Первый шаг

Василий был влюблен в Веру еще со школьной скамьи. Первое увлечение переросло в более серьезное чувство, и молодые люди уже не мыслили жизни друг без друга.

Жили в счастливом браке они уже больше пяти лет и омрачало только то, что пока у них не было детей. Хождение по врачам результата не дало-те в один голос утверждали, что у отчаявшейся когда-либо стать родителями пары все в порядке. И вдруг, спустя восемь лет, у них родилась дочь, которую назвали Елизаветой.

Родители не могли нарадоваться на долгожданного ребенка и баловали ее, ни в чем ей не отказывая. По этой причине девочка росла капризной и эгоистичной. Пользуясь безмерной любовью родителей, она добивалась всего, чего хотела.

Лиза училась в десятом классе, когда к ним в деревню приехали на практику студенты политехнического института. На танцах девушка познакомилась с кареглазым грузином и влюбилась в него. Спустя месяц выяснилось, что она забеременела.

Родился замечательный малыш, с такой же пышкой шапкой волос, как и у его отца, но Лиза не испытывала к мальчику никаких материнских чувств.

Когда мальчишке исполнился годик, она собралась в город. На вопрос родителей, как она собирается «поступить с мальчиком, ведь ему нужна мать», она ответила:

-Я все это понимаю. Поэтому мне нужно сначала найти себе работу, затем выхлопотать место в детском саду. А потом я заберу Сему к себе.

С такими словами Лиза собрала свои вещи и с чемоданом в руках покинула родительский дом. С того дня прошло три года, но она так и не объявилась в родной деревне. Ее родители не знали, что и думать, жива их дочь или нет.

Дело было майским вечером. Вернувшись со двора, куда он выходил закрыть дверцу в курятник, Василий вошел в комнату и устроился за столом, хмуро поглядывая на жену, пришивавшую к рубашке внука оторванную пуговицу. Сам Сема, устроившись на диване, смотрел мультфильмы по телевизору.

Вера внимательно посмотрела на мужа и ,перекусив зубами нитку, спросила:

-По глазам вижу, что хочешь что-то мне сообщить. Что стряслось, Вася?

Муж нехотя стал рассказывать, что только что встретил на улице Петра, своего двоюродного брата. Тот ездил в областную больницу проведать жену после операции.

Навестив жену, Петр уже выходил из больницы, как совершенно случайно столкнулся в дверях с Лизой. Вначале он ее не узнал. Да и она, скорее всего, тоже его не узнала, так как прошла мимо него с каким-то хорошо одетым взрослым мужчиной под руку. Она очень изменилась. Одежда на ней была дорогая и модная. В ушах красивые серьги, с переливавшимися камнями. На запястье широкий браслет.

Петр пошел за ней и ее спутником по пятам, выбирая удобный момент, чтобы отчитать ее за то, что позабыла о родителях и своем четырехлетнем сыне. Заметив, что родственник преследует их, Лиза вскоре сама подошла, воспользовавшись тем, что ее спутник вошел в кабинет уролога.

-Дядя Петя, я заметила вас. Что вы нас преследуете? Я ведь не одна, с мужем. Он не знает о моем прошлом. И я не забыла о своих родных. Мне нужно время, чтобы подготовить мужа и рассказать ему обо всем. А потом я заберу к себе отца и маму с Семой.

Вера слушала мужа, покорно сложив на коленях руки и только по тому, как она сжимала крепко рубашку внука можно было догадаться, что ей тяжело это слышать. Вытерев скатившиеся по щекам две слезинки и покачав головой, она проговорила:

-Никуда мы не поедем, Вася. Наш дом здесь. Даст Бог сил и здоровья, мы с тобой и мальчишку сможем поставить на ноги.

Прошло тринадцать лет. После окончания школы Семен поступил в медицинский институт. Приехав из города, он рассказывал деду и бабушке о своей поездке в институт, где в списках нашел свою фамилию.

-Так что, дед, стану я врачом и вылечу твою больную поясницу. И тебе, ба, найду лекарство, чтобы избавиться от боли в ногах.

Старики не могли нарадоваться на повзрослевшего внука, который учился в школе на одни «пятерки» и вот теперь стал студентом мединститута.

Прошел год учебы, и однажды в дверь комнаты постучал однокурсник и сообщил, что Семена просят спуститься на первый этаж. В фойе общежития он увидел одиноко сидевшую на стуле женщину. При виде него она вскочила и остановилась в замешательстве.

-Это вы меня спрашивали?-Задал вопрос Семен, с удивлением глядя на незнакомую женщину в поношенном пальто и с выкрашенными в рыжий цвет волосами, которые она нервно подправляла дрожащими от волнения пальцами с остатками лака на ногтях.

-Здравствуй, сынок!

От этих слов, сказанных женщиной хриплым прокуренным голосом, Семена передернуло. Сколько раз он представлял встречу со своей матерью, о которой рассказывала ему бабушка. Сколько раз он смотрел на ее фотографии и пытался представить, как она выглядит сейчас. Но это осталось в прошлом. С годами все стерлось из памяти. У него были только дед и бабушка, которых он очень любил и дал себе слово сделать все, чтобы их старость прошла рядом с ним, ведь ближе них у него не было никого.

-Кто вы? Что вам нужно?-Взяв себя в руки, задал он вопрос незнакомой женщине, хотя уже догадался, кто она такая.

-Я? Кто я? -Неожидавшая такого холодного и безучастного вопроса женщина оторопела.-Мать я твоя, Сема.

-Моя мать перестала существовать для меня тогда, когда дедушка попал в больницу и я сам лично отправлял ей телеграмму, на которую она ответила, что не может приехать. Мне было тогда двенадцать лет. Извините, мне нужно идти.

Сказав эти жестокие слова, парень повернулся и направился к лестнице.

-Ты не можешь так поступить со мной! Я-твоя мать. Семен, выслушай меня. Мне было нелегко все эти годы. Ты не можешь так просто уйти!

Но Семен не обернулся. Слишком болезненной была эта обида, которая засыпала на какое-то время, а порой начинала ворочаться в груди, делая ему нестерпимо больно.

Войдя в комнату, он постоял у окна, а затем прилег на кровать и долго смотрел в потолок, словно пытаясь найти там ответ на вопрос: как мать могла поступить так со соим сыном?

Во время поездки в деревню он услышал от бабушки рассказ о недавнем появлении его матери. Дедушка вначале не хотел пускать ее в дом, выставив за порог со словами:

-Иди туда, где ты была столько лет.

Но не устоял перед мольбами и слезами жены и вышел из дома, чтобы не оставаться с дочерью, забывшей об их существовании.

Вера накормила дочь и угостила чаем с любимым пирогом с малиной, который испекла, будто чувствуя ее приезд.

Лиза рассказала о своей жизни в городе.

Вначале у нее все складывалось хорошо. Она вышла замуж за состоятельного человека и не нуждалась ни в чем.

Ее муж был старше на двадцать лет. Оба его сына от первого брака не приняли смазливую мачеху, хотя их мать умерла много лет тому назад.

Они сразу раскусили ее натуру хищницы и поняли, что ей нужны от их отца только его деньги. Заподозрив, что Лиза изменяет отцу, наняли детектива, который вскоре выложил им на стол всю добытую им информацию об их мачехе.

Когда мужчина увидел снимки с постельными сценами, где его жена развлекалась с молодым шофером, его чуть не хватил удар. Вызвав к себе в кабинет шофера и свою лживую жену, он предъявил им доказательство их неверности и выставил обоих за дверь. Ни мольба, ни слезы не смогли разжалобить сердце обманутого мужа. Лиза осталась ни с чем. Ей разрешили взять из дома только одежду.

Чтобы как-то заработать в первое время себе на жизнь, изгнанной молодой женщине пришлось продать наиболее дорогие платья и костюмы. Со временем ее одежда износилась, и вырученные средства подходили к концу. Использовав старые связи, Лиза снова устроилась официанткой в ресторан, где когда-то и познакомилась со своим состоятельным мужем.

Поговорив с матерью, Лиза собралась уезжать и стала расспрашивать у матери, где она может увидеться с сыном и разузнала адрес общежития. Долго просила у матери прощения и дала ей немного денег, обещая приехать на летних каникулах, чтобы побыть с родителями и попытаться вымолить у сына прощение.

Ее слова дали родителям надежду на то, что их дочь встанет на правильный путь и исправит совершенные ошибки.

Семен не был в восторге от появления матери, от сказанных ею слов, но в где-то в глубине души теплилась надежда на то, что она одумается. Теперь ему стоит подумать над тем, чтобы простить ее, ведь кроме нее и бабушки с дедом у него не было никого.

Учебный семестр подходил к концу. Приближались летние каникулы. Семен в волнением в душе стал представлять, как вдвоем с матерью отправятся гулять в лес, как вечерами вчетвером будут ужинать во дворе при свете лампы, вокруг которой станут виться мошки и жучки. Но он не будет замечать всего этого, так как все заслушаются эмоциональных рассказов деда о его приключениях на охоте.

Лето осталось позади. Начались занятия в институте. Семен окунулся с головой в учебу, заставляя себя не отвлекаться на какие-либо посторонние темы. Мать так и не появилась, и парень окончательно решил забыть о ее существовании.

Прошло пятнадцать лет. К невысокому дощатому забору, выкрашенному зеленой краской, подошла женщина. Она вглядывалась в изменившийся дворик, где был построен навес, увитый виноградными листьями.

На низенькой табуретке во дворе сидела пожилая женщина и выговаривала мальчишке, который заполнил кузов игрушечной машины песком и катал ее по двору. На неровностях машина подскакивала и песок рассыпался, вызывая ворчание сидевшей бабушки.

-Миша, папа будет недоволен тем, что ты кругом рассыпал песок и испачкал двор. Не нужно было так заполнять машину.

Понаблюдав за смешным бутузом, подошедшая женщина негромко позвала:

-Мама!

Сидевшая на табуретке обернулась. Но это была не ее мать.

Пожилая женщина встала, подошла к калитке и вопросительно взглянула на Елизавету.

-Вы к кому? Вы к Ждановым?

-Да. А разве они тут не живут?-Растерянно спросила изменившаяся за прошедшее время Елизавета.

-Они уехали. Продали нам дом и уехали. По настоянию врачей я переехала в вашу деревню. Сын искал дом, а тут нам подсказали, что этот продается. И цена была хорошая.

-Но куда они уехали?-Снова задала вопрос незнакомка.

-Вы Елизавета?-Догадалась новая хозяйка дома.

Получив утвердительный ответ, женщина рассказала, что историю дочери бывших хозяев узнала от соседей.

После окончания института Семена направили в соседнюю область. За это время дед совсем сдал. Он проболел почти всю зиму. Весной, пошатываясь, он выходил во двор и грелся на теплом солнышке. Однажды поскользнулся и упал. Жена ушла в магазин и, вернувшись, нашла уже бездыханное тело.

Семен очень переживал смерть деда, но не показывал вида, так как щадил сердце бабушки. Продав дом, он забрал ее с собой и переехал, в какой город женщина не знала.

От приглашения войти Елизавета не отказалась. Женщины познакомились. За чаем гостья рассказала Маргарите, что несколько лет назад познакомилась с хорошим человеком. Они решили пожить вместе какое-то время, присмотреться друг к другу. Вскоре она со своим гражданским мужем уехала на север за «длинным рублем».

Торговали одеждой на вещевом рынке. Подзаработали немного денег, планировали купить хоть какое-то жилье. Но, вернувшись однажды домой, Лиза поняла, что вместе со всеми деньгами ее муж исчез. От знакомых своего благоверного она узнала, что связалась с аферистом. Забрав все деньги, он подался к жене и двум дочкам.

Елизавета чуть не сошла с ума от боли, которую она испытала. Решив поработать еще, она осталась. Ехать ей было некуда , да и не с чем.

С хозяйкой павильона, который она арендовала, у нее завязались дружеские отношения, и вскоре та предложила ей выкупить у нее в рассрочку ее павильон поменьше. Подумав, Лиза согласилась.

Несколько лет она прожила в северных краях. Вначале купила маленький деревянный домик на окраине города. Со временем продала его и , добавив денег, купила однокомнатную квартиру. В скором времени она познакомилась с мужчиной младше нее на пять лет и приняла его предложение выйти за него замуж.

Живут они хорошо. У него своя двухкомнатная квартира, дача с участком возле самого леса. Недавно купили дорогую машину. А ее однушку сдают.

Все есть, но в последнее время ее стало тянуть в родные края. Не жить, нет. Увидеть родных. Часто видела во сне мать и отца. Очень хочет помириться с сыном. Но он не желает говорить с ней.

Лиза стала интересоваться, не слышала ли в разговоре Маргарита, куда переехали Семен и ее мать, но услышала отрицательный ответ. Единственное, о чем та знала, что в другую область.

Попрощавшись с приветливой хозяйкой дома, Лиза собиралась уже уходить, когда Маргарита вдруг вспомнила, что на прощание Вера вдруг обронила фразу, что они приедут в день рождения покойного мужа, чтобы сходить на кладбище.

Лиза уцепилась за эту ниточку и стала ждать, хотя впереди еще было более пяти месяцев.

Наступил ноябрь. Холодный мелкий дождь смыл почти всю золотую и бордовую краску с деревьев. Он шел почти каждый день, наводя тоску и уныние. В такой дождливый день грустишь по прошедшим летним дням, по теплой воде в речке. Хочется только сидеть у окна и слушать шорох дождевых капель за окном.

Елизавете повезло. К ее приезду дождь прекратился и выглянуло тусклое солнце, прячущееся временами за темными тучами. Дорога на кладбище была вымощена гравием и обувь не вязла в грязи.

Заезжать в деревню она не стала. Из родни там почти никого не осталось, только дальние родственники по отцу, но они вряд ли будут ей рады.

Еще издали Елизавета заметила высокую мужскую фигуру возле могилы отца. Она пыталась рассмотреть рядом с ней мать, но мужчина был один.

Подойдя ближе, она ахнула и схватилась за ограду. Рядом с надгробным памятником отца появился еще один, на котором была фотография ее матери и дата ее смерти.

-Мамочка! Не успела я приехать к тебе. -Прошептала она.

Мужчина обернулся, и она узнала возмужавшего Семена.

Расспросив его, она узнала, что после смерти отца мать сильно сдала. Она часто плакала, говорила, что оставила своего Васю одного.

Ее тоска с каждым днем усиливалась. Она перестала радоваться своей маленькой правнучке, которую безумно любила и вначале не отходила от нее. Теперь маленькая Вера не была ей утешением. С каждым днем бабушка угасала, и однажды попросила внука похоронить ее после смерти рядом с Васей.

С кладбища шли молча и не глядя друг на друга. У входа стоял новый автомобиль. Семен предложил матери довезти до деревни. Сам он собирался погостить у друга.

Елизавета попросила довезти ее до автобусной остановки, откуда собиралась добраться до города на попутках. Глядя куда-то в сторону, она обратилась к сыну:

-Знаю, что нет смысла просить прощения. Я очень виновата перед тобой, Семен. Перед тобой и перед родителями. Только слишком поздно это поняла. Теперь из родни у тебя осталась я, а у меня -ты. Очень бы хотелось увидеть твою дочку, познакомиться с твоей женой. Не беспокойся, надоедать вам не буду. У меня хороший муж, и он не будет против, если вы приедете к нам. Со временем, конечно. Когда боль немного отступит.

С этими словами она поспешно достала из сумочки блокнот и черкнула что-то там карандашом.

-Вот. Это мой адрес. Пиши… Хоть изредка.

Увидев приближавшуюся машину, подняла руку. Открыв дверцу, собиралась уже сесть, когда взглянула на Семена глазами, полными слез:

-Прости меня, сынок.

Прошел год. В преддверии Нового года Елизавета суетилась на кухне, накрывая на стол к ужину, когда вернулся с работы муж.

-Ммм. Как вкусно пахнет!-Произнес он, снимая обувь и потянув носом.

-Гриша, ты уже пришел? Мой руки и к столу. У меня уже все готово.-Улыбнулась Елизавета.

Вытирая руки полотенцем, Григорий подошел к жене и поцеловал ее.

За ужином она расспрашивала его о делах на работе, когда он вдруг спросил:

-Дорогая, а кто такой Семен?

Вилка выскользнула из ее пальцев и со звоном упала на край тарелки.

-А почем ты спрашиваешь?-Внезапно побледнев, спросила Елизавета.

-Дорогая, успокойся. Я только что достал из почтового ящика поздравительную открытку с пожеланиями тебе и твоему супругу, то есть мне. Она была подписана именем -Семен.

Еще и еще раз перечитывала Елизавета текст поздравления на открытке от сына, не вытирая льющихся по щекам слез.

-Господи! Ты услышал мои молитвы. Сын простил меня.

Григорий приблизился к жене. Он не мешал ей выплакаться и побыть наедине со своим мыслями.

Уткнувшись лицом в плечо мужа, Елизавета всхлипнула. Ей не верилось, что первый шаг к прощению был сделан…


Рецензии