Джоэль Бике. Пуританская практика размышления
Джоэль Бике
«Размышление применяет, размышление исцеляет, размышление наставляет» ( Иезекиль Калвервелл)1 Духовный рост призван стать частью христианской жизни верующих. Петр призывает верующих «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18). Гейдельбергский катехизис гласит, что истинные христиане являются членами Христа по вере и принимают участие в Его помазании. Силой Христа они воскрешаются к новой жизни и получают Святого Духа в качестве залога; силой Духа они «ищут горнего (Кол. 3:1)». Духовного роста можно только ожидать, поскольку «невозможно, чтобы те, кто насаждены во Христе истинной верой, не приносили плодов благодарения».2
Одним из препятствий для роста среди христиан сегодня является наша неспособность развивать духовные знания. Мы не уделяем достаточно времени молитве и чтению Библии и отказались от практики размышления. Как трагично, что само слово "медитация", когда-то считавшееся основной дисциплиной христианства и «важнейшей подготовкой и дополнением к молитвенной работе», теперь ассоциируется с небиблейской духовностью «Нью Эйдж». Мы справедливо критикуем тех, кто занимается трансцендентальной медитацией и другими упражнениями по расслаблению ума, потому что эти практики связаны с ложными религиями, такими как буддизм и индуизм, и не имеют ничего общего с Писанием. Такие формы размышления сосредоточены на опустошении ума, чтобы отстраниться от мира и слиться с так называемым Космическим Разумом, а не на том, чтобы привязыватьс к Слову, слушать и быть активным для живого,
личного Бога. Тем не менее, мы можем научиться у таких людей важности спокойного и продолжительного размышления.3
В свое время христианская Церковь была глубоко вовлечена в библейскую практику размышления, которая включала отрешение от греха и привязанность к Богу и ближнему. В пуританскую эпоху многочисленные служители проповедовали и писали о том, как размышлять.4 В этой главе мы рассмотрим пуританское искусство размышления, рассматривая природу, обязанность, способ, предметы, преимущества, препятствия и самоанализ с помощью размышления.5 С пуританами в качестве наставников, возможно, мы сможем восстановить библейскую практику размышления для нашего времени.
Определение, природа и виды размышления
Слово «размышлять» (или "медитировать") означает «глубоко думать». «Пока я размышлял, огонь горел», - сказал Давид (Пс. 38:3). Это также означает «говорить тихо, издавать легкие звуки". Это подразумевает то, что мы выражаем, когда говорим сами с собой». 6 Такое размышление включалл в себя чтение себе вполголоса отрывков из Писания, которые человек выучил наизусть. Библия часто говорит о размышлении. «Исаак вышел в поле вечером поразмыслить», — говорится в Быт. 24:63. Несмотря на сложную задачу Иисуса Навина по наблюдению за завоеванием Ханаана, Господь повелел ему размышлять над книгой закона день и ночь, чтобы он мог исполнить все, что написано в ней (Иис. Нав. 1:8). Понятие «размышление», однако, чаще встречается в Псалмах, чем во всех других книгах Библии вместе взятых. Псалом 1 называет благословенным того человека, который находит удовольствие в законе Господа и
размышляет о нем день и ночь. В Пс.63:6 Давид говорит о воспоминании Господа на
своем ложе и размышлении о Нем в ночные стражи. В Пс. 118:148 говорится: «Очи мои предваряют ночные стражи, чтобы мне размышлять о слове Твоем».7.
Размышления предполагают предмет. Форма размышления подразумевает весомые предметы. Например, философы размышляют о таких понятиях, как материя и вселенная, в то время как теологи размышляют о Боге, вечных установлениях и воле человека. Пуритане никогда не уставали говорить, что библейское размышление включает в себя размышления о Триедином Боге и Его Слове. Закрепляя размышление нга живом Слове, Иисусе Христе и написанном Слове Божьем, Библии, пуритане дистанцировались от фальшивой духовности или мистицизма, которые подчеркивают созерцание за счет действия и полет воображения за счет библейского содержания.
Для пуритан размышление тренирует как ум, так и сердце; тот, кто размышляет, подходит к предмету с помощью своего интеллекта, а также своих чувств. Томас
Уотсон определил размышление как «святое упражнение ума, посредством которого мы вспоминаем истины Божьи, серьезно размышляем над ними и применяем их к
себе». 8 Эдмунд Кэлеми писал: «Истинное размышление - это когда человек так размышляет о Христе, что его сердце воспламеняется любовью Христа; так размышляет об Истинах Божьих , что преображается в них; и так размышляет о грехе, что его сердце ненавидит грех». Он продолжал говорить, что для того, чтобы творить добро, размышление должна войти в три двери: дверь понимания, дверь сердца и чувств и дверь практической жизни. «Ты должен так размышлять о Боге, чтобы ходить, как ходит Бог; и так размышлять о Христе, чтобы ценить Его и жить в послушании Ему». 9
Размышление было ежедневной обязанностью, которая усиливала все остальные обязанности христианской жизни пуританина. Как масло смазывает двигатель, так и размышление способствует усердному использованиюсредств благодати (чтение Писания, слушание проповедей, молитва и все другие таинства Христа) 10, углубляет знаки благодати (покаяние, вера, смирение) и укрепляет отношения человека с другими (любовь к Богу, к собратьям-христианам, к ближним в целом).
Пуритане писали о двух видах размышления: случайном и преднамеренном. «Есть
внезапное, короткое, случайное размышление о Небесных вещах; и есть торжественное, твердое, намеренное размышление», - писал Кэлами. Случайная размышление берет то, что человек наблюдает с помощью чувств, чтобы «возвысить свои мысли к Небесному размышлению». Верующий использует то, что он видит своими глазами или слышит своими ушами, «как лестницу, чтобы подняться на Небеса». Именно это сделал Давид с луной и звездами в Псалме 8, Соломон с муравьями в Притчах 6 и Христос с колодезной водой в Иоан. 4.11 Томас Мантон объяснил: «Бог наставил старую церковь с помощью прообразов и церемоний, чтобы на основе обычного предмета люди могли возноситься к духовным мыслям; а наш Господь в Новом Завете учил с помощью притч и подобий, взятых из обычных функций и должностей среди людей, чтобы в каждом ремесле и призвании мы могли быть заняты в наших мирских делах с небесным умом, чтобы, будь то в магазине, или за ткацким станком, или в поле, мы все еще могли думать о Христе и небесах».12
Периодическое или «импровизированное» размышление13 относительно просто для верующего, потому что его можно практиковать в любое время, в любом месте и среди любых людей. Духовно мыслящий человек может быстро научиться одухотворять естественные вещи, поскольку его желания противоречат мирским желаниям, которые искажают даже духовные вещи.14 Как писал Мантон, «благодатное сердце подобно перегонному кубу [аппарату для перегонки], оно может извлекать полезные размышления из всего, с чем оно встречается. Как оно видит все вещи в Боге, так оно видит Бога
во всех вещах».15Почти в каждой пуританской книге о размышления упоминается периодическое размышление. Некоторые пуритане, такие как Уильям Сперстоу, Томас Тейлор, Эдвард Бери и Генри Лукин, написали о нем целые книги.16
Однако периодическое размышление таит в себе свои опасности. Епископ Джозеф Холл предупреждал, что, если оставить ее необузданным, такие размышления могут легко отклониться от Слова и стать суеверными, как это было в случае с римско-католической духовностью.17 Воображение должно быть обуздано Священным Писанием. Пуритане различались между собой в том, как далеко заходить в таком размышления. В «Путешествии паломника и традициях пуританской размышления» У. Мило Кауфманн указал, что в пуританском размышлении есть две расходящиеся традиции. Джозеф Холл, умеренный пуританин по богословской ориентации, но не по церковному устройству, проложил путь в развитии литературы о размышления среди пуритан посредством своей работы «Искусство божественного размышления», впервые опубликованной в 1606 году. Холл обуздал воображение в размышления, ограничивая его содержанием Слова. Это оказало большое влияние на Айзека Амброуза и Томаса Хукера, которые писали в 1650-х годах, а также на Джона Оуэна и Эдмунда Кэлеми, которые писали поколением позже.
Кауфман утверждал, что, в отличие от римско-католических писателей, большинство пуритан «не склонны размышлять о событиях в жизни Христа, а скорее о доктринах или конкретных положениях Писания». 18
По словам Кауфманна, Ричард Сиббс и Ричард Бакстер нарушили эту традицию, рекомендовав размышлять о таинствах и небесах. Сиббс, в частности, утверждал, что хотя душа может получить много вреда от необузданного воображения, она также может «иметь много хорошего от размышления». Представление небесных вещей в земных образах, например, представление Царства Небесного в терминах пира и союза со Христом как брака, предлагало «широкое поле для нашего воображения, по которому можно гулять... с большой долей духовной польз», писал Сиббс. 19 Кауфманн считал, что Бакстер, подчеркивая воображение путем сравнения объектов чувств с объектами веры, был тронут «Конфликтом душ» Сиббса . В свою очередь, Джон Беньян был вдохновлен написать «Путешествие пилигрима», в котором он применил свое воображение к широкому кругу тем, влияющих на духовное паломничество верующего.20
Хотя оценка Кауфмана имеет крупицы истины, он слишком мало сочувствует пуританскому страху позволить воображению свободно царствовать за пределами Писания. Пуритане справедливо опасались крайностей Ансельма, Игнатия Лойолы и других римских католиков в визуализации евангельских историй - в частности, ареста, суда, распятия и воскрешения Христа - чтобы раскрыть воображение через пять чувств.21 Более того, отрицательная оценка Кауфманом Холла и Амброуза не учитывала замечательную свободу, которую оба автора дали библейскому воображению и использованию чувств.22 Размышления Холла и «Взгляд на Иисуса» Амброуза свободно предавались размышлениям, не нарушая границ Писания. Этот баланс имеет решающее значение в пуританской традиции, и как таковые пуритане служат наставниками в том, как мы можем использовать освященное воображение.23
Самый важный вид размышления - это ежедневное, преднамеренное размышление, которой занимаются в определенное время. Кэлеми сказал, что преднамеренная размышление происходит, «когда человек выделяет… некоторое время и идет в личную комнату или на частную прогулку, и там торжественно и преднамеренно размышляет о вещах Небесных». Такое размышление сосредоточено на Боге, Христе и истине, как «пчела, которая обитает и пребывает на цветке, чтобы высосать всю
сладость». Это «акт размышления души, посредством которого душа возвращается к себе самой, рассматривает все, что она знает» о предмете, включая его «причины, плоды
[и] свойства». 24. Томас Уайт сказал, что намеренное размышление черпает из четырех источников: Писания, практических истин христианства, провиденциальных случаев (опытов) и проповедей. Проповеди являются особенно плодородными полями для размышления. Как писал Уайт, «Лучше услышать только одну проповедь и поразмышлять над ней, чем услышать две проповеди и не размышлять ни над одной». 25.
Некоторые пуритане разделили намеренное размышление на две части: размышление, которая является прямым и фокусируется на своем объекте, и размышление, которая является рефлексивным и фокусируется на человеке, который размышляет. Прямое размышление - это «акт созерцательной части понимания», тогда как рефлексивнле - это «акт совести». Прямое размышление просвещает разум знанием, в то время как рефлексивное наполняет сердце добротой.
Сознательное размышление может быть догматическим, имея в качестве своего объекта Слово, или практическим, имея в качестве своего объекта нашу жизнь.26 Томас Гоудж объединил несколько аспектов осознанной размышления в своем письме: «Намеренное и осознанное размышление - это серьезное обращение ума к какому-либо духовному или небесному предмету, обсуждение его с самим собой, с целью
согреть свое сердце, оживить свои чувства и возвысить свои решения до большей любви к Богу, ненависти ко греху и т. д.»27. Ричард Бакстер сказал, что «намеренное и торжественное» размышление отличается от «случайного и беглого» так же, как установленное время молитвы отличается от спонтанных молитв, произносимых
посреди повседневных дел.28 Оба вида размышления необходимы для благочестия; они
служат потребностям как головы, так и сердца.29 Без сердечного применения размышление не более, чем изучение. Как писал Томас Уотсон, «изучение - это нахождение истины, размышление - это духовное совершенствование истины; один ищет золотую жилу, другой выкапывает золото. Изучение - как зимнее солнце, которое имеет мало тепла и влияния: размышление... растопляет сердце, когда оно замерзает, и заставляет его падать в слезах любви».30
Обязанность и необходимость размышления
Пуритане подчеркивали необходимость размышления. Они говорили, что, во-первых, наш Бог повелевает нам размышлять над Его Словом. Этого должно быть достаточно. Они цитируют многочисленные библейские тексты (Втор. 6:7; 32:46; Пс. 19:14; 49:3; 63:3; 94:19; 119:11, 15, 23, 28, 93, 99; 143:5; Ис. 1:3; Лк. 2:19; 4:44; Иоан. 4:24; Еф. 1:18; 1 Тим. 4:13; Евр. 3:1) и примеры (Мелхиседек, Исаак, Моисей, Иисус Навин, Давид, Мария, Павел, Тимофей). Когда мы не размышляем, мы пренебрегаем Богом и Его Словом и показываем, что мы не благочестивы (Пс.1:2).
Во-вторых, мы должны размышлять над Словом как над посланием, которое Бог написал нам. «Мы не должны торопливо пробегать его, но размышлять о мудрости Бога в написании и Его любви в посылании его нам», - писал Томас Уотсон.31 Такое размышление разожжет наши привязанности и любовь к Богу. Как сказал Давид: «И я вознесу руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил, и буду размышлять о заповедях Твоих» (Пс. 118:48).
В-третьих, невозможно быть твердым христианином без размышления. Как
сказал Томас Мантон: «Вера тощая и готова умереть с голоду, если ее не питать постоянным размышлением об обетованиях; как говорит Давид в Пс.118. 92
: «Если бы закон Твой не был моим услаждением, я бы погиб в скорби моей»»32. Уотсон писал: «Христианин без размышления подобен солдату без оружия или рабочему без инструментов. Без размышления истины Божьи не останутся с нами; сердце будет жесткое, а память скользкая, и без размышления все будет потеряно».33
В-четвертых, без размышления проповедуемое Слово не принесет нам пользы. Чтение без размышления подобно глотанию «сырой и непереваренной пищи», - писал Скаддер.34 Ричард Бакстер добавил: «Человек может есть слишком много, но он не может переварить это хорошо».35 Уотсон писал: «Между знанием истины и размышлением об истине существует такая же большая разница, как между светом факела и светом солнца : поставьте лампу или факел в саду, и он не окажет никакого влияния. Солнце оказывает сладкое влияние, оно заставляет растения расти, а травы - процветать: так и знание подобно факелу, зажженному в понимании, который имеет мало или совсем не имеет влияния, он не делает человека лучше; но размышление подобно сиянию солнца, оно действует на чувства, согревает сердце и делает его более святым. Размышление приносит жизнь в истине». 36
В-пятых, без размышления наши молитвы будут менее эффективными. Мантон писал: «Размышление - это средний вид обязанности между словом и молитвой, и она относится к обоим. Слово питает размышление, а размышление питает молитву; мы должны слышать, чтобы не ошибаться, и размышлять, чтобы не быть бесплодными. Эти обязанности всегда должны идти рука об руку; размышление должно следовать за слушанием и предшествовать молитве». 37
В-шестых, христиане, которые не размышляют, не способны защищать истину. У них нет стержня и мало самопознания. Как писал Мэнтон, «Человек, который чужд
размышлению, чужд самому себе».38 «Именно размышление делает христианином», -сказал Уотсон.39 «Таким образом, вы видите необходимость размышления», - писал архиепископ Джеймс Ашер, - «мы должны решиться на этот долг, если когда-либо собираемся отправиться на небеса».40
Наконец, можно также добавить, что такое размышление является неотъемлемой частью подготовки проповедей. Без него проповеди будут лишены глубины понимания, богатства чувств и ясности применения. Директива Бенгеля для изучающих текст греческого Нового Завета отражает суть такой размышления: «Te totam applica and textum; rem totam applica ad te» (Применяйте всего себя к тексту; все его содержание применяйте к
себе).
Способ размышления
Для пуританских авторов существовали требования и правила для размышления. Давайте рассмотрим, что они писали о частоте и времени размышления, подготовке к нему и руководящих принципах для размышления.
Частота и время
Во-первых, благочестивое размышление должно быть частым - в идеале, дважды в день, если время и обязательства позволяют; определенно, по крайней мере, один раз в день. Если Иисусу Навину, как занятому командиру, Бог приказал размышлять о Его законе день и ночь, не должны ли и мы наслаждаться размышлением о Божьей истине каждое утро и вечер? Вообще говоря, чем чаще мы размышляем о Триедином Боге и Его истине, тем ближе мы узнаем Его. Размышление также станет легче. 41. Длительные интервалы между размышлениеми будут препятствовать их плоду. Как писал Уильям Бейтс: «Если птица надолго покидает свое гнездо, яйца остывают и не пригодны для производства; но там, где есть постоянная инкубация, тогда они приносят: так, когда мыоставим религиозные обязанности надолго, наши чувства остынут и охладеют; и они не годятся для того, чтобы производить святость и утешение для наших душ». 42
Во-вторых, установите время для размышления и придерживайтесь этого времени, советовали пуритане. Это поставит скобки вокруг обязанностей и защитит вас «от многих искушений к упущению», писал Бакстер. 43 Пусть это будет самое «своевременное время» для вас, когда вы наиболее бдительны и не напряжены другими обязательствами. Раннее утро - прекрасное время, потому что ваши размышления тогда зададут тон на оставшуюся часть дня (Исх. 23:19; Иов 1:5; Пс. 118:147; Притч. 6:22; Мк 1:35). Тем не менее, для некоторых вечера могут быть более плодотворными (Быт.24:63; Пс. 4:4). Дневная суета позади, и они готовы отдохнуть «в лоне Божием в сладостном размышлении» (Пс. 15:7).44. Используйте День Господень для щедрых доз времени для размышления. В своем Руководстве по публичному поклонению Богу вестминстерские богословы рекомендовали «чтобы свободное время между торжественным собранием общины или после него было потрачено на чтение, размышление и повторение проповедей».45 Томас Гоудж наставлял: «Если бы вы когда-нибудь вкусили сладость этой обязанности Божественного размышления, у вас было бы мало времени для пустых разговоров и праздных речей, особенно в День Господень».46 Бакстер спрашивал: «Какой
более подходящий день для восхождения на небеса, чем тот, в который наш Господь восстал из земли, и полностью восторжествовал над смертью и адом, и завладел небесами для нас?»47
Используйте также особое время для размышления. По мнению пуритан, к ним относятся следующие: «1. Когда Бог необычайно оживляет и укрепляет ваш дух. 2. Когда
вы ввергнуты в смущающие душевные муки из-за страданий, страха, забот или
искушений. 3. Когда посланники Божии призывают нас умереть; когда наши седые
волосы, или наши томящиеся тела, или какие-либо подобные предвестники смерти говорят нам, что наша перемена не за горами». 48 4. «Когда сердце тронуто Проповедью или Таинством, или наблюдением за каким-либо судом или милостью, или действием Божьего провидения, [ибо тогда] лучше всего ковать, когда железо горячо (Пс. 118:23)». 49 « Перед некоторыми торжественными обязанностями, как перед Вечерей Господней, и перед особыми моментами глубокого смирения, или перед субботой». 50
В-третьих, размышляй «обычно, пока не найдешь какую-то ощутимую пользу, переданную твоей душе». Бейтс сказал, что размышление подобна попытке развести огонь из сырого дерева. Те, кто упорствует, создадут пламя. Когда мы начинаем медитировать, мы можем сначала собрать только немного дыма, затем, возможно, несколько искр, «но в конце концов есть пламя святой привязанности, которое восходит к Богу». Упорствуйте «до тех пор, пока пламя не поднимется», сказал Бейтс.51 Будут времена, когда пламя не поднимется. Вы не должны продолжать бесконечно. «Не поддавайтесь лени и не создавайте повода для духовной усталости: дьявол имеет преимущество над вами в обоих направлениях», писал Мантон. «Когда вы истязаете свой дух после того, как он был истощен, это превращает работу Бога в рабство».52
Большинство пуритан не советовали тратить определенное количество времени на размышление. Однако Джеймс Ашер рекомендовал не менее одного часа в неделю, а Томас Уайт предлагал, «учитывая, что частей размышления так много, а именно: Подготовка, Рассмотрение, Привязанность, Решения и т. д. и ни одно из них не должно быть немного превышено, ибо чувства не так быстро возникают, и мы не должны прекращать раздувать огонь, как только он начинает пылать, пока он не разгорится как следует, полчаса [каждый день] можно считать наименьшим для новичков и час для тех, кто сведущ в этой обязанности». 53
Подготовка
Пуританские писатели предлагали несколько способов подготовки к эффективному размышлению, все из которых зависят «во многом от состояния твоего сердца»:
1. Очистите свое сердце от вещей этого мира - его дел и удовольствий, а также от
его внутренних проблем и волнений. Калами писал: «Молись Богу не только о том, чтобы ты избегал внешней компании, но и внутренней компании; то есть, чтобы избегал тщетных, мирских и отвлекающих мыслей». 54
2. Очистите свое сердце от вины и скверны греха и возбудите пламенную любовь к духовным вещам. Собирайте запас текстов Священного Писания и духовных истин. Ищите благодати, чтобы жить исповедью Давида в Псалме 118:11: «В сердце моем сокрыл я слово Твое , чтобы не грешить пред Тобою».
3. Подходите к задаче размышления с предельной серьезностью. Осознайте ее
весомость, превосходство и потенциал. Если вы преуспеете, вы будете допущены в само
присутствие Бога и снова почувствуете начало вечной радости здесь, на земле.55 Как
писал Ашер: «Это должно быть мыслью твоего сердца, я имею дело с Богом, перед
Которым все наго и непокрыто, и поэтому я должен быть осторожен, чтобы не говорить
глупости перед мудрым Богом, чтобы мои мысли не блуждали. Человек может говорить с
величайшим князем на земле, его разум занят другим; не поступай так, чтобы говорить с Богом; его глаз на сердце, и поэтому твоя главная забота должна быть в том, чтобы держать руль твоего сердца устойчиво. Подумай о присутствии Трех Лиц Троицы».56
4. Найдите тихое место для размышления, где никто не будет мешать. Стремитесь к
«уединению, тишине, покою, причем первое исключает компанию, второе шум, третье движение», - писал Джозеф Холл.57 Как только подходящее место найдено, придерживайтесь его. Некоторые пуритане рекомендовали держать комнату темной или закрывать глаза, чтобы устранить все видимые отвлекающие факторы. Другие рекомендовали ходить или сидеть на природе. Здесь нужно найти свой путь.
5. Сохраняйте благоговейную позу тела, будь то сидение, стояние, ходьба или лежание ниц перед Всемогущим. Во время размышления тело должно быть слугой
души, следуя ее чувствам. Цель состоит в том, чтобы сосредоточить душу, разум и
тело на «славе Божией в лице Христа» (2 Кор. 4:6).58
Руководящие принципы
Пуритане также предложили руководящие принципы для процесса размышления. Они говорили, что начинать нужно с просьбы о помощи Святого Духа. Молитесь о силе, чтобы обуздать ваш разум и сосредоточить глаза веры на этой задаче. Как писал Кэлеми, «я хотел бы, чтобы вы молились Богу, чтобы Он просветил ваше понимание, оживил вашу преданность, согрел ваши привязанности и благословил этот час для вас, чтобы через размышление о святых вещах вы стали более святыми, чтобы ваши похоти были более умерщвлены, а ваши благодати более увеличены, чтобы вы были более умерщвлены для мира и его суеты и вознесены на Небеса и к небесным вещам» 59.
Затем пуритане говорили читать Писание, затем выбирать стих или учение, над
которым вы будете размышлять. Они советовали обязательно выбирать относительно легкие темы для размышления в начале. Например, начните с качеств Бога, а не с
учения о Троице. И рассматривайте темы по одной за раз. Кроме того, выбирайте темы, которые наиболее применимы к вашим нынешним обстоятельствам и которые будут наиболее полезны для вашей души. Например, если вы духовно подавлены, размышляйте о готовности Христа принять бедных грешников и простить всех, кто приходит к
Нему. Если вас беспокоит совесть, размышляйте о Божьих обещаниях даровать благодать кающимся. Если вы финансово неблагополучны, размышляйте о чудесных провидениях Бога к нуждающимся.60
Теперь запомните выбранный стих(и) или какой-либо аспект темы, чтобы стимулировать размышление, укрепить веру и дать ей послужить средством Божественного руководства. Затем сосредоточьте свои мысли на Писании или библейской теме, не напрягаясь дальше того, что открыл Бог. Используйте свою память, чтобы сосредоточиться на всем, что Писание говорит о вашем предмете. Рассмотрите прошлые проповеди и другие назидательные книги. Используйте «книгу совести, книгу Писания и книгу творения »61, когда вы рассматриваете различные аспекты вашего предмета: его имена, причины, качества, плоды и следствия. Подобно Марии, размышляйте об этих вещах в своем сердце. Думайте об иллюстрациях, подобиях и противоположностях в своем уме, чтобы просветить свое понимание и воспламенить свои привязанности. Затем позвольте суждению оценить ценность того, над чем вы размышляете. Вот пример из Кэлеми. Если бы вы размышляли о теме греха, «начните с описания греха; перейдите к распределению греха; рассмотрите первоисточник и причину греха, проклятые плоды и последствия греха, дополнения и свойства греха в целом и личного греха в частности, противоположность греху - благодать, метафоры греха, названия, данные греху, [и] все, что Писание говорит о грехе». 62
Здесь уместны два предупреждения. Во-первых, как писал Мантон: «Не обуздывайте свободный дух правилами метода. То, к чему призывает Бог, - это религия, а не логика. Когда христиане ограничивают себя такими правилами и предписаниями, они стесняют себя, и мысли исходят из них, как вода из стояка, а не как вода из фонтана». 63 Во-вторых, если ваш ум блуждает, обуздайте его, вознесите короткую молитву о прощении, попросите силы оставаться сосредоточенным, снова прочитайте несколько подходящих отрывков из Писания и продолжайте. Помните, чтение Писания, размышление и молитва неразрывно связаны. Когда одна дисциплина ослабевает, обратитесь к другой. Будьте настойчивы; не сдавайтесь сатане, отказавшись от своей задачи. Затем, возбудите чувства, такие как любовь, желание, надежда, мужество, благодарность, рвение и радость,64 чтобы прославить Бога.65 Ведите монологи с собственной душой. Включите жалобы на себя из-за ваших неспособностей и недостатков и распространяйте перед Богом ваши духовные стремления. Верьте, что Он поможет вам. Пол Бейнс, обсуждая размышления как «частное средство» благодати, сравнил
его сначала со способностью зрения влиять на сердце, затем с процессом зачатия и
рождения: «Теперь смотрите, как после зачатия, есть путь, чтобы родить и рождение в должное время: так, когда душа зачала мыслью, чувства немедленно щекочутся
и возбуждаются, ибо чувства воспламеняются от мысли, как трут, когда на него попадает искра. Чувства движимы, воля возбуждена и склонена».66.
Теперь, следуя пробуждению вашей памяти, суждения и привязанностей, примените свои размышления к себе, чтобы пробудить свою душу к долгу и утешению, и удержать ее от греха.67 Как писал Уильям Феннер: «Погрузитесь в свою собственную душу; предвосхищайте и отвращайте собственное сердце. Преследуйте свое сердце обещаниями, угрозами, милостями, судами и заповедями. Пусть размышление прослеживает ваше сердце. Приветствуйте свое сердце перед Богом».68. Проверьте себя на предмет собственного роста в благодати. Поразмышляйте о прошлом и спросите: «Что я сделал?» Посмотрите в будущее, спрашивая: «Что я решил сделать по благодати Божьей ?»69 Не задавайте такие вопросы законнически, но из святого волнения и возможности расти в благодати, творимой Духом. Помните: «Законная работа - это наша работа; работа размышления - это сладкая работа».70
Следуйте совету Кэлеми: «Если вы когда-нибудь захотите добиться хорошего с помощью практики размышления, вы должны спуститься к частностям; и вы должны так размышлять о Христе, чтобы применить Христа к своей душе; и так размышляйте о Небесах, чтобы приложить Небеса к душе твоей».71 Живите своим размышлением (Иис. Нав. 1:8). Пусть размышление и практика, как две сестры, идут рука об руку. Размышление без практики только увеличит твое осуждение.72
Затем превратите свои заявления в решения. «Пусть твои решения будут твердыми и сильными, не [простыми] желаниями, а твердыми целями или определениями», - писал Уайт.73 Сделайте свои решения обязательствами бороться с искушениями грешить. Запишите свои решения. Прежде всего, решите, что вы проведете свою жизнь «как подобает тому, кто размышлял о святых и небесных вещах». Предайте себя, свою семью
и все, чем вы владеете, в руки Бога со «сладкой покорностью».
Завершите молитвой, благодарением и пением псалмов. «Размышление - лучшее
начало молитвы, а молитва - лучшее завершение размышления»,- писал Джордж
Суиннок. Уотсон сказал: «Молитесь о своих размышлениях. Молитва освящает все;
без молитвы наши мысли являются лишь нечестивыми размышлениями; молитва закрепляет размышление на душе; молитва - это завязывание узла в конце размышления, чтобы оно не соскользнуло; молитесь, чтобы Бог сохранил эти святые размышления в вашем уме навсегда, чтобы благоухание их пребывало в ваших сердцах».74. Поблагодарите Господа за помощь в размышлении, иначе, как предупреждал Ричард Гринхэм, «мы будем побиты в нашем следующем размышлении».75
Метрические версии Псалмов оказывают большую помощь в размышлении. Их метрическая форма облегчает запоминание. Как Слово Божье, они являются подходящим предметом для размышления. Как «полная анатомия души» (Кальвин), они предоставляют обильный материал и руководство для размышления. Как молитвы (Пс. 71:20) и как благодарение (Пс. 117:1), они являются как надлежащим средством для размышления, так и подходящим способом ее завершения. Джозеф Холл писал, что он находил большое утешение в завершении своих размышленй, вознося свое «сердце и голос к Богу, воспевая несколько стихов из Псалмов Давида - тех, которые отвечают нашему расположению и предмету нашего размышления. Таким образом, сердце закрывается с большой
сладостью и удовлетворением». 76 Джон Лайтфут добавил: «Пение хвалы Богу - это работа, требующая наибольшей размышления из всех, что мы выполняем публично. Она дольше всего удерживает сердце на произнесенном. Молитва и слушание быстро переходят от одного предложения к другому; это надолго застревает в нем».
Наконец, не переключайтесь слишком быстро с размышления на занятия вещами этого мира, чтобы, как советовал Томас Гуж, «тем самым вы внезапно погасите то духовное сердце, которое в этом упражнении зажглось в вашем сердце».77 Помните, что один час, проведенный в такой размышления, «стоит больше, чем тысяча проповедей», сказал Ашер, «и это не унижение Слова, а честь для него».78
Предметы размышления
Пуритане предлагали различные предметы, объекты и материалы для размышления. Число после каждой записи представляет собой количество найденных мной пуританских писателей, призывавших к размышления на эту тему. Этот список следует традиционным локусам реформатского систематического богословия.
Пролегомены
Священное Слово Божие (3)
Защита Христианства (1)
Собственно Теология
Природа и атрибуты Бога (7)
Дела и провидения Божьи (7)
Слава Божья как главная цель человека (4)
Величие Божие (3)
Милости Божии (3)
Бог как Творец (2)
Антропология
Греховность греха и наш личный грех (9)
Развращение и обманчивость сердца (5)
Грехопадение Адама и отчуждение от Бога (4)
Тщеславие человека (4)
Ценность и бессмертие души (3)
Тленность тела (2)
Неопределенность земных благ (1)
Грех алчности (1)
Противопоставление Бога и человека (1)
Христология
Страсти и смерть Христа (8)
Любовь Христа (5)
Личность Христа ( 4)
Тайна и чудо Евангелия (4)
Природа Христа (2)
Служения Христа (2)
Жизнь Христа (2)
состояния Христа (1)
Сотериология и христианская жизнь
обетования Божии (7)
самоанализ для получения экспериментальных доказательств благодати (5)
богатые привилегии верующих (3)
благодать и личность Святого Духа (3)
преимущества веры (2)
освящение (2)
молитва (2)
заповеди Божии (2)
увещевания и угрозы Божии (2)
опасность отступничества (1)
малое число спасенных (1)
духовные опасности (1)
любовь, радость, надежда (1)
суббота (1)
самоотречение (1)
Экклезиология
таинства Божии (5)
Вечеря Господня (4)
крещение (2)
слушание и чтение Слова (2)
радости и печали церкви (1)
Эсхатология
небеса (10)
смерть (8)
суд (7)
ад (7)
вечность (5)
Пуритане называли эти предметы простыми, сильными, полезными истинами Бог. Некоторые, такие как Джозеф Холл, предлагали более подробные списки, чем другие. Холл перечислил 87 тем, над которыми следует размышлять, а также параграф с каждой темой о том, как это делать. Они включают в себя: славу и величие, невежество, развращенность, святую жизнь, сплетни, злые товарищи, Божьи обетования, любовь к миру, довольство, лицемерие, счастье, любовь к миру, товарищи, небо и земля, труд и боль, богатство, небо и ад, смерть, скорбь, богоугодная война, грех, успех, возрастание в благодати, гордость, ненависть к греху, предубеждение, алчность, молитва, любовь, богохульство, благородство, молитва, искушение, использование средств, поклонение, счастье, послушание, покаяние, амбиции, тщеславие, краткость жизни, самоанализ,
невзгоды, скорбь, вера и философия, удовольствие, грех, верные друзья, раскол и истина, горе и беспокойство, страх, язычники и христиане, свет очей, ум и сердце, искренняя религия, причинение себе вреда, сердце и язык, использование времени, заботы, провидение, любовь, недовольство, дружба, охота за выгодными сделками, упрек, зависть, мирские удовольствия, следование хорошим примерам, время, наслаждение, добрые дела,
плодотворность, глупость, добрые дела, отшельничество, счастливая жизнь, небесное исправление, небесный голод, покаяние, духовная война, сила в испытаниях, небесный разум, смирение, смерть, цель в жизни, добро от зла, безумие и сама практика размышления.79
Очевидно, что для пуритан некоторые темы должны были быть сосредоточены больше, чем другие. Это привело Джона Оуэна к словам: «Если я что-то и наблюдал на опыте, так это следующее: человек может измерить свой рост и упадок в благодати в соответствии со своими мыслями и размышлениями о Личности Христа, о славе Царства Христа и о Его любви».
Для пуритан, вероятно, самой важной темой для размышления были небеса - место, где Бог в высшей степени познан, почитаем и все наслаждаются Им , где Христос восседает по правую руку Отца и где святые радуются, когда они восходят
от славы к славе. «Размышление - это жизнь большинства других обязанностей: а взгляд
на небеса - это жизнь размышления», - писал Бакстер. 80 Небеса были высшим предметом для размышления по следующим причинам:
- Христос сейчас на небесах, и наше спасение состоит в единении через Святого Духа с Христом. Он - наша мудрость, праведность, освящение и искупление. Христос, центр небес, должен быть центром всей нашей веры, надежды и любви.
- Мы можем жить как христиане в нынешнем злом веке, только если у нас есть разум Христа, то есть если мы искренне небесно настроены, видя нашу землю и этот век с
точки зрения небес.
- Небеса - цель нашего паломничества. Мы - паломники на земле, путешествующие с верой, надеждой и любовью к небесам, чтобы быть со Христом.81
Пуритане учили, что размышления о небесах и других предметах имеют приоритет в трех случаях. Во-первых, необходима особая размышление в сочетании с поклонением,
особенно в отношении проповеди. «Бог требует, чтобы вы слушали Проповеди, требует, чтобы вы размышляли над Проповедями, которые вы слышите», - писал Кэлеми.82 Как писал Джеймс Ашер, «Каждая проповедь - это лишь подготовка к размышлению».83
Хорошие проповеди не только информируют разум здравым учением, но и возбуждают чувства. Они отвращают волю от греха и направляют ее к любви к Богу и ближнему. Размышление расширяет и направляет чувства посредством принятия Слова Божьего в сердце из разума. Когда люди перестают размышлять над проповедями, они перестают получать от них пользу. Ричард Бакстер писал: «Почему так много проповедей теряется среди нас, и исповедующие люди могут переходить от проповеди к проповеди, и никогда не устают от слушания или чтения, и при этом имеют такие томящиеся, голодные души, я не знаю более истинной или большей причины, чем их невежество и бессовестное
пренебрежение размышлением». Некоторые слушатели страдают духовной анорексией, сказал Бакстер, потому что «у них нет ни аппетита, ни пищеварения», но у других духовная булимия - «у них есть аппетит, но нет пищеварения».84
Добросовестные пуритане часто делали записи проповедей, чтобы облегчить размышление. В моей собственной общине пожилая христианка решила подражать этой практике. Каждый субботний вечер она проводила час на коленях с записями проповедей дня, молясь и размышляя над ними. Она часто говорила, что это была лучшая часть
ее субботы.
Во-вторых, чтобы правильно принять таинство Вечери Господней, верующий должен размышлять о Господе Иисусе как о жертве за его грех. Как писал Томас Уайт: «Размышляйте о своих подготовительных, сопутствующих и последующих обязанностях: размышляйте о любви Бога Отца, о любви Бога Сына, Иисуса Христа, размышляйте о
превосходстве Его Личности, о величии Его страданий и о том, насколько они соответствуют удовлетворению Божьей справедливости, а также размышляйте о превосходстве, природе и использовании Таинства». 85
Кэлеми перечислил 12 тем для размышлений во время таинства: «великая
и чудесная любовь Бога Отца в даровании Христа; любовь Христа в даровании Себя; отвратительность греха; превосходство этого таинства; ваше собственное недостоинство; ваши духовные нужды и потребности; проклятое состояние недостойного получателя; счастливое состояние тех, кто приходит достойно; таинства [хлеб и вино]; таинства [как действия служителя представляют Христа]; таинства и обетования; какое воздаяние воздать Христу за [дар Его Вечери]».86 Некоторые пуританские богословы, такие как Эдвард Рейнольдс, написали целые трактаты, чтобы помочь верующим во время Вечери Господней.87 Джон Оуэн показал, как подготовка к Вечере Господней включала в себя размышление, исследование, мольбу и ожидание.88 Каждый верующий должен был участвовать в этой подготовке.89
В-третьих, каждая суббота была особым сезоном для размышления. Это было время духовного питания для богобоязненных, которые запасались духовными благами на
предстоящую неделю. Поэтому субботу любовно называли «рыночным днем души».
Наконец, пуритане, такие как Натанаэль Ренью., который много писал о размышления,
давали различные указания верующим в зависимости от их духовной зрелости. Ренью написал главы для «молодых христиан, недавно обращенных», «более взрослых и пожилых христиан» и для «старых христиан». Чем старше христианин, тем больше мы ожидаем от него более глубоких размышлений.90
Преимущества размышления
Пуритане посвятили десятки страниц преимуществам, превосходствам, полезности,
или улучшению размышления. Вот некоторые из этих преимуществ:
- Размышление помогает нам сосредоточиться на Триедином Боге, любить и наслаждаться Им во всех Его лицах (1 Иоан. 4:8) - интеллектуально, духовно, эстетически.
- Размышление помогает увеличить знание священной истины. Она «снимает покрывало с лица истины» (Притч. 4:2).
- Размышление - «кормилица мудрости», поскольку она способствует страху Божьему, который является началом мудрости (Притч. 1:8).
- Размышление увеличивает нашу веру, помогая нам доверять Богу обетований во всех наших духовных бедах и Богу провидения во всех наших внешних бедах.91
- Размышление усиливает наши привязанности. Уотсон назвал размышление «мехами привязанностей ». Он сказал: «Размышление высиживает добрые привязанности, как наседка своих птенцов, сидя на них; мы зажигаем любовь в этом огне размышления» (Пс. 39:3).92
- Размышление способствует покаянию и изменению жизни (Пс. 118:59; Иез. 36:31).
- Размышление - большой друг памяти.
- Размышление помогает нам рассматривать поклонение как дисциплину, которую нужно развивать. Оно заставляет нас предпочитать дом Божий нашему собственному.
- Размышление пронизывает Писание через структуру души.
- Размышление - великая помощь молитве (Пс. 5:1). Оно настраивает инструмент молитвы перед молитвой.
- Размышление помогает нам слышать и читать Слово с реальной пользой. Оно делает Слово «полным жизни и энергии для наших душ». Уильям Бейтс писал: Слушание слова подобно приему пищи, а когда мы размышляем над словом, это пищеварение; и
это усвоение слова размышлением производит теплые чувства, ревностные решения и святые действия». 93
- Размышление над таинствами помогает нашим «дара стать лучше и сильнее». Оно помогает вере, надежде, любви, смирению и многочисленным духовным утешениям процветать в душе.
- Размышление подчеркивает отвратительность греха. Оно «собирает все оружие и
собирает все силы аргументов, чтобы надавить на наши грехи и возложить их тяжестью на сердце », - писал Феннер. 94 Томас Хукер сказал: «Размышление обостряет жало и силу растления, так что оно пронзает сильнее». 95 Это «сильное противоядие от греха» и «лекарство от алчности».
-_ Размышление позволяет нам «исполнять религиозные обязанности, потому что она передает душе живое чувство и ощущение благости Божией; так душа поощряется к долгу». 96 _ Размышление помогает предотвратить тщетные и греховные мысли (Иер. 4:14; Мф. 12:35). Оно помогает нам отвыкнуть от этого нынешего лукавого века.
- Размышление дает внутренние ресурсы, из которых можно черпать (Пс. 76:10-12), включая направление для повседневной жизни (Притч. 6:21-22).
- Размышление помогает нам сохранять веру; оно сохраняет наши сердца «вкусными и духовными среди всех наших внешних и мирских занятий», — писал Уильям Бридж.97
- Размышление - это могущественное оружие для отражения сатаны и искушений (Пс. 118:11,15; 1 Иоан. 2:14).
- Размышление приносит облегчение в скорбях (Ис. 49:15-17; Евр. 12:5).
- Размышление помогает нам приносить пользу другим нашим духовным общением и советом (Пс.65:16; 77:12; 145:7).
- Размышление способствует благодарности за все благословения, излитые на нас Богом через Его Сына.
- Размышление прославляет Бога (Пс. 49:3).98
Короче говоря, как писал Томас Брукс, «размышление - это пища ваших душ, это тот самый желудок и естественное тепло, посредством которого перевариваются духовные истины. Человек так же проживет без своего сердца, как он сможет извлечь пользу из того, что он читает, без размышления... Не тот, кто больше читает, а тот, кто больше размышляет, окажется самым отборным, самым сладким, самым мудрым и самым сильным христианином».99
Препятствия к размышлению
Лидеры пуритан часто предупреждали людей о препятствиях для размышления. Вот краткое изложение их ответов на такие препятствия:
Препятствие № 1: Непригодность или невежество. Такие люди говорят, что они «не могут ограничить свои мысли объектом». Их «мысли легки и как перышки, мечутся туда-сюда».
Ответ: Неспособность, невежество и блуждающие мысли не освобождают от
обязанности. Ваша «потеря способности» не подразумевает «потерю Богом права». По правде говоря, вы, вероятно, не годитесь, потому что пренебрегли размышлением и не возлюбили истину. «Греховные недомогания не отменяют наших обязательств перед Богом, как пьянство слуги не освобождает его от работы», писал Мантон.100 Исправьте свою проблему, получив «хороший запас освященных знаний» и «постоянно упражняясь» в этих знаниях, все время полагаясь на помощь Святого Духа. Вы обнаружите, что
размышление становится легче и приятнее со временем.
Препятствие № 2: Занятость. Такие говорят, что «они настолько измотаны мирскими делами, что не могут проводить время в этом долге торжественно и серьезно».
Ответ: Истинная религия не совершается только в свободное время. Большая занятость должна побуждать нас к большим размышлениям, поскольку тогда у нас появляется больше нужд, которые нужно принести Богу и над которыми нужно поразмышлять.
Препятствие № 3: Духовная летаргия. Такие признают, что хотя у них могут быть хорошие намерения, их душа склонна отвлекаться от размышления.
Ответ: Мтф. 11:12 говорит, что небеса - это награда «сильным [которые] берут их силой ». Почему вы ленитесь в духовных поисках, которые могут принести вечные награды, когда вы не ленитесь в стремлении к мирской работе в этом мире, которая приносит только временные награды? Духовная «сонливость облечет человека в рубище» (Прит. 23:21б). Как сказал Мэнтон: «Лучше прилагать усилия, чем терпеть страдания, и быть связанным узами долга, чем цепями тьмы». 101
Препятствие № 4: Мирские удовольствия и дружба. Такие говорят, что не хотят быть слишком праведными и, следовательно, не желают отказываться от тщетных развлечений и друзей.
Ответ: «Удовольствия мира расстраивают наши души и делают наши тела непригодными для обязанностей размышления… «Помните об этом, ибо сладость религии несравненно больше, чем все чувственные удовольствия», писал Бейтс.102
Препятствие № 5: Неприязнь сердца. Такие говорят, что им не нравится быть в ярме такой трудной задачи. Обремененные чувством вины, они боятся оставаться наедине с Богом.
Ответ: «Очистите свою совесть сердечным применением крови Христа», - советовал Мантон, а затем впрягитесь в средства благодати, включая размышление (Пс. 18:15).103
Последствия упущения размышления серьезны, предупреждал Калами. Это приводит к жестокосердию. Почему обещания и угрозы Бога производят на нас так мало впечатления? Это потому, что мы не размышляем над ними. Почему мы так неблагодарны
Богу за Его благословения? Почему Его провидения и страдания не приносят благочестивых плодов в нашей жизни? Почему мы не получаем пользы от Слова и таинств, почему мытак осуждаем других, почему мы так слабо готовимся к вечности? Разве это не в значительной степени из-за отсутствия размышления?104
Мы должны дисциплинировать себя, чтобы размышлять. Большинство пуританских пасторов говорили это. Тем не менее, сравнительно немногие люди, даже во времена пуритан, считали это своим долгом. «Многие обеспокоены ,- писал Бакстер, - если они пропускают проповедь, пост, молитву на публике или в одиночестве, но
никогда не беспокоились о том, что они пропускают размышление, возможно, всю свою жизнь и по сей день».105
Заключение: размышление как самоанализ
Пуританское размышление было чем-то большим, чем отдельным средством благодати; это был всеобъемлющий метод пуританского благочестия — библейское, доктринальное, опытное и практическое искусство. Его теология была паулианской, августинской и кальвинистской. Его предмет был взят из книги Писания, книги творения и книги совести. Как сказал Уильям Бридж, «Размышление - это сильное или интенсивное приложение души к чему-либо, посредством чего разум человека размышляет, останавливается и фиксируется на этом для своей выгоды и пользы», что, в свою очередь, ведет к славе Божьей.106
Обычно пуритане завершали свои трактаты о размышлении, призывая читателей к
самоанализу, который состоит из:
(1) Испытания
• Мотивированы ли ваши размышления проявлением «живой веры»? Настоящее
размышление неотделимо от проявления веры. Размышляете ли вы когда-нибудь, как описывает Сэмюэл Уорд: «Возбуди свою душу в [размышлении], чтобы беседовать со Христом. Посмотри, в какие обетования и привилегии ты обычно веришь, теперь действительно подумай о них, перекатывай их под языком, пережевывай их, пока не почувствуешь сладость во вкусе своей души. Рассматривай их совместно, по отдельности: иногда размышляй об одном, иногда более глубоко о другом. Это то, что Супруг называет хождением в Сады и вкушением Плодов, что, говоря простыми словами, я называю использованием Веры и жизнью по Вере».107
• «Являются ли эти духовные мысли в твоем сердце продуктивными для святости в вашей жизни?» Помните: «Утомляться мыслями о Боге - значит вырождаться в бесов» (Иак. 2:19).108
(2) Упрека или увещевания
• Неверующему: Когда Бог создал вас разумным существом, Он намеревался, чтобы вы использовали свои мысли для эгоистичных и греховных целей? Почему Бог не во всех ваших мыслях? «Разве у тебя нет Бога и Христа, о которых ты мог бы думать? И разве спасение через Него и вечная слава не достойны твоих самых избранных мыслей? У тебя достаточно мыслей и с избытком для других вещей - для низменных вещей, для самых пустяков - и почему бы не для Бога и слова Божьего?» - спрашивает Мантон .109
• Верующему: Пренебрежение размышлением должно «поражать нас страхом и печалью». Как оскорбительно для Бога, когда мы обращаем свою размышление от Него к греховным предметам! Если фермер размышляет о своей земле, врач о своих пациентах, юрист о своих делах, владелец магазина о своих товарах, не должны ли христиане размышлять о своем Боге и Спасителе?110
Пуритане сказали бы нам: «Если вы продолжите пренебрегать размышлением, это
ослабит или разрушит вашу любовь к Богу. Это сделает неприятной мысль о Боге. Это оставит вас открытыми для греха, так что вы будете рассматривать грех как удовольствие. Это оставит вас уязвимыми и хрупкими перед испытаниями и искушениями всякого рода. Короче говоря, это приведет к отпадению от Бога».111
«Никакие святые обязанности не придут к нам, - писал Ренью, - мы должны прийти к ним».112 Прислушаемся к наставлению Уотсона: «Если вы раньше пренебрегали этим, оплакивайте свое пренебрежение и теперь начните осознавать это: уединяйтесь с Богом (по крайней мере, один раз в день) в святом размышления. Поднимитесь на эту гору, и когда вы достигнете ее вершины, вы увидите прекрасную перспективу, Христа и небеса перед вами. Позвольте мне напомнить вам высказывание Бернарда: «О святой, разве ты не знаешь, что твой Супруг Христос застенчив и не будет фамильярен в обществе, уединись для размышления в чулане или в поле, и там ты будешь в объятиях Христа».
1 Introduction to “Divine Meditations and Holy Contemplations,” in The Works of Richard Sibbes (Edinburgh: Banner of Truth Trust, 2001), 184.
2 Heidelberg Catechism, Questions 32, 45, 49, 64.
3 Richard J. Foster, Celebration of Discipline (San Francisco: Harper & Row, 1978), 14-15.
4 См. прилагаемую библиографию.
5 Было проведено мало исследований по пуританской размышления. Луис Марц, установивший тесную связь между размышлением и поэзией, написал критическую главу о взгляде Ричарда Бакстера на размышление (The Poetry of Meditation [New Haven: Yale, 1954]). У. Мило Кауфман показал важность пуританской размышления в формировании «Путешествия пилигрима» Баньяна (The Pilgrim's Progress and Traditions in Puritan Meditation [New Haven: Yale , 1966]). Барбара Левальски заострила внимание на вкладе отчетливо протестантской формы размышления (Donne's «Anniversaries» and the Poetry of Praise, the Creation of a Symbolic Mode [Princetom UP, 1973] и Protestant Poetics and the Seventeenth-Century Religious Lyric [Princetom UP 1979]). Норман Грабо эффективно оспорил тезис Марца о том, что кальвинистское мышление мешало протестантизму развивать искусство размышления до середины XVII века («The Art of Puritan Devotion», Seventeenth-Century News 26, 1 [1968]:8). Фрэнк Ливингстон Хантли слишком аккуратно классифицировал протестантское размышление как философски платоническую, психологически августиновскую и теологически паулинскую и кальвинистскую в отличие от римско-католической размышления как аристотелевской и томистской (Bishop Joseph Hall and Protestant Meditation in Seventeenth-Century England: A Study With the texts «The Art of Divine Meditations» [1606] и «Occasional Meditations» [1633] [Binghamton, N.Y.: Center for Medieval & Early Renaissance Studies, 1981]). Саймон Чан дал новую историческую оценку пуританской размышления, охватывающую более обширный корпус текстов чем те, которые были рассмотрены ранее, и выходят за рамки литературного взгляда («The Puritan Meditative Tradition, 1599-1691: A Study of Ascetical Piety” [Ph.D. dissertation, Cambridge University, 1986 . Он утверждал, что пуританская размышление
постепенно двигаллсь в более методичном направлении во второй половине XVII века. Книга, исследующая теологическую и практическую оценку пуританского размышления, еще не написана.
6 William Wilson, OT Word Studies (McLean, Va.: MacDonald Publishing Co., n.d.), 271.
7 Пс 4:4; 77:10-12; 104:34; 119:16,48, 59, 78,97-99.
8 Heaven Taken by Storm (Morgan, Penn.: Soli Deo Gloria, 2000), 23. For similar definitions by other Puritans, see
Richard Greenham, “Grave Covnsels and Godly Observations,” in The Works of the Reverend and Faithfvll Servant of Iesvs Christ M. Richard Greenham, ed. H. H. (London: Felix Kingston for Robert Dexter, 1599), 37; Thomas Hooker,
The Application of Redemption: The Ninth and Tenth Books (London: Peter Cole, 1657), 210; Thomas White, A
Method and Instructions for the Art of Divine Meditation with Instances of the several Kindes of Solemn Meditation
(London: for Tho. Parkhurst, 1672), 13.
9 The Art of Divine Meditation (London: for Tho. Parkhurst, 1634), 26-28.
10 Cf. Westminster Larger Catechism, Q. 154.
11 Calamy, The Art of Divine Meditation, 6-10.
12 The Works of Thomas Manton (London: James Nisbet & Co., 1874), 17:267-68.
13 Huntley, Hall and Protestant Meditation, 73.
14 The Art of Divine Meditation, 14-15.
15 The Works of Thomas Manton, 17:267. Cf., “A gracious heart, like fire, turns all objects into fuel for meditation”
(The Sermons of Thomas Watson [Ligonier, Penn.: Soli Deo Gloria, 1990], 247).
16 William Spurstowe, The Spiritual Chymist: or, Six Decads Of Divine Meditations (London: n.p., 1666);
ThomasTaylor, Meditations from the Creatures (London, 1629); Edward Bury, The Husbandmans Companion:
Containing One Hundred Occasional Meditations , Reflections, and Ejaculations, Especially Suited to Men of that
Employment. Directing them how they may be Heavenly-minded while about their Ordinary Calling (London: for Tho.
Parkhurst, 1677); Henry Lukin, An Introduction to the Holy Scriptures (London, 1669).
17 Huntley, Hall and Protestant Meditation, 74.
18 (New Haven: Yale, 1966), 126. 18 (New Haven: Yale, 1966), 126. Кауфманн цитирует Томаса Хукера, решительно отвергающего воображение: «Чтобы уберечь наш разум от ветреных и тщетных фантазий, нужно полностью наполнить наше понимание благословенными Истинами Божьими
как нашей ежедневной и назначенной пищей» (The Application of Redemption: The Ninth and Tenth Books, 232).
Kaufmann quotes Thomas Hooker’s strong rejection of imagination, “To preserve
our minds from windy and vain imaginations, is to have our understandings fully taken up with the blessed Truths of
God as our dayly and appointed food” (The Application of Redemption: The Ninth and Tenth Books, 232).
19 Cited in Kaufmann, 144-45.
20 Ibid., 150-251.
21 Peter Toon, Meditating as a Christian (London: Collins, 1991), 175-78; The Spiritual Exercises of St. Ignatius, trans.
Anthony Mottola (New York: Doubleday & Co., 1964).
22 Huntley, Hall and Protestant Meditation, 44-54.
23 Cf. Peter Toon, From Mind to Heart: Christian Meditation Today (Grand Rapids: Baker, 1987), 99-100.
24 The Art of Divine Meditation, 22-23; Works of Greenham, 38.
25 White, A Method and Instructions for the Art of Divine Meditation with Instances of the several Kindes of Solemn
Meditation (London: for Tho. Parkhurst, 1672), 17-20.
26 The Works of Thomas Manton, 17:268.
27 Christian Directions, shewing How to walk with God All the Day long (London: R. Ibbitson and M. Wright, 1661),
65.
28 The Saints’ Everlasting Rest (Ross-shire, Scotland: Christian Focus, 1998), 553. Cf. White, A Method and
Instructions for the Art of Divine Meditation, 14.
29 Henry Scudder, The Christian Man’s Calling (Philadelphia: Presbyterian Board of Publication, n.d.), 103-104. Cf.
The Works of William Bates (Harrisonburg, Va.: Sprinkle, 1990), 3:113-65.
30 Gleanings from Thomas Watson (Morgan, Penn.: Soli Deo Gloria, 1995), 106.
31 Sermons of Thomas Watson, 238.
32 The Works of Thomas Manton, 17:270.
33 Sermons of Thomas Watson, 238.
34 The Christian’s Daily Walk, 108.
35 The Saints ‘ Everlasting Rest, 549.
36 Sermons of Thomas Watson, 239.
37 The Works of Thomas Manton, 17:272.
38 Ibid., 271.
39 Sermons of Thomas Watson, 240.
40 A Method for Meditation: or, A Manuall of Divine Duties, fit for every Christians Practice (London: for Joseph
Nevill, 1656), 21.
41 The Art of Divine Meditation, 96-101.
42 The Works of William Bates (Harrisonburg, Va.: Sprinkle, 1990), 3:124-25.
43 The Saints’ Everlasting Rest, 555.
44 The Works of William Bates, 126-27. Thomas Watson makes the strongest case for morning meditations (Sermons of Thomas Watson, 250-54).
45 See “Of the Sanctification of the Lord’s Day,” Directory for the Publique Worship of God.
46 Christian Directions, shewing How to walk with God All the Day long (London: R. Ibbitson and M. Wright, 1661),
66-67.
47 The Saints’ Everlasting Rest, 560.
48 Ibid., 561-63.
49 William Fenner, The Use and Benefit of Divine Meditation (London: for John Stafford, 1657), 10.
50 The Works of Thomas Manton, 17:298.
51 The Works of William Bates, 3:125.
52 The Works
53 Ussher, A Method for Meditation: or, A Manuall of Divine Duties, fit for every Christians Practice (London: for
Joseph Nevill, 1656), 30-31; White, A Method and Instructions for the Art of Divine Meditation, 29.
54 Calamy, The Art of Divine Meditation, 173.
55 Heidelberg Catechism, Q. 58.
56 A Method for Meditation, 32-33.
57 Bishop Joseph Hall and Protestant Meditation, 80-81.
58 The Works of William Bates, 136-39; Baxter, The Saints’ Everlasting Rest, 567-70.
59 Calamy, The Art of Divine Meditation, 172.
60 Ibid., 164-68.
61 The Works of George Swinnock (Edinburgh: Banner of Truth Trust, 1998), 2:417.
62 Calamy, The Art of Divine Meditation, 178-84. Cf. Gouge, Christian Directions, shewing How to walk with God All
the Day long, 70-73.
63 The Works of Thomas Manton, 17:281.
64 Baxter, The Saints’ Everlasting Rest, 579-90.
65 Jonathan Edwards, Religious Affections (London: Banner of Truth Trust, 1959), 24.
66 A Help to True Happinesse (London, 1635).
67 The Works of William Bates, 3:145.
68 The Use and Benefit of Divine Meditation, 16-23.
69 Ussher, A Method for Meditation, 39.
70 The Works of William Bridge (Beaver Falls, Penn.: Soli Deo Gloria, 1989), 3:153.
71 Calamy, The Art of Divine Meditation, 108.
72 The Sermons of Thomas Watson, 269, 271.
73 A Method and Instructions for the Art of Divine Meditation, 53.
74 Ibid, 269.
75 The Works of the Reverend and Faithfvll Servant of Iesvs Christ M. Richard Greenham, 41.
76 The Art of Meditation (Jenkintown, Penn.: Sovereign Grace Publishers, 1972), 26-27.
77 Christian Directions, shewing How to walk with God All the Day long, 70.
78 A Method for Meditation, 43.
79 The Art of Meditation, 37-60. Due to its detail, I have not included Hall’s list in my listing above.
80 The Saints’ Everlasting Rest, 702.
81 Toon, From Mind to Heart, 95-96. For how to meditate on heaven, see White, A Method and Instructions for the Art
of Divine Meditation, 281-94; Baxter, The Saints’ Everlasting Rest, 620-52; The Select Works of Thomas Case, 1-232
(second book).
82 The Art of Divine Meditation, 4.
83 A Method for Meditation, 49.
84 The Saints’ Everlasting Rest, 549-50.
85 A Method and Instructions for the Art of Divine Meditation, 88.
86 The Art of Divine Meditation, 88-96. Cf. The Works of Thomas Manton, 17:288-97.
87 “Meditation on the Holy Sacrament of the Lord’s Last Supper,” in The Whole Works of the Right Rev. Edward
Reynolds (Morgan, Penn.: Soli Deo Gloria, 1999), 3:1-172.
88 The Works of John Owen, 9:558-63.
89 Cf. Westminster Larger Catechism, Questions 171, 174, 175.
90 Solitude Improved by Divine Meditation (Morgan, Penn.: Soli Deo Gloria, 1995), 280-321.
91 Calamy, The Art of Divine Meditation, 40-42.
92 The Sermons of Thomas Watson, 256.
93 The Whole Works of the Rev. W. Bates, 3:131.
94 The Use and Benefit of Divine Meditation, 3.
95 The Application of Redemption, 217.
96 The Whole Works of the Rev. W. Bates, 3:135.
97 The Works of the Rev. William Bridge, 3:133.
98 Cf. The Whole Works of the Rev. Oliver Heywood, 2:276-81.
99 The Works of the Rev. Thomas Brooks, 1:8,291.
100 The Works of Thomas Manton, 6:145.
101 Ibid., 17:283.
102 The Whole Works of the Rev. W. Bates, 3:122-23.
103 The Works of Thomas Manton, 17:285. Cf. Hooker, The Application of Redemption, 230-40.
104 Calamy, The Art of Divine Meditation, 28-40.
105 The Saints’ Everlasting Rest, 549.
106 The Works of William Bridge, 3:125
107 A Collection of Sermons and Treatises (London, 1636), 69-70.
108 The Works of Thomas Manton, 7:480.
109 Ibid., 6:145.
110 Calamy, The Art of Divine Meditation, 58-75.
111 Edmond Smith, A Tree by a Stream: Unlock the Secrets of Active Meditation (Ross-shire, Scotland: Christian Focus,
1995), 36.
112 Solitude Improved by Divine Meditation, 33.
113 The Sermons of Thomas Watson, 241-43.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №224070301155