Эпизод 10. городские ворота vii-v вв до н. э
Многие из этих преобразований коснулись и главных входов в город - ворот, расположенных по периметру окружающих стен. Ворот, которые были декорированы, ликвидированы, перемещены или преобразованы в соответствии с необходимостью сооружения новой защитной системы.
В связи с ориентацией на развитие города, пропорций дорожной сетки, основанной на сложных астрономических рассчётах, Неаполь был признан городом Гелиоса/Аполлона (греческого бога Солнца) - обожествлённого царского предка и Партенопы - сирены, давшей городу его первое имя.
С храмом Диоскуров в центре - первоначальным ядром базилилики Сан-Паоло-Маджоре на пьяцца Гаэтано, он был урбанистически ограничен верхним и нижним декуманами, а также петлями виа Атри и виа Дуомо.
В этих границах было построено восемь, может быть, девять ворот, шесть из которых были помещены для разграничения трёх декуманов, проходивших через город с одной стороны на другую, соединяясь с противоположной стороной стены по периметру и, таким образом, представляя вход на каждом из их концов.
Нижний декуманус, ныне известный как "Спакканаполи", имел ворота "Фурсилленсиис" с восточной стороны, остатки которых ещё видны на площади Календа в знаменитом "Чиппо-а-Форчелла", недалеко от театра Трианон.
Этот вход после расширения города, несколько столетий спустя, был перенесён на сто метров туда, где сейчас всё ещё видны ворота Нолана.
Тот же декуман позволял войти в город с противоположной стороны через ворота Кумана, вновь открытые в 1680 году после раскопок, связанных с возведением башни со шпилем Сан-Доменико на одноимённой площади.
При последующих расширениях этот вход несколько раз перемещался, пока не был помещён между пьяцца Данте и виа Толедо под названием Сан-Спирито, а затем окончательно снесён в XIX веке.
Центральный декуман или виа Трибунале имел восточные ворота под названием Кампана возле Кастель-Капуана, которые всё ещё существуют и указывают направление на могущественный и богатый город Капуя. С той же стороны с другого края вы выезжаете из города через ворота Путеолана, названные так, вероятно, потому, что они выходили на главную дорогу, соединявшую Неаполь с древним городом Путеоли (Поццуоли).
Наконец, в качестве конечной точки основных дорог всё ещё существовали ворота Романа, недалеко от виа делла Сапиенца, где заканчивался древний декуманус Антикалья, который, столетия спустя, стали воротами Константинополи, а на противоположной стороне он закрывал большую артерию, проходившую через ворота Карбонара, которые, вероятно, находились между улицами Сеттембрини и Санта-София.
В дополнение к входам, расположенным непострественно на декуманах, были и другие ворота, которые ускоряли связь с внешним миром. Например, ворота Вентоза в центре виа Меццоканноне, возможно, были построены для прямого доступа к порту, расположенному в районе Пьяцца Муничипио, и последний вход под названием ди Сан-Дженарио, всё ещё существующий, но сильно отличающийся от того, каким мы его знаем сегодня, и расположенный в глубине города, открывал путь к некрополю на холме Дев.
P. S. Прилагаемый рисунок является чисто ориентировочным, и имеет погрешности.
Свидетельство о публикации №224070400021