой и чайной посуды.
По преданию, история фарфора берёт своё начало с древнего Китая, где мастера создали из белой глины уникальный материал под названием «порцелин». Это ещё не настоящий фарфор, а его несовершенная версия, содержащая в своём составе железо, из-за которого изделия имели оттенок от блёклого серого цвета до коричневого оттенка. Да и обжигались изделия из глины при довольно низкой температуре, что сказывалось на прочности и полупрозрачности готового изделия.
Повышая своё мастерство, постоянно экспериментируя, китайские мастера постепенно усовершенствовали технологию изготовления фарфоровых изделий. Сформировав пять центров мастерства по изготовлению гончарных изделий, где применяли восемь уникальных систем обжига, получали столько же видов фарфора.
Одним из них считают довольно редкий и ценный вид – жуяо, который получали в специальных высокотемпературных печах. Сразу после обжига китайские мастера покрывали ещё горячее изделие небесно-голубой глазурью, при этом, чтобы изделие не прилипало к поверхности подставки, у него нижнюю часть оставляли без покрытия. Сейчас эта технология давно утеряна, поэтому оставшиеся изделия имеют баснословную цену и хранятся только в запасниках музеев и в частных коллекциях.
Другие изделия этого периода времени, изготовленные по другим технологиям, отличаются однотонностью фарфора чёрного, белого, пурпурного, синего и других цветов. Отличительной чертой мастеров города Цзиндэчжэнь являются фарфоровые изделия белого полупрозрачного фарфора, этому способствовали залежи в этом районе качественной белой глины.
Эта белоснежная посуда хорошо подходила для декорирования, поэтому широкое распространение получила роспись по фарфору. Расписную посуду с большим удовольствием покупали на рынке, даже по более высокой цене. Активная торговля с Персией, откуда купцы привозили кобальт, послужила зарождению производства знаменитого сине-белого фарфора.
По знаменитому Шёлковому пути купцы из разных стран активно экспортировали ещё один вид изделий из фарфора – селадон, изделия с характерным ярко-зелёным цветом глазури. По поверью считалось, что если положить в такую посуду отравленную пищу, то посуда изменит свой цвет, что было очень актуально в период феодальных разборок в странах того времени.
Культурный обмен между странами способствовал изменению китайских сюжетов изображаемых на фарфоровой посуде. Так, иранские мастера стали украшать фарфоровые изделия сюжетами из китайской мифологии, изображая на поверхности керамики китайских драконов и мифических птиц феникс.
Турецкие мастера живописи украшали фарфоровую посуду орнаментами в виде цветов, растений или геометрическими мотивами с арабской вязью. Это была в основном фарфоровая посуда турецкого сине-белого цвета.
Привёзший впервые в Европу фарфоровую посуду великий путешественник Марко Поло, стал первым проводником проникновения китайской культуры. Редкость и высокая стоимость фарфоровых изделий быстро стали символом высокого статуса местной аристократии. Европу буквально охватила настоящая «фарфоровая лихорадка». Заказчики отправляли китайским мастерам эскизы библейских сюжетов, фамильные гербы, сюжеты мифов Древней Греции, платили за это баснословные деньги.
Уже тогда европейские мастера пытались разгадать секрет китайского фарфора. Поворотным моментом для европейской истории производства фарфора стало открытие каолина — ключевого компонента, придающего изделиям из фарфора ту самую знаменитую прочность. Лишь в самом начале восемнадцатого века немецкий алхимик Иоганн Бёттгер разгадал секрет китайского фарфора, и в Саксонии, где жил Беттгер, появилась Мейсенская мануфактура.
Моду на изделия из фарфора в Россию принёс Петр I после своего путешествия по Европе. Император загорелся идеей наладить производство изделий из фарфора в стране. Однако изготовители хранили рецепт в секрете. России приходилось импортировать фарфор большими партиями, как из европейских стран, так и из Китая.
Лишь во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, химик Дмитрий Виноградов, ученик и друг Михаила Ломоносова, после возвращения из Европы создал свой уникальный состав, после чего началась история русского фарфора. Уже к середине восемнадцатого века в Санкт-Петербурге были получены первые качественные образцы фарфоровой посуды.
Вскоре на производстве, названном Императорский фарфоровый завод, начался выпуск посуды, табакерок, ваз различного назначения и декоративных фигурок. Изделия этого завода пользовались огромным спросом не только в России, но и за её пределами. Буквально через несколько лет, по всей России, где находили залежи пригодного сырья, стали строить фарфоровые заводы, на которых выпускали не только отдельные виды посуды, но и целые сервизы, состоящие от нескольких сотен, до полутора тысяч предметов.
К середине девятнадцатого века в России, кроме Императорского завода, производили фарфоровую посуду мануфактура Франца Гарднера, после его смерти куплена Матвеем Кузнецовым и преобразовано в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий» М.С. Кузнецова. История кузнецовского фарфора начинается с фарфорового производства в районе Гжели, организованного купцом Я.В. Кузнецовым. Его сын – купец Терентий, заручившись опытом отца, основал фарфоровый завод в пустоши Дулёво, также вошедшее впоследствии в «Товарищество…» Матвея Сидоровича Кузнецова.
Оснащение цехов завода французским оборудованием позволило начать выпуск изысканных сервизов, используемых при российском императорском дворе, а также наладить выпуск недорогой, доступной всем слоям населения посуды. Изделия из кузнецовского фарфора, выставлявшиеся на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, поражали посетителей выставки богатством отделки и разнообразием.
Итак, что же нам поведал экскурсовод об истории появления в экспозиции музея необычайно красивого китайского сервиза из нескольких предметов. Хотя к названию «китайский сервиз» я, честно сказать, отнёсся скептически, разглядеть клеймо на донце изделий не позволяла закрытая стеклянная витрина, в которой были выставлены предметы сервиза. Скорее всего, это был сервиз из серии кузнецовского фарфора. Орнамент цветов среднерусской полосы навевает мне мысли на это, но нельзя однозначно исключать китайское происхождение сервиза, учитывая активность кунгурских купцов в Китае. Роспись на сервизе могла быть выполнена по предложенному эскизу рисунка с цветочными мотивами.
Довольно много сохранившихся старых купеческих домов, сейчас покупается новыми хозяевами. Крепкие кирпичные стены сохраняются, а пришедшая в негодность начинка меняется. Так одна семья получила в собственность особняк с красивой каменной кладкой. От длительной эксплуатации и неблагоприятного воздействия местного климата крыша, перекрытия и полы во всём доме требовали незамедлительного ремонта. Хозяин решил сразу начать ремонт в крыши и верхнего перекрытия.
Ремонт шёл длительно, но успешно. Дошла очередь до замены полов на первом этаже здания, а здесь нужно было начинать с прокладки коммуникаций под водопровод и канализацию. Бригада нанятых рабочих вручную приступила к рытью траншеи.
Через несколько часов, когда траншея уже имела нужную глубину, неожиданно один из рабочих наткнулся на деревянную крышку полуистлевшего ящика. Позвав хозяина, осторожно начали окапывать ящик со всех сторон. Ящик оказался не один, рядом был закопан второй такой же ящик. Приподняв крышку ящика, работники увидели завёрнутые в вощёную бумагу предметы.
Деревянные ящики истлели до такой степени, что при переноске могли развалиться в труху, поэтому предметы из них стали извлекать по одному с величайшей осторожностью и выносить на улицу, чтобы рассмотреть на свету. Когда развернули обёрточную бумагу, глазам собравшихся зрителей предстал изумительной красоты, изготовленный в Китае фарфоровый сервиз.
Он состоял из множества предметов, тут были украшенные цветочным орнаментом по бело-зелёному переходу тарелки, тарелочки, блюдца, чайные чашечки, сливочники, продолговатые блюда, супницы с такой же крышкой. Всё это великолепие сверкало на солнце и радовало глаз свежестью и яркостью красок.
Находку, хозяин особняка, передал кунгурскому музею. Часть найденного сервиза передали в один из музеев Санкт-Петербурга, где она заняла достойное место среди других экспонатов, а оставшуюся часть можно посмотреть в Музее истории кунгурского купечества.
Интересна экспозиция музея, рассказывающая о строительстве дорожного полотна Сибирского тракта, вижу во многом сходство строительства дорожного покрытия Владимирского Большого Извоза. Полотно дороги по всей ширине выстилалось вязанками хвороста, который сначала проливался смолой и засыпали землёй, потом покрывался камнем-булыжником, затем засыпался песком и укатывался специальными тяжёлыми катками.
Превосходному состоянию Сибирского тракта удивлялись даже иностранцы, которые путешествовали ранее по дорогам Англии и Франции. Вдоль тракта стояли верстовые столбы и были высажены берёзы.
Рядом с Музеем истории купечества тоже музей, но краеведческий, размещённый в доме воеводы, того самого, которого в фильме Пётр Первый приказал повесить на кунгурском базаре за мздоимство.
Напротив Музея истории купечества стоит, к большому сожалению не отреставрированный Гостиный двор – это единственный сохранившийся на Урале образец подобной постройки, аналог есть только в Костроме. В настоящее время Гостиный двор закрыт рисованным баннером, имитирующим его должный вид.
За Гостиным двором Соборная площадь, где до революции размещались два главных храма Кунгура – Благовещенский и Богоявленский. От всего ансамбля на Соборной площади осталась только Малая Алексеевская церковь, где до недавнего времени размещался читальный зал городской библиотеки.
Рядом с церковью стоит обелиск, ранее на нём была табличка, что он посвящён бойцам Красной армии, теперь установлена первоначальная табличка, повествующая, что обелиск установлен в честь защитников Кунгура, не давших захватить город войсками Емельяна Пугачёва. Опять незримая связь нашей местности с Уралом, именно наши Черноярские казаки пленили Пугачёва и передали властям. Если учесть, что по легенде гору Большое Богдо принесли буддийские монахи именно с Урала, то связь прямая - шучу.
К Соборной площади примыкает городской парк Культуры и отдыха, с обратной стороны которого, через дорогу друг от друга имеются два интересных для туристов магазина: «Гончарная лавка» и «Кунгурские сладости». Это настоящий рай для любителей сувениров и кунгурских медовых пряников. Расскажу маленький секрет – у «Кунгурской Ледяной Пещеры», которой будет посвящён отдельный рассказ, эти же товары значительно дороже.
К большому сожалению, наша пешая прогулка была прервана начавшимся проливным дождём, который постоянно преследовал нас в последующие дни нашего пребывания в городе Кунгур. Жаль, но красивый город с большой историей постепенно умирает. Практически все промышленные предприятия города или обанкрочены и порезаны на металл, как старейшая обувная фабрика, как знаменитый Машзавод, выпускавший до недавнего времени буровые установки, или переведены в областной город, как и большинство учебных заведений города.
Перспектив для молодёжи практически нет, предлагается сплошная купи-продайка. Реки Сылва и Ирень сильно обмелели, посреди русла образовались поросшие кустарником острова, растут только кладбища на Ледяной горе.
Неожиданно обнаружили полное отсутствие сказаний и легенд о таком замечательном городе Пермского края. Наверняка в городе и прилегающих посёлках случались необычные интересные явления и происшествия. Это целое поле непаханое для местных историков, краеведов и этнографов города, берите пример с Крыма, там сотни сказаний и легенд в разных вариациях.
Свидетельство о публикации №224070200681
Благодарю за прекрасный слог очерка и за информацию!
Мост Будущее 31.07.2025 21:35 Заявить о нарушении
Евгений Селезнёв 01.08.2025 12:43 Заявить о нарушении
Благодарю за участие в журнале!
С уважением
Диана
Мост Будущее 01.08.2025 13:27 Заявить о нарушении