03 Феликс БУХ III станковая живопись 1978 1993

Артём Киракосов

Феликс БУХ
(03 05 1948 г.р., Москва)
КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
к 50-летию творческого пути художника

III
станковая живопись 1978 — 1993
| фотосъёмка 27 06 2024 |

01. "Башни"; 1987; рубероид на авторском фанерном планшете в авторской тонированной простой плоской деревянной обкладке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, процарапывание обратной стороной черенка кисти; 74,0 х 54,5 х 02,8 см
02. "Трио"; 1993; рубероид на оргалите, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, процарапывание обратной стороной черенка кисти; 34,0 х 47,0 х 00,6 см
03. "Рыба. Голова"; 1993; рубероид на оргалите, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 39,5 х 51,5 х 00,6 см
04. "Кабан"; 1993; рубероид на оргалите, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 50,9 х 76,8 х 00,6 см
05. "Летящая птица"; 1993; рубероид на оргалите, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 46,0 х 50,5 х 00,6 см
06. "Ослик"; 1986; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в  простой плоской авторской деревянной обкладке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; мастихины; 70,5 х 56,2 х 03,4 см
07. "Переулок у Таганки"; 1981; авторский оргалитовый планшет в простой плоской  авторской деревянной обкладке; масляные краски,  растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; мастихины, пальцы рук; 052,0 х 146,3 х 002,8 см
08. "Бык"; 1988; фабричный грунтованный белый холст на фабричном оргалитовом планшете в простой плоской авторской деревянной обкладке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, пальцы рук; 78,3 х 59,0 х 04,3 см
09. "Зима. Горячий Ключ"; 1986; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в простой плоской авторской деревянной обкладке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; мастихины; 073,7 х 105,9 х 004,2 см
10. "Сванская семья";1982; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 088,8 х 120,0 х 003,0 см
11. "Зимний куст"; 1993; фабричный грунтованный белый холст на фабричном подрамнике в авторской тонированной белой рамке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 51,9 х 72,4 х 03,0 см
12. "Кабан"; 1985; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской простой плоской деревянной обкладке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, пальцы рук, процарапывание обратной стороной черенка кисти; 71,3 х 47,2 х 04,0 см
13. "Стая ворон"; 1984; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской тонированной прозрачным серым деревянной рамочке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, процарапывание обратной стороной черенка кисти; 049,7 х 116,7 х 004,2 см
14. "Баран"; 1989; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской тонированной прозрачным светло-серым деревянной рамочке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, пальцы рук; 73,7 х 59,8 х 03,0 см
15. "Голова лошади"; 1984; фабричный холст авторской проклейки и грунтовки на авторском подрамнике; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, пальцы рук; 40,2 х 64,3 х 01,8 см
16. "Двое"; 1990; оргалит авторской грунтовки; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, пальцы рук; 81,2 х 69,3 х 00,6 см
17. "Квартет"; ?; холст на подрамнике; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 108,7 х 135,0 х 003,0 см
18. "Вид с холма Александра Невского"; (Переславль-Залесский); 1980; фабричный грунтованный белый холст на фабричном подрамнике в авторской рамке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 103,7 х 139,3 х 003,3 см
19. "Поездка по Кавказу \ Похороны в Сванетии"; 1979; авторский оргалитовый планшет в простой плоской авторской деревянной обкладке; масляные краски,  растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 125,3 х 068,3 х 004,2 см



III «ФЕЛИКС БУХ — ЭТО НА ГОЛЫХ НЕРВАХ И БЕЗ БОЛЕУТОЛЯЮЩЕГО!»
\ нарастание беспокойства, тревоги и беззащитность пред бедою \

Вот откуда поистине появляется эта трагичность в художнике (а мы всё ищем истоки её, прячем её по шкафам и щелям в биографии Мастера), которая перерастает на рубеже всеобщих пандемии и войн 2020-х в полнейшее ощущение неотвратимой безысходности и катастрофы «Чёрного», последнего пока художнику периода его творчества, — не скоро, конечно, через полвека (но что это за отрезок в истории? да и для человека это, как оказалось по скоротечности прожитОго — что миг!), — из тревоги, нарастающего беспокойства, чувства неизбежно приближающейся беды, и, вместе с тем, полнейшей беззащитности перед нею, пред Роком, всё это есть \ и можно увидеть в станковой живописи Феликса Буха пятнадцатилетия 1978  — 1993.
Не имея мастерской Феликс много работает на, так называемых, "творческих дачах", в Переславле-Залесском, Горячем Ключе, в других местах. Он принят поколением и активный его участник, апологет в выставочной работе, шагает и наступает на жизнь совместно с единомышленниками, сверстниками, о которых, не стесняясь, высоко отзывается чуть ли ни на каждом своём вернисаже и сейчас: отец и сын Табенкины, Брайнин, Затуловская. Курило и Миренская, Нестерова и Назаренко, — их большое множество, его выставочных друзей и сподвижников...
Феликс, человек, пожалуй, лишённый "кожи", в смысле панциря защиты от того, что округ. Он — камертон! Происходящего и того, что лишь только грядёт. Как всякий древний предвестник.
Уже в самых первых холстах и оргалитах этого периода (картон, как материал, его мало затронул) есть небоязнь горя, а открытое ему смотрение \ стоянием в лицо, аж заглядывание в глаза (не только и не просто с солидарностью и сочувствием, но с сопричастностью лично, интересом вызова): «Поездка по Кавказу \ Похороны в Сванетии», 1979 (репродукция № 19). Иногда неумение рисовать, писать, компоновать по нашим, условно, "академическим", советским школьным „правилам“ и „законам“, приводит к таким поразительным результатам, как «Сванская семья» (художника Корноухова, друга и учителя), 1982 (репродукция № 10). Феликс не защищён не только и не просто от яркого, ван-гоговского чисто, переживания, слияния душою и сочувствия своим персонажам, от глубочайшей эмпатии к ним, но и от положительно известного результата на холсте, ведь он нигде не учился, типа, в "нашей" "школе". Поразительно, но именно это приводит его к созданию образов, из которых просто выдавливается на смотрящего чувство! Как ужас неотвратимого... Уже не сбежать никуда от того, что из холста — на тебя... В этом смысле все коллеги Феликса ему проиграли: так беззастенчиво прямо высказываться среди них не удаётся никому!
Оба больших довольно (для данного Мастера) по размерам программных пейзажа, писанных достаточно скурпулёзно, пастозно и длительно по повторным основательным пропискам, с разницею в 6 лет, — своеобразно знаковый отчёт с "творческих дач" о пребываниях в "творческих группах". Они говорят композиционно и колористикой о хрупкости, трогательной нежности человеческого мира в этих утлых (с полёта) одноэтажках домиков: «Вид с холма Александра Невского» (Переславль-Залесский), 1980 (репродукция № 18), «Зима. Горячий Ключ», 1986 (репродукция № 09). Наше бытиё, схваченное \ сжатое тем, что вокруг, включая нависшее небо, снега, всеобщую черноту, тёмные стволы и холмы, реку, дорогу, вот-вот сотрётся в пух и прах... Да пожалуй ничто \ никто не в силах уберечь, защитить, вступиться! Несомненно, Феликс Бух — это на голых нервах и без болеутоляющего!
В палитре Буха-живописца разных лет можно увидеть и иные программы — гармонические поиски: «Башни», 1987 (репродукция № 01), «Квартет», ? (репродукция № 17),  умиротворяющую, условно "фальковскую" пейзажную композицию: «Переулок у Таганки», 1981, и признание в любви, так называемому, "Суровому стилю" любимых: Никонова, Андронова, Васнецова, других: «Двое», 1990 (репродукция № 16), — вспомним, что именно Андрей Владимирович Васнецов, монументалист, увидел и разглядел Буха на выставках живописи, пригласил его из станковистов в "Монументальную секцию" Московского отделения Союза художников СССР, куда Бух вступил в 1982.
Середина и конец 1980-х — это время покойное, но с твёрдой ясностью будущего, общего (а, кстати, Бух живёт общим, а не персоной, экзистенциально), отнюдь не радужного: что ждёт всех? Открывает эту группу работ «Стая ворон», 1984 (репродукция № 13): над хлипенькими разваленными крышами Руси, лепленными кистью по самому горизонту, нависло чудовищное серое облако — ворон! Такое возможно, сколько ж их, каркающих на нас сверху вниз, агрессивно-неостановимых, ждущих только команд свыше, чтобы броситься и расклевать в кровь до смерти, терзать и стереть с лика нашей вешней вещей земли? ...и вот — какие-то бело-светлые облачка снизу, крохи голубого; ну кто ж спасёт нас от этой безлико страшной, как нашествие варваров neo-Батыя, во весь рост и на всю тяжбу неба черни, о..?
«Голова лошади» того же, 1984 (репродукция № 15), — так это же крик, отчаяние, предсказание целой серии голов животных финального этому циклу работ 1993, когда есть уже не предчувствие, а кровь льётся, хотя ещё не раненное, не умерщвлённое тело, а душа ж что \ каково ей?!
Портреты животных — самое проникновенное, пронзающе нежное, написанное Бухом О ЧЕЛОВЕКЕ. Несомненно — евангельское. Это `Агнцы Божие` на заклание, святые будущие жертвы:  «Кабан», 1985 (репродукция № 12), «Ослик», 1986 (репродукция № 06), «Бык», 1988 (репродукция № 08), «Баран», 1989 (репродукция № 14).
Путч. Радуге Перестройки, этим иллюзиям многих, приходит конец! Так Феликс и ощущает мир. Да, вместе с своим народом, а что? Стоит со всеми ночами, защищая Белый дом, Ельцина. А потом уезжает. Очень далеко. Ну куда дальше? — Америка! Лос-Анджелес. Там грандиозный успех: заказы, выставки, достаток, принимают "на ура", он уже свой, вошёл... Возвращается!
1993, пожалуй, сильно отличается от того, что сделано ране. Откуда, вы спрОсите, вот эти не только без одежд, но и без кожи, без мышечного покрова смеющиеся убитые живые и мёртвые ходячие люди, белокостые на страшно-глухо-глупо-мрачно-сером гранитном кладбищенски фоне скелеты рубежа 2020-х? — Вот из галереи животных 1993. Но это не середина 80-х, где роилась где-то ещё надежда, а середина 90-х. Гонимый  ностальгией из Штатов на Родину, Бух возвращается к своей семье, к любимым людям, в родную среду, В АД: «Рыба. Голова» (репродукция № 03), «Кабан» (репродукция № 04), «Летящая птица» (репродукция № 05). Это вещи загнанного в загоне Человека. Коррида по-русски, это охота на человека. Рыба, кабан и птица будут убиты. Жесточайше, причём! И они, и все это знают. Остаётся боль и какое-то время ещё биться в конвульсивном приступе до того, как... Феликс — человек и живописец энергетического выплеска импульса! Теперь он — чисто интуитивно, провидчески — берёт чёрный строительный рубероид под всё, что пишет (а вспомните, что весь его последний «Чёрный период»  — на ровном фоне кладбищенского серо-тёмного гранита, а, каково сходство?), и с предельной яростью (бесполезно болезненно) протестующего укладывает краску так, как может, процарапывая поверх обратным черенком кисти главные рисующие направления и узды. Появляется ещё чёрный, как бы споднизу, где обычно белый грунт у любой нормальной живописи последних столетий. Хотя, ошибаюсь, любимые его голландцы в XVII писали также, чёрным грунтуя свои деревянные панели.
Живописный финал этого пятнадцатилетия? — Да, он хорош, красив! И тот же 1993. «Трио» (репродукция № 02): хоть девушки и поют одно, но партии, характеры, настрой их несхожие, а значит, будет разнобой, расстроится произведение, не сохраним трио, единение, понимание, мирочувствие, общее. Не станет Музыки, как Чуда, и любови! «Зимний куст» (репродукция № 11) — замечательное слово о главном, что всегда будет: люди обретают друг друга, даже, если смерть входит... Вещь не большая, написана в Тарусе, в "Доме творчества", зима укрыла своею красотой две читающиеся фигуры: Гумилёв и Ахматова — на \ всегда теперь вместе!..
Несомненно, вычитываем в животных Буха его увлечённость ланями Древина, мёртвыми птицами Соколова, и это комплимент!
Бух — мембрана, настроенный на высоко тончайший Воздуха Окружения звук, он его чует. И не в силах попрятаться от этого ни за кого, и ни во что обрядясь, он высшее проявление беззащитности человека пред человеком. Бух, в некотором смысле, самый большой ребёночек,  подкаблучник тех, кто рядом, кому видится, что он их слушает и им подчиняется (а ему и самому так дышится). Можно ли было влиять на Буха? При всём вышесказанном, хочется сказать, что нет! (Вспомним, что ничего ровнёшеньки не отложилось в Бухе от 4 лет рисовальных классов Суриковки, да и листика скромного той „школы“ от Буха до нас не дошло, нет разве?) Слух его, художественный, настроен свыше. Не зря такой болью, но много заранее, в творчестве Феликса мы слышим известные нам отечественные трагедии: 1991 (Путч), 1993 (Расстрел), 2019 (Ковид), 2022 (Украина). Бух трагик. Но проживаемые им, как личное, трагедии, ОБРАМИЛИ, как чёрные традиционные рамы голландцев заставили сиять их живопись, его лучшее и светлое, сияющее и солнечное, райское и библейское. Что нужно было для этого? — Уломать Феликса сопротивлением материала! Камень тут лучше всего. Пока человек колет камень, ОН ПРИХОДИТ В СЕБЯ, упокаиваяся...
Впереди было новое открытие: "мелкомодульная римская мозаика" с натуральных камней, камерная и карманная, распахнутая и доступная, как записная книжка поэта. Поэтика творчества Буха — в умопомрачительной стихийной завлечённости, он может утОпнуть, скруженный воронкой. Но Господь всегда хранит таких, своих, посылая вовремя БЕРЕГ! Это была уже та Земля, к которой шёл Корабль океанами и штормами, через мировые цунами и землетрясения по Руси, —   художник Феликс Аронович Бух, мозаичист.


27 06 2024  — 04 07 2024
репродукция, фото Артёма Киракосова: Феликс Бух "Ослик"; 1986; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в простой плоской авторской деревянной обкладке; масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; мастихины; 70,5 х 56,2 х 03,4 см
http://proza.ru/2024/07/04/545
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_54844
ФотоАльбом # 1678 для скачивания, папка 3:
https://disk.yandex.ru/d/R3_wmvgKCqEaug
https://disk.yandex.ru/d/3VzUIa6wxpH-nQ
Каталог избранного из Мастерской художника лета 2024:
https://vk.com/album15993373_305845054


Рецензии