2. 13 Антикварные часы. Опасный вояж

      2.13 Вторая встреча с художником и обсуждение проекта

     Художник Юлю Азиз договорился с мадам Юварт-Крыскиной о встрече с целью обсуждения дальнейшей работы и реализации проекта. Встреча проходила в выставочном зале галереи современного искусства г. Анкара. Молодой художник Юлю Азиз сильно волновался. Он понимал, что от мнения этой «арт-старушки» зависит его карьера и его творческое будущее. Он взял с собой букет цветов, и как договаривались, - фотографии с картин. На всякий случай он прихватил бутылку белого, несладкого вина, которую, с разрешения директора, положил в холодильник служебного помещения.

       Рамадан, хозяин этой галереи, тоже был заинтересован в работе и встрече с мадам Юварт Крыскиной и в обсуждении их проекта, поэтому тоже, на всякий случай, с целью возможной длительной беседы, заказал сладости к чаю и фрукты.

     Мадам Юварт была как всегда точна, и в назначенное время, появилась в выставочном зале. Юлю Азиз, издалека, смущаясь, поприветствовал её, при этом, восхваляя Всевышнего. Она поблагодарила за внимание и цветы, села в кресло и, многолетним, отрепетированным жестом, достала из своей антикварной сумочки кисет с мундштуком, вставив сигарету, закурила, и стала излагать молодому художнику Юлю Азизу свою художественно-коммерческую идею:

    - Мне нравятся Ваши работы, я бы назвала стиль – нео-этно-духовный символический концептуализм. В них, на мой профессиональный взгляд, по-новому просматриваются древне-восточные, арабо-мусульманские культурологические традиции. А форма подачи замысла – совершенно современная, что и является весьма привлекательным для современного зрителя.

     Мой проект, пока имеет условное название «Новая архаика», и в этой, несколько необычной экспозиции, я предполагаю, будете участвовать Вы, вернее Ваши работы. У нас есть частично новая коллекция ювелирных украшений из драгоценных материалов и камней, в которой достойное место уделяется изделиям, так называемого  «тяжелого серебра» с массивными камнями, которые создают образы турецкой цветовой мозаики – это бирюза, лазурит, яшма, нефрит, красные кораллы, и восприниматься\ будет как будто некий ассоциативно-образный мозаично-текстильный коллаж.

     Думаю, что Вы уже улавливаете основную связь с Вашими работами, в которых присутствуют тоже древне-архаические ритмы, идущие также от мозаики, а также, сочетающийся с богатым и сложным многослойной, живописный техникой, с мерцанием и металлическим свечением.

      Юлю Азиз, опустив голову, молча слушал и делал вид, что рассматривает фотографии своих работ. Было видно, что он обдумывает услышанное, а мадам Юварт-Крыскиной продолжала излагать суть проекта:

     - С Ваших работ будут сделаны текстильные принты для модной одежды, возможно не полностью Ваше произведение, скорее всего какие-то фрагменты или отдельные элементы будут напечатаны на ткани. Некоторые элементы из Ваших композиций будут заимствованы и исполнены как ассоциативные образы в ювелирном исполнении. Эти украшения демонстрируются на манекенщицами, которые одеты в модные наряды на основе Ваших произведений. Я представляю, что рядом с подиумом в экспозиционном пространстве также находятся подлинники Ваших работ. Предвижу Ваш вопрос, и отвечаю, что авторство на все Ваши произведения сохраняется, будет издан каталог с моей искусствоведческой статьей и с репродукциями работ. Как Вы относитесь к такому предложению?

      Художник не знал, что ответить, потому что ему предлагалось использовать его живописные станковые картины в качестве какого-то фона для другой, ювелирной коллекции. Конечно выглядело это предложение несколько унизительно, а не как самостоятельная экспозиция авторских произведений.

      Мадам Юварт, как бы предвидя вопросы и, читая его мысли, ответила:

      - Неправда, такой показ будет только один день, ну, может быть два-три дня, а в остальное время Ваши произведения экспонируются самостоятельно, с Вашей фамилией, с Вашими названиями. В этом же заде будут представлены и наши ювелирные украшения, которые, естественно, находится в специальных прозрачных, экспозиционных витринах под сигнализацией. Поймите, это не только наша выставка, это Вам реклама, вся экспозиция строится на Вашем же материале, Вы можете во время показа тоже продавать и свои работы, а может быть, кто-то сделает Вам заказ на живописное произведение или в каком-то ином направлении. А в будущем, имея определенные средства, сможете участвовать на выставках различных уровней, в том числе и персональных.

      А как же Вы хотите, чтобы о Вас узнали в художественном пространстве? Развесить картины на стены выставочного зала и ждать хороших покупателей и ценителей искусства. Не будет ничего такого, организация и вывод нового художника на арт-рынок – это тоже искусство, только арт-менеджеров.

     Если мое предложение Вас не заинтересовало, то, пожалуйста, работайте самостоятельно или с другими арт-специалистами. Второй раз подобное предложение Вам никто не сделает. А на начальном этапе, я знаю, что прежде всего, нужно раскрутить имя художника, а только потом он сможет творить и продавать свои работы только под контролем, никто не позволит тебе обрушить цены на искусство.
И лишь потом, когда выйдешь в свободное плавание, сможешь быть самим собой, а на самом деле, твои работы вращается на арт-рынке, ими торгуют арт-дилеры. Да, поймите, нынче конкуренция просто колоссальная, художники, расталкивая друг друга локтями, пытаются вскочить, в строится в региональную, а лучше в мировую тусовку. Поэтому они сегодня вынуждены рекламировать себя любыми способами, размещая фото своих работ даже на кофейных, чайных, конфетных упаковках или других товарах, печатать свои картины на футболках.

       Итак, если Вы даёте согласие, тогда переходим к обсуждению юридических и финансовых вопросов. Я предупреждаю Вас, что работаю только на договорных условиях, скрепленных нотариусом, и никаких устных договоренностей, потому что здесь вращаются большие деньги, а в договоре мы укажем всё, даже фор-мажорные обстоятельства.

      Финансовая сторона заключается в том, что я вкладываю в Вас деньги, и, естественно, хочу заработать, но и Вы получите за свою работу очень хорошее вознаграждение. Обычно, на начальном этапе существует рабочая схема от доходов, где 30% автору, а 70% на расходы, включая приобретение материалов, аренда нужных залов, организация специалистами рекламной деятельности, написание статей и издание их в дорогих и нужных средствах коммуникации, выпуск престижного каталога, приглашение потенциальных покупателей и т.д.. Но и при такой схеме 30 процентов позволят автору иметь время и заниматься творческой деятельностью, жить - не бедствуя. А если художник будет заниматься всем сам, то скорее всего, он не получит доход, а может быть, уйдёт в минус, да ещё остаться должником.
Кстати, в дальнейшем схема доходов-расходов выравниваются: 50% автору и 50% на другие расходы, включая оплату другим специалистам, а в будущем, в свободном плавании, когда художник уже не в центре внимания, тогда  70% получает художник, а с каждой проданной работы, 30% - это оплата организаторам, проценты спонсорам и т.д. Безусловно, при таких условиях, многие финансовые тонкости зависят от разных обстоятельств.

      Завтра мы заключаем обоюдный договор прав, обязанностей и расписываем условия совместной деятельности, а потом Вы мне сообщаете реквизиты своего счёта в банке, и я Вам перевожу некоторую сумму на приобретение качественных материалов. Вы продолжаете творить, придумывать и делать новые работы. Мой совет, можно одну или несколько работ превратить и продолжить как серию, или как варианты предыдущих картин.  Я бы хотела, чтобы было в живописную структуру произведения введено сусальное золото, увеличивая восприятие в сторону роскоши и высоких цен.  А в некоторых работах, мне видится усиление композиции за счёт мозаичных, цветных элементов, напоминая нам драгоценных цветных камнях.

     Да, еще о размерах, примерно двадцать произведений желательно выполнить в больших размерах, примерно по высоте до двух метров, а другие - в меньших размерах, в пределах формата домашнего телевизора, но главное, чтобы бы они организовывались в серии или были задуманы как модульные, собирались в какую-то структуру. Я рекомендую попробовать выпустить серию в малых мини-размерах, с «ладошку». Кстати, изготовим наборы открыток, где будут наши и Ваши объекты.
Затем я сама лично отберу интересные холсты для печати на ткани, из которых будут изготовлены модели одежды. Фотографирование и сканирование будут проводить нанятые специалисты высокого уровня. Я даю Вам время – до шести месяцев. Первую экспозицию сделаем в Турции, в Анкаре, в этом выставочном зале современного искусства, а потом постараемся обкатать в турне по арабским странам, начиная с Дубае. Хорошо бы полностью продать коллекцию всех ювелирных экспонатов и все Ваши живописные картины, а также «портфель» заказов получить.

     Эти деньги, конечно, я вкладываю, являются авансом, которые, обязательно, будут учтены при окончании этого проекта. Вам сейчас нужно заниматься только творчеством, показывать мне каждую новую работу, и не беспокоитесь о всех других организационных проблемах. Безусловно, пока проект не будет запущен, никому о нём не рассказывать, работаете в режиме таинственности. Ведь забрать творческую, коммерческую идею всегда найдутся желающие, но обиднее всего, когда замысел уходит, извращается конкурентами, и не получается тот проект, который изначально задумывался.

       Всё, я в общих чертах рассказала о своих задумках, всё достаточно открыто, за исключением фамилий других специалистов, с которыми я буду работать, и об инкогнито-потенциальных покупателях, арт-дилерах, коллекционерах, бизнесменах и разных любителях изящного искусства. Поэтому я прошу быит молчаливым.

     Юлю Азиз сказал, что он даёт согласие, потому что его привлекает несколько моментов, это свобода творчества, когда можно работать без навязывания жесткой тематике и, пожалуй, главное, это высвобождение времени от всяких организационных проблем, так это же мечта любого художника, заниматься только любимым делом. А мои авторские права ,вроде бы, будут не нарушены, хотя, конечно, заимствование идей будет, но они все равно реализуются в других материалах и техниках, вторичное использование художественного произведения всегда было, и будет, и вне этого проекта, потому в творческой среде всегда присутствует процесс компиляции. 

     Вошёл директор и предложил:

     -  По бокалу вина или чашечке чая с турецкими сладостями, за успех начатого дела. Я понимаю, что этот проект будет совместный, и даже в виде тройного союза, ведь без меня и моей галереи может не состоятся новая идея!?

      (Продолжение следует)


Рецензии