Родионов Иван
Номинация «А.С. Пушкин в современном прочтении»
Золотоносный: насекомые в поэзии Александра Пушкина
Этот текст – глава из будущей книги, которая, если все будет хорошо, выйдет в конце 2024 года. Другие шесть глав были в разное время опубликованы в журнале "Новый мир", ещё одна – в журнале "Перископ".
За редкими исключениями, связь между частотой упоминания и количеством различных насекомых в творчестве того или иного поэта-классика с одной стороны и временем, в котором творил автор, с другой – очевидно линейна. Всё просто – поэтический словарь всё время расширяется, и слова, во время оно совершенно немыслимые в традиционном поэтическом тексте, постепенно легитимизировались. Применительно к нашей теме, обыкновенно дело обстоит примерно так: в творчестве поэта Золотого века встречаются, допустим, от двух до пяти наименований того или иного насекомого, а у автора века Серебряного – таковых уже штук пятнадцать, и порой – довольно экзотических.
Кроме того, практически всегда в стихах поэта есть насекомое-лидер, частотой упоминания превосходящее остальных. Иногда это вполне очевидные кандидаты. Допустим, те же бабочка и стрекоза – любимейшие насекомые многих русских поэтов. Спойлер: бабочка у Пушкина всего одна, а стрекоза вообще не упомянута ни разу. Наконец, ещё кое-что: как правило, поэт часто использует "насекомый материал" преимущественно по одному конкретному назначению – либо в качестве устойчивой синтаксической фигуры речи, либо как троп, либо делает их элементами пейзажа и интерьера или ситуативными героями лирического стихотворения.
Удивительно, но Пушкину удалось разрушить шаблоны, схемы и авторские стройные головные теории даже здесь.
Сначала об упоминании тех или иных насекомых в его творчестве. Для чистоты эксперимента мы брали исключительно стихотворения, не затронув лироэпику – поэмы или сказки. В противном случае цифры и выводы стали бы совсем другими – достаточно вспомнить ту же сказку о царе Салтане и трех аватаров князя Гвидона – комара, муху и шмеля. Последний, кстати, не появляется в лирике Пушкина ни разу.
А кто появляется?
В качестве материала для подсчёта мы использовали первые три тома академического собрания сочинений Пушкина, выпущенного Академией наук с 1937 по 1959 годы.
Итак, пчелу, комара и муравья поэт упоминает трижды – и всё в разных стихотворениях. Дважды в его лирике появляется муха. И ещё по разу – бабочка, жук (без уточнений), божья коровка, блоха, слепень. Кроме того, в известном сатирическом стихотворении "Собранье насекомых" (от 1829 года) упомянуты абстрактная букашка и паук-Каченовский. Напомним, что паук, строго говоря, насекомым не является – энтомологи относят его к классу паукообразных.
Как видно из представленного перечня, единого фаворита-насекомого у Пушкина нет. Но есть три мини-лидера, и эти случаи следует рассмотреть подробнее.
Комариные коннотации у поэта – всегда отрицательные, хотя и по-разному. В хрестоматийном стихотворении "Осень" от 1833 года комар становится одной из вполне практических причин того, почему лирический герой недолюбливает лето:
Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
В сатирическом стихотворении от 1836 года "Родословная моего героя" комар используется как элемент уничижительного сравнения: "А там раздавлен как комар / Задами тяжкими татар".
А в стихотворении 1825 года "Совет" поэт рекомендует творцу не обращать внимания на журнальную критику, отождествляя её с комариной бессмысленной докучливостью:
Когда слепней и комаров
Вокруг тебя летает рой журнальный,
Не рассуждай, не трать учтивых слов,
Не возражай на писк и шум нахальный.
С муравьями все несколько сложнее. Роль мелкой мурашки из того же "Собрания насекомых" формальна – Пушкин отождествляет с ней поэта-современника Семена Раича. В качестве чего-то маленького и беззащитного муравей упомянут и в стихотворении "Влах в Венеции", строками "Здесь не слышу доброго привета, / Не дождуся ласкового слова; / Здесь я точно бедная мурашка, / Занесенная в озеро бурей" автор завершает свой знаменитый цикл "Песни западных славян (1834 год)".
Однако в жутковатом стихотворении "И дале мы пошли – и страх обнял меня..." (1832 год) образ муравьиного роя неожиданно становится чем-то зловещим и даже дьявольским:
Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной.
Любопытно, что традиционно-басенных трудолюбивых и основательных муравьев-работяг у Пушкина нет.
Наконец, безусловно положительной семантикой Пушкин наделяет образ пчелы. Например, в стихотворении от 1828 года "Ещё дуют холодные ветры..." пчела становится предвестником весны, воскрешения и обновления:
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам.
В посвящении "Гнедичу" от 1832 года пчела соотнесена с лирикой, тогда как её диалектический ситуативный антагонист гром – с эпосом:
Ты любишь гром небес, но также внемлешь ты
Жужжанью пчел над розой алой.
А в тексте 1824 года "О боги мирные полей, дубров и гор..." приход музы к поэту уподоблен тихому ветерку или прилету золотой пчелки.
Таким образом, пусть не количественно, но симпатизантски-образно насекомое-символ для Пушкина – определённо пчела. Что во многом закономерно даже на каком-то смыслообразующем уровне – и, думается, здесь нет никаких особенных натяжек.
Общественно-политическим журнальным монополистом в те времена была когда-то умеренная (там одно время публиковался и Пушкин), а после восстания декабристов – официозная и одиозная "Северная Пчела". Но, по счастью, у тогдашнего русского читателя была ещё одна пчела – поистине золотоносная.
Переделкино, октябрь 2023
Свидетельство о публикации №224070300476
Тема статьи несколько необычна и, наверное, может вызывать отторжение у части читателей. Однако приведённые в ней результаты изысканий позволяют посмотреть на творчество знакомого с детства и многими любимого А. С. Пушкина с новой и неожиданной точки зрения.
Например, мне было интересно узнать об исключительно положительной семантике образа пчелы в произведениях А. С. Пушкина. А часто описываемый и упоминаемый в литературе положительный образ «трудолюбивого муравья», и, благодаря этому ставший буквально общим местом, у А. С. Пушкина не встречается.
Но почему так и что из этого следует? Первое что приходит на ум это то, что гений не ходит проторенными путями, а прокладывает новые. По этому поводу Иван Родионов замечает: «Удивительно, но Пушкину удалось разрушить шаблоны, схемы и авторские стройные головные теории даже здесь».
Очевидно, что в пушкинских стихотворениях образы насекомых используются в метафорических или символических значениях. А часто они служат просто для выражения и подчеркивания иронии. И в статье Ивана Родионова насекомые в произведениях А. С. Пушкина рассматриваются фактически как художественная функция.
С первых же строк чувствуется большая филологическая эрудиция автора и глубокое знание им русской словесности. Но, несмотря на это статья не перегружена специальными литературоведческими терминами и читается легко.
Изложенные в ней результаты изысканий интересны и могут явиться настоящим открытием не только для массового читателя, но и для весьма искушённого знатока литературы.
Дмитрий Трипутин 01.09.2024 10:34 Заявить о нарушении