Последний подарок

-Здрасте, баб Нюр.-Поздоровалась светловолосая девчушка со старушкой, понуро сидевшей на лавочке перед домом возле плакучей ивы, опустившей свои гибкие тонкие ветви почти до самой земли.

Эту иву посадил покойный отец, когда они только переехали в новый дом из силикатного кирпича, первый такой на их улице. Пока был жив ее отец, ветви дерева всегда были аккуратно подстрижены. Под ними он установил удобную скамейку, на которой днем можно было спрятаться от палящих солнечных лучей.

Мать говорила, что существует примета, будто ива может плакать вместе с человеком, сочувствуя его горю. После смерти мужа, по утрам, проводив свою любимицу в стадо, она садилась под дерево. От нахлынувших воспоминаний наворачивались слезы на глазах. Выплакавшись, она шла в дом, чувствуя, как полегчало на душе.

Еще существует поверье, будто ива становится защитником хозяев от всяких бед и нежелательных гостей, если посадить ее у входа в дом.

Старушка что-то пробормотала в ответ на приветствие и долго смотрела девочке вслед, шевеля губами и изредка поднимая руки, словно продолжая начатый с кем-то разговор.

Затем она тяжело поднялась со скамьи и медленно вошла во двор, делая мелкие шажки на непослушных ногах.

Лежавший на крыльце рыжий кот, чуть приоткрыв левый глаз, посмотрел на вошедшую во двор хозяйку. Последив за тем, как она направилась в сторону курятника, снова прикрыл глаз и продолжил нежиться в лучах теплого солнца.

Справившись с делами во дворе, старушка вошла в дом, поужинала и устроилась у окошка, выходившего на улицу, где изредка кто-нибудь проходил.

Улица, на которой она жила, была не главной и людей появлялось мало. Под вечер, в основном, проходила молодежь, направлявшаяся в центр деревни к клубу, возле которого слышалось бренчание на гитаре. Вокруг гитариста собирались кучками слушатели, лузгали семечки и посматривали исподтишка на лиц противоположного пола.

По субботам крутили кино. В выходные проводились и танцы, иногда после какой-нибудь лекции приехавшего из города представителя. Поэтому в остальные дни молодежь частенько собиралась на пару часов, чтобы вовремя разойтись, так как утром нужно было рано вставать на колхозные работы.

Посмотрев на двух нарядно одетых соседских девушек, торопливо прошедших мимо окна, баба Нюра вздохнула и стала задумчиво поглаживать дрожащей сухонькой рукой клеенку на столе.

Так случилось, что семьи у нее не было и почти все годы она прожила одна, без мужа и детей.

А ведь было время, когда оставалось совсем немного до того дня, чтобы Анна почувствовала себя самой счастливой. Но ,видимо, случиться этому было не суждено.

Был у нее возлюбленный, по сути парень самоуверенный и нагловатый. Сколько раз пыталась мать уговорить Анну не спешить с выбором, но она ее не послушала. В Антона она была тайно влюблена еще со школы. Он был другом ее двоюродного брата, и они часто сталкивались с ним в доме тети. Но была она в ту пору угловатой девчушкой, и парень не обращал на нее внимания.

Возвращаясь как-то после выходных в город на учебу, Анна встретилась с Антоном в автобусе. Парень недавно вернулся со службы в армии. Увидев девушку, он вначале ее не узнал. Тихонько расспросив своего спутника, поздоровавшегося приветливо с незнакомкой, он не мог скрыть своего удивления, ведь и не догадывался, что худенькая невзрачная девчушка станет такой красавицей.

Антон помог смущенной девушке донести тяжелую сумку с продуктами до общежития и предложил как-нибудь сходить в кино. Анна , которая об этом и мечтать не могла, согласилась.

Через несколько дней они встретились и сходили в кино. Потом были еще встречи и еще...

Дело шло к свадьбе. Анна закончила учебу в техникуме и уже работала в родном колхозе на месте ушедшей на пенсию соседки, когда в деревне стали поговаривать, что Антона окрутила Инга, племянница главного агронома, приехавшая к дяде погостить.

Анна не поверила в эти росказни, хотя сердце сжала когтистая лапа обиды. Она знала характер своего жениха, который не упускал случая полюбезничать с какой-нибудь молодухой в их деревне, но любовь вынуждала закрывать на все глаза.

При встрече Анна стала выпытывать у жениха правду, но тот наотрез отказывался от знакомства и каких-либо отношений с приезжей , называя все эти разговоры сплетнями недоброжелателей.

Своим добросовестным отношением к работе и старательностью Анна заслужила уважение начальства. Серьезная девушка подавала хороший пример и вскоре написала заявление с просьбой принять ее в ряды коммунистической партии. Этот вопрос должен был решиться через несколько дней на партийном собрании. Но жизнь Анны совершенно неожиданно переменилась.

Однажды, в послеобеденное время, в коридоре колхозной конторы послышался стук каблучков, и в приоткрытую дверь одного из кабинетов просунулась голова Полины, школьной подруги Анны.

-Всем здрасте. Нюра, можно тебя на минутку?-Проговорила она взволнованным голосом, еле переводя дыхание после быстрой ходьбы.

Анна нехотя поднялась из-за своего рабочего стола и направилась к двери. На ее лице застыло выражение нескрываемой досады.

-Поля, что случилось?-Недовольным тоном произнесла она, прикрывая за собой дверь. -Надеюсь, у тебя была достаточно серьезная причина, чтобы оторвать меня от месячного отчета.

-Аня, прости меня. Но не могла я не сказать тебе об этом… Помнишь, заброшенный сарай покойного деда Степана? Ну, куда мы прятались в детстве, играя в жмурки?

-Ну! Ты пришла, чтобы рассказать мне об этом сарае?

-Да послушай ты! Мне тут передали, что недавно в этот сарай вошли твой Антон и эта вертихвостка.

-Кто видел? Какая вертихвостка?-Анна стала мысленно просить подругу сменить тему и не называть имя, которое ей не хотелось слышать.

-Ну… Та самая… Инга.-С трудом выдохнула Полина.

Казалось, земля качнулась под ногами и померк свет. Прислонившись к стене, Анна постояла немного, пока посветлеет в глазах. Не говоря ни слова, она почти выбежала из одноэтажного каменного здания и быстрыми шагами направилась к тому самому злополучному сараю, на ходу делая глубокий вдох от нестерпимой разгоревшейся боли, проникшей в самую глубины души.

Полина пыталась идти рядом с подругой, но у нее это не всегда получалось, так как шаг у той был шире и временами приходилось переходить на бег.

Тяжело дыша, Анна остановилась, чтобы успокоить сердце, и, рванув на себя шаткую дверь сарая, вошла внутрь. Сквозь небольшое оконце, затянутое тонкой паутиной, в сарай проникали солнечные лучи. У деревянной стены, из щелей которой также просачивались лучи, лежали какие-то доски. Из угла, где находилась куча прошлогоднего сена, вскочили полуобнаженный Антон и рыжая девица в расстегнутой блузке.

Не ожидавший увидеть здесь свою невесту Антон побледнел и стал шарить руками в поисках рубашки. Девица же и не думала прятаться. Она демонстративно поднялась перед Анной, отряхнув юбку и медленно застегивая пуговицы на блузке, при этом не отводя насмешливого взгляда от раскрасневшегося лица соперницы.

-Зачем так врываться? Ну, и чего? Убедилась? Надеюсь, хоть теперь ты поверила в то, что он любит меня, а не тебя?

-Бесстыдница! Ты бы закрыла свой поганый рот!-С трудом выдавила Анна, еле сдерживая себя, чтобы не вцепиться обеими руками наглой разлучнице в горло.

-А то что? Что ты можешь мне сделать?-Откинув назад рыжие космы, девица , подбоченясь, встала в воинственную позу.

Тут уже ,не совладев с собой, Анна размахнулась и со всей силы ударила ее по лицу. Не ожидавшая удара Инга не устояла на ногах и отлетела к доскам, где ударилась головой и обмякла.

-Что ты наделала? Ты убила ее!-Истеричным голосом закричал Антон, страх которого сменился ужасом от мысли, что произошло секундами ранее.

Вбежавшая вслед за подругой Полина и он кинулись к лежавшей без движений Инге.

Анна не стала ждать того, что произойдет дальше, и отправилась домой. Не отвечая на вопросы перепуганной матери, которая чуть не лишилась дара речи при виде белого, как полотно, лица дочери, Анна прошла в свою комнату и села на кровать, ничего не видящим взглядом глядя в окно.

Она так и просидела до самого вечера. Стало уже темнеть, когда к дому подъехала милицейская машина.

Следующий период своей жизни Анна не любит вспоминать, так как он был для нее очень нелегким.

В районной больнице Инга пришла в себя и сразу же заявила на Анну, обвинив ее в рукоприкладстве. Анну арестовали.

Не выдержав такого потрясения, от сердечного приступа скончалась мать, проработавшая почти всю свою жизнь в деревенской школе учительницей.

Под нажимом отца, первой учительницей которого была теперь уже покойная мать соперницы, Инга впоследствии заявление забрала, но заставить Антона быть рядом с ней не смогла. Ловелас любил свою невесту и после того, как ее выпустили, обивал порог, умоляя о прощении.

Потрясенная смертью матери, после похорон Анна несколько дней не выходила из дома. До соседей доносился громкий плач, временами переходивший в вой. Все сочувственно вздыхали и качали головой. Анна была безутешна. Она не хотела никого слушать и винила себя в смерти матери.

Каждый день к ней приходила младшая сестра, жившая на окраине деревни, ближе к лесу. Катя рано вышла замуж, едва ей исполнилось восемнадцать лет. Ее очень беспокоило состояние старшей сестры после выхода из милиции, где она просидела несколько дней в КПЗ с какими-то попрошайками. Кроме того Анна не могла себе простить того, что ослушалась мать и связалась с Антоном, который у Кати никогда не вызывал доверия.

Алевтине, сестре покойного отца, зашедшей за хлебом в магазин сказали, что приходила за продуктами Анна и купила несколько бутылок водки. Подумав, что племянница решила утопить свое горе в спиртном, тетя отправилась к ней. Каково же было ее удивление, когда она застала Анну дома, где, как всегда, было прибрано и чисто.

На вопрос тети Анна показала открытую бутылку водки в холодильнике и разрыдалась:

-Не смогла. Мне говорили, что помогает, но я не смогла, тетя Аля...

Обнявшись, обе расплакались.

По происшествии времени Анна смогла вернуться на прежнюю работу, но ее кандидатуру для вступления в ряды партии большинство на партийном собрании не одобрило и проголосовало против.

Антон первое время ходил по пятам и просил о прощении, но Анна была неумолима. Предательство она не простила и вычеркнула бывшего жениха из своей жизни.

Деревенские мужчины проявляли к ней интерес, пытались ухаживать, а некоторые открыто говорили о своем намерении создать с ней семью, только все это ни к чему не привело. Сердце Анны было заперто наглухо.

Она помогала своей младшей сестре, которая долгое время не могла родить ребенка, а позже одного за другим родила шестерых детей, пятерых сыновей и одну дочь. Трое сыновей были уже женаты. Самый старший обосновался в городе. Двое из родной деревни не уезжали. Четвертый сын хотел жениться и все время намекал брату, жившему со своей семьей в родительском доме об этом. Но тот не мог пока построить себе отдельный дом, хотя земельный участок он купил и там даже был заложен фундамент.

Катерина часто приходила к сестре и делилась с ней своими проблемами. Однажды она рассказала об очередной ссоре сыновей, сокрушалась, что младшему не терпится жениться. С мужем решили выделить ему отдельную комнату на первое время, но тот не соглашается. Он хочет, чтобы брат съехал и освободил комнаты для него.

Анна слушала сестру и качала головой. Затем пожурила ее за то, что идет на поводу всего любимчика, который растет бездельником. «Бросил учебу в городе. Пробыл там три месяца, на работу не устроился. Приехал без копейки денег, а теперь собрался жениться. На какие деньги? Он что-нибудь сам заработал?»

Катя обиделась и ушла, перед уходом бросив сестре, что у нее каменное сердце. «Родила бы своих детей, а потом поучала ее».

Разговор с сестрой оставил неприятный осадок в душе и заставил Анну задуматься. Коля был ее любимым племянником, и ей очень хотелось помочь ему и успокоить сестру, у которой сердце было не на месте.

Вечером Анна долго размышляла, сидя во дворе на низенькой табуретке. Затем встала и тихонько направилась посоветоваться к своему соседу, секретарю сельсовета.

На следующий день Анна подмела на улице перед домом и стала копаться в палисаднике, когда к ней подошла соседка, Серафима.

Поздоровавшись, она рассказала , что вчера в магазине встретила Екатерину с сыном. Они закупались продуктами и поделились, что сегодня ждут гостей. Екатерина спрашивала, как поживает ее сестра. Сетовала на то, что времени нет навестить ее.

Анна поджала губы: могла бы и зайти к старшей сестре. Но, видать, обида у той еще не прошла. Катя с детства была обидчивой и долго отходила.

Вернувшись во двор после ухода соседки, Анна убрала в сарай метлу и тут ее внезапно осенило. Так ведь сегодня день рождения Коли!

-Господи! Как же это я запамятовала!

Анна заметалась по дому. Она не может не пойти. Как не поздравить Коленьку! Будет повод и порадовать приятной новостью. Откуда только взялись силы! Помывшись, Анна прошла в комнату и ,сняв аккуратно сложенные одеяла и подушки, открыла небольшой кованый сундук, который достался ей от покойной бабушки.

-Теть Нюр!-Послышался вскоре со двора знакомый голос.

Выглянув за дверь, Анна увидела Егора, младшего сына своей сестры.

-Егорушка! Заходи! Что ты как не родной?-Произнесла Анна.

-Я за тобой. Маманя велела тебя привезти, ты ведь сама не сможешь дойти.

-Конечно, не смогу. Я уже и не знала, кого попросить, чтобы меня довезли до вашего дома. Гостей-то много собралось, Егорушка?-Поинтересовалась Анна.

Племянник рассказал, что двор уже полон людей. Из города приехал старший сын Екатерины со своей семьей и родителями жены. Ведь не шутка-брату исполнилось тридцать пять лет!

Принарядившись, Анна уже вышла на крыльцо, когда вдруг что-то вспомнила и, махнув племяннику рукой, вернулась снова в дом.

В просторном дворе сестры стояли накрытые столы. За исключением некоторых, гости уже почти все расселись.

Обнявшись с сестрой, Екатерина виновато улыбнулась и проговорила:

-Не держи на меня зла, Нюра. Спасибо, что пришла.

В ответ Анна погладила ее по плечу и протянула небольшой сверток.

-Иди, Катя, переоденься.

-Что это ? Зачем?-С растерянным видом произнесла Катя, но сестра мягко подтолкнула к дому, со вздохом осмотрев ее скромный наряд.

Признаться, в молодости Анна была той еще щеголихой. Она всегда отличалась яркими и броскими нарядами, а после случая с Ингой и вовсе перестала себе отказывать в чем-то. У молодых деревенских женщин это вызывало зависть, и они не упускали возможности съязвить что-либо ей при встрече. Но Анна, казалось, не слышала и пропускала все мимо ушей.

Принарядившись, она часто ходила с Полиной по субботам в клуб, когда привозили какой-нибудь новый фильм. Мужчины провожали ее точеную фигуру восхищенными глазами. Но она не обращала на них внимания, словно желая отомстить всем за предательство человека, которого она любила.

Торжество уже началось. Поднялся из-за стола исполняющий роль ведущего старший сын, чтобы произнести вступительное слово, когда галдевшие гости вдруг замолчали и послышался возглас восхищения. Глаза всех присутствующих были обращены на переодевшуюся хозяйку дома, которой очень шло зеленое платье и накинутая на плечи шаль.

Не ожидавший увидеть жену в таком наряде, глава семейства встал со своего места и , взяв под руку, подвел Екатерину к свободному стулу рядом с Анной, предлагая ей сесть туда:

-Дорогая, садись рядом со своей сестрой. Достаточно того, что ты сегодня сделала. Пусть теперь молодежь суетится.

Празднование шло своим чередом, когда слово для поздравления дали тете. Анна была немногословна.

-Пусть не обижаются на меня мои племянники, но к Коле у меня особенная любовь. Может быть потому, что назвали его именем отца, которого я очень любила. Вот в подарок ему рубашка. Пусть носит на здоровье. Но это еще не все…

Анна произнесла эти слова и стала доставать из-под тарелки что-то завернутое в газету. Это были какие-то бумаги.

-Мой второй подарок Коле. Это завещание, в котором он наследует мой дом. Если быть точнее, это наш с Катей родительский дом. Но я не хочу, чтобы после моей смерти мои племянники перессорились друг с другом из-за того, кому он достанется. Вы должны меня правильно понять.

За столом на несколько секунд повисла тишина, а потом все словно выдохнули, загалдели и стали хлопать.

Николай подошел с растерянным видом к тете и , волнуясь, принял из ее рук дорогую бумагу. Он не мог поверить в то, что услышал.

Родители его жены, сидевшие чуть в сторонке, с радостной улыбкой переглянулись. Катя охнула и закрыла лицо руками. Ее плечи затряслись от беззвучного плача.

-Теперь вы владельцы дома. Что мне осталось? Даст бог, поживу пару лет и отправлюсь в мир иной. А пока, надеюсь, что это не последний мой подарок…Долго не тяните. Наведите порядок, сделайте перестановку, как вы желаете, и перебирайтесь.

-Спасибо, теть Нюра.-В порыве чувств Николай обнял тетю и поцеловал в морщинистую щеку.

В выходные во дворе Анны появилась делегация , во главе которой были Николай с женой и оба их сына. Вслед за ними шли Екатерина с мужем и родители Ксении, жены Николая.

Анна не мешала им осмотреться и прикинуть, что они будут менять или пристраивать. Дом, построенный отцом, был добротный, с большими просторными комнатами, в которых можно было только освежить стены и окна.

Присев на скамью во дворе, старушка поглаживала своего кота, удобно устроившегося с ней на солнце и только поглядывала на родственников, походивших по двору и вошедших в дом.

Затем она встала и поднялась в дом вслед за всеми. Она хотела попросить исполнить ее просьбу-сделать ей отдельный вход из коридора в комнатку ее матери, заделав кирпичами дверь из большой комнаты. Анна решила перебраться туда. Кроме этого она хотела, чтобы поставили маленькую чугунную печку до наступления холодов.

Отец Ксении был столяром, и вместе со сватом они стали прикидывать, где лучше пробить в стене проем для двери.

Ксения попыталась убедить старушку не отделяться от них, но Анна махнула рукой:

-Я уже стара и ворчлива. У вас детки малые, шумные. Дочка, тебе будет легче, если я буду отдельно, и мне спокойнее. Когда захочу, встану, когда пожелаю, лягу. Никому мешать не буду. Так будет лучше для всех нас.

Просьбу тети Коля исполнил, и вскоре она любовалась на новенькую деревянную дверь, выходившую в просторный коридор.

Собравшись на следующих выходных полным составом, вся семья Кати навела порядок в комнате Анны. Перенесли кое-что из мебели, какую она пожелала, предварительно покрасив окно и освежив побелку в комнате.

Затем был сделан ремонт в остальных трех комнатах и маленькой кухне.

Анна с радостью осматривала свою новую комнату, где стояла железная кровать с витиеватыми спинками, шкаф для одежды и небольшой стол. Особенно ее радовала новенькая печь.

-Вот теперь и зима не страшна.

Через пару дней Николай с семьей перебрался в свой дом. Долго еще семейная трудовая команда появлялась и во дворе, и в саду, помогая Коле до наступления осеннего ненастья навести порядок и обустроиться.

После обновления сарая в нем появилась его рогатая жилица, которую подарили родители Коли. Позже появились и два поросенка от родителей Ксении.

Была страда. Николай допоздна пропадал на работе в колхозе, и все заботы о живности легли на плечи Ксении, работавшей воспитательницей в деревенских яслях. Пока у нее был отпуск. Но это было ненадолго. Анна вскоре заметила, что Ксения располнела. Со временем ее догадки подтвердились-в семье ждали третьего ребенка.

Когда родилась дочь, Николай спросил тетю, будет ли она против, если они назовут девочку Анютой. Прослезившаяся тетя ответила согласием.

Когда девочке исполнилось семь лет, Анна подарила ей маленькие золотые серьги. Через два месяца Анюта пошла в первый класс. А в конце сентября бабы Нюры не стало.

Серьги, подаренные Анюте, стали ее последним подарком


Рецензии