Его работа - нести в мир добро

Знаете ли вы профессию, которую невозможно представить без палочки? «Это понятно, гаишники», – ответит большинство. Верно, но не совсем: в руке у инспектора ГИБДД жезл. А мы расскажем вам о дирижере, в руке у которого часто бывает палочка – изящная, тоненькая, хрупкая – символ яркой, творческой, удивительной профессии. Знакомьтесь: дирижер хора мальчиков «ЭХО» Николай Алексеевич Аршинов, Санкт-Петербург.

«ЭХО» и его история

Окончив консерваторию, он получил диплом с солидным названием своей специальности – «дирижер академического хорового коллектива». Впрочем, для этого потрудиться пришлось немало.
Наш собеседник родился в Петербурге в марте 1994 года. После окончания 9-го класса юноша поступил в музыкально-педагогическое училище, но быстро понял, что это не его стезя: он хотел быть руководителем хора, и после первого курса перешел в музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова. А затем Николай появился уже в Петербургской консерватории имени все того же великого композитора. Он понимал, что мастерства без практики не достичь, поэтому, еще находясь в стенах консерватории, стал руководить младшим хором в Доме детского творчества Красносельского района города на Неве. Со временем Николай Аршинов стал руководителем концертного хора.

Хор мальчиков «ЭХО» был образован в 1988 году в стенах Дома детского творчества Красносельского района (в то время использовалась аббревиатура ДДЮТ). А начиналось все с Татьяны Васильевны Филипук. Именно она была создателем и художественным руководителем этого коллектива с 1988 по 2008 год. К сожалению, в 2008-м она ушла из жизни, и за четыре года у этого хора сменилось несколько руководителей, а у семи нянек сами понимаете, что бывает: с городских, российских, международных площадок коллектив ушел на районный уровень. Кто помог вернуть этому коллективу былую славу? Сначала Полина Дмитриевна Аристова, с которой начал работать герой нашего рассказа, а в 2012 году Николай Аршинов сам стал его руководителем, продолжив и умножив лучшие традиции. Тогда он дал себе слово: «Я вернусь сюда и сделаю тот коллектив, который был при ней, я верну ему былую славу». Это была не бравада, а клятва выпускника хора и бывшего ученика Татьяны Васильевны. Теперь Николай Алексеевич – лауреат международных конкурсов, и его дружный талантливый коллектив гордится своим руководителем.
За исполнительское мастерство и обаяние ребята получили право выступать на самых престижных площадках Северной столицы: в Капелле им. М.И. Глинки, Большом и Малом залах Филармонии, Малом зале Консерватории, БКЗ «Октябрьский». За долгую творческую жизнь хор много раз гастролировал по России и за рубежом, неоднократно становился лауреатом престижных всероссийских и международных конкурсов.

– В чем плюсы и минусы Вашей работы?
– Про минусы я ничего не смогу вам сказать, потому что я их не замечал и не замечаю. А плюсы – работа с детьми. Когда ты понимаешь, что не просто ведешь урок музыки, а что-то хорошее вкладываешь в их головы, развиваешь мышление, это огромный плюс. Моя работа – нести в мир добро, и меня эта миссия привлекает.

«Я что, правильно работаю?»

А может быть, ключ к успеху Николая Аршинова в его перфекционизме? В том, что он всегда стремится к поиску идеала? И результат этого стремления – его победы.
2019 год. Международный фестиваль-конкурс хоровых коллективов «Радуга», после чего будут объявлены участники гала-концерта и победители. В жюри мастодонты хорового искусства. Тогда придирчивый Николай Алексеевич подумал: «Мы спели неплохо. Для гала-концерта...». Вечером звонок: «Приглашаем вас завтра на розыгрыш Гран-при». Как? У нас первое место? «Да, первое место за вами, а теперь вы претенденты на Гран-при».
2020 год. Детско-юношеский хоровой чемпионат мира. Здесь собрались серьезные хоровые коллективы, и «ЭХО» получил приз зрительских симпатий:
– Я на всю жизнь запомнил одну фразу директора фестиваля Игоря Матюхова: «Главное – быть первым, главное – быть лучшим, но самое главное – чтобы вас любил слушатель, зритель. Главный ценитель – не члены жюри, не комиссия, а именно зритель!». Тогда мы забрали несколько специальных дипломов!!! И я подумал: «Я что, правильно работаю?».

– Бывали моменты, когда вы теряли веру в себя?
– Бывали. В молодости всегда случаются взлеты и падения. Однажды тебе кажется, что вот он, тот самый взлет: и творческий, и карьерный, и вдруг все это куда-то уходит. Вроде бы продолжаешь начатое в том же ключе, поступаешь так же, как и раньше, а результат (я имею в виду конкурсы) падает, тебя уже не удовлетворяет. Лет пять-шесть назад меня это задевало, я спрашивал себя: «Ну как же так? Может, это не мое, может, надо уйти?». А сейчас я понимаю: так бывает, поэтому начни все сначала, поищи другие приемы. И через какое-то время осознаешь, что не так все и плохо, а временами даже хорошо и отлично.
– Опишите свой рабочий день.
– Дни складываются по-разному: бывает даже, правда, редко, когда я могу выспаться и поехать на работу после обеда, а чаще всего я работаю с 9 утра 9 вечера. Это занятия, то есть моя основная работа, а также репетиции, конкурсы, поездки.
– Какого возраста дети?
– Я работаю с разными детьми: младшие группы 7–9 лет, группы среднего возраста 10–12, старшие 14–15. Занимаюсь с ними группами, по 12 человек, разучиваем какое-нибудь произведение по голосам. Впрочем, раз в неделю я собираю их вместе, а это уже мой сводный хор «ЭХО».

Подводные камни и немного личного

Его хор по-прежнему завоевывает призы на таких ответственных мероприятиях, как международные фестивали и конкурсы, впрочем, сейчас это непросто. А коллектив постепенно становится смешанным: здесь уже и мальчики, и юноши 9–10-х классов.
Несколько лет назад Николай Алексеевич стал преподавателем отделения хорового дирижирования в Ленинградском областном колледже культуры и искусства – одном из немногих отделений среди средних учебных заведений культуры Северо-Западного федерального округа. Здесь молодежь проходит радостный и непростой путь к певческому искусству. Нагрузка увеличилась, но наш сегодняшний герой любит свою работу, и это главное.
– Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
– Не предал бы. Предательство нельзя простить.
– По какому принципу Вы живете?
– Я всегда помню и говорю своим ученикам о том, что добро всегда отзывается добром. Даже если тебе не отвечают взаимностью, делай добро, потому что потом тебе воздастся, зачтется.
– Вы сами пришли к этой позиции?
– В детстве этот принцип мне привили родители, а в дальнейшем книги, я и сам давно уже убедился в этом.
– Чем Вы занимаетесь в свободное время?
– Люблю путешествовать.
– Какие советы Вы можете дать новичкам?
– Делать свое дело добросовестно. Если ты руководишь хором, не важно, детский он или взрослый, профессиональный или любительский, не надо думать о зарплате. Да, зарплата небольшая, но мы идем сюда не за этим. Я хочу, чтобы хоровое искусство продолжало жить в нашей стране, я хочу видеть счастливые детские глаза… Нередко педагогу нужно вовлечь ребенка в музыку. Иногда спрашиваю у новичка: «Ты сам сюда пришел?» и слышу его шепот: «Нет, мама привела». Нет у него желания петь. А данные хорошие. Моя задача – вовлечь его в музыку, открыть его обществу. Хормейстеру, дирижеру хора, ступившему на этот путь, нужно учиться вовлекать ребенка в музыку.
– Ваши любимые книги (фильмы)?
– У меня два любимых произведения: роман «Анна Каренина» Льва Толстого (я его перечитываю по нескольку раз) и рассказ «Астральный полет души на уроке физики» Дины Рубиной. А фильмы люблю до сих пор советские, какое тогда было классное кино! «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Забытая мелодия для флейты»…

– Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
– Есть такие «камешки». Я объясню это недавней ситуацией из жизни. 2021 год. Идет конкурс. Мы подготовили «Балладу о матери» Евгения Мартынова. А есть временные рамки, в которые нужно уложиться: для розыгрыша Гран-при это время равно 3 минутам и 20 секундам. Наша «Баллада» не укладывается в эти рамки, потому что песня длится 5 минут 20 секунд. И все же мы решили ее исполнить – настолько она сильна и хороша. Основной посыл этой песни – донести, что война ходит рядом, и это страшно. Организаторы конкурса уговаривали меня взять другое произведение, мотивируя это тем, что с «Балладой» мы не получим Гран-при. Я ответил тогда, что в первую очередь мы поем для зрителей. И действительно, нам достается первое место, а Гран-при уходит в Пермь. До сих пор я убежден, что сделал правильный выбор, потому что мы видели слезы в зрительном зале, а это дорогого стоит. Впрочем, тогда я получил еще специальный диплом – «Лучший дирижер конкурса», и члены жюри сами говорили, что лучший дирижер конкурса – это дирижер, который подготовил самый лучший коллектив этого конкурса.
– Как??? Вы лучший дирижер этого конкурса, а Гран-при присуждают тем, кто уложился в 3:20?!! Несправедливо.
– Да, несправедливо. Но я до сих пор считаю, что поступил правильно. Сокращать ничего нельзя было, иначе смысл терялся. Если Вы помните, там мать ждала сына с войны, прошло уже 30 лет, и вдруг она видит его на экране. У нас было не просто хоровое, а театрализованное исполнение. Хор поет на сцене, а после слов «Мать узнала сына в тот же миг, и пронесся материнский крик» приглашенная мной солистка кричит из глубины зала, а потом поет: «Алексей, Алешенька, сынок!!!». В зале рыдали все…

Спина дирижера

В обязанности дирижера входит выбор репертуара для музыкального коллектива, разучивание музыкального произведения и обеспечение его гармоничного звучания, чтобы никто из исполнителей ни в коем случае не вступил ни раньше, ни позже. И если вдруг кто-либо будет в ударе и запоет громче, чем разрешено, дирижер тут же отреагирует и своей палочкой, рукой или просто глазами быстро успокоит разошедшегося исполнителя.
А вы знаете, что тот образ дирижера, к которому мы привыкли, сложился только к 19-му веку? И удивительно вот что: дирижер стоял лицом не к музыкантам, а к слушателям! Потому что тогда считалось стоять спиной к публике неприличным. Стоя к артистам спиной?! Та ещё картинка! А ведь как это неудобно и для дирижера, и для исполнителей! Однажды нашлись смелые люди, которые решили изменить такое правило. Первыми от этого неудобства отказались Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер. Дальше больше: композиторы-дирижеры Карл Мария Вебер и Людвиг Шпор впервые стали использовать для дирижирования небольшую тонкую деревянную палочку. Впрочем, в наше время некоторые дирижеры отказываются от дирижерской палочки. Ну а хоровые дирижеры всегда без нее, и наш Николай Алексеевич тоже. Возможно, потому, что кисть руки более выразительна и пластична…

– Что мешает Вам жить, а что помогает?
– Мешает жить общее образование школьников. Я человек постсоветской модели образования, то есть в начале 2000-х нас учили еще по старой советской школе, и я считаю, что мне и моему поколению повезло в этом. А сегодня мне мешает работать необразованность детей. Дети стали получать поверхностные знания. Например, если встречается в тексте слово «скрижаль», даже взрослые дети (8–9-е классы) не знают его. На заднем плане нередко оказывается тема Великой Отечественной войны, а мы не должны этого забывать. А это: «Будет даль голубою или ветер свинцов»? Мы понимаем, что в военных стихах свинец – это пуля, а младшие школьники предполагают, что, наверное, это свиньи летают… К сожалению, это та самая необразованность. Поэтому я все время повторяю: «Читайте больше, развивайте свое воображение, увеличивайте словарный запас. Вы будете не просто интересным собеседником, у вас долгие годы будет отлично работать мозг!». Я ожидаю, что, возможно, до кого-то достучусь. Ведь они все поголовно сидят в телефонных играх, а это жуткое оболванивание! У меня в хоре 26 человек, из них я уверен только в трех, кого родители не заставляют читать: они уже приучены к системному чтению. Это катастрофически маленькая цифра.
Вы заметили? Этот неравнодушный педагог, рассуждая об образовании, по-прежнему повернут лицом к своим подопечным, а не спиной!
– О чем Вы мечтаете?
– У меня было три мечты: первая – быть дирижером в академической капелле; вторая – выйти в Большой зал нашей Филармонии вместе с моим хором; и третья – выйти в Большой зал Московской консерватории.

Его первая мечта уже осуществилась: мальчики хора «ЭХО» помогли воплотить ее в жизнь уже несколько раз. Ну а что касается двух других, то никто не сомневается: все произойдет, и, возможно, очень скоро. Удачи Вам, наш сегодняшний гость, в исполнении желаний!


Рецензии