Поляков Андрей

Андрей Поляков.
Вещие «сны окаянных» «Дома суриката», или Все сбывается по Жаксылыкову.
Все сбывается по Жаксылыкову. Чем больше я читаю новостные ленты в сочетании с романом А. Жаксылыкова «Дом суриката», тем больше убеждаюсь в том, что произведение, написанное полтора десятка лет тому назад  (роман закончен в декабре 2007 г.) в жанре научно-фантастической антиутопии, сейчас читается как книга, автором которой является аналитик, раскрывающий всю подноготную происходящих событий. Этот роман является четвертой книгой пенталогии «Сны окаянных». Сюжеты романов цикла почерпнуты автором из его собственных снов, которые, как мы видим,  в отношении «Дома суриката» оказались во многом вещими.
Этот роман посвящен войне. Войне всего со всем за право быть главным, за право обладать всеми ресурсами, на захват которых хватит сил. Воюют между собой Западная Империя и Восточная Федеративная Республика. Причем часть боевых действий идет на улицах города, который  можно опознать, как Алматы, южную столицу Казахстана. Империя – это высокотехнологичное государство, основное население которой составляют  киборги и роботы. Настоящих людей в ней мало, да и те, что есть, подвергаются «цифровизации». Даже верхушка не смогла избежать этого из-за риска утраты контроля над подчиненными. «Федерация» «наблюдателю со стороны» кажется закрытой структурой, но, похоже, что и в ней технологии  очень сильно развиты. Управляют республикой, похоже, аристократы из олигархов и верхушки силовиков. В боевых действиях обе стороны активно используют дроны. Для обработки сознания подчиненных, в том числе и при участии их в боевых действиях, используются психотропные препараты. Кроме того, для достижения своих целей «имперцы» и «федераты» используют ресурсы (в том числе и человеческие) расположенных по соседству «островов» - государств, менее организованных, но способных выживать в сложившихся условиях. Одним из факторов предшествующих этой войне послужила биологическая катастрофа, вызванная нападением джугары (природы, измененной человеком) на человеческую цивилизацию. И частью этой атакующей силы стала пандемия, вызванная множеством грибков, вирусов и бактерий, связанных с животными. Интересно, что «нулевой» пациент, да и не только он, у Жаксылыкова получил заразу от мышей. Уж очень это напоминает события из нынешней жизни, в том числе и то, что «нулевой» ковидный пациент также заразился от мышей, правда летучих. Кроме того, в сводках и репортажах об этом не говорят, но можно предположить, что в военных действиях обе стороны могут применять, упоминаемые в романе «ткани-невидимки», позволяющие делать невидимыми укрытые ими объекты. А также экзоскелеты, позволяющие их обладателям быстро преодолевать препятствия и большие расстояния, перенося при этом на себе тяжелые грузы. В открытой технической литературе еще в начале нулевых писали о подобных разработках. И указывали на их преимущественно военное предназначение. Хотя те же экзоскелеты могли бы существенно улучшить и облегчить жизнь простым людям, особенно инвалидам. А ткани-невидимки могут быть использованы фокусниками для созданий иллюзий.
Автор подводит нас к мысли, что все это стало возможным из-за того, что миром управляет манихео-гностическое сознание, полученное нами от Дракона, заточенного в недрах Земли и очень напоминающего собой Дантова Люцифера, вмороженного в лед озера Коцит «Ада» «Божественной Комедии». Дракону-Люциферу необходимо разделить людей на два лагеря, которые начали бы смертельную для всего живого на Земле ядерную войну. Выделившаяся при ядерных взрывах энергия была бы поглощена этим Драконом и придала бы ему мощи для того, чтобы он смог возобновить начатую ранее его «племенем» войну с Летунами. Манихео-гностическое сознание с его дуализмом, делящим всех на «наших» и «чужих» нравится обывателям своей простотой, а еще больше «власть придержащим» из-за того, что тут не нужно сильно задумываться. Властям не нужно, чтобы их подчиненные задумывались, «а то станут еще умными и захотят сами властвовать и жить лучше». «Жить лучше» мечтает каждый человек и это нормально. Но манихео-гностическое сознание требует «жить лучше других». А такое, в большинстве случаев, связано с тем, что для того, чтобы жить лучше других, нужно иметь больше других и «желательно за счет других». Все это ведет к разделению и конфликтам, как внутри групп, так и между сообществами и государствами. Но бывает еще конфликт между одним человеком и обществом, когда он не может получить место, которого он по своему усмотрению достоин. Все это и приводит к «окаянности», неприкаянности человека, который стремится выйти из этого конфликта победителем, «найти себя», получить «желаемое имя» и обрести свою «новую палестину», «землю обетованную», в которой он мог обрести покой и счастье.
Герои цикла «Сны окаянных» родились и выросли возле Семипалатинского ядерного полигона и сильно пострадали от воздействия радиации. Энергия расщепленного «военного атома» расщепила их сознание, что и привело к их «окаянности» и неприкаянности не только в мире, в обществе, но и в самих себе. Так сознание Жана расщепилось до того, что он, осознает себя, то Человеком-сурикатом, то отважным Снежным воином-Странником. Иногда эти две его ипостаси во снах сходятся друг с другом и пытаются действовать совместно или противоборствуют друг другу. Жан осознает, что все вынуждены жить в искусственно созданном манихео-гностическом мире и пытается действовать в установленных рамках. Так Человек-сурикат, ради выживания готов даже стать животным сурикатом и его тело, согласно требованиям сознания, претерпевает требуемые трансформации. Так человек из страха своей гибели и утраты тем самым возможности продолжения рода, готов утратить все человеческое. Другая его ипостась – Снежный воин, также в борьбе за выживание и выполнение приказа также теряет человеческий облик и превращается в Зверя.
Желание «поиметь всё и вся» приводит к тому, что люди стремятся подчинить себе не только других людей, но и природу, пространство и время. В романе воздействие на эти составляющие нашего Мира приводит к их изменениям: мутации изменяют людей, животных и растения, к тому же весь мир  оказывается в пространственно-временной ловушке, отчего становится непонятным «где и когда все происходит». Складывается впечатление, что казахстанская южная столица Алматы оказывается вначале где-то в Экваториальной (Центральной) Африке, а затем на Ближнем Востоке, а ориентация во времени и вовсе пропадает, становится непонятным ни день, ни месяц, ни год, ни даже час, когда происходит,  то или иное событие.
Все это в интересах правящих манихео-гностических верхушек государств, как способ привести Мир в состояние однородной массы, когда все будет смешано со всем и будет не понятно, что есть что. И кто есть кто. После чего Правители эту «массу» доведут до того, что она сама захочет перейти в «нирвану», тогда Мир схлопнется в точку сингулярности и «все Богово» вернется к Нему обратно. А Правители вместе со своими предками займут лучшие места у Престола Господня, как Его «самые верные и преданные рабы».
Роман А Жаксылыкова оказался пророческим, а сны, легшие в его основу, - вещими. На этом примере мы видим удивительную способность мозга и сознания человека перерабатывать, во сне получаемую за день информацию, составлять новые образы, давать прогнозы развития  ситуации, беспокоящей спящего.
Аслан Жаксылыков видит спасение из гибельной ситуации, к которой подводят человечество аристократические манихео-гностики, в переходе к монизму и мунизму. Представители нейтрального монизма и мунизма согласны с дуализмом, царящим в нашем мире, но разделение это подобному двум стволам дерева, растущим из одного корня. Причем один из стволов оказывается «главным», а второй – «его трансформацией». Это понимает одна из ипостасей Жана – Снежный воин, когда до его сознания доходит, что все состоит из Света. Даже Тьма, которая является его трансформацией. Также как Смерть является трансформацией Жизни. Именно эта мысль не позволяет ему убить своего соперника, отбившего у него жену, Человека-суриката. Человек-сурикат, оказывается частью Снежного воина, ведь они оба – ипостаси Жана «Окаянного». Если у Жана появится женщина, то ее ипостаси будут также у Суриката и Снежного воина. Сурикат нашел и вернул себе свою Женщину-олениху, нашлась молодая Женщина-волчица и для Воина.
Жан, герой цикла «Сны окаянных», олицетворяет собой у Жаксылыкова весь казахский народ, чья душа заблудилась в манихео-гностическом мире  из-за того, что его представители подобно представителям других народов погрязли в жадности и желании обрести власть над другими людьми. Но автор выражает надежду на спасение своего народа, а заодно и всех других, кто захочет вместе с ним вернуться в «Наш дом», к «своим корням». Обретение этих корней состоит в том, чтобы включить в себя Природу, сделать себя частью Природы и сделать Природу частью себя. В том числе природу человека и человечества в целом.  В этом плане показательна связь ипостасей Жана  с волками и сурикатами. Казахи, согласно их мифологии, считают себя потомками волков, а сурикаты для них отличный пример выживания вида в экстремальных условиях. Такое сочетание способно обеспечить выживание потомства в условиях постапокалипсиса, до которого способно довести человечество безумие манихео-гностиков.
Спасение главных героев и примкнувших к ним людей становится возможным благодаря помощи бывших работников КНБ РК, служащим воюющим странам, и отлично понимающим, до чего может довести начавшийся конфликт между имперцами и федератами. Представители спецслужб, продолжающие служить своему народу в новых условиях, обеспечивают безопасность «исхода» героев романа в «новый мир». Это «новый мир» оказывается «очень старым миром», в котором жили предки Жана. В степи и лесостепях нынешнего Казахстана неприкаянные души «окаянных» людей способны найти свое место, обрести мир и покой.
Таким образом,А. Жаксылыков видит выход из гибельной ситуации в переходе своих героев от манихео-гностического дуализма, ведущего к дьявольскому разобщению людей,  к дуализму монистическому. Герои романа совершают исход из мира Зла в мир Добра, отказавшись от всего ненастоящего, искусственного что дала им цивилизация доведшая их до того состояния, что они пошли на совершение «своих деяний». Вернувшись назад к Природе, герои романа вернулись к своей человеческой природе. Это способствует сохранению человечества, которое, иначе может погибнуть в безумно разобщенном мире манихео-гностиков.
Не только А. Жаксылыков считает, что нужно вернуться к корням, такое мнение высказывают и другие казахстанские писатели. Да и власти поддерживают подобную политику. Казахстан находится в центре Евразийского материка, и стал местом жительства представителей множества национальностей и культур. К тому же в истории казахов были периоды, когда их предки принадлежали к совсем другим культурам, исповедовали разные религии. Тут и сакско-скифская, сарматская, тюркская (тенгрианская), манихейская, несторианская, буддистская, исламская культуры. Все они оставили след в исторической памяти казахского народа, создав особый тип мышления и сознания, когда казах-мусульманин совершает языческие обряды и приносит жертву своему древнему богу Тенгри, поклоняется аруахам и прочим божествам тюрского языческого пантеона.
Поле  во вставной новелле «Наш дом» не хотело принимать Мурата по той же причине, что и во сне Снежного воина животный мир не принимал его, когда тот хотел установить «свой Рай на Земле». Его назвали Самозванцем. Ведь он собирался установить «закон Добра», не учитывая того, что это Добро может перейти во Зло. Выбирая одну сторону, он не учитывал, что одно может перейти в другое. Все стремиться к гармонии, равновесию. Равновесие, а значит и гармония не возможны, когда чему-то или кому-то отводится главенствующая роль. Это ведет к дьявольскому разобщению и разрушению всего мироустройства. Мурат и Снежный воин действовали в рамках манихео-гностического сознания, тогда, когда для достижения истинной гармонии нужно выбирать монистическое мировоззрение, царившие в мышлении ранних тюрок и других народов, стремящихся жить в гармонии с окружающим миром. Утверждение гармонических взаимоотношений возможно только при воцарении, Правды (Истины) в мире, которая не будет позволять появляться «вредным» трансформациям, могущим привести к искажениям и разрушению действительности.
Нынешние власти Казахстана не позволяют ни одной сторон военных действий на Украине втянуть себя в этот конфликт. Также Президент Казахстана К.Ж. Токаев заявлял о намерении построить в своей стране общество социальной справедливости. В Казахстане создаются программы по возрождению, развитию национальных традиций и культуры. И не только казахских. Много говорится  о преемственности поколений. Похоже, что власти Казахстана выбирают монистическое мышление и действуют в его рамках. Будем надеяться, что это им удастся и в республике будет построено гармоничное общество, основанное не столько даже на равноправии, сколько на всеобщем взаимном уважении. И тогда монистический Казахстан станет ориентиром для других народов, желающих жить в гармоничном обществе.
Человечество потому сохранилось до сих пор, что постоянно находятся люди способные не допустить разделение и разобщение между людьми, осознают единство всего и всех, а значит и всеобщую взаимозависимость. Хорошо, что существуют народы, представители которых придерживаются подобных взглядов. А это обычно идет от традиций, установленных еще в далекой древности и позволивших еще в те времена народу выжить, сохраниться и размножиться, не смотря ни на что.
Древняя тюркская религия тенгрианство связана с поклонением Тенгри-Свету и во многом монистично. Не исключено, что общение Ф.М. Достоевского с простыми казахами во время его ссылки могло сильно повлиять на, пережившего сильнейший стресс во время гражданской казни, писателя. Запутавшись в нестыковке, царившего ранее в его голове, революционного дуализма с реальностью, он мог найти выход в создании своего «нравственного монизма». Именно из-за монизма, утвержденного М. Сервантесом в конце романа, Ф.М. Достоевский и считал «Дон Кихота» книгой, которую человек должен был предъявить Богу, как то, чем этот человек руководствовался при жизни и тем самым обрести спасение и жизнь в Царстве Божием.
О всеединстве и монистической сущности мироустройства писали, пишут и будут писать не только Сервантес, Достоевский и Жаксылыков, но и многие другие писатели. Не только А. Жаксылыков пишет о необходимости возврата к традиционным ценностям казахского народа, но и другие современные казахстанские авторы. И хорошо, что об этом не только просто говориться, но  и, то, что руководство Казахстана прислушивается к ним, осознает, что все это основано на традиционных национальных ценностях и поступает так, как поступали их предки, что способствует сохранению стабильности и порядка в государстве. А значит, не зря были написаны эти книги.


Рецензии