Баубо
Гадес схватил Персефону и умчал на колеснице – на лугу остались только покрывало и сандалии девы. Все глубже под землю гнал он своих коней, все глуше звучали крики Персефоны, и наконец земля сомкнулась, будто ничего и не случилось.
Вопли девы эхом отражались от горных склонов, пузырями вскипали со дна морского. Деметра услышала крики камней, услышала плач воды. И тогда над землей повисла призрачная тишина и запах увядших цветов.
Сорвав с бессмертной головы гирлянду, спустив с плеч темные покровы, Деметра полетела над землей, как огромная птица, высматривая дочь, зовя ее.
В ту ночь у входа в пещеру старуха сказала своим сестрам, что слышала днем три крика: молодой голос вскрикнул от ужаса, другой голос стал жалобно звать, а после раздался плач матери.
Персефоны нигде не было, и тогда начались долгие отчаянные странствия Деметры в поисках любимой дочери. Богиня бушевала, рыдала, призывала, расспрашивала встречных, обыскивала каждую гору, каждую впадину, каждую пещеру, молила о пощаде, молила о смерти, но нигде не могла найти милое дитя.
Тогда она, даровавшая жизнь всему сущему, прокляла все плодородные нивы на земле и в тоске вскричала: "Умрите! Умрите! Умрите!" Из-за проклятия Деметры перестали рождаться дети, перестали расти хлеба, перестали цвести цветы. Нечем было украсить пиры, нечем укрыть усопших. Иссохла и потрескалась земля, иссохли женские груди.
Деметра забыла про омовения, одежды ее запылились, кудри повисли космами. Но хотя сердце ее разрывалось от боли, она не сдавалась. Как-то раз после долгих расспросов, просьб и встреч, которые ни к чему ни привели, она забрела в незнакомую деревню и села, привалившись к колодцу. Когда она сидела так, остужая измученное тело о прохладный камень, к ней подошла женщина, вернее, некое подобие женщины. Она стала танцевать перед Деметрой, виляя бедрами и тряся грудями, всеми своими движениями намекая на совокупление. И, глядя на нее, Деметра невольно улыбнулась.
На самом деле это была не совсем женщина: головы у нее не было, соски заменяли ей глаза, а влагалище – рот. И из этого рта полились сочные шутки, которыми она стала угощать Деметру. Богиня усмехнулась, потом заулыбалась и наконец от души расхохоталась. И обе женщины стали хохотать вместе: маленькая пузатая богиня Баубо и великая Мать-Земля, богиня Деметра.
Именно этот смех излечил Деметру от тоски и дал ей силы для дальнейших поисков, которые благодаря помощи Баубо, старухи Гекаты и солнца Гелиоса увенчались успехом. Персефона вернулась к матери. Мир, земля и женские чрева снова наполнились жизнью.
Малютка Баубо всегда нравилась мне больше всех остальных богинь греческой мифологии, а может быть, и всех персонажей вообще. Несомненно, она ведет свой род от неолитических пузатых богинь – загадочных фигурок без голов, а иногда и без рук и ног. Называть их "олицетворениями плодородия" – явное преуменьшение, потому что они олицетворяют нечто гораздо большее. Они – талисманы разговоров, которые женщины ведут между собой и никогда, ни за что не повторят в присутствии мужчин – разве что для этого сложатся какие-то совершенно особые обстоятельства.» текст http://www.oculus.ru/stat.php?gl=18&id=112
В добавление к процитированному сделаю несколько своих замечаний.
Геката, а Баубо это одно из ее проявлений, завершает не только нисходящую линию интровертных Матерей, но и линию экстравертных Дев. Она есть вообще завершение всей Реки Жизни, всего женского потока созидания, творчества через сексуальность. Река Жизни, это единое тело Великой Богини, которая и Дева и Мать одновременно, то есть и экстравертна и интровертна. Иногда ее изображают в виде трех рядом стоящих женщин. Линии экстраверсии и интроверсии - как бы ее руки, вспомним, что и самая древняя из известных коллегий посвященных ей жрецов называлась пальцами Богини – дактилями. Я, для удобства пользования называю ее архетип – Дева Эфира, ведь ее стихия - эфир.
От Девы Эфира словно бы исходит белое сияние, с нежными оттенками серебристого и перламутрово - розового. Возможно по этому ее называют - Белой Богиней.
Каждая ипостась Великой Богини находит свое выражение в облике одной из нее рожденной Богини, иерархически ниже ее стоящей, и обладающей по сравнению с ней сегментарным сознанием. Белая Богиня раскрывается цветовой радугой, где каждый цвет - состояние и функция ее сознания.
Фиолетово - синяя Геката, прекрасно иллюстрирует сегмент сознания Великой Богини, связанный с работой интуиции, то есть процесса сгущения, совмещения противоположных качеств, их взаимного затемнения и затем вспышки осознания, озарения, ясного видения. Процесс сгущения, затемнения делает Гекату темноволосой, темноглазой Богиней мрака и ночного сияния.
Мужское символически оказывается внутри территории, омываемой и ограниченной телом Великой Богини – Рекой Жизни.
Мужская и женская формы сознания находятся в постоянном эротическом и сексуальном взаимодействии. Этот уровень экстатических взаимодействий универсальных сил пола в тантрической традиции, к примеру, считается вполне достижимым индивидуальным сознанием женщин и мужчин в состояние оргазма при половом контакте. Считается,что сознательное и не эгоистичное вхождение в это единое женско – мужское трансовое, экстатическое состояние сверхсознания способно вызывать сильнейшее духовное развитие отдельного человека.
Рост мужского самосознания приводит к расширению пространства женского поля и новым рождениям, то есть наделению ранее дремлющих в женском бессознательном потенций именами. И наоборот, картина разворачивания скрытого в женском порядка, подвижность переходов от элемента к элементу, общее горизонтальное течение жизни, провоцирует вертикальный рост мужского осознания, приводя к пониманию. Все взаимосвязано и не одно звено в этой динамике не может быть остановлено.
На моем рисунке видно, каким образом связаны в едином взаимодействии Геката (Баубо), Деметра, Посейдон, Персефона, Аид. Посмотрим, что произойдет, если эта цепочка начнет распадаться.
Выше процитированна история, в которой Аид полностью захватывает для себя Персефону, по сути останавливает ее, удерживает в неподвижности в своем царстве. Посейдон, не получая импульса от Персефоны, утратив свое значение и равновесие центра космоса, действуя только ради себя, преследует Деметру, утратившую всякий смысл в жизни с потерей дочери. Деметра по мифу, убегая от него, превращается в кобылицу, но и он обращается в коня, настигает ее и насилует. Два ярких примера мужского падения на уровень зависимости от собственного эго – все это извечное, глупое: только я, только мое, только у меня… ведущее к катастрофе. В этой ситуации они поступили как два мелких князька пополнивших свое богатство и поднявшие статус за счет воровства и насилия.
Деметра, несмотря на постоянное присутствие рядом Гекаты, ее защиту и заботу, тоже внутренне останавливается, теряет веру в справедливость жизни и впадает в ступор. Два больших колеса, Деметра и Персефона, способствующих движению сил внутри космоса богов и людей, остановившись, вызывают веерное отключение всех остальных индивидуальных форм сознания: и мужских и женских.
Аид, поздно осознавший цену своего поступка для общего миропорядка, готов уже совсем отпустить Персефону, но для этого кто-то снова должен запустить весь этот часовой механизм.
Великая Богиня - Мать Богов, вот кто изначально обладал даром жизни и только она способна оживить умершую для жизни Деметру. Совсем не Аид, не Зевс, не Нептун и не другие перепуганные мужи, для которых вызванный Деметрой голод обнулил все высоты их духовного роста.
Важно отметить, что разные лики Великой Богини, как например Геката, хранят в себе качества, осознать которые возможно только самой Великой Богине. Если отношения внутри космоса полны любви и эротики и даже Зевс организует порядок в нем, рождая детей от великого множества богинь и простых женщин, то и импульс, способный оживить Деметру, должен обязательно иметь сексуальный окрас.
Рядом с Деметрой всегда находилась Геката, она и стала тем инструментом, той рукой, которой Великая Богиня сдвинула с места остановленные колеса. Завершая собою Реку Жизни, сознание Гекаты мгновенно раскрылось до максимума, а может вовсе отошло на второй план, чтобы пропустить силу космического эроса Эфирной Девы.
Можно даже сказать, что "баубо" Гекаты оживило "баубо" Деметры, напрямую, миную омраченное и разделенное умом сознание. Эфирная Дева через Гекату - Баубо похоже напомнила Деметре, что она часть ее Великой Реки Жизни, важная, но часть. Иначе, говоря - кто частью чего "баубо" является. Нелепость и спонтанность поведения Баубо объясняются неожиданностью для самой Гекаты мощности проходящего через нее импульса и не двусмысленной ясностью манифестации.
(Очевидно, что роль "баубо" в психо - физиологии и идеалогии бытия женщин огромна. Принятие себя женщиной, цветение, подобное сиянию и увядание, напрямую связаны с функционированием этого органа, имеющего свои представительства в каждой частичке женского тела - сознания. Можно говорить о универсальной природе "баубо" для всех женщин, неком подарке Эфирной Девы своим дочерям, эфирной сети пронизывающей все женское тело. Слоеный пирог осознанных функций, создающий красоту индивидуального, ложится поверх универсальной и трансцендентной природы женского.
В тяжелейших испытаниях, подобных Деметровым, когда поверхностное сознание не дает больше нужных для жизни сил, женщину спасает безграничный ресурс "баубо", признание себя - "бабой". Да, она просто "Баба"! Всех родившая, любившая, обманутая, простившая, которая все переживет и все на себе вытащит.
Деметра, как богиня плодородия, для которой каждый посев - совокупление, мгновенно поймала и оценила импульс, порозовела, засмеялась и открылась для новых желаний.
Интересно, что Баубо в неприличной позе изображали сидящей на свинье (и с книгой?), а плодовитая и похотливая свинья это священное животное Деметры. Видимо, они составили таки вместе прекрасную и веселую компанию.
Колесо Деметры укрепилось на оси и повернуло колесико Нептуна, вокруг которого, как мирового центра завращался весь мир. Он передал движение Персефоне, она, поднявшись на поверхность земли, с пестрой весной вернулась к счастливой Деметре. Все завершилось хорошо, благодаря вмешательству Великой Богини, даже для прагматичной Персефоны, ведь она стала Царицей подземного мира и супругой Аида.
Свидетельство о публикации №224070401542