Таулу Бешик - Горская колыбель

Таулу Бешик – Горская колыбель

Беш – это устойчивое неразрывное соединения одного целого

Беш – это значение неразрывности одного значимого термина, применение, которого определяет конкретную географию региона, в политическом значении – место страны, в культурно-социальном значении –  традиции.

Термины:
Беш Тау,
Беш Тау Эл,
Бештамакъ,
Бешкъарыш
Бешик, характеризуются устойчивыми позициями неразрывности  значения определенного термина.

1. Бештау – это пять высоких гор центрального Кавказа объединенного одной цепью, грядой высоких горных вершин с востока на запад: Казбек (Казман-тау), Дых-тау, Шхара (Ушхара –Три вершины), Джанги – тау, Минги-тау (Эльбрус).

Бештау – это хребет гор между центральным Кавказом и Закавказьем. Балкарцы определяют такое состояние, как:

 Беш Тау Арты, то есть за ХРЕБТОМ ПЯТИ ГОР.

2. Вторым его значением выступает – политическое и географическое  составляющее – Беш Тау Эл – современная Балкария, которая имело неразрывное единое название на протяжении тысячелетий, исходящая от географического названия: БЕШ ТАУ – ПЯТИ ГОР – КАВКАЗСКИЙ ХРЕБЕТ – БЕШ ТАУ АРТЫ – ЗАКАВКАЗЬЕ.

 БЕШ ТАУ ЭЛ (В истории – Пятигорские черкесы, горцы ПЯТИ ГОР) – Название политического общества ас-алан (балкарцев и карачаевцев).
Примечание: Эл – в тюркском языке существует в значении – государство, страна, село.

3. БЕШТАМАКЪ – Местность на территории Балкарии (Беш Тау Эл)

Бештамакъ – Беш – Пять, Тамакъ – Горло, устье (Устье Пяти рек).

Местность Бештамакъ географически находится между современными городами Прохладный и Майский и 12 км  вниз до впадения реки Малка в реку Терек, рядом со станицей Екатериноградская.

Бештамакъ образуется из следующих рек:
1.Балык (Малка, Палк, Белая)  берет начало в ледниках северного склона Эльбруса (ледник Уллу-Чиран) в виде небольшой реки Кизыл-Су и течет вначале по широкой долине Ирахик-Сырт  на северо-восток.

2.Баксан (Басхан) – образуется из речек вытекающих с восточной стороны Эльбруса (Минги –тау);

3. Чегем – берет начало из ледника Башил, на северном склоне Кавказского хребта к востоку от Эльбруса (Минги-тау).

В самом верховье, до слияние с рекой Гара-Аузу су, носит название Башил Аузу су (Ауз –ущелье; Су – вода, река с балкарского языка).

Реки Баксан и Чегем на равнине недалеко от населенного пункта Ново-Курский соединяются, и вытекает одна река Баксан, которая в районе населенных пунктов слева Ново-Полтавское, справа Октябрьское сливаются с рекой Черек, а затем в районе слева с. Ново-Покровка и справа Сарский соединяется с рекой Малка (Балык).

4. Черек  берет истоки в середине центрального Кавказа, то есть в середине
 БЕШ ТАУ АРТЫ, в долине УШТУЛУ (Три Горы) – название местности образовано из географического расположения  трех высоких гор: Гюлчи тау, Дых-тау, Коштан – тау. Здесь две реки Акъ су и Къара – су в слиянии образуют реку Черек.

Все крупные реки в Балкарии называются – Черек су;
Все крупные реки в Карачае называются – Кобан су.

У выхода с Зылгийской теснины в предгорьях река Черек Малкарский соединяется с рекой Черек Безенгиевский.
Река Черек на равнине между населенными пунктами сверху Октябрьское, снизу Сарское, соединяется с рекой Баксан.

5. Река Малка (Балык)  в районе станицы Екатериноградская соединяется с рекой Терек.

Местность, слияние ПЯТИ РЕК: БАКСАН – ЧЕГЕМ;  БАКСАН-ЧЕРЕК; БАКСАН – МАЛКА; МАЛКА – ТЕРЕК – ВСЯ МЕСТНОСТЬ ИМЕЕТ ОДНО ОБЩЕЕ НАЗВАНИЕ БЕШТАМАКЪ – УСТЬЕ ПЯТИ РЕК.

4. Бешкъарыш
Бешкъарыш  в этимологии этого термина находится значение грудных детей до одного года. Рост таких детей в высоту определяли двояким способом. По длине большого и указательного пальца ладони (чеппер) и по длине большого пальца и мизинца (къарыш). Сочетание двух способов счета давало – 80,90 см., рост годовалого ребенка. Традиционный Балкарский Бешик – Колыбель длина равняется 80 см.
Бешкъарыш – это нарицательное слово, чаще применяемое в отношении добычи в набегах, когда в переметных сумках (Годер) привозили украденных или захваченных грудных детей, которых называли – Бешкъарыш. Такие дети оторванные в детстве от своих родителей познавали с детства тот язык, в среде того народа на языке, которого говорили. Судьба таких детей во многом была счастлива. Многих детей Бешкъарыш отдавали семьям, где не было детей совсем, или детей мужского пола. Или же продавали в другие земли. Такова была история набеговой системы, которая была искоренена лишь только в начале XIX века благодаря русской колонизации края, которая прекратила среди народов Кавказа набеговую систему враждебных отношений с соседними народами и межнациональные конфликты.
В то же время в Балкарии в отношении возраста грудного ребёнка числительным определителем было название – Бешкъарыш, ребенок до одного года.


5. БЕШИК – Колыбель
Традиционная колыбель – Бешик, как культурно – историческое пространство карачаево-балкарского народа.

Как очевидное, слово – Беш тесно связано с жизнью карачаево-балкарского народа. В особенности с Балкарией расположенной на центральном Кавказе.
Беш Тау Арты – это Центральный Кавказ;
Бештамакъ – это равнинная часть Балкарии в устьях главных рек: Баксан, Чегем, Налчыкъ (Аруан), Черек, Балык впадает в Терек.

Числительное Беш (Пять) – это не только цифра «Пять», но нечто большее, как пять пальцев человека соединенных между собой и неразрывно связанных вместе.
Как известно внешний облик человека состоит из отдельных анатомических органов. В их числе: Голова, две руки, две ноги. Две руки на них по пять пальцев; Две ноги на них по пять пальцев; Через туловище и ноги и руки соединены с головой дают числительное – Пять (Беш), что, несомненно, имело значение при определении названия колыбели, как «Бешик», где в основе находится числительное – Беш (Пять) в сакральном значении – дом для ребенка.

Рост новорожденных детей и грудной  возраст

      Первые 4 недели после рождения – период новорожденности (28 дней);
Грудной возраст от 4 недель до 1 года.
Доношенный новорожденный младенец, как правило, имеет рост от 46 до 56 сантиметров. В течение 12 месяцев добавляет в росте до 25 см. В целом достигая к одному году: от 71 до 80 см.
     Балкарский Бешик – Колыбель соответствует по своей длине именно этому параметру от 80 см., но не более 90-100 см., при ширине 30-35 см.
Это говорит о том, что балкарцы и карачаевцы были давно знакомы со среднестатистическим ростом новорожденного ребенка до его грудного возраста, времени нахождения в Бешик (колыбели).
    В термине «Бешик» имеются значение -Бешкарыш:длина большого пальца и мизинца  (чыканай бармакъ) 5 къарыш (от 16 до 20 см) до 100 см. Были и исключения в определении длины ладони. Нами взяты, как пример, среднестатистические размеры.
    В истории балкарского народа, грудных детей определяли, как:Бешик бала и Бешкъарыш. С учетом такого важного для нас документально сохраненного названия грудных детей (Бешкъарыш) в истории Балкарского народа, несомненно, что в основе названия «Бешик» находится определения длины конструкции колыбели, как рост ребёнка до одного года.
    Термин «Бешик» ещё - это существительное: Беш (Пять) с прибавлением уменьшительно-ласкательного суффикса «Ик», мы получаем название домик для ребенка.
    В названии «Бешик» также сокрыты  слова с сакральным значением:
«Бешик» – Эш – связать; Эшик – дверь.  В обратном чтении БЕШИК это слово: КИШЕБ  даёт значение – завязать путы, то есть закрепить. Балкарский традиционный Бешик,  имеет по краям с двух сторон по три дужки для фиксации ребенка в колыбели тремя ремешками или перевязью из мягкого материала.
      В сакральном значении: Эшик – пространство, свет, дверь.
      Дверь – это начало жизни.
      В конце жизни человека выносят через дверь и это конец жизни.
      В основании Бешик – изогнутые опоры – Кылыч.
      Кылыч (Тейри Кылыч) имеет сакральное значение и означает – Ючю, Троицу. Данное значение нам дает представление о божественном происхождении младенца и Бешик, трактуется, как божественный дом, в котором ребенок охраняется от сглаза, болезней и разных неприятностей.
     В целом названия колыбели – Бешик, связано с сакральным понятием неразрывности от рождения ребенка, его жизни, и смерти человека в конце жизни.
   Бешик – это первый дом ребенка, который его охраняет и бережет, пока ребенок не окрепнет. Недаром рядом с термином Беш, находится другой термин – Биш (созреть, стать на ноги).
  Именно, когда ребенок становится на свои собственные ноги, он покидает Бешик, свой первый дом, чтобы сделать первые шаги (атламла) по жизни.


Колыбель

В названии «Колыбель»  имеется тюркские значения этого слова:
Къол – рука; Бёле – пеленать; Бёленген – спеленатый (ребенок).
В целом в отношении Бешик или Колыбели значение – Бёле многозначное.
В карачаево-балкарских колыбельных песнях в зачине каждой песни постоянно употребляются выражение происходящего: «Бёлляу, бёлляу, бёллейим». В основе приведенной цитаты виден посыл пеленания ребенка и укладывания в Бешик (Колыбель). Спеленатое состояние ребенка это его одежда, оболочка, где все посвящено сохранности жизни ребенка. Это дом для ребенка. Постоянно над люлькой ребенка поют колыбельную: «Бёлляу, бёлляу, бёлляу, балам». Мой перевод предполагает: Спеленала тебя, спеленала, спеленала в домике твоем мой ребеночек (бала).
Кол бала – Грудной ребенок.

Жукъла, балам, жукъла,
Бешигинги бауу торкъадан (дарийден),
Бешигинги бау бек болсун,
Сени жашар кюнюнг кеп болсун!
Спи мой ребеночек, спи,
Бешик твой, перевязан веревкой из щелка,
Бешик твой, и веревки пусть будут крепки,
Пусть дни твоей жизни будут долгими!


Сыппа и Сыппа сюек (Костяная трубка)

В балкарских традициях ребенка укладывают в Бешик  на матрас из шерсти овцы или козы, и ребенку в зависимости от пола пристраивают – Сыппа сюек (костяная трубка из голени, берцовая кость «Ашык жилик» для стока мочи ребёнка из люльки). Термин «Сыппа» своё название получил от метода его изготовления и приготовления к употреблению.
Существуют специальные трубочки для девочек и мальчиков, в конструкции которых  учтены физиологические особенности ребенка по полу.
«Сыппа» - изготавливается из трубчатой кости «Ашыкъ жилик» из задней части ноги.
Как правило, это правая сторона Ашыкъ жилик. Правая сторона, всегда почетная и священная сторона.
Сыппа готовят заранее. Мнение, что «Сыппа» изготавливают из  животного, которого с рождением ребенка принесли в жертву в первых дней рождения ребенка это ошибочное мнение. Курманлыкъ – жертвоприношение, посвящение (овцы, барана, козы) рождению ребенка происходит после сорока дней жизни ребенка, но не раньше.
Когда жизнь ребенка прошла первые сорок дней, устоялась и окрепла. Праздник - Къурманлыкъ, посвященный этому событию балкарцы называют: Къырыкъдан чыгъарыу» т.е. выход из сорока дней.
Кость для «Сыппа» очищают от мяса, просверливают отверстия с двух сторон. Для девочек, отверстие верхней части Ашыкъ жилик отличается от того, что готовят мальчикам. После очистки костей снаружи и сверления отверстий в костях с двух сторон, кости долго варят в казане, выходит костный мозг, и внутренность также становится гладкой и чистой.
Как мы выше написали термин «Сыппа сюек» получила название от своего предназначения и способа его изготовления.
Первое на что следует обратить внимание в карачаево-балкарском языке, как и в других тюркских народов имеются диалектные слова, слова, которые в разное время или в разных областях страны один и тот же предмет или иное название имеют разные звучания.
Саб и Сып в балкарском языке означают: ручку, рукоять чего-либо.
Сыпта – одно из его значений: приделать или насадить что-либо на рукоятку или  вдевать, что-то в предмет.
В данном случае с использованием «Сыппа» у мальчиков, детородный орган вдевают в Сыппа, у девочек Сыппа  прикладывают  к месту мочеиспускания и закрепляют.
Сыйпа – это очищение, где в одном случае моча ребенка втекает, и из другого конца вытекает в закрепленное к низу специальное отверстие в горшок для жидкости.
 Когда готовят «Сыппа», его очищают специальным ножичком, края надрезов, затупляют острые края. Кость, как правило, бывает острым и тупым (затупленным). Затупление острых краев кости для мочи имеет название «Сыппах (Гумадах)». Одно из значений термина «Сыппах» - тупой  (гладкий), край, конец чего-либо.
Этим же ножичком «Сыппа сюек» полируют и доводят до гладкого и блестящего состояния, как говорят: «Сыппа-сыйдам», что означает «гладкий-перегладкий».
Трубка для мочи «Сыппа» – это гигиенически чистая и безопасное для применения предмет.  Сыппой - пользовались наши предки тысячелетия назад, да и мы, в настоящее время сами и наши дети и внуки, и будущие поколения воспитываются на традициях традиционного карачаево-балкарского – Таулу Бешик – Горской Колыбели.
Таким образом, мы выяснили, что термин «Сыппа» это родное карачаево-балкарское название термина, которое имеет ясную этимологию слова и его предназначения и не является заимствованным термином у других народов. А это показывает древность карачаево-балкарских традиций связанных с рождением ребенка и его первым годом жизни.

                Сакральное значение

   Как сакральное значение название слов со значением числительное «Беш-Пять»,  в жизни и истории карачаево-балкарского народа неразрывно связано с названиями: Бештау, Бештау Эл, Бештамакъ, Бешкъарыш, Бешик, смысл которого – место рождения, его первых шагов, его края и Родины. 
Место его рождения, жизни и смерти. Место, где находятся могилы предков.
Место дорогое сердцу, место, где ребенок вскормлен молоком матери и слышал на родном языке напевы колыбельных песен. Место, где был его первый дом маленького горца – Таулу Бешик, который всегда находился, на священном и почетном месте в карачаево-балкарском жилище – Тёрде, где сидели старшие рода на родовом камне Тыпыр таш: Бешиклени тебрете (качая колыбели) под песни Бёлляу.


Хадис Тетуев, историк, 05.07. 2024 г.


Рецензии