Поляков Андрей

Андрей Поляков.
«По ком прозвучал» «Выстрел» А.С. Пушкина.
Русская словесность должна быть очень благодарна «Болдинской осени» за то, что она обогатила мировую литературу шестью десятками произведений А. С. Пушкина. Осень 1830 года ознаменовалась наступлением в России эпидемии холеры и появлением множества карантинных заграждений, делающих невозможным передвижением по стране. Александр Сергеевич был заперт в своем имении Болдино и был вынужден вести тоскливую жизнь анахорета. А если представить еще страх за свою жизнь и жизнь своей невесты Натальи Гончаровой, которые могли быть прерваны возможной болезнью и смертью, то можно понять, каким все это стало стимулом для творчества и проявления желания Пушкина оставить после себя более значимый след.
Желание самоутвердиться было сильно у Пушкина еще с малых лет. Возможно, в этом сказалось плохое отношение к нему родителей, которые уделяли все свое внимание его брату Льву. Усугублялось это еще и сознанием принадлежности его к старинному роду Пушкиных и «эфиопским корням» его прадеда, любимого «арапа Петра Великого» Ибрагима Ганнибала. Амбиции юного Пушкина подстегивались подражанием модному в те годы «гусарству» и байронизму, которые мотивировали представителей обедневших знатных родов. Очень привлекательно для них было выказывать свою храбрость, презрение ко всем и всему, особенно авторитетам, слыть сладострастными ловеласами, дамскими угодниками и при этом напускать на себя таинственность и пресыщенность всем, чем только можно. Представители знатных, богатых родов вполне могли себе все это позволить, а обедневшие дворяне, пытаясь подражать им, становились снобами и могли выглядеть нелепо, а иногда и смешно, что вызывало презрение к ним со стороны вельмож. Молодой Александр Пушкин сам был в таком положении, когда пытался крутиться в «высшем свете», стремясь обзавестись связями и сделать карьеру. Это сближало его с героями байроновского романтизма, настраивало на бунтарский лад и приближало его к декабристам, которым он сочувствовал, настолько, что он чуть было, не стал членом тайного общества.
Крах декабристов, казнь пятерых  из них и ссылка в каторгу оставшихся напугали Пушкина тем, что он не мог потерять  возможность оставить свой след, не смог бы самоутвердиться в должной мере. Постепенно до него доходит, что байроновско-гусарское самоутверждение не позволяет человеку полностью самореализоваться. Самореализация человека возможна лишь при создании семьи. Конфликт между двумя способами самоутверждения и самореализации лег в основу рассказа «Выстрел». Известно, что этот рассказ был написан еще юным Пушкиным в лицейские годы. Однако, его версия не сохранилась. Вполне возможно, что ранняя версия, отражала юношеский восторг перед бунтарем-романтиком Сильвио, «поставившим на место» зарвавшегося Графа, унизив его и вызывая презрение к нему у читателей. Однако, с возрастом он пересмотрел свои взгляды. Мировоззрение Пушкина изменилось, что и было отражено в новой редакции рассказа.
Рассказ «Выстрел» имеет вполне себе романтическую завязку: читатель видит таинственного Сильвио, обладающего притягательной силой. Со времен выясняется, что много лет назад обедневший дворянин Сильвио, служа гусаром и будучи романтиком байроновского типа, был оскорблен знатным и состоятельным Графом. Граф этот, в силу его происхождения и состоятельности вел себя, подобно героям Байрона без всякого напряжения, и тем претендовал на то, чтобы «сбросить с пьедестала» Сильвио, лишить его первенства в обществе. Сильвио спровоцировал скандал, ссору, что привело к дуэли. При этом оба участника вели себя в гусарско-байроновском духе. Граф даже вел себя настолько храбро, что позволил себя, стоя под дулом пистолета, ел черешни и доплевывал косточки от них до Сильвио. Сильвио, как человек, повидавший жизнь и людей, был уверен, что Граф так вел себя просто потому, что ему не было чего терять. И Сильвио решил отложить дуэль, оставив за собой выстрел на будущее, когда он сможет наказать Графа, предварительно унизив его. Спустя много лет, Сильвио заполучил момент наказать Графа, который только что женился на любимой им и любящей его девушке. Сильвио сумел унизить Графа, заставив его в своем же доме стрелять в гостя. Граф был унижен еще и как плохой стрелок. При этом Граф был унижен при молодой жене и прислуге. Сильвио мог праздновать свое торжество еще и тем, что показал свою меткость, попав в пулю Графа, застрявшую в висящей на стене картине. Сделал он это для демонстрации своей меткости и своего благородства, проявленного им в пощаде жизни Графа, который хоть и считался «благородным» в силу своего происхождения, но показал свою низость в том, чтобы произвести выстрел в гостя, не имея «законного права на выстрел» в силу того, что этот выстрел был сделан им ранее. Граф и его молодая супруга были восхищены романтичным поступком Сильвио и преклонялись перед ним. Такого самоутверждения Сильвио было мало, и он решил самоутверждаться дальше, приняв, подобно Байрону, решение участвовать в борьбе греков за освобождение своей страны. Подобно Байрону, Сильвио погиб в борьбе. Граф же вел тихую семейную жизнь и растил детей.
В рассказе «Выстрел» А.С.Пушкин отразил поиск людьми смысла жизни и победу Реальности над Вымыслом. Ведь многие люди, желая самоутвердиться, пытаются идти проторенным путем и пользуются методами, которые позволили другим обрести успех. При этом не учитывается разница между этими людьми, их положением в обществе, способностями, всякого рода особенностями и всем прочим, что способно либо помочь, либо помешать, человеку достичь поставленных целей. Так Граф в силу своего происхождения имел все, что пожелает и это помогало ему без всякого напряжения иметь успех в обществе. Сноб Сильвио же был вынужден прикладывать все свои силы и способности для поддержки своего превосходства. Граф довольствовался тем, что имеет. Сильвио всегда всего было мало. Это разжигало в нем зависть и ненависть к «везунчику» Графу, легко получающему все желаемое. Граф и Сильвио оба в начале рассказа жили неполноценной жизнью романтиков байроновского типа, это было безнравственно поскольку противоречило ходу нормальной жизни обычных людей. Вероятно, Пушкин дошел до этого, пережив страх после разгрома декабристов, когда и его самого, как сочувствовавшего бунтарям, могли  отправить на каторгу. К тому же за ним был установлен постоянный контроль со стороны жандармов. Нечто подобное позже пережил Ф.М. Достоевский во время гражданской казни., ссылки и пребывания на каторге. Пушкин понял всю безнравственность романтиков байроновского типа, вечно одиноких «борцов за чью то свободу», за чье-то «правое дело», делавших это все не ради других, а ради самих себя. Такие романтики со страниц книг Байрона провозглашали борьбу и даже согласны были на гибель, ради славы, успеха, а некоторые даже рассчитывали «на корону». При этом таких романтиков не волновали судьбы и жизни их соратников. Ради достижения своих целей такие люди готовы жертвовать жизнью и своей и чужой. В душе А.С. Пушкина произошел надлом, ему захотелось обычной жизни обычных людей. Захотелось, чтобы рядом с ним постоянно была любимая и любящая его женщина, дети, захотелось размеренной семейной жизни. Это не было мещанством. Пушкин видел в этом нравственное совершенство человека. Ведь настоящий глава семьи забывает всякий эгоизм и отдает себя самого на службу своей семьи, постоянно заботится о жене и детях. Именно этим можно объяснить и оправдать выстрел Графа в приехавшего к нему Сильвио. Граф хотел, чтобы весь поскорее закончилось, и его молодая супруга не стала бы  свидетельницей его позора. Сильвио казалось, что он достиг превосходства и обеспечил себе первенство в конкуренции с Графом. При этом у него создалась видимость того, что он обеспечил себе первенство во всей России. Этого ему показалось мало, и он решил пойти бороться за свободу греческих повстанцев, ища при этом либо смерть, либо «корону» и славу. Однако он сам, не сознавая того, опозорился сильнее графа, поскольку позволил себе издеваться и над женой Графа – не в чем ни повинной слабой женщиной, не имевшей ни малейшего понятия о его конфликте с ее супругом. Сильвио поступил очень низко и безнравственно. Ведь будь он чуточку благороднее, обыграл бы этот момент и отомстил бы противнику позже. Умер Сильвио одиноким и бездетным, по  крайней мере, законных продолжателей его рода не осталось. Граф же имел жену, дети продолжили его род, возможно и его дела. За всех них он готов был сложить свою жизнь. Это гораздо нравственнее и благороднее байроновского романтического эгоизма.
Рассказ «Выстрел», спустя годы привел Поэта к гибели на дуэли при Черной речке. Здесь он не выступал в былой роли бретера, дерущегося только «ради того, чтобы драться». Александр Сергеевич погиб, отстаивая честь своей жены, своей семьи и свою тоже. Пусть он был не самым верным мужем, каким мечтал быть накануне свадьбы, но семейные ценности оказались  для А.С. Пушкина дороже всего на свете, он забыл про свое «Я», ради «Мы», которое появилось после создания им семьи.
«Выстрел» А.С. Пушкина ведь был направлен против «байроновщины» и «гусарства», подобно тому, как Сервантес использовал «Дон Кихота» для разгрома рыцарских романов и рыцарщины вообще. Оба произведения отражали победу Реальности над Фантазией, Правды над Выдумкой, Нравственности и Благородства над Эгоизмом и Аморальностью. Оба произведения были направлены на отрезвление «горячих» голов, показывая всем и торжествуя победу Реализма над Романтизмом, а значит и Жизни над Смертью, ведь Реализм проповедовал, что нужно жить и для себя и для других, а во главу угла у Романтизма ставилась Смерть ради самоутверждения над другими. И в этом проявлялся высочайший гуманизм обоих авторов.


 


Рецензии