Железный Феликс

     Я тогда жил и учился в Ленинграде. Перейдя на третий курс, поселился в общежитие №3, на Васильевском острове. Не знаю почему, возможно это была воспитательная идея администрации факультета, в комнате нашей собрались ребята с первого, второго, третьего и четвертого курсов. Всего шестеро. Разные по возрасту и жизненному опыту, мы приехали со всех концов огромного Советского Союза. От Петрозаводска на северо-западе, до Бердянска на юге и Абакана на востоке.
     Самый старший среди нас поступил, отслужив три года на флоте. К тому времени он учился на четвертом курсе, и смотрел на нас слегка свысока. Сокурсник его, Саша, был гораздо моложе. Он поступил сразу после школы. Это был во многих отношениях примечательный юноша. Ростом метр восемьдесят, плотно сбитый, с густой копной темных волос и румянцем во все щеки, он сразу вызывал к себе симпатию.
     Среди нас Саша был единственный отличник. Причина была не столько в его выдающихся умственных способностях, сколько в умении полностью сосредоточиться на том деле, которым он занимался. В те годы юноша увлекался шахматами, играл за сборную Ленинградского университета. Кажется, тогда он уже был мастером спорта. Часто его можно было видеть над шахматной доской: лицо сосредоточенное, брови слегка нахмурены и полная отрешенность от всего.
     Не помню, чему посвящены были его академические исследования – курсовые, диплом. Знаю только, что Саша с большой любовью вспоминал свои школьные дни. На этой почве мы даже приятельствовали с ним. Вопросами воспитания-образования Саша занимался, как и всем, что его интересовало, очень серьезно. Ездил даже, за свой счет к семье популярных в то время Никитиных. При всем том, он не был «сухарем», полностью погруженным в свои занятия. До сих пор я с удовольствием вспоминаю его обаятельную улыбку и наши долгие прогулки по любимому Ленинграду.
     Другой, наш четверокурсник, Володя, также был личность необыкновенная, но о нем в следующий раз.
     Остальные жители нашей комнаты имени «Бертольда Шварца» (название дал еще один наш старшекурсник), были обычные студенты: шалопаи и троечники. Не каждый день мы ходили на лекции, случалось, выпивали, и много времени общались между собой и с соседями в общежитии. Помню, как-то утром, мы с соседом Сережей стоим в коридоре и размышляем: идти  на первую пару, или на вторую. Решаем бросить монету. «Орел» - идем на первую, «решка» на вторую. Сергей щелчком подбрасывает монету, и она не падает, застряла в потолочном светильнике... В общем, жили весело.
     Помню, как-то зимой наши младшекурсники притащили с какой-то помойки арифмометр «Феликс» Читателю XXI века это устройство, наверное, совершенно не знакомо. Это был сделанный из металла предшественник программы «Калькулятор», которая входит в набор «Accessories» из Windows. Выглядел он как небольшая коробочка из жести с полуцилиндрической передней панелью, никелированной ручкой с одной стороны и металлическим «барашком» с другой. На полуцилиндрической передней части были прорези, из которых торчали маленькие рычажки. Рядом с прорезями на металле были написаны цифры. Короче, описать внешний вид устройства довольно трудно.
     Устанавливая рычажки напротив цифр, и поворачивая ручку аппарата, можно было  быстро складывать, вычитать, умножать и делить разные числа. Аппарат, который принесли ребята, мог только складывать. Остальные действия он растерял по дороге на помойку. Студенты – народ изобретательный. Хозяева «прибора» устроили соревнование: выставили на панели единицу и крутили рычажок на скорость. Кто за минуту сделает больше оборотов ручки, тот и выиграл. В окошечке, где прибор показывал сумму, можно было увидеть число сделанных оборотов. Потратили мы на эти забавы, наверное, час. Потом устали и надоело. Саша какое-то время понаблюдал за нами, неодобрительно хмыкнул и сел решать очередную шахматную задачу.
      Соседи-младшекурсники разошлись, я улегся на свою кровать с книжкой. Саша, очевидно, решил свою задачу. Сложил шахматы и подошел к столу, где стоял арифмометр. Какое-то время он разглядывал его, затем снял с руки часы, положил на стол рядом с прибором и начал крутить ручку. Я обратил на него внимание, когда он, по-видимому, сделав несколько попыток, надел часы на руку и отошел от стола. Вид у Саши был серьезный и глубоко задумчивый.
     Я спросил его, в чем дело, из-за чего он расстроился. Саша, все с тем же задумчивым выражением лица, ответил:
- Странно...
- Что странного? - попросил я его уточнить.
- Мало накрутил, - отвечал он мне серьезно.
     С тех пор прошло 50 лет. Двое или трое из моих тогдашних соседей уже умерли. Недавно, совершенно случайно я во «В контакте» встретил публикацию незнакомого мне человека. Он  в восторженных выражениях рассказывал о своем учителе, который приобщил его к шахматам. Глядя на фотографию, выложенную на страничке, я узнал Сашу. Еще много добрых слов было там написано о моем бывшем соседе, который теперь кандидат наук, доцент, автор собственной методики помощи детям и их родителям... Сами собой пришли в голову строки гениального Высоцкого:
- И встретил я Сережку Фомина
  А он Герой Советского Союза...

04.07.2024 г.


Рецензии