Нить времени

               

          Поселение Джаник в провинции Самсун, расположено в живописном уголке земного шара, между морским берегом и горным хребтом. Здесь время порой останавливается, чтобы дать человечеству насладиться великолепной красотой матери природы. Вдоль южного побережья Черного моря тянутся Понтийские горы, как загадочные спутники, сопровождающие его с двух сторон. Если внимательно понаблюдать за лазурным берегом, можно заметить, как он переливается серебристым цветом под лучами уходящего солнца. Бирюзовые волны, издавая захватывающие морские мелодии, погружают человека в бесконечный мир тишины и умиротворения. Вдохновленная столь прекрасным чувством, душа человека, обретает безграничную свободу и становится неотъемлемой частью природы.
       Предки Амбарцума Крбашяна на Понтийском побережье Черного моря появились несколько веков тому назад. Уходя от насильственной исламизации Османской империи в 15-ом веке они обосновались в Джанике. В этом регионе преимущественно проживали греки и армяне-христиане, которые формировали основу населения. Однако, к концу 19-го века начались притеснения христианского населения, что предшествовало массовому исходу армян из региона в начале 20-го века. Несмотря на сложную историческую ситуацию, люди продолжили свою жизнь преимущественно на территории Абхазии и юга России. Выходцы из Джаника, обреченные на переселение живут диаспорами и называют себя «Дженикци», что буквально означает «мы из Джаника».
       К 1915 году отец Амбарцума - Оганнес Крбашян имел собственный дом и хозяйство. Они с супругой воспитывали четверых детей: троих сыновей Асатура, Месропа, Амбарцума и дочь Пайцар. Амбарцум родился в 1901 году и был младшим ребенок в семье. В Джанике двери Оганнеса были открыты для всех, кто нуждался в помощи или совете. Старательные и ответственные люди жили в согласии и мире со всеми соседями. Как и большинство населения занимались земледелием, выращивали фундук, табак, хлопок и разные овощные культуры, держали скот.  Дети изучали армянский язык при христианской церкви.
       В день, когда мир Амбарцума рухнул, как замок из песка, он находился вместе с семьей. Неожиданно, вооруженные гяуры ворвались к ним домой и в грубой форме потребовали всех быстро собраться. В суматохе Амбарцуму удалось выскользнуть из комнаты и скрыться на участке турецкого соседа Мурата-эфенди. Супруга Мурата, оказавшаяся случайной свидетельницей этой сцены, незаметно завела перепуганного Амбарцума в дом, и велела сидеть тихо. Сама, спрятавшись за шторкой, тайком стала наблюдать за участком Оганнеса. Что-то ужасное происходило напротив, вооруженные люди спешно вывели семью Оганнеса во двор и под дулами винтовок увели в неизвестном направлении. Турчанка, заметив, как двое янычар направились к её двору, сильно перепугалась, в первые секунды не могла придумать, куда спрятать Амбарцума. Обнаружение в их доме армянского мальчика грозило смертью не только Амбарцуму, но и подвергало большой опасности её семью. Времени на размышления не оставалось. Тревожный взгляд женщины остановился на коврах, она тут же воспользовалось мыслью, возникшей в голове. Завернула Амбарцума в один из ковров и убрала в дальний угол комнаты, прикрывая его другими коврами. Глубоко вздохнув, собралась с духом и вышла к калитке.
- Ханым, - обратился к ней один из янычаров – Вы случайно не видели, в какую сторону побежал этот щенок?
- Нет, эфенди, не видела, - уверенным голосом ответила женщина.
- Ханым, вы слышали о том, что ждет турецкие семьи покрывающих армян?
- Да, слышала, - снова без страха произнесла женщина, - Вы можете обыскать наш двор и дом, мы никого не скрываем.
«Кажется пронесло» подумала турчанка, увидев, как его собеседник собрался уходить, но вдруг второй янычар, который молча наблюдал за разговором, решил обыскать дом.
    Амбарцум почувствовал, как мужская нога шагнула за порог. Вкрадчивой походкой, нарушив полную тишину в комнате, неизвестный двигался по направлению к Амбарцуму. Сердце мальчика стало сильнее стучать, словно пытаясь выбраться из этой безнадежной ситуации. Он испугался того, что бешенный стук сердца, может выдать его местонахождение и замер, удержав дыхание. Спустя несколько секунд шаги постепенно стали отдалятся от него, пока не исчезли совсем. Вечером, хозяин дома Мурат, узнав от супруги о трагедии в семье Оганнеса, задумался. Он мог конечно принять мальчика в свою семью, но в этой ситуации было разумнее найти ему более надежное убежище. Ведь рано или поздно пойдут слухи о нём, и это приведет к непредсказуемым последствиям. Спустя некоторое время, он помог Амбарцуму добраться до Константинополя и сесть в одну из шлюпок в морском порту, которые доставляли беженцев на французский военный корабль.
      Марсель стал первым портовым городом, куда прибывали спасшиеся от жестокой резни армяне. Оттуда они разъезжались по всей Франции в поисках работы и крыши над головой. Ни смотря на трудности, нехватку рабочих мест и статус человека без родины, люди упорно боролись за выживание, охотно брались за любую работу и добросовестно её выполняли. Именно Париж, столица Франции стал центром для армянской интеллигенции, позднее подарив Франции и миру немало известных имен армянской национальности переживший геноцид.
Амбарцум остался в Марселе. Далеко от дома, он чувствовал себя потерянным. Все, что казалось ему когда-то прочным и надежным, исчезло из его жизни в один миг, оставив в душе невыносимую боль. Разум четырнадцатилетнего мальчика не мог принять слишком жестокую для него правду. Каждый день, прожитый вдали от родины, Амбарцуму напоминал о том, что здесь он может потерять свои корни и навсегда раствориться в незнакомой среде. Чужбина, как тяжелый плащ, сплеталась вокруг него, окутывая пострадавшую душу мальчика серым туманом. Морское побережье Марселя, напоминало Амбарцуму родные края. Он, как одинокий странник, часто приходил на берег и часами смотрел на горизонт. В такие моменты тоски и разочарования он остро ощущал, что его место там, где началась его жизнь.
    Сквозь закоулки раненой души Амбарцума теплилась надежда найти родных, и эта заоблачная мечта не могла сдерживать его на чужбине. После десяти лет пребывания в Марселе, он принимает решение обосноваться в городе Ленинакане. Амбарцум вернулся в Армению в 1926 году. Он, единственный сохранившийся куст от родного виноградника, только здесь, среди своих, мог снова пустить корни и обрести малую долю покоя. Амбарцум построил дом и женился. Однако брак оказался совсем не прочным и скоро распался. Спустя время он снова женился на очень красивой и благородной девушке по имени Марта. В совместном браке у них появилось восемь детей, но многие умерли в младенчестве. В живых осталось два сына: Астаур, Альберт и дочь Лена. В 1936 году Амбарцум с семьей решает переехать в город Ереван. Он построил каменный дом для семьи своими руками и устроился на работу каменщиком в строительное предприятие. В Ереване на площади республики сохранились дома, тротуары, выложенные руками Амбарцума.
        Во время Великой Отечественной войны Амбарцуму было сорок лет. Но он один из первых оказался на войне. Воевал на южном фронте в Ростовской области. В июле 1942-го года немецкие войска, взяв город Воронеж двинулись на Ростов. Немцы оккупировали г. Миллерово и захватили в плен огромное количество советских воинов, в том числе и Амбарцума. Он оказался в концлагере Миллеровская яма. Лагерь находился под открытым небом, их быт и питание не были организованы. Он считался временным, но пленники там оставались месяцами, поскольку во время наступления, немецкая армия не успевала переправить пленников на запад в связи с большой численностью. Бежать из концлагеря было крайне сложно. Он располагался в долине реки Глубокая. Немцы выбрали очень удобное место, в котловине по обеим сторонам реки, берега возвышались на 20-30 метров, что исключало возможность побега. Но пленникам все равно удавалось выбраться из ямы и скрыться в приближенных селах. Заметив, что побеги участились, немцы установили вдоль берегов колючую проволоку, поставили вышку и стали использовать для беглецов собак. Лагерь существовал с июля по декабрь, летом под знойной жарой, а зимой в холоде, под снегом. Смертность ужасала своими масштабами. Амбарцуму удалось сбежать из концлагеря, однако и Сталинские репрессии не обошли его стороной. После победы над фашисткой Германией он оказался в другом лагере за то, что попал в плен. Домой вернулся в 1950-е годы.
      Дети Амбарцума выросли, получили образование. Старший сын женился, появился первый внук - все это придавало его жизни новые оттенки и радости. Но не смотря на благополучие, в сердце Амбарцума не утихала тоска по родным, которая преследовала его многие годы. Сколько же раз он мечтал об объятиях матери, теплей улыбке отца и шуме веселых детских голосов родного очага. Он совершил множество попыток найти своих близких, но ни один след не привел его к желаемому результату. До конца своих дней Амбарцум сильно переживал о потери сестры, он очень хотел найти её и не мог смириться с тем, что любимую сестру постигла такая жестокая участь. Он как брат, мужчина, всю жизнь чувствовал себя виноватым перед ней за то, что сам остался в живых, а сестру не сумел уберечь от того ужаса, что настигло их семью. Как мог бороться подросток с вооруженными убийцами, которые переступили порог его дома с одной целью - уничтожить всех.    
    После многих лет упорного поиска в 1958 году в городе Сочи Амбарцум все-таки находит единственного родного человека, младшего брата отца - дядю Артина. Встреча, после ужасных событий длиною почти полвека, когда уже в душе иссякли все надежды найти хоть кого-то в живых, казалась просто невозможной. Слезы счастья и радости переполняли сердца двух настрадавшихся людей, не скрывая эмоции, словно по волшебству, оказавшихся в объятиях друг у друга. От дяди Артина Амбарцум узнал, что больше никого в живых из семьи не осталось, весь род стал жертвой геноцида…
         Мысли собрать всех однофамильцев в одно древо давно не давали покоя Амбарцуму. Теперь, когда он нашел дядю, мог реализовать свою мечту. Возможность найти архивные записи отсутствовала. Оставалось собирать данные только по памяти. Амбарцум много ездил, общался со старейшинами рода, где осели Крбашяны, записывал каждую информацию. После нескольких лет упорного труда с единомышленниками он смог воссоздать древо Крбашян. Где каждая ветвь, каждое имя, каждая информация, были аккуратно занесены. Проделав такую колоссальную и полезную работу для потомков, соединив оборванную нить времени, в душе Амбарцума воцарилось спокойствие. Он ушел из жизни в 1977 году. Слишком трагичной оказалось его судьба на этой земле. Не смотря на это, он выдержал все страшные испытания, что выпали на его долю в таком юном возрасте и не сломался. Перед смертью, попросил старшего сына сохранить связь поколений и передать нить времени потомкам. Дом, который построил Амбарцум, стоит до сих пор, после небольшой реконструкции там живут его внуки и правнуки.
        Немало лет пролетело с тех пор, как покинул наш мир Амбарцум, но древо созданное его рукой, все расширяется и продолжает ткать свои ветви, ведя род Крбашянов сквозь жизнь и смерть. Начиная с прадеда Киракоса рожденного в 1771 году семья оставляла след на этой земле. И не так давно, в мае 2024 года  снова  появился лепесток на ветве Амбарцума, с именем его праправнука Микаэля.
      История Амбарцума Крбашяна это еще одно страшное свидетельство о массовом уничтожении армянского населения на Понтийском побережье Черного моря. Её необходимо помнить и передавать из поколения в поколение. Геноцид армян в Турции, несет в себе слишком много трагедии и боли, которые до сих пор ощущают потомки выживших и пострадавших. Страдания прошлого по-прежнему оставляют в наших сердцах кровавый след, очень важно найти способ излечить раны, не затягивающиеся более века. Сегодня человечеству необходимо быть настолько осторожным и обдуманным в своих действиях, чтобы не допустить в будущем повторение на земле великого злодеяния.


Рецензии