***

На автобусной остановке четыре пары…

Мужчина и женщина, парень и девушка, мальчик и девочка. Что объединяет их всех? Они хотят быть счастливыми? – Наивность безумца.

Раскрошить незыблемые законы и шаблоны общества, не найдя в них оснований.
Я согласен на сто процентов: любовь может быть смыслом жизни. Признаюсь, даже я, до крайности нелепый в своих стремлениях к надежде на будущее, готов был жить ради кого-то. Точнее, ради любви к кому-то. Психология противоречит философии, как справедливо отметил Альбер Камю. Именно поэтому я не могу назвать сейчас любовь каким-то процессом и тому подобное. Хотя, на самом деле, это, конечно, так. С точки зрения психологии всё объясняется.

В принципе, и с философской точки зрения всё ясно. Не нужно искать обоснования веры, так как вера и есть это основание. То же самое и с любовью. Нужно принять необходимость её существования за аксиому.

Смыслом жизни может быть любовь. Но какой же смысл в любви? Мне очень хочется спросить у целующейся на проспектах вечереющего города парочки: «Чего вы хотите?! Детей? Секс? Удовольствие? Что надобно вам друг от друга?». Но эти вопросы не задаются. Любят, потому что так принято. Так надо. Так у всех.
То же самое с проблемой существования. Я не знаю зачем существуют другие люди. Но они тоже не знают этого и это их нисколько не смущает. Никто не побуждает их задуматься об этом. Опять же, существование для них – не теорема, которой они должны подыскать достойное объяснения, но это сам, не требующий никаких доказательств факт.

Однако, мы уклонились от первого вопроса наших размышлений.

Человек родился в этот мир. Человек был воспитан, обучен, вскормлен. Он вырос. Он может и дальше расти – в науке, в искусстве, в профессии… Но его влечёт противоположный пол. На вопрос «почему?» точный ответ вам дадут биологи. Мы же спрашиваем – «зачем?»

Они гуляют. Они разговаривают. Он дарит ей шоколадки и цветы, водит в кино. Она улыбается, крепко держа его за руку. Под полной луною они целуются и расходятся по домам, чтобы завтра вечером встретится вновь.

По одному из словарей, смысл – это конечная цель. Разве у любви может быть конечная цель? Разве это могут быть дети? Но дети выросли, мир изменился и пришла старость.

Я был неправ. Дети не могут быть целью или оправданием брака, а Дон-Жуан всё ещё не собирается жениться. На худой конец, существуют публичные дома. Но тело отходит в сторону, так как вновь приходится консультироваться с врачами.
Бывает, говорят: «Он/она мне интересен/интересна». Ну и что?! Я знаю сотню человек! Тридцать из них мне интересны. Они мои друзья и я их уважаю.

Зачем мне любить кого-то?!

Слепое следование принципам общества меня не удовлетворяет. В конце концов при таком скептицизме мы обличим бессмыслие принятия пищи. С философской точки зрения, разумеется.

Мне интересен самый заурядный человек. Он работает по будням и отдыхает на выходных. На Пасху он ходит в храм, по субботам – пьёт с друзьями вино. Он любит свою жену и детей. Он говорит любезности и периодически дарит цветы. Ему не скучно такое существование. Он не представляет другого. Бунтовать – больно, смириться – унизительно. Он просто живёт. Живёт так, как надо жить – потому что так живут все. Смысла не существует. Смысл абсурден изначально. Поэтому у каждого свои смыслы. И если с точки зрения экзистенциализма – объективно мир абсурден и не стоит искать истину мира, то, может быть и любовь не имеет под собой никакого основания и следует лишь разобраться в необходимости её существования. Так гамлетовское «to be or not to be» по отношению к существованию, превращается во вполне логичный в соответствии с экзистенциальной концепции вопрос – «любить или не любить».


3-5 июля 2024 года


Рецензии