На перевале
Приличная дорога закончилась. Впереди несколько километров гравийки с большими и не очень выбоинами. Для ГАЗ-66 это направление не препятствие, только поактивнее на топку и поразмашистей рулевым колесом. Водителя и пассажира хорошенько покачивает, местами, потряхивает… Конечно, кругом махровая пыль, от которой в жару в кабине грузовика не скрыться. Хорошо, что встречные машины редко попадаются на нашем пути. Здесь ездят только местные и военные.
Шишига медленно взбирается в гору. Видимость и так никакая, а тут еще эта пыль. Водитель притормозил, выскочил из кабины и быстрыми движениями серой, видавшей виды, тряпкой попытался стряхнуть с лобового стекла такую же пыль.
- Ты че тормозишь в неположенном месте? – спросил прапорщик, сопровождающий груз, коим забит весь кузов грузовика.
- Впереди самое узкое место на этом участке дороги, там два грузовика не разойдутся. С одной стороны, почти отвесная скала, с другой – обрыв, потому, нужно смотреть в оба, – ответил рядовой.
- Невдалеке постреливают, а говорили, что дорога спокойная, в глубоком тылу… – констатировал прапорщик.
- На противоположном склоне бой начался, спокойно сказал солдат. – Смотрите, товарищ прапорщик, в небе «Крокодил» (вертолет Ми-24) появился.
- Значит, серьезный бой завязался… Наши с неба огня запросили! А мы тут… Это какой у тебя рейс через перевал? – решил уточнить прапорщик.
- Третий, – ответил водитель и надавил на педаль акселератора.
Несколько минут водитель и пассажир ехали молча.
- Все стихло? – поинтересовался прапорщик.
- «Крокодил» точку накрыл или уходят… – предположил солдат.
Где-то рядом раздался глухой звук автоматной очереди… И снова тишина, опять в кабине слышен только шум колес и мелкая дробь от разлетающихся в разные стороны камешков.
- Товарищ прапорщик, у нас проблема нарисовалась.
- Что случилось?
- По машине очередь была, мы горим...
- А че не тормозишь? Надеюсь, огнетушитель есть?!
- Остановимся, сразу шмальнут. И характеристики груза нашего вы лучше меня знаете… Щас, как факельнем!
- Что предлагаешь?
- За поворотом начинается крутой спуск. Хватаем оружие, личные вещи и выпрыгиваем. Там есть одна площадка, на которой можно закрепиться. Это наш единственный шанс. Газон покатится по прямой и в пропасть. – И воду не забудьте, товарищ прапорщик!
- Понял, не дурак.
- Поздно! Автобус с местными нарисовался! Прыгайте, товарищ прапорщик!
- А ты?!
- Попробую нашу зажигалку в сторону отвести!
- В обрыв? Погибнешь!
- Догадливый вы, товарищ прапорщик… Начинаю разгон. Меня так учили… Прыгай, я тебе говорю. Броник не забудь и автомат мой бери, может, пригодится. Прощай, не поминай лихом...
***
- Уважаемые коллеги! Мы с вами от смотровой площадки дальше проследуем пешком до верхней точки дороги, идущей через перевал. На месте, где горящий грузовик, управляемый военным водителем, пробил ограждение из валунов, свалился в пропасть и взорвался, местные жители соорудили памятник неизвестному солдату, – сказал экскурсовод, сопровождавший делегацию. – Как вы вскоре убедитесь, он и по прошествии нескольких десятилетий поддерживается жителями близлежащих кишлаков в хорошем состоянии.
- Почему местные памятником занимаются и почему неизвестному солдату? – последовал вопрос от одного из членов группы.
- Водитель ценою собственной жизни отвел горящий ГАЗ-66 от автобуса, в котором ехали женщины и дети. Пожар и врыв автомобиля на этом участке дороги не оставляли им никаких шансов на спасение. – Дети, ехавшие тогда в автобусе, выросли, но тот день они запомнили на всю жизнь. – Почему неизвестный? Не до того официальным властям было..., – ответил экскурсовод.
- Через несколько минут мы все исправим. Сегодня будет установлена памятная табличка с указанием фамилии, имени и отчества нашего героя, – констатировал Сергей Михайлович.
- Наконец, и господин Иванов догнал нашу группу. Сергей Михайлович! По дороге на перевал вы с мельчайшими подробностями рассказали нам о том трагическом дне. Я много времени потратил, чтобы по крупицам собрать необходимый материал о погибшем на перевале солдате. Военные неохотно идут на контакт, часть архивов историкам до сих пор недоступна. Откуда у вас такие сведения? – поинтересовался экскурсовод.
- Если помните, в рассказе о совсем молодом водителе я упоминал прапорщика, сопровождавшего груз? Я и был тем самым прапорщиком... – Извините… Я вас догоню. Мне нужно несколько минут побыть одному, – сказал Сергей Михайлович и сошел с тропы.
Июль, 2024
Свидетельство о публикации №224070200914